Есенин тема родины в творчестве поэта презентация. Тема Родины в лирике Есенина. презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему. Мы теперь уходим понемногу…

Тема Родины в лирике С.А.Есенина

  • Проблемный вопрос:
  • Как изменялась тема Родины в творчестве С.А. Есенина? С чем это связано?
  • Пути решения проблемного вопроса
  • Сопоставление стихотворений разных лет на уровне исторических событий , образов, своеобразия художественного мира поэта.
Какова же Родина в ранней лирике С.А.Есенина?
  • Какова же Родина в ранней лирике С.А.Есенина?
  • «Гой ты, Русь моя родная…»
  • Каков центральный образ стихотворения?
  • Почему Русь, а не Россия, Родина?
  • Какие реалистические детали изображены в стихотворении? Какую роль они играют?
  • - Какие строки стихотворения отражают его основную мысль?
  • Если крикнет рать святая:
  • «Кинь ты Русь, живи в раю!»
  • Я скажу: «Не надо рая,
  • Дайте родину мою».
«Край любимый! Сердцу снятся…»
  • Что необычного в любви, которую испытывает герой этого стихотворения?
  • С чем связано обилие религиозных образов?
  • Какие строки завершают стихотворение?
  • С каким чувством нераздельна радость приятия красоты родных мест?
Какой предстаёт перед нами Родина в ранних стихах Есенина?
  • В ранних стихах Есенина центральный образ богомольной, патриархальной Руси.
  • Родина – это рязанские поля, где мужики косили и сеяли хлеб, костёр зари, плеск волны, шелест тростника. Вся красота родного края отлилась в стихи. Поэт обожествляет природу, в этом скрытый духовный смысл. Именно здесь, в родных метах, счастлив он.
А если всё так хорошо, то зачем тогда покидать родной край? Судьба Есенина – вырваться из деревни и постоянно возвращаться в неё, тосковать о ней, о доме, о родных Изменяется ли с годами облик Родины для С.А.Есенина или он всё-таки остаётся неизменным? «Я покинул родимый дом…» - Каков центральный образ стихотворения? - Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери, родных местах? Каков заключительный образ стихотворения? Какую роль он играет? Изменилось ли отношение поэта к Родине? Докажите. «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном» Да здравствует революция На земле и на небесах! Отражаются ли в поэзии новые черты, рождённые революционной действительностью? Как происходило постижение «коммуной вздыбленной Руси» Почему?
  • А за ним
  • По большой траве,
  • Как на празднике отчаянных гонок,
  • Тонкие ноги закидывая к голове,
  • Скачет красногривый жеребёнок.
  • Милый, милый, смешной дуралей,
  • Ну куда он, куда он гонится?
  • Неужель он не знает, что живых коней
  • Победила стальная конница?
«Русь Советская»
  • Поэт возвращается в родные места. Изменились ли они? Что чувствует Есенин?
  • Принимает ли поэт изменения, произошедшие на родине?
Приемлю всё. Как есть всё принимаю. Готов идти по выбитым следам. Каким показан герой стихотворения? Что он переживает в душе? Чего не может понять? Какую цель ставит перед собой герой? Какую Родину хочет воспеть поэт? Но и тогда, Когда во всей планете пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть,- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названьем кратким «Русь» Становится ли шире взгляд поэта на Родину? Изменяется ли отношение Есенина к Родине? С годами шире становится взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он гражданин Страны Советов. Отношение Есенина к Родине неизменно: «Нет, любовь к Родине навсегда!» «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
  • Какова главная тема стихотворения?
  • Что чувствует поэт, созерцая красоту родной природы? Как относится к происходящему?
  • - Найдите строки, которые говорят о серьёзных изменениях, произошедших в жизни, во взглядах поэта
Всё равно стался я поэтом Золотой бревенчатой избы Сделаем вывод
  • Как изменялась тема Родины в творчестве С.А. Есенина? С чем это связано?
  • "Моя лирика жива одной большой любовью
  • - любовью к Родине"
Родина в изображении Есенина не была чем-то неизменным. С годами расширялся его взгляд на жизнь. Он стремился понять окружающую действительность. Постижение Родины было трудным и болезненным. Любовь к родному краю «мучила и жгла» поэта. Восхищение красотой родного края, изображение жизни народа, мечта о «мужицком рае», стремление постигнуть Русь Советскую, любовь в родному краю – такова эволюция темы Родины в лирике Есенина Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названьем кратким «Русь» Какова Россия сегодня? А любим ли мы свою Родину? Как может проявляться любовь к родному краю?
  • Любите свой родной край!

В этом имени – слово «есень» . Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней, Грусти, Юности и Чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин» , – Всей России встают черты…


Сергей Есенин

Продолжите ассоциативный ряд:

  • пейзажи, освещенные золотым светом луны


Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. Есенин

Эволюция темы Родины в лирике Есенина


Цель урока

некоторы.. факт.. биографии

особенност…. стихотворений поэта (поэтическ….. манер…. поэта)

особенност…. образного мышления поэта на определённом этапе его творческого пути

поэтической зоркости

динамик… развития темы Родины в лирике С. Есенина

образа Родины в лирике

С. Есенина

любви к Родине

Определение

Знакомство

Выявление

Воспитание

Исследование

Определение


«Загадочная фотография»

I группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?


«Загадочная фотография»

II группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.


«Загадочная фотография»

III группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.


III периода творчества

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?


Наша задача:

выяснить, какая она, есенинская Русь , какие краски, образы дарит поэт родному краю, как развивается тема родины в его творчестве.


III периода творчества

1. Край любимый! Сердцу снятся…

2. Топи да болота…

3. Гой ты, Русь, моя родная…

4. Тебе одной плету венок…

I группа: 1914-1915 годы

1. Я последний поэт деревни…

2. Мир таинственный, мир мой древний…

3. Сторона ль ты моя, сторона!

II группа: 1920-1921 годы

1. Мы теперь уходим понемногу…

2. Несказанное, синее, нежное…

3. Спит ковыль. Равнина дорогая…

4. Синий май. Заревая теплынь.

III группа: 1924- 1925 годы


ЦЕЛЬ

«Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, идти».

Оноре де Бальзак

задание

I V ступень

задание

III ступень

задание

II ступень

I ступень:

ЦЕЛЬ


Шкала оценивания:

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ


«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»

Шкала оценивания:

-за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б.

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ


«Какие краски дарит С. Есенин отчему краю?»

III ступень

«ЦВЕТ»

задание

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ


2 групповое задание «Какие краски дарит

С. Есенин отчему краю?»

Какими цветами наполнены стихотворения Есенина исследуемого вами периода творчества? Результаты исследования (сколько раз используется данный оттенок в стихотворениях вашего периода и примеры использования цветообразов) занесите в таблицу. Делая вывод, определите, что цвета символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?


Критерии

Темы задания

А (max 3)

Уровень достижения

Отмечено не менее четырех оттенков цвета. приведены примеры их использования в произведениях

Отмечены 3 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях

Баллы за выполнение задания

Отмечен 1-2 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях


B (max 4)

Заполните графу, соответствующую вашему периоду, примерами использования цветообразов в произведениях: 1 пример для каждого отмеченного вами оттенка.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений для каждого отмеченного оттенка цвета.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 1 пример отсутствует.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 2-3 примера отсутствует.

Указаны примеры употребления цвета, но неправильно соотнесены с оттенком

Не достиг ни одного из критериев


Сделайте вывод: Какова гамма цветов, используемых поэтом в этот период? Что они символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, но не содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

В выводе прослеживается понимание специфики задания, но отсутствует 1 из составляющих ответа: гамма цветов, ее символика или преобладающий цвет и ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

Не достиг ни одного из критериев


Физминутка для глаз

Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Несказанное, синее, нежное,

тих мой край после бурь, после гроз…


«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

I V ступень

«ОБРАЗЫ»

задание

III ступень

«ЦВЕТ»

задание

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ


3 групповое задание

«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях? Исследуйте, какие ключевые образы и тропы характерны для стихотворений вашего периода (не менее 2 примеров в каждом столбце).

Вывод на этот вопрос оформите в виде

небольшого текста или нескольких предложений, в которых для подтверждения своих мыслей используйте выписанные вами образы.


Критерии

Темы задания

Проверяемые элементы

Исследуйте, какие звукообразы, образы-запахи и явления природы использованы поэтом в стихотворениях вашего периода. Заполните таблицу (не менее 2 примеров в столбцах 1,2,3).

Уровень достижения

Верно найдено и записано в таблицу не менее 2 примеров в каждом столбце 1-3.

Примерами верно заполнены все столбцы (1, 2, 3), но в одном из них менее 2 примеров использования поэтом образов. Допускается 1 ошибка в классификации образа.

Примерами заполнены только 2 столбца таблицы. Допускается 2 ошибки в классификации образа.

Примерами заполнен только 1 столбец таблицы. Допускается 3 ошибки в классификации образа.


Заполните примерами использования тропов 5 столбец таблицы.

Верно приведены примеры не менее 3 разных тропов.

Верно приведены примеры 2 разных тропов.

Верно приведены примеры 1 тропа.

Не достиг ни одного из критериев


Сделайте вывод: «Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях?»

Оформите его в виде небольшого текста, в котором используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины и отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде предложений, не связанных между собой логически.

Не достигнут ни один из критериев


«Поэтический поединок»

Стихи С.Есенина о временах года

I группа – о весне

II группа – о лете

III группа – об осени

учитель – о зиме


«Подбери эпиграф»

Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в произведениях исследуемого вами периода творчества.


Какой предстаёт Родина в стихотворениях?

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?


«Оценивание»

Подсчитайте общее количество баллов, занесите в итоговую таблицу,

выставьте оценку в соответствии со шкалой:

21-24 баллов – «5»

17-20 баллов – «4»

10-16 баллов – «3»

0-9 баллов – «2»


Домашнее задание

(на выбор)

1. Ментальная карта: «Какой мы видим Родину в творчестве С.Есенина?»

2. Сочинение на одну из тем:

- «Природа и Родина в лирике Есенина»

- «Мой Есенин»

- «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»


он помог мне понять, что …

он обратил моё внимание на …

он научил меня видеть …

он научил меня…

он помог мне разобраться в …

Благодарю замечательного поэта С.Есенина за то, что

Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть Земли С названьем кратким «Русь»

Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы

МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга


Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство к Родине – основное в моём творчестве.

С.Есенин


Тема Родины

Народные

Пейзажная

Философские

истоки

лирика

размышления

о судьбе

страны


Родина для Есенина – это старинное село Константиново, которое привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

Были годы тяжёлых бедствий,

Годы буйных, безумных сил.

Вспомнил я деревенское детство,

Вспомнил я деревенскую синь.


В ранних стихах Есенина центральный образ богомольной, патриархальной Руси.

Родина – это рязанские поля, где мужики косили и сеяли хлеб, костёр зари, плеск волны, шелест тростника. Вся красота родного края отлилась в стихи. Поэт обожествляет природу, в этом скрытый духовный смысл. Именно здесь, в родных метах, счастлив он.


Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста,


Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».


«Запели тёсаные дроги…»

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылём.

1916

Запели тёсаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я тёплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на извёстку колоколен

Невольно крестится рука.


Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз -

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной...

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..


Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?


Я покинул родимый дом,

Я не скоро, не скоро вернусь!

Голубую оставил Русь.

Долго петь и звенеть пурге.

В три звезды березняк над прудом

Стережет голубую Русь

Теплит матери старой грусть.

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Тем, кто листьев целует дождь,

Словно яблонный цвет, седина

Оттого, что тот старый клен

У отца пролилась в бороде.

Головой на меня похож.


Стихотворе-ния

Звукопись

Цветопись

Запахи


Радостно приняв революцию, содержания её он до конца не понял, поэтому и спрашивал: «Куда несёт нас рок событий?»

В стихотворном вступлении, открывающем сборник 1924 года, С.А.Есенин писал:

Издатель славный! В этой книге

Я новым чувствам предаюсь,

Учусь постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

(«Издатель славный! В этой книге…»)


«Русь советская», «Русь уходящая»

Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, её деревень, поэт всю жизнь мучился от этих противоречий.

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.


Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

И, внимая моторному лаю

В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,

Ни за что я теперь не желаю

Слушать песню тележных колес.


В стихотворении «Сорокоуст» с болью поэт говорит о том, что «красногривый жеребёнок» не выдерживает состязания с паровозом, бегущим на «лапах чугунных»:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?



Тема Родины является основной в поэзии С.А.Есенина. Она присутствует не только в гражданской, но и в любовной, пейзажной и философской лирике поэта. Несомненно, благодаря этому его стихотворения стали уникальным явлением для поэзии Серебряного века. С.А.Есенин относился к «новокрестьянским поэтам». Для него Родина – это, прежде всего, Русь деревенская. «Поэт золотой бревенчатой избы» - именно так он называл себя.

«Гой ты, Русь, моя родная» - это стихотворение, посвященное теме любви к Родине. Лирический герой, как «захожий богомолец» любуется прекрасным пейзажем, красотой деревни – «Не видать конца и края, только синь сосет глаза». Стоит отметить, что синий цвет очень часто встречается в стихотворениях поэта – он обозначает нечто божественное, небесное.

Для С.А.Есенина Родина лучше рая («Не надо рая, дайте Родину мою!»).

Стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ» - пример того, как любовная лирика соединяется с лирикой патриотической. Лирический герой говорит о любви к девушке – Шаганэ. Однако он вспоминает о Родине, рассказывает о ней возлюбленной («Я готов рассказать тебе поле»). Он скучает по родным местам, воспоминания навевают тоску и грусть («Дорогая, шути, улыбайся, не буди только память во мне»). Так, в данном стихотворении тема Родины раскрывается по-новому – к ней добавляется тема любви и тема разлуки с Родиной.

Постепенно тема разлуки сменяется темой возвращения в родные места, например, в поэме «Русь Советская» и в стихотворении «Я иду долиной. На затылке кепи». Несмотря на то, что произведения имеют общий мотив, их настроения разные. В поэме лирический герой возвращается в свою деревню и понимает, что здесь он чужой. Теперь наступила новая эпоха, в которой ему нет места, он не чувствует связи с народом, с родными местами («Сам я тоже здесь не нужен»). Напротив, стихотворение «Я иду долиной. На затылке кепи» наполнено оптимизмом. Лирический герой «меняет» перо на косу. Он возвращается к истокам, подлинным ценностям, чувствует себя на своем месте.

Таким образом, стихотворения о Родине С.А.Есенина наполнены бесконечной любовью. Даже в разлуке, даже чувствуя себя чужим в родной деревне, он не перестает любить ее. Для него Родина – это деревня, со своими традициями и правилами, это природа – поля и леса, это простой народ. Тема Родины раскрывается у Есенина по-особому, благодаря чему его поэзия самобытна и уникальна.

«Сергей Есенин поэт» - А.А. Блок. Гостиница «Англетер». Выяснить причины популярности творчества Сергея Есенина. 1) И. А. Мусский «100 Великих кумиров 20 века». 2) Сергей Есенин. Татьяна и Александр Есенины. Сергей Есенин - великий поэт XX века. Есенин 1915 г. Вывод: И молиться не учи меня. Береза. И клен твой головой поник…

«Женщины Есенина» - За горами, за жёлтыми долами Протянулась тропа деревень. С мая 1916 по сентябрь 1918 гг. Друг юности поэта. Да и сам я любил не одну... Сергей Есенин. Что со мною сталось? А вряд ли найдётся женщина, которая сможет долго терпеть такого мужа. Августа Миклашевская. Мария Парменовна Бальзамова. Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?

«Есенин Пугачёв» - О чём горюет? Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Есенин - Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. О чём говорит Пугачёв у Есенина? Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова С.Р.

«Урок по Есенину» - Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки… Кайма бахрома заря. С.Есенин «Берёза». Только скажут – «Сергей Есенин», всей России встают черты… Станция «Запоминай-ка» С.Есенин «Поет зима – аукает…». Станция «Соображай-ка». Какое словосочетание лишнее? Почему? жемчужные берёзы коралловые ветки белый снег.

«Жизнь Сергея Есенина» - Музеи. История знаменитого любовного треугольника. Смотри здесь Есенин - Райх - Мейерхольд. Зинаида Райх и Сергей Есенин. Здесь ты можешь познакомиться с уникальными материалами о гибели великого поэта. Проверь себя. Здесь ты можешь посмотреть фотографии. А ТАМ… начало тайны… Биография поэта. Есенинские места.

«Стихотворения Есенина» - До наших дней сохранился родительский дом поэта. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов. Во второклассной учительской школе поэт получил звание «учителя грамоты». К 90-летию со дня рождения С. А. Есенина отреставрирована второклассная учительская школа Сохранился в Константинове и дом, с которым связаны многие страницы жизни и творчества поэта.

Всего в теме 35 презентаций

Поделиться