Шляпы почтовых курьеров древнего рима. Примечательные факты о курьерской доставке. Мода носить мужские шляпы пришла из древнего Рима

  1. Каких-то сто лет назад доставка посылок и писем по России считалась очень быстрой, если не превышала шести месяцев. В былые времена царские посыльные могли поплатиться собственной жизнью за дурную новость, а потому работа курьера в те времена была не просто сложной, но и опасной.
  2. В Древней цивилизации инков удавалось держать под единым упралением огромную территорию благодаря отличным дорогам с отлаженной курьерской службой. Инские дороги предназначались для пешеходов и караванов лам, через каждые 7,2 км стояли указатели расстояний, а через 19-29 км - станции для отдыха путешественников. Кроме того, через каждые 2,5 км распологались курьерские станции. Курьеры (часки) передавали известия и приказы по эстафете, и таким образом информация передавалась на 2000 км за 5 дней.
  3. В Древней Римской империи благодаря курьерской доставке жители страны могли получать актуальную информацию о событиях политической жизни, судебных тяжбах, скандалах, военных кампаниях и казнях. Быть императорским курьером было весьма почетно, и эта деятельность достаточно хорошо оплачивалась.
  4. В Древнем Китае практиковался выпуск специальных листков новостей, которые затем посредством курьеров доставлялись в различные регионы страны. Можно сказать, что курьерская доставка на протяжении многих столетий являлась важной частью системы государственного управления.
  5. В Древнем Египте самым известным курьером считался Филлипид, который по преданию в 490 году до н.э. принес сообщение о победе в битве при Марафоне в Афины. Он, пробежав около 40 км, погиб от истощения, но стал основоположником марафонских бегов.
  6. В 13 веке в России была организована первая специальная служба для пересылки письменных сообщений, так называемая ямская гоньба, - самобытное русское учреждение, просуществовавшее до второй половины 19 века.
  7. В XVI веке для учета корреспонденции и повышения личной ответственности гонцов за ее сохранность на подлинниках или копиях документов стали делать специальные отметы. В XVII веке эти отметы стали более подробными и содержали, кроме фамилии и имени гонца, год, месяц и день вручения корреспонденции.
  8. В 1665 году организованы почтовые и курьерские маршруты из Москвы в Ригу и в 1669 — в Вильнюс, которые давали возможность обмена корреспонденцией, в том числе частной, с зарубежными странами.
  9. В России курьерская почтовая служба появилась в 17 веке, 17 ноября 1710 года Петр I подписал указ об учреждении специального курьерского маршрута от Санкт-Петербурга до Москвы, что явилось прообразом военно-полевой курьерской службы, утвержденной Указом Петра I от 30 марта 1716 года.
  10. В 1783 году в России впервые были введены единые тарифы на пересылку корреспонденции в зависимости от ее массы и от расстояния.
  11. С 1837 года в Росии почтовые у курьерские отправления стали перевозить по железной дороге. Россия - одна из первых стран, организовавших такие перевозки.
  12. К началу 19 века в России насчитывалось порядка 460 почтовых и курьерских учреждений, где исправно несли службу 5 тыс. курьеров.
  13. В Америке первые курьерские услуги стали оказываться в 1907 году американской компанией UPS. Данная компания занималась доставками цветов, почтовых отправлений и мелких грузов.
  14. В 1946 году Кен Томас основал компанию-перевозчик TNT. Он сделал основной упор на осуществление регулярного сообщения между городами. И принес свои нововведения, всем клиентам, которые хотели удостовериться в успешности доставки, теперь выдавали специальную справку с подписью получателя.
  15. В 1969 году впервые появилась Авиа-доставка, что позволяло выйти

Интересно, что терминология индустрии гостеприимства многим обязана римлянам. И здесь они тоже внесли свой вклад в развитие многих цивилизаций. Слово hospitality (гостеприимство) произошло от латинского hospitium (госпиции). Однокоренными словами являются host (хозяин), hospice (приют), hotel (гостиница, отель). Гостеприимцы - так называли в античности людей вместе с их семейством, оказывающих прием гостей в своем доме. С гостеприимцами иностранное государство заключало союз о взаимной помощи, дружбе и защите.

После введения регулярного государственного почтового сообщения (во времена императора Октавиана с 63 г. до н. э.) появились и государственные постоялые дворы. Государство устраивало дворы в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима вплоть до Малой Азии или до Галлии Баталова Л.В. Из истории развития туризма, Сб. научных статей. Вып. Ижевск, 1999, - 148 с..

Создавались государственные постоялые дворы, удаленные друг от друга на расстояние одного дня поездки на лошади. По мере завоевания новых территорий и расширения Римской империи ее обычаи, хозяйственная и организационная структуры распространялись также в новых провинциях и покоренных странах. О том, насколько серьезно рассматривалась в древности надежность заведения, предоставлявшего путешественникам приют, питание и ночлег, свидетельствует факт особой заинтересованности государства. Так, в своде римских законов была предусмотрена ответственность такого заве-дения за вещи гостя. Вот тогда и появилась возможность безопасно провести ночь в постоялом дворе. Даже и сегодня законодательство ряда государств регулирует этот вопрос, основываясь на приведенных положениях Римского гражданского права. Ведь защита гостя во всех странах - это одна из основных целей гостиничного дела.

Никогда купцы, торговцы и другие постояльцы из простого народа не могли быть поселены рядом с государственными служащими и правительственными гонцами. Это обстоятельство повлияло на качественное состояние постоялых дворов. Те, в которых останавливались представители аристократии и государственные чиновники, строились по всем правилам архитектурного искусства и предлагали широкий по тем временам спектр услуг. Впоследствии Марко Поло говорил, что на таких постоялых дворах и "королю остановиться не зазорно"" Поло Марко. Книга Марко Поло. М.: Географгиз, 1956..

Таверны и постоялые дворы, предназначенные для обслуживания граждан низших сословий, предлагали минимальные условия для ночлега и отдыха. Например, очень часто путешествующие спали просто на соломе, а чтобы не замерзнуть в холодное время года, прижимались к теплому боку своей лошади. О каком-то дополнительном комфорте не было и речи. В основу организации гостиничного дела в Римской империи была положена разработанная властями государства определенная классификация гостиниц. Существовало два типа гостиниц: только для патрициев (мансионес), другой -- для плебеев (стабулярии).

Римская гостиница представляла собой определенный комплекс помещений довольно широкого функционального назначения: это не только комнаты для размещения путешествующих, но и складские помещения, конюшни, лавки, мастерские и т. д. Гостиницы, как правило, строились из камня и располагали необходимым перечнем услуг. В зимнее время они обогревались. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по спе-циальным документам, выдаваемым государственными властями. Эта традиция сохранилась до сих пор в форме специальных помещений для особо важных персон в аэропортах, вокзалах и других местах пребывания туристов.

С совершенствованием функционирования почтовой связи во второй половине IV века, когда она длительное время совмещала в себе потребности в транспорте и в пересылке известий, вдоль дорог устраивались заезжие дворы. Назывались они «мансио» и «стацио». Первый из этих терминов означал заезжий двор, в котором были условия для размещения императорской свиты, второй -- пост дорожной полиции.

Позже произошло выравнивание этих постоялых дворов. Между мансио и стацио размещались постоялые дворы меньшего значения, или мутацио (места перемен упряжки лошади), в которых можно было удовлетворить наиболее насущные потребности путешествующих: что-то съесть, пе-реночевать, заменить ездовых или вьючных животных.

Расстояние между двумя мансио зависело от характера местности, однако в среднем оно составляло 40-- 55 км. Между двумя мансио могли находиться один или два меньших заезжих двора, и это уже зависело не только от местности, но и от ее заселенности.

Такие постоялые дворы отличались друг от друга объемом и качеством своего обслуживания, начиная от претория, в котором можно было принять императорскую свиту, и до скромных учреждений. Полностью оборудо-ванный постоялый двор мог предложить практически все то, в чем путешественник нуждался. Здесь можно было поесть, переночевать, сменить ездовых животных (в конюшнях больших заезжих дворов насчитывалось до сорока коней и мулов), повозки, возниц, найти слуг, людей, которые возвращали упряжных животных на предыдущую станцию, ветеринаров, каретников и колесников, исправляющих поврежденные экипажи Котлер Ф., БоуэнДж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм /Пер. с англ. -- М.: ЮНИТИ, 1998..

Постоялые и заезжие дворы и почтовые станции не строили специально для этих целей, они служили не только специально следующим путешественникам, хотя те имели, безусловно, первенство обслуживания. Почту, вопреки тому, что она обслуживала главным образом центральную власть, содержали местные жители. Императоры просто выбирали уже существовавшие постоялые дворы нужного для службы качества и включали их в систему, требуя бесплатного ночлега для каждого обладателя диплома.

Только в отдаленных местностях, как, например, на перевалах или на уединенных дорогах, императорская власть вынуждена была все строить с самого основания. В таких местах принимали на ночлег всех путешественников, частных лиц, так же как и представителей официальных властей, чтобы компенсировать расходы. Повозки, животных, возниц, конюхов -- всех привлекали для службы там из местных окрестностей, если это было возможно. С этого времени уже начали появляться люди, которые работали именно в постоялых дворах. Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными.

Со временем содержание заезжего двора стало обременительным для его управляющего, так как с развитием общества и цивилизации требования к нему постоянно возрастали. Их предъявляли не только те, кто имел право пользоваться заезжим двором по закону, но и те из числа лишенных совести чиновников, кто самовольно конфисковывал лошадей и экипажи либо нагло привозил с собой в заезжие дворы людей, которые не имели права на бесплатное обслуживание. Специальные инспекторы (куриози, курсус, публици) проверяли правомочность пользования дипломов по истечении срока их годности, проезда не по той трассе, по которой должно было следовать предъявившее документ лицо, пользование не тем видом ездовых животных, которыми воспользовались проезжавшие.

Императоры один за другим издавали строгие законы, чтобы прекратить злоупотребления и удержать обслуживание на заезжих дворах на соответствующем уровне.

Существовали предписания, касающиеся количества повозок и животных, которые можно было использовать официальным лицам, определявшие максимально позво-ленный груз, количество возниц, трассы путешествий, вес седел и вьюков, даже размеры и вид кнутов. Одно предписание устанавливало, что «никто не будет вознаграждать ни одного возницы, колесника и ветеринара, находящегося на службе в публичном заведении, потому что они получают питание и одежду, которых им хватает». Иначе говоря -- запрещалось давать «чаевые» этим служащим. Предписания о том, чтобы их не давать, редко выполнялись, и все указывает на то, что эти распоряжения не исполнялись надлежащим образом.

Каждое лицо, пользовавшееся почтой, должно было точно знать, где находились различные постоялые дворы. Доступными путешественникам были итинерарии, в которых перечислялись заезжие дворы вдоль данной дороги и расстояния между ними.

Существовали также условно выполненные картосхемы, из которых можно было узнать не только то, где располагался постоялый двор, но и что на нем могли предложить. До периода Возрождения дошла копия одной такой картосхемы, выполненной в средние века, так называемая Пейтингерова таблица. Она была начерчена на длинном листе пергамента шириной 33 см и длиной 6,7 см. Она крайне неточна в картографическом отношении, но представляет дороги всей Римской империи таким образом, чтобы ее легко можно было прочитать. На нее нанесена информация, подобная той, которую можно найти на современной автомобильной карте: линии, обозначающие дороги, названия городов и крупных селений и других мест, в которых можно остановиться; цифры, указывающие расстояния между ними в римских милях. Интересно отметить, что около многих названий нанесены небольшие цветные рисунки -- символы. Служили они той же цели, что и удивительно похожие на них символы в современных путеводителях. Они должны были указать с первого взгляда, каковы возможности провести ближайшую ночь во время следования данной дорогой Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999, - 216 с.

Названия без сопровождавших их рисунков обозначали наиболее простой заезжий двор, который мог, предста-вить немногим больше чем воду, крышу над головой, еду и свежую перемену ездовых или верховых животных.

Например, путешественник, покидая Рим по Аврелиевой дороге, ведущей на север вдоль побережья Тирренского моря, мог узнать из картосхемы, что первым подходящим местом постоя будет Альсиум, в восемнадцати римских милях от столицы, с минимумом удобств (рисунок при названии отсутствовал), оттуда было десять миль до Пирги с минимумом удобств, потом было шесть миль до Пуника, где также было мало удобств, но оттуда было рукой подать до Акв Аполлинарских с перворазрядной гостиницей (обозначенной четырехугольным зданием), оттуда было четыре мили до Акв Таври с такими же удобствами, как в Аквах Аполлинарских, и т. д.

Правительственные гонцы спешили от станции к станции со средней скоростью пять миль в час, или в течение нормального дня путешествия проделывали пятьдесят римских миль. Так, известия из Рима достигали Брундизия за семь дней, до Византия -- около 25 дней, до Антиохии -- около 40 дней, до Александрии -- около 55 дней. В исключительных случаях, передвигаясь день и ночь, гонцы могли утроить эту скорость. Когда в 69 г. н. э. в Могунти-аке над Рейном (ныне Майнц, Германия) легионы взбунтовались, известие об этом достигло Рима в течение 8-9 дней. Гонец в подобных случаях преодолевал в среднем 150 римских миль в день. Путешественник, которому давали правительственные поручения, рассчитывал на удобства, предоставляемые публичной почтой, и имел мало забот. Он предъявлял диплом в близлежащем постоялом дворе и получал соответствующие средства передвижения, смотрел в свой список станций или картосхему в поисках соответствующих мест постоя на своем пути, там питался, ночевал, менял упряжку и экипаж, пока не прибывал к месту предназначения. Официально Лица, путешествовавшие частным образом, не имели права пользоваться почтой, но поскольку человеческая природа такова, какая она есть, исключения были неизбежными.

Те, кто путешествовал частным образом и не мог легально или нелегально пользоваться правительственной почтой, имел возможность найти ночлег в заезжих дворах и приютах, поскольку во многих провинциях они были единственными, а в некоторых местностях и лучшими по-стоялыми дворами. Более того, если он не путешествовал в экипаже с собственной упряжкой, он мог нанять ее, что было вполне доступно тому, кто собирался путешество-вать не пешком, а с помощью транспортных средств. Если по открытой дороге он достигал почтовой станции сразу после официальной группы, которая реквизировала все, что было в распоряжении этой станции, ему не оставалось ничего другого, как только ожидать. В любом случае он двигался медленнее правительственного гонца.

Уже в III в. до н.э. строители Рима возводили высокие многоквартирные здания - инсулы - чтобы разместить и разраставшееся населения города и гостей. Это были трех-, четырех-, а порой и пятиэтажные строения с деревянным каркасом. В Риме инсулы были заселены как бедняками, так и средним слоем горожан; люди богатые обитали а особняках. В таком многоэтажном доме сдавались внаем отдельные помещения или целые этажи. В римском порту Остии, где особенно остро ощущалась нехватка пространства, в многоэтажных инсулах жили все (сохранились остатки ряда не только благоустроенных, но и украшенных фресками и рельефами инсул). В других городах, где было достаточно пространства для застройки (таких, как Помпеи) инсул не возводили вообще, строили домики с садом или особняки. Сотни городов в Риме имели акведуки - водопроводы, подающие воду в город. Как правило, акведуки являлись монументальными сооружениями на арочных опорах. Самый длинный акведук - 132 км был возведен при императоре Адриане в Карфагене. В это же время появляются дома - лупанарии (публичные дома) Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП, "Эноперспектива"-1999, - 216 с..

Некоторые богатые землевладельцы тоже строили постоялые дворы на границах своих владений. Обычно ими управляли рабы, специализирующиеся на ведении домашнего хозяйства. Те постоялые дворы и таверны, которые располагались ближе к городам, чаще посещались богатыми гражданами, и поэтому их содержали вольноотпущенники или ушедшие на покой гладиаторы, решившие вложить свои сбережения в «ресторанный биз-нес». Хозяева постоялых дворов в те времена были лишены многих граждан-ских прав, включая право служить в армии, возбуждать против кого-либо дела в суде, приносить присягу и выступать в качестве опекунов чужих детей. Другими словами, моральные устои всякого человека, занимающегося этим бизнесом, автоматически ставились под сомнение.

Самым мощным государственным образованием античного мира, безусловно, является Древний Рим . Этот город не только подчинил себе Апеннинский полуостров, но и раскинул свои владения на огромную территорию: от Британии до Северной Африки и от Пиренейского полуострова до Сирии.
Связь столицы с удалёнными провинциями стала для Рима насущной необходимостью.

Для этого была построена, невиданная ранее, сеть добротных, вымощенных камнем, дорог. Их общая протяжённость уже во времена Гая Юлия Цезаря составила 150 тысяч километров.
Кстати, крылатое выражение "Все дороги ведут в Рим " не столь метафорично, как кажется на первый взгляд. Самые старые и широкие дороги действительно подобно лучам сходились в столице империи. Именно по этим дорогам из Рима отправлялись легионы на войну или для подавления мятежей.


Аппиева дорога, сохранившаяся до наших дней .

Хотя основы регулярной государственной почты заложил ещё Юлий Цезарь, свой канонический вид она приобрела при Августе. Именно он объединил все маршруты в единую сеть, которая называлась "курсус публикус ". Эта почта контролировалась лично императором и предназначалась исключительно для государственных нужд. Управляющие почтой госчиновники должны были обязательно иметь «диплом» - документ, удостоверяющий их заслуги перед государством. В провинциях почтовую службу контролировали наместники, а её содержание полностью ложилось на плечи местного населения, которое должно было поставлять почте повозки, лошадей и всадников.

Пешие гонцы назывались "табеляриями ". Знаком отличия римских курьеров стал головной убор, украшенный сначала перьями, а затем - стилизованными крылышками. Ведь подобный крылатый шлем носил Меркурий - посланник богов и покровитель торговли.

Срочные сообщения доставлялись конными гонцами, а ценные госгрузы перевозили на телегах. Конных гонцов называли "бередос" - от персидское слова "берд", означающего "вьючное животное".
Не во все римские провинции можно было добраться по суше, и в этом случае для перевозки почты использовали корабли


«Внезапно сегодня у нас появились корабли из Александрии, которые обычно идут впереди и возвещают о прибытии следующего за ними флота. Поэтому их также называют почтовыми кораблями».

Главным достоинством "курсус публикус " стала хорошо налаженная система дорожных почтовых станций.
Станции делились на две категории. Так называемые "мансио" представляли собой благоустроенные постоялые дворы, окрашенные в красный цвет. Здесь гонцов ждали не только ночлег и пища, но и обширная сеть услуг. "Мансио" заправлял начальник-манцепс, под руководством которого были "стационарии" (смотрители конюшен), "гиппокомы" (конюхи), "мулионы" (погонщики мулов), "муломедикусы" (ветеринары) и "карпентарии" (смотрители повозок).
Считают, что именно из латинского выражения "mansio posita in..." ("Станция, расположенная в каком-либо пункте") впоследствии и вычленилось современное понятие "post " - "почта ".
Кроме того, между двумя "мансио" располагалось 6-8 промежуточных малых станций - "мутацио", которые служили, прежде всего, для смены лошадей.


«Курсус публикус», реконструкция Л. Бургера.

Чтобы обеспечить безопасность движения римляне вдоль важных путей разбивались военные лагеря, которые заодно выполняли и функции стройбата - т.е. чинили дороги.
На оживлённых перекрёстках даже возникли специальные стены, играющие роль своеобразных газет. Каждый писал на них всё, что вздумается - от новостей и объявлений до эпиграмм и любовных записок вроде "Марк любит Елену". Недаром какой-то шутник начертал на одной из таких стен следующее: "Я удивляюсь тебе, стена, как ты не рухнешь, продолжая нести столько дрянных надписей" .

О том насколько эффективной была "курсус публикус " свидетельствует следующий факт. Если Юлий Цезарь, постоянно сменяя лошадей, мог покрыть в день не более 100 миль, то император Тиберий, пользуясь услугами почтовой службы , продвигался вдвое быстрее. В результате правители Римской империи получали свежие новости достаточно регулярно.

А вот частную переписку вести через госпочту запрещалось. Поэтому самые зажиточные из римских граждан имели своих собственных гонцов из числа рабов. В день такой скороход мог пройти около 70 км. Если же послание надо было отправить на дальнее расстояние, то его передавали посредством торговцев или путешествующих знакомых. Правда, и доходили такие послания не в пример медленнее государственных. Известен случай, как некто Август (не император) получил письмо лишь спустя девять лет.

Сенека, из "Писем к Люцилию":
«Твоё письмо я получил лишь через много месяцев после отправки. Поэтому я счёл излишним распрашивать доставившего его человека о твоем житье-бытье».

К сожалению, наработки римлян оказались надолго забыты, после того, как империя пала под натиском варваров, и Европа надолго погрузилась в "тёмные века". Упадок почтовой связи был настолько сильным, что даже в XVI веке гонец передвигался в полтора раза медленнее, нежели римский курьер во время расцвета "курсус публикус ".

Сегодня состоялась очередная интеллектуальная игра "Кто хочет стать миллионером?". В этой статье можно подсмотреть ответы на все вопросы в "Кто хочет стать миллионером?" за 13 мая 2017 года . В игре с ведущим Дмитрием Дибровым сегодня участвовали две пары игроков. Ниже сами вопросы и ответы, варианты ответов я решил не писать, дабы не отвлекать читателей, ведь вам нужна лишь нужная информация.

Первая пара игроков в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 13.05.2017

1. Как называют человека, выполняющего мелкие, несложные поручения?

  • мальчик на побегушках

2. Что должен был отвечать советский пионер на призыв «Будь готов!»?

  • «Всегда готов!»

3. Куда собирается сесть героиня песни в исполнении Любови Успенской?

  • в кабриолет

4. Что можно заработать во многих играх?

5. Кто пел частушки в мультфильме «Летучий корабль»?

  • Бабки-ёжки

6. Какой хищник живёт высоко в горах?

  • снежный барс

7. В чём, кроме лошадиных сил, измеряют мощность автомобиля?

  • в киловаттах

8. Какое прозвище носил сэр Ланселот, рыцарь Круглого стола?

  • Озёрный

9. Мелодию какой песни барда Сергея Никитина записал оркестр Поля Мориа?

  • «Под музыку Вивальди»

10. Что украшало шляпы почтовых курьеров Древнего Рима?

  • крылья

11. Дом какого художника - один из самых известных музеев Амстердама?

  • Рембрандта

Игроки первой пары ничего не выиграли и ушли без копейки выигранных денег.

Вторая пара игроков в передаче "Кто хочет стать миллионером?" за 13.05.2017

1. Из чего состоят организмы животных и растений?

  • из клеток

2. Как Ершов описал Конька-Горбунка: «На спине с двумя горбами и…»?

  • с аршинными ушами

3. Что используют в акупунктуре?

  • иголки

4. Какая пьеса Шекспира легла в основу мюзикла «Целуй меня, Кэт»?

  • «Укрощение строптивой»

5. Что едят коалы?

  • листья эвкалипта

6. Боевые искусства какой страны известны известны под названием ушу?

  • Китай

7. Из какого стихотворения Пушкина Владимир Мотыль взял название для своего фильма «Звезда пленительного счастья»?

  • «К Чаадаеву»

8. Какую букву напоминают ворота для игры в регби?

9. Какой музыкальный инструмент изображён на гербе Ирландии?

10. На каком озере царь Пётр I построил Потешную флотилию?

  • Плещеево

Игроки неправильно ответили и ушли без копейки выигранных денег.

Поделиться