Тезисы к исследовательской работе рыбы в аквариуме. Исследовательская работа "аквариумные рыбки". Описание презентации Научно-исследовательская работа на тему: «Природный аквариум, по слайдам

Исследовательский проект «Золотые рыбки» Автор проекта: Авилова С. Ю. учитель начальных классов МБОУ-СОШ с. Кистендей

Задачи: § § ознакомиться с теоретической информацией; проанализировать и обобщить факты; сравнивая собранный материал развить интерес к теме; провести исследовательскую работу по изучению жизни и поведению рыбок в аквариуме; § воспитывать экологическую культуру и способности к самостоятельному труду; § дать практические рекомендации по улучшению жизни рыбок в аквариуме.

Этапы: § § § формирование тем работ учеников; распределение на микрогруппы для проведения работы; выбор творческого названия проекта; обсуждение плана работы учеников; самостоятельная работа микрогрупп по выполнению заданий; подготовка учениками презентации.

Гипотезы: § если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду.

Разведение декоративных и пресноводных аквариумных рыбок – одно из наиболее распространенных увлечений не только детей, но и взрослых. Первыми рыбками, которых начали разводить в аквариумах были – золотые рыбки. Появились они в Китае более тысячи лет назад. В VI веке до н. э. золотых рыбок содержали как декоративных животных. Изображение золотой рыбки есть в ранних памятках китайской письменности и на гербах знатных родов. Золотых рыбок считали священными. Первым европейцем увидевшим и описавшим рыбок необычайной красоты, был известный итальянский путешественник Марко Поло (1254- 1324). Когда золотые рыбки попали в Европу точно не известно. Называют различные даты, большинство из них принадлежат XVII веку. Заморские чудеса завезенные на военных парусниках поселились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов, преподносились в качестве даров или как награда дворянам.

Внешний вид. § Тело у золотых рыбок обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать. § На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыбки есть на спинке, на брюшке и на грудке. Плавники красноватые или золотистые. Спинной плавник длинный, а анальный, наоборот, короткий, смещен ближе к хвосту.

«Комета» Виды. В основном «кометой» называется обыкновенная золотая рыбка с несколько приподнятой спиной и удлинённым наподобие ленты хвостовым плавником с одинаковыми концами. У некоторых видов этой породы длина хвоста превосходит тело рыбки в три-четыре раза. Хвост похож на вилку.

«Валехвост» Тело этой рыбки яйцевидное, плавники длинные, окрашенные, но тонкие, почти прозрачные. Глаза немного увеличены. Длина хвостового плавника, свисающего в виде вуали, у породистых рыб может превышать длину тела. Полного расцвета достигает к четырем годам.

«Телескоп» Тело телескопа- яйцевидное, вздутое, все плавники удлиненные. Основное отличие породы - сильно увеличенные глаза. Они должны быть одинаковые и симметричные. Цвет рыб весьма разнообразен - оранжевые, ярко-красные, черные. Наиболее ценятся нежные и теплолюбивые черные.

«Оранда» Тело яйцеобразное, вздутое. По форме и размерам плавников похожа на вуалехвоста, но голова крупнее. С возрастом на голове появляются кудрявые наросты. Цвет рыб самый разнообразный: шоколадный, красный и красно-белый, черный. Большую популярность завоевала красная шапочка - «танчо» . У неё чисто-белое тело с выпуклым ярко -красным наростом на голове. Очень красивая рыбка.

«Жемчужинка» Тело короткое, яйцевидное, вздутое. Все плавники короткие, анальный и хвостовой раздвоены. Чешуйки крупные, сильно выпуклые, похожие на жемчужины. Один из самых капризных и нежных видов золотой рыбки.

«Небесное око» Встречается в двух видах - короткотелом и длиннотелом. Спинного плавника нет. Остальные короткие, анальный и хвостовой раздвоены. Окраска золотисто-красная. Очень похож на телескоп. В парковых прудах буддийских монастырей он считается обязательным поселенцем.

«Водяные глазки» Формой напоминает небесное око, но имеет под направленными вверх и вперед глазами огромные, прозрачные наполненные жидкостью мешки. Они достигают четверти величины самой рыбки. Окраска самая разнообразная. С возрастом размер мешков часто выравнивается.

Уход. В хороших условиях золотые рыбки живут до 25 лет, а размер рыбы колеблется от 15 см до 30 см. § Температура воды для золотых рыбок должна быть от 15 § до 28 °C. Вода мягкая. Рыбкам необходим воздух. Золотые рыбки теряют свой цвет, если содержатся в затемненном месте, поэтому в аквариуме нужно хорошее освещение. § Золотые рыбки всеядны. Они очень любят мотыля - красную личинку безвредного комара-дергуна. За день одна золотая рыбка съедает 4- 5 личинок. Также все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм - дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Хорошо давать салат и крапиву, иначе рыбки начнут объедать растения. В аквариуме желательны разводить такие растения как риччия и ряска - ими рыбки подкармливаются. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы не загрязнять аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время. Рыб нельзя перекармливать. § Рыбкам полезны разгрузочные дни.

§ § § Для того чтобы рыбки были здоровы и весело плавали, необходимо не только хорошо ухаживать за ними, но и относиться к ним бережно. Их нельзя пугать, ловить руками, с ними нельзя играть. Ими можно любоваться, какие они красивые, как они плавают, отдыхают и едят. Как известно рыбки действуют успокаивающе на раздраженного и уставшего человека. Свободно скользя за стеклом аквариума, они не только радуют глаз, переливаясь различными яркими красками, но и снимают, таким образом, стресс, волнение, напряжение. § Еще говорят, что золотые рыбки приносят их § владельцам удачу и счастье.

Размножение. § Золотые рыбки размножаются икрометанием. В среднем крупная взрослая рыба за весь период § нереста способна выметать до 3 тысяч икринок, § мелкая – гораздо меньше. Икринки золотых рыбок § имеют размер до 1 мм, поначалу полупрозрачные, § слегка желтоватого цвета. После самцы оплодотворяют § икринки. Через несколько дней из икринок образуются § личинки, а затем мальки(маленькие рыбки).

Наблюдения и факты. Если постучать по стеклу аквариума, рыбки § плывут к кормушке на наш стук, значит они слышат. А ещё, когда бросаешь корм, рыбы ловят его ртом. Это очень забавно. Ученые доказали, что золотых рыбок можно приучить брать корм прямо из пальцев их хозяина. Но когда предлагали дать корм незнакомым людям, рыбки за пищей не шли. Разные эксперименты и опыты показали, что рыбки вообще хорошо различают своих и чужих. Кроме того, английский исследователь Клиффорд Боуэр- Шоу доказал, что золотых рыбок можно дрессировать, так как золотые рыбки самые умные аквариумные рыбки.

Заключение. § § § § Проделанная работа показала, что главная цель – воспитание бережного отношения к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости охраны, основанной на собственных наблюдениях, на экологических знаниях – была достигнута. Очевидно, что проект играет большую роль в воспитании, образовании младшего школьника, развивает исследовательские умения, умение искать путь решения поставленной задачи, развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию новых взаимоотношений § сотрудничества между учителем и учениками. §

Литература и ресурсы. 1. Как выбрать рыбок, Москва. : 2005 г Мизл Д. 2. Все об аквариумных рыбках. Атлас-справочник 2007 г. Изда: Кристалл 2. Энциклопедия для детей. 3. http: //ru. aquariumist. net/wiki/Золотая_рыбка 4 http: //www. zooclub. ru/aqua/vidy/268. shtml 5 5 http: //goldfishy. ru/gf. prl. html 6 http: //aquadomik. ru/zolotaya-rybka/

Ларионова Елизавета

Исследовательская работа ученицы 3 класса Ларионовой Елизаветы "Аквариумные рыбки"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Симбирская средняя общеобразовательная школа»

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА АКВАРИУМНЫМИ РЫБКАМИ

Выполнила: Ларионова Елизавета,

2 класс

Руководитель: Стрекалина Т.Л.,

Учитель начальных классов

Апрель 2013 год

Введение

Глава 1

  1. Наблюдение за аквариумными рыбками:

2.1 характеристика аквариумных рыбок скалярии

2.2 организация жизненного пространства

2.3 мои наблюдения:

а) кормление рыбок

б) температурный и световой режим

В) выработка условных рефлексов

3.Выводы

4. Список литературы

1.Введение

В аквариуме – рыбки

У них есть свой мирок

Там камни и улитки

И пузырьков поток.

Аквариум – уголок отдыха, окно в природу. Особенно велико его значение у нас в Сибири. Ведь лето здесь короткое, не успеешь оглянуться и уже наступает осень, а потом и затяжная зима. В аквариуме же весь год может быть лето и это придает любой квартире уют и комфорт.

Уход за обитателями аквариума дисциплинирует и воспитывает чувство ответственности: когда от человека зависит чья-то жизнь, это помогает развитию главных качеств гармоничной личности. После трудного дня приятно возвратиться домой и погрузиться в тишину, покой, наблюдая за медленным непрерывным движением в стеклянном сосуде с рыбками и посмотреть на их жизнь со стороны.

Вода успокаивает, расслабляет, приводит к душевному равновесию.

Я всегда мечтала иметь у себя дома небольшой уголок живой природы. Увлечение тогда приятно и доставляет радость, когда оно отнимает мало времени. Поэтому аквариум стал для меня уголком отдыха и окном в природу. При свете лампы, когда в комнате совсем темно и в доме очень тихо, аквариум особенно красив, там продолжается своя иная жизнь. Сейчас у меня в аквариуме живут три скалярии, три барбуса, два крапчатых сомика и одна улитка.

Я люблю заботиться о рыбках, каждый день узнавать о них что-то новое.

Актуальность исследовательского проекта отражает смысл потребности человека в общении с природой. Так как у меня есть аквариум, то я решила изучить и провести наблюдения за аквариумными рыбками.

Гипотеза: изучение научной литературы о жизни аквариумных рыб и применение полученных знаний для ухода за питомцами.

Цель моего исследования : провести наблюдение за жизнедеятельностью аквариумных рыбок и их поведением во время эксперимента.

Задачи:

  1. Организовать жизненное пространство для аквариумных рыб «Скалярии».
  2. Установить, какой корм предпочитают рыбки.
  3. Пронаблюдать свойство раздражимости у рыбок (на свет, тепло).

Объект исследования: аквариум - 45 литров, рыбки скалярии

Методом исследования я выбрала наблюдение за рыбками во время кормления, их реакцию на свет, тепло и эксперимент по выработке условных рефлексов у скалярии.

Глава 1. Наблюдение за аквариумными рыбками

1.1 Характеристика аквариумных рыбок скалярии

Скалярия – род рыб отряда окунеобразных, относятся к семейству Цихлиды . Длина рыбок достигает 15 см., высота до 26 см. Тело этих рыбок имеет дисковидную форму, больше выдается высоту, чем в длину. Благодаря сильно удлиненным плавникам приобретает форму, напоминающую полумесяц. Основная окраска тела скалярий сильно варьируется. Она может иметь различные оттенки, начиная от зеленовато-серой и заканчивая оливковой с серебристым отливом. Спина рыб темнее брюшка. По их телу проходят вертикальные темные полосы, насыщенность которых зависит от состояния рыбы.

Родиной скалярий является северная часть Южной Америки, среднее течение реки Амазонки и её притоки. Там обитают в медленнотекущих речках с густой растительностью. Родовое название этой рыбки переводится, как «крылатый лист». На западе её называют «рыбка - ангел». В нашей стране эти рыбы появились в начале 20 века.

Скаляриям необходим большой и глубокий аквариум не менее 50 см. высоты. В аквариуме должна быть густая растительность, но вместе с этим также необходимо и свободное пространство для плавания. (приложение 1)

1.2 Организация жизненного пространства

Рыбы и растения, содержащиеся в аквариуме, в большинстве своем родом из тропических областей. Поэтому первое, что мне нужно было обязательно выполнить,- создать хорошие условия содержания для моих питомцев.

Аквариум – маленький искусственный водоем. Для аквариума мне понадобились: плавающая кормушка, обогреватель, термометр, лампа, сачок для отлова рыб, компрессор, фильтр. (приложение 2)

Чтобы обеспечить аквариумным растениям субстрат, а рыбам «почву под ногами» на дно аквариума я помещаю грунт из мелких камушек и различных ракушек.(приложение 3)

Для оформления жизненного пространства аквариума потребуется также водные растения и определенные декоративные материалы. В грунт высаживаю водяные растения. Для декорации аквариума на центр помещаю глиняный горшок. И заполнила стеклянный сосуд водой предварительно её отстоять в течение двух-трех дней. Сначала вода была мутной, но постепенно мелкие частички грунта осели, вода стала прозрачной. Обитателей аквариума запустила в отстоявшуюся и нагретую до нужной температуры воду.

РЫБКИ ЖИВУТ ТОЛЬКО В ЧИСТОЙ ВОДЕ. (приложение 1)

Глава 2. Практическая работа

2.1 Уход и содержание скалярий

а) кормление рыбок

Главный фактор в долгой жизни рыбок – правильное кормление. Кормить рыб надо обязательно не торопясь и внимательно наблюдая за их реакцией на корм.

Однако из главных правил для аквариумиста звучит так: лучше не докормить, чем перекормить. Если в аквариуме остаётся не съеденный корм, то он начинает загнивать, вода мутнеет, а следствием этого может быть массовая гибель рыб.

После моего наблюдения, я определила, что взяв какую-либо меру корма его надо вносить небольшими порциями так, чтобы рыбы мгновенно его съедали , а случайно упавший на дно корм собрали примерно за пять минут. Корм я посыпала в плавающую кормушку. Такое количество корма, то есть съеденного за пять минут, я стала давать и в следующие дни. А излишки корма удаляю сачком.

Идеальным кормом можно считать разнообразный живой корм. Но не всегда удаётся в наших условиях его приобрести, поэтому приходиться обходиться сухим кормом. Корм сухой лучше всего приобретать в специальных зоомагазинах. Там продаётся высококачественный витаминный корм.

Мы купили два вида корма «Универсал» и «Коктейль» - ежедневный корм для аквариумных рыб. Это сбалансированный по всем основным питательным веществам, витаминам и микроэлементам, корм. Производится из натуральных продуктов животного и растительного происхождения методом сухого прессования. В состав корма входят: рыбная, пшеничная, травяная и соевая мука, крапива, микроэлементы, витамины А,В,С,Д,Е,К,Н и специальные добавки.

Кормила рыбок 2 раза в сутки утром и вечером, чередуя корм. Но старалась в одно и тоже время. Рыбкам очень нравилась еда, которой я их кормила. (приложение 4)

Вывод: Рыбам нравится любой из данных кормов, они быстро привыкают к режиму кормления. Обитатели аквариума любят разнообразный корм, поэтому корма лучше чередовать. Не следует давать рыбам слишком много корма, это приводит к нарушению биологического равновесия в аквариуме и ухудшает состояние его обитателей.

б) температурный и световой режим

Далее я провела следующее наблюдение. Когда вода в моём аквариуме была 20-22°, то при такой температуре рыбы плавали сверху. Я решила проверить, как рыбы будут реагировать на тепло. Когда у обогревателя температуру увеличила, то рыбки быстро облюбовали тепленькое местечко и плавали там, где вода нагрелась от обогревателя. (приложение 5)

Продолжая эксперимент поместила скалярий в отдельную банку с температурой 28°С.

Я увидела, что при очень высокой температуре - выше 28°С становится плохо, им не хватает кислорода, и они начинают задыхаться. Ведь в теплой воде кислорода растворяется меньше, чем в холодной. Если же температура 28°С, то нужно, чтобы вентиляция воздуха в аквариуме была постоянной. Оптимальная температура для содержания скалярий 24°С, а для того чтобы они стали размножаться температуру нужно увеличить до 26°С-28°С. Но при этой температуре воду обязательно нужно продувать и фильтровать. А если температура в аквариуме снизится до 17°, то болезнь, а следом и гибель чудесных рыбок неминуема.

Вывод: Лучшая температура воды для скалярий 24-26°С. При этой температуре рыбки выглядят особенно яркими.

Особое внимание я обратила на освещение аквариума, где живут рыбки. У моего аквариума нет специального освещения, и поэтому я использую настольную лампу дневного света. Я заметила, что если вкрутить в светильник простую лампочку вода в аквариуме быстро становиться мутной и рыбы начинают терять свои яркие краски. Так же скалярии очень пугливы. Внезапный свет может их напугать и тогда их краска тоже бледнеет. Если горит свет в аквариуме, то рыбки ведут себя более оживленно, плавают вблизи света, им нравится искусственное солнышко, но не более 12 часов в сутки.

Вывод моего наблюдения: скалярии любят яркий свет, но при длительном освещении теряют свою окраску.

2.2. Выработка условных рефлексов

В течении пяти дней я со своими рыбками провела эксперимент по выработке условных рефлексов. Кормила рыб в одно и то же время.

1 день Я постучала ложечкой по аквариуму. На стук рыбки не подплыли. Посыпала корм. Рыбки подплыли.

2 день. Я постучала ложечкой по аквариуму. Подплыли пять рыбок. Посыпала корм. Рыбки все подплыли.

3 день Я постучала ложечкой по аквариуму. Почти все большие рыбки подплыли и несколько маленьких. Посыпала корм. Рыбки подплыли все

4 день Я постучала ложечкой по аквариуму. Подплыли все рыбки за некоторым исключением. Посыпала корм. Рыбки подплыли все.

5 день Я постучала ложечкой по аквариуму. Все рыбы подплыли к кормушке. Посыпала корм. (приложение 7)

Вывод: Таким образом, мне понадобилось всего 5 дней для выработки условного рефлекса у рыб на звук. Чтобы выработать условный рефлекс нужно кормить рыб в одно и то же время, стучать по стенке аквариума в определенном месте.

Вывод моих наблюдений

На основе моих наблюдений и эксперимента, я сделала вывод, что эти рыбки легко уживаются с другими породами рыб. Скаляриям необходим большой и глубокий аквариум высотой не менее 50 см., так удобнее за ними наблюдать. Едят скалярии любой корм. Кормить их нужно небольшими порциями в одно и то же время 1 раз в день или даже через день. Корм лучше чередовать. Избыток корма плохо влияет на воду в аквариуме и его обитателей. Скалярии любят тепло, оптимальная температура воды в аквариуме 24-26 градусов. А слишком теплая вода погубит рыб. Также скалярии любят свет, но при длительном освещении они теряют краски. У этих рыбок легко выработать условный рефлекс. Нужно всего лишь кормить рыбок в одно и то же время, но прежде стучать по аквариуму каким-нибудь предметом.

В будущем я планирую понаблюдать за появлением на свет мальков и за их поведением в первые дни жизни. Хочу понаблюдать, за какое время мальки достигнут размеров взрослых рыб? Ответы на эти вопросы мне еще предстоит узнать.

Литература :

  1. А.В.Ефремов Аквариум и его обитатели. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1992- 192 с.
  1. М. Б. Цирлинг 99 советов. Аквариум в каждом доме/ - М.: ООО «Аквариум-Принт», 2007. – 112с.
  1. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/ Сост. С.Т. Исмаилова. – 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: Аванта, 1996. – 704с.

Исследовательский проект 1А класса "Аквариум и его обитатели"

Тема исследования: «Аквариум и его обитатели».

Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу.

Цель проекта:

Задачи проекта:

1. ознакомиться с теоретической информацией;

2. проанализировать и обобщить факты;

3. сравнивая собранный материал развить интерес к теме,

4. умение выступать перед аудиторией;

5. воспитывать экологическую культуру и способности к самостоятельному труду.

Ожидаемые результаты проекта:

На основе собранного материала создать копилку фактов из жизни аквариумных рыбок и выполнить аппликационную работу.

При исследовании исходили из следующей гипотезы: если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду.

В качестве объекта исследования выбрали аквариумные рыбки.

Предмет исследования: изучение литературы

Методы исследования: поисковый, систематизация, сравнительный анализ

Сроки реализации проекта: 2 месяца.

Реализация проектов на уровне класса:

Объединение родителей, детей и учителей.

Экологическая культура младших школьников

Экологические конкурсы, КВН, проекты, практическая деятельность, наблюдение.

I. Введение

Идеей создания исследовательской работы «Аквариум и ее обитатели» была тема урока по окружающему миру «Аквариум». Нас очень заинтересовала эта тема, и мы захотели из источников книг и журналов узнать, как появился первый аквариум, какие это рыбки, как содержать и ухаживать за ними, как мыть и чистить аквариум.

Для нас это было новым, интересным и даже увлекательным и мы поставили перед собой цель:

изучить теоретический материал об аквариумных рыбках, чтобы ответить на интересующие нас вопросы, выполнить аппликационную работу и познакомить ребят нашего класса с жизнью аквариумных рыбок.

Человек издавна интересовался подводным миром, населенным животными и растениями. Сравнительно недавно появились акваланги и исследовательские подводные лодки, дающие возможность несколько часов наблюдать за рыбами в их природном окружении, изучать их способ жизни. Несмотря на это люди уже очень давно научились воссоздавать частицу подводного мира рядом с собой. Это аквариумы – постоянное жилище для рыбок. Аквариум – не просто красивая вещь, удовлетворяющая эстетические потребности человека, и не только средство заполнить свой досуг, но и действующая модель природного водоёма.

II. 1.Аквариумистика.

Аквариумистика - род занятий связанный с моделированием экосистемы в замкнутом искусственном водоёме. Изучив литературу, мы узнали, что: первая европейская книга по аквариумистике была издана в 1797 году в Тюрингии Й. М. Бехштейном, где были описаны условия содержания в неволе рыбок. Рыбы представляют собой самую древнюю, содержащую наибольшее число видов и самую распространенную группу. Даже общее число видов рыб точно неизвестно, по приблизительной оценке оно составляет от 21 тыс. до 25 тыс. особей. Это, безусловно, красивые существа. Как известно рыбки действуют успокаивающе на раздраженного и уставшего человека. Свободно скользя за стеклом аквариума, они не только радуют глаз, переливаясь различными яркими красками, но и снимают, таким образом, стресс, волнение, напряжение.

Разведение декоративных и пресноводных аквариумных рыбок – одно из наиболее распространённых увлечений не только детей, но и взрослых. Есть много причин, по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб и водные растения. И, тем не менее, всех аквариумистов – сознательно или несознательно, в большой или меньшей степени объединяет одно: любовь к живой природе, а также удовольствие, получаемое от наблюдений за подводным миром. Другими мотивами, побуждающими заниматься аквариумистикой, являются ответственность за живых существ и радость от успешного заботливого ухода за ними.

II. 2. Аквариумные рыбки.

Самые древние сведения о золотых рыбках появились в Китае в 6 веке до нашей эры, которых считали священными.

Первым европейцем, увидевшим и описавшим рыбок необычайной красоты, был известный итальянский путешественник Марко Поло.

Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам. У золотой рыбки обнаружили ум.

Не все рыбки могут совместно находиться в одном аквариуме. Бойцовые рыбы – прекраснейшие члены аквариумного сообщества, но не выносят сообщества цихлиды, а вот скалярии отличаются спокойным характером, но их нельзя садить с мелкими рыбками, которых они могут преспокойно проглотить.

Гуппи – самые любимые рыбки начинающих аквариумистов, так как самые выносливые яркие пресноводные рыбки, способные выжить в маленьком аквариуме, нетребовательны к качеству воды, способны выдержать двухнедельное голодание и готовы даже питаться водорослями.

Жемчужинка: Это небольшая рыбка. Каждая чешуйка у неё имеет выпуклую форму, это и придает ей особую оригинальность. Кормление, как и у остальных видов рыб. Что касается условий содержания – рыбке требуется большой объём воды.

Неон: Эти рыбки довольно маленькие и очень подвижные. Название своё заслужили из-за серебристого блеска их чешуи. Самец традиционно мельче и стройнее самки. Плавники у рыб прозрачные. Держать их лучше в аквариуме с миролюбивыми рыбками.

Телескоп: Очень интересная и своеобразная рыба. У неё большие выпуклые внимательные глаза (стоит упомянуть, что часто рыбка повреждает их и слепнет, поэтому в аквариуме не должно быть много жестких растений, о которые она могла бы пораниться).Рыба имеет шарообразную форму и от того неповоротлива, медлительна и немного неуклюжа. Телескоп реагирует на колебание температуры, поэтому вам следует быть внимательным к ней.

Вуалехвост: Это разновидность золотой рыбки, очень популярна среди не опытных аквариумистов. У неё, короткое широковатое тело, маленькая голова, раздвоенный, очень длинный, тонкий и прозрачный (как вуаль) хвост, именно поэтому она имеет такое название.

Рыбы-клоуны, или амфиприоны относятся к семейству помацентровых. Размер рыбки - от 8 до 15 см. Окраска однотонная с контрастными полосами и пятнами. Широко распространены в Тихом и Индийском океанах. Совсем недавно благодаря рыбе-клоуну учеными было сделано одно важное открытие. Оно дало возможность бороться с ожогами медуз. На основе слизи рыбы-клоуна ученые разработали и сделали «противомедузный» крем.

Рыбки – это домашние любимцы и, создавая в квартире свой мир, они нуждаются в заботе и внимании.

II. 3. Творческая деятельность.

Проведя большую и интересную работу по теме, ученики нашего класса, поделились своими знаниями и впечатлениями в классе. Заинтересовались этой работой не только дети, но и их родители. Никто не остался равнодушным, ребята с помощью родителей подготовили различные сообщения «Аквариумные растения», «Аквариум и его мир», «Гуппи – аквариумные рыбки», «Разведение аквариумных рыб», дети рассказали о своих домашних аквариумах, был проведен конкурс аппликационных работ в классе « Мой аквариум», несколько человек представили свои презентации по этой теме.

II. 4. Выводы по теме.

Завершив работу, мы сделали для себя следующие выводы: люди должны не только восторгаться разнообразием и красотой подводного мира, но обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить это достояние нашей планеты: охранять моря и океаны, реки и озера от загрязнения, защищать рыб от истребления и неразумного отлова.

ІІІ. Заключение

Эта работа помогла понять, что рыбки – это домашние любимцы, которые радуют нас не только своей красотой, но и успокаивают нашу нервную систему, поэтому они нуждаются в заботе и внимании, а для этого мы должны правильно использовать полученные знания. Мы пополнили свои знания, узнали много интересного и поделились знаниями со своими товарищами.

Детские работы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34 города Братска»

Исследовательская работа по теме:

«Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

Работу выполнил: Дубовиков Вячеслав,

учащийся 4 «А» класса

Руководитель: Никифорова Е.Г.,

учитель начальных классов

Введение……………………………………………………………………….......3

      Из истории создания аквариума………………………………………......5

      Виды и назначение аквариумов……………………………………….......7

      Аквариум –маленькая искусственная экосистема………………………9

2.1. Результаты анкетирования………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Приложение……………………………………………………………………....17

Введение

Когда-то на 6–летний день рождения моя бабушка подарила мне небольшой аквариум. В тот же день мы всей семьей насыпали камней на дно, посадили несколько растений и налили воды.

Первыми рыбками моего аквариума были барбусы суматранские. Потом мы приобрели других рыбок – это были гурами, скаляри, петушки и очень красивый сом птеродоплихт.

Мой аквариум заселяли всё новые и новые жильцы: улитки ампулярии, раки, креветки и лягушки.

За аквариумом нелегко ухаживать, нужно много знать и уметь, чтобы рыбкам жилось хорошо, и в аквариуме было красиво. Так появилась идея создания исследовательской работы. Меня очень заинтересовала эта тема, и я решила узнать, как появился первый аквариум, каких рыбок можно разводить в аквариуме, как содержать и ухаживать за ними, как правильно мыть и чистить аквариум.

Цель: научиться поддерживать экосистему аквариума.

1.Изучить теоретический материал об аквариумах и аквариумных рыбках.

2.Провести анкетирование среди младших школьников.

Гипотеза:

предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека

Методы исследования:

1.Изучение специальной литературы.

2.Поиск информации в сети Интернет;

3.Анкетирование младших школьников;

4.Анализ и обобщение.

Важность моей работы заключается в том, что многие мои сверстники хотят завести или уже завели аквариум, а как за ним ухаживать, каких рыбок разводить вместе, не знают.


Из истории создания аквариума

Человек издавна стремился познать тайны загадочного подводного мира. Даже сейчас, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды. Однако каждый может иметь «небольшое озеро» у себя дома, наблюдать за его обитателями, открывать для себя его тайны.

Самые первые аквариумисты - китайцы. Уже почти четыре тысячелетия они разводят разных рыбок - сначала рыбки содержались в искусственных водоемах (своеобразные прототипы аквариумов), потом для них были созданы сосуды. Около двух тысяч лет назад началась селекция золотых рыбок, без которых сегодня сложно представить традиционный аквариум.

Чуть раньше, около 2,5 тысяч лет назад в Японии стали разводить карпов, а также выводить их декоративные породы: в результате карпы под присмотром японцев стали прародителями кои, а золотые рыбки получили новый образ - уникальную перистую форму. Также первые упоминания о разведении рыб связаны с Египтом и Ассирией. Египтяне еще за 5-6 тысяч лет до нашей эры держали в прудах многих нильских рыб, большей частью ярких или необычной формы или поведения. Архитекторы Вавилона создавали открытые декоративные пруды с рыбами ещё в IX в до н. э. Во дворцах для тех же целей устанавливались каменные чаши-бассейны. Китайские императоры содержали рыбок в роскошных вазах, украшенных цветами лотоса, а крестьяне плели из рисовой соломы корзины такие плотные, что вода не выливалась.

В 1841 году появился аквариум в современном понимании этого слова. В аквариуме содержались растения и аквариумные рыбки. Английский учёный Н. Вард(1791-1868), известен тем, что в 1829 году начал выращивать растения в стеклянных сосудах и так случайно стал одним из прародителей современного аквариума. Н. Вард поселил в стеклянный сосуд золотых рыбок вместе с растением валлиснерией. Сам термин «аквариум» появился в 1853 году благодаря немецкому естествоиспытателю Э.А. Россмесслеру.

В 1849 году в Лондоне открывается 1-ая в мире экспозиция террариумов и аквариумов, затем публичные аквариумы появляются в Вене, в Париже, в Берлине в 1860 г, 1861 г, 1869 г соответственно. В России первый публичный аквариум открылся в Московском зоопарке в 1904 году.

Упоминания о заморских золотых рыбках в России встречаются уже в свидетельствах 15 века - времен Великого князя московского Василия Темного. В 1862 году во время создания Московского Зоологического сада возникает идея устройства общественного «Аквариума». В 1864 году официально Императорским Русским Обществом акклиматизации животных и растений организован Московский зоопарк. На его территории строится помещение для «Морского Аквариума», однако из-за сложностей с доставкой животных помещение не используется по назначению.

С 1900 по 1912 год любительская аквариумистика приобретает характер массового хобби, а разведение аквариумных рыб достигает почти промышленных масштабов. В эти годы в Москве, Киеве и Петербурге открываются массовые клубы аквариумистов, выходят аквариумные журналы, устраиваются ежегодные аквариумные выставки.


Виды и назначение аквариумов

Для обитателей аквариума очень важно, чтобы условия их содержания были схожи с природными. Это поможет им чувствовать себя комфортно. Конечно, рыб можно держать и в трёхлитровой банке, но не рассчитывайте, что они проживут долгую жизнь и дадут потомство. К тому же внешне банка не будет особенно украшать комнату, даже если в них будут жить очень красивые рыбки.

Любой водоем, созданный человеком для содержания в нем водных обитателей в закрытых помещениях, называют аквариумом.

Специально построенные сооружения огромного объема для демонстрации животных, населяющих водную среду, так же называются аквариумами или, если речь идет о морских жителях, океанариями.

Домашние аквариумы могут быть как пресноводными, так и морскими. В свою очередь, аквариумы для содержания пресноводных рыбок умеренных зон называются холодно-водными. В них могут жить рыбы средней полосы России. Подходящий для них режим поддерживается за счет специальной системы охлаждения воды.

Но чаще всего под «аквариумом» понимают стеклянный сосуд для содержания выходцев из тропических стран.

Назначение комнатного аквариума может быть различным.

    Декоративный аквариум используется для оформления интерьера помещения. Обычно он бывает среднего или большого объема, красиво оформлен растениями или их пластиковыми заменителями, правильно подсвечен и заселен крупными подвижными видами рыб.

    Детский аквариум мало чем отличается от предыдущего типа, но чаще имеет меньший размер, заселен яркими крупными не пугливыми видами рыб (например, золотыми). Он призван пробуждать в ребенке интерес к жизни подводного мира и воспитывать ответственное отношение к домашним питомцам.

    Исследовательский аквариум может иметь любые размеры в зависимости от интересов владельца. Он не всегда выглядит зрелищно, поскольку создается для удобства его обитателей (и удобства наблюдения за ними)

    Коммерческий аквариум близок к предыдущему. Его внешний вид большого значения не имеет. Он используется для массового разведения и выращивания аквариумных обитателей: как рыбок, так и растений, улиток и т. п.

В настоящее время комнатные аквариумы поверхностного наблюдения за рыбками в виде чаш или ваз, как это практиковалось в Древнем Китае, не применяются. Однако такие сосуды могут использоваться в качестве террариумов для содержания других животных. Иногда в помещениях (от отелей до зоопарков) строятся бассейны для тропических обитателей. Человек может любоваться ими как сверху, так и через боковые стенки.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком. Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. В аквариуме должны быть организмы разных “профессий”?

Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.

Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.

Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум - искусственно созданная маленькая экосистема. Эту систему,образуют живые организмы - растения, животные, микроорганизмы, а также элементы неживой природы - среды обитания - вода, грунт, воздух, свет.

Результаты анкетирования

Я провел анкетирование, в котором приняли участия 81 учащийся начальных классов. В анкету входили следующие вопросы:

    Есть ли у тебя аквариум?

    Что такое аквариум?

    Какая вода для аквариума?

    Какого размера должен быть грунт для аквариума?

    Нужен ли свет?

После обработки анкет оказалось, что аквариум есть у 23 из 81 опрошенных школьников. Не смотря на это, только 6 человек знают, что аквариум – искусственная экологическая система. 12 человек знают, что вода для аквариума должна быть отстоянная, определенной температуры, в зависимости от вида рыб. Только 6 человек знают, какого размера должен быть грунт в аквариуме. «Свет нужен» - ответили 75 человек. На вопрос «Что еще должно быть в аквариуме» были даны разные ответы: водоросли, растения, рыбки, фильтр, камни.

Выяснив, что мои сверстники, даже имея аквариум дома, не знают, как за ним ухаживать, я подготовил для них и всех желающих разводить дома рыбок, рекомендации.

Прежде всего, следует поразмыслить над собственным образом жизни и попробовать найти в ежедневных хлопотах и заботах 20-30 минут свободного времени для занятий аквариумом. Сразу хочу успокоить: 90% этого времени вы потратите лишь на наблюдение за своими питомцами. Уход за аквариумом не потребует много времени и труда, если владелец хорошо усвоил элементарные приемы его обслуживания.

Все множество вариантов комнатных аквариумов делится на две группы: естественно сбалансированные и энергоемкие высокотехнологичные искусственные водоемы.

Естественно сбалансированный аквариум требует минимального вмешательства извне. Для него, кроме самого сосуда, требуется отстоянная вода, грунт, подводные растения, рыбки, корм для них, а также тепло жилого помещения и воздух, контактирующий с поверхностью воды. Естественно, такой аквариум надо время от времени чистить и подменять воду.

Легче добиться биологического равновесия в относительно низком и широком аквариуме, в котором большая поверхность воды соприкасается с воздушной средой.

Высокотехнологичный аквариум предполагает применение различных технических средств для обеспечения существования его обитателей.

Однако следует помнить: чем больше используется устройств и приспособлений для обслуживания аквариума, тем серьезнее окажутся последствия отключения электроэнергии в вашей квартире. К тому же оставлять без присмотра высокотехнологические аквариумы на время своего отъезда не рекомендуется.

В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

С чего же начать? С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Грунт необходим для укоренения растений и их питания. Он является важным компонентом среды обитания для роющих рыб и для рыб, нерестящихся в грунте. Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой.

Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия. Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, роголистник, кабомба, пистия.

Нельзя перенасыщать аквариум растениями: днем, на свету, они выделяют кислород, зато ночью, в темноте, поглощают его, как и сами рыбки.

Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.

Озелененному аквариуму сразу же понадобится свет: много, но не переизбыточно. Сколько требуется света, устанавливается опытным путем в первые месяцы жизни аквариума. Появились зеленые обрастания - света много. Стенки покрылись бурыми водорослями, растения вытянулись, стали бледными - света мало.

Аквариум должен около недели побыть без рыб - в нем пройдут сложные процессы взаимоотношений микрообитателей, попавших в водоем вместе с грунтом и растениями.

Поначалу вода в аквариуме помутнеет. Ни в коем случае ее не менять. Через 5-7 дней вода светлеет и приобретает особую прозрачность: происходит ее "самоочищение". Все это означает, что в аквариуме установилось биологическое равновесие.

Пора заселять водоем рыбками! Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах, либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды.

Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных. Размер и поведение рыбок относят к очень важным характеристикам. В природе обычно более крупные поедают мелких. Выбирая рыбок, надо убедиться в том, что даже самые мелкие обитатели аквариума достаточно велики, чтобы не стать жертвами других, причем на это надо обращать внимание и в будущем, когда рыбки подрастут.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев, сомиков, пецилий, лимий.

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя. А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов.

Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать.

В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.

Недопустим перекорм рыбок: если вода мутнеет от избытка корма, то кормление прекращается на некоторое время, пока вода опять не станет прозрачной. Кормить рыбок лучше всего минимальными дозами. Ни в коем случае нельзя давать корм «впрок». (Большинство видов взрослых рыбок способно выжить без корма в течение 2-3 недель.)

Заключение

Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, благополучие которого целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира, приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев.

Гипотеза: предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека, не подтвердилась.

    Нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно.

    Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям.

    Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её или посетите специальный сайт в Интернете.

Список использованных источников

1. Акимушкин, И.И. Причуды природы. - М.: Москва, 1992.

2. Золотницкий, Н.Ф. Аквариум любителя. – М.: Терра, 1993.

3. Кочетов, А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.

4. Интернет-ресурсы:

http://www.aquariuminfo.ru/books/hlusov/

http://akvarium1.narod.ru/

Приложение 1

Вопросы анкеты:

    Есть ли у тебя аквариум?________________

    Что такое аквариум?

________________________

_____________________________________________________________

    Какая вода нужна для аквариума?

______________________________________

______________________________________

    Какого размера должен быть грунт для аквариума? ___________________________________________

    Нужен ли свет? _____________________________

    Что еще должно быть в аквариуме?

______________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

1. Легче добиться биологического равновесия в относительно низком и широком аквариуме, в котором большая поверхность воды соприкасается с воздушной средой. Достижение биологического равновесия - такое соотношение микроскопических существ (бактерий, сине-зеленых водорослей и пр.) и видимых нами обитателей аквариума (рыбок, улиток, растений) при котором, вода становится прозрачной.

2. Нельзя перенасыщать аквариум растениями: днем, на свету, они выделяют кислород, зато ночью, в темноте, помотают его, как и сами рыбки.

3. Число обитателей водоема лимитируются его объемом: рыбки не должны испытывать дефицит кислорода. Показатель этого дефицита - если они утром поднимаются к поверхности и хватают ртом поверхностный слой воды (лабиринтовые рыбки (cм. дальше «Петушки») не принимаются в расчет).

4. Рыбки поселяются в аквариум после того, как вода в нем отстоится, будут высажены все растения, установится биологическое равновесие, а с поверхности исчезнет мутная бактериальная пленка.

5. Не спешите полностью заселять аквариум всем запланированным набором рыбок; выпускайте новых питомцев порциями и наблюдайте, к каким результатам это приведет. Кроме того, прежде чем оказаться в общем аквариуме, новые питомцы должны пройти карантин.

6. Лучше недозаселить свой аквариум, чем перенаселить его. Это улучшит существование рыбок в неблагоприятные сезоны года (недостаток естественного света зимой или даже отъезд хозяина на некоторое время).

7. Недопустим перекорм рыбок: если вода мутнеет от избытка корма, то кормление прекращается на некоторое время, пока вода опять не станет прозрачной. Кормить рыбок лучше всего минимальными дозами. Ни в коем случае нельзя давать корм «впрок». (Большинство видов взрослых рыбок способно выжить без корма в течение 2-3 недель.)

9. Освещение должно обеспечивать нормальный рост растений; оно достигается комбинацией естественного и искусственного: аквариум ставят у стены в 1 - 1,5 м от окна (в боковом освещении рыбки смотрятся лучше), а над ним помещают светильник соответствующей мощности и спектра.

Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика Юниор» малой академии наук учащихся Кубани

Мой аквариум

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

Ст. Переправная 2012г.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Краткая аннотация

В работе раскрывается значение аквариума и его обитателей для людей. Аквариум, как экзотический островок природы удивляет и радует глаз. А аквариумные рыбки – это фантастическое богатство красок и форм. Благодаря своим грациозным движениям они позволяют отдыхать, забывать о невзгодах и тревогах. В работе рассказывается о периодах развития экосистемы в аквариуме.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Аннотация

Актуальность можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу.

    Цель: Какое значение для человека имеет аквариум?

    Задачи:

    Выявить первых аквариумистов;

    Три периода развития экосистемы в аквариуме;

    Значение аквариума в моей жизни.

Методы исследования : поисковый, систематизация, сравнительный анализ

Выводы: люди должны не только восторгаться разнообразием и красотой подводного мира, но обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить это достояние нашей планеты: охранять моря и океаны, реки и озера от загрязнения, защищать рыб от истребления и неразумного отлова.

Содержание

1.Введение.

2. Мой аквариум.

3. Первые аквариумисты.

4 . Становление системы.

5. Биологическое равновесие.

6.Разрушение экосистемы.

7.Заключение.

8.Литература.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Введение

Весь огромный мир вокруг меня, надо мной

и подо мной полон неизведанных тайн.

И я буду открывать их всю жизнь, потому,

Что это самое интересное, самое

Увлекательное занятие в мире!

В. Бианки

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

Аквариум является моделью водной экосистемы. И, несмотря на множество различий между природным водоёмом и аквариумом, основные законы развития у них общие, во многом сходны и протекающие процессы.

Обычно аквариум считают изолированной системой. Однако это далеко не так. Человек постоянно вмешивается в его жизнь.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Глава 1. Мой аквариум

У меня дома есть аквариум и я постоянно вмешиваюсь в его жизнь. Он небольших размеров, объём 30 литров, со встроенным освещением, искусственным подогревом воды, нагнетателем воздуха и очистителем воды.

Кроме ежедневного кормления, мы раз в неделю убираем остатки со дна аквариума. Чистим его стенки изнутри и добавляем чистую отстоявшуюся воду. Наши питомцы очень разнообразны по размеру, окраске и поведению. Это тёмная и самая большая в нашем аквариуме красавица скалярия. Здесь же обитают усатые сомики, разноцветные и шаловливые неоны, серые с красными крапинками на хвосте кардиналы и неприхотливые меченосцы.

Кроме рыбок в аквариуме находятся водоросли для питания и переработки углекислого газа. Но, тем не менее, основную массу мелких водорослей, растущих на стенках аквариума, съедают улитки. Я очень люблю свой аквариум и меня заинтересовало, кто же придумал его.

Глава1.2 Первые аквариумисты

Первыми аквариумистами были китайцы. Около четырёх тысяч лет они содержат и разводят различных рыб (сначала в искусственных водоёмах, впоследствии в сосудах), почти две тысячи лет продолжается селекция знаменитых золотых рыбок, для жизнедеятельности которых в аквариуме необходимо регулировать температуру и химический состав воды, газообмен, определять по своему вкусу количественный и качественный состав обитателей.

В этой маленькой экосистеме есть свои производители. Это растения. Потребители - рыбки, разрушители – улитки и некоторые виды рыбок. Вот только мусорщиков не может быть в аквариуме, потому что за чистотой следит человек.

Глава 1.3 Становление системы (этап первый)

Для того чтобы рыбкам комфортно жилось в аквариуме, я стал искать необходимую литературу. Много интересного услышал на уроках окружающего мира, на мои «почему» нашёл ответы в детских энциклопедиях, в интернете.

Оказывается, в аквариуме происходит три периода развития экосистемы. Первый этап – это становление системы. В это время в аквариум помещается грунт, заливается вода. Обычно наблюдается интенсивное развитие микроорганизмов.

С одной стороны, свежая вода богата питательными веществами, а с другой –

первые поселенцы не имеют врагов и конкурентов. Обычно через 2-3 дня вода приобретает молочный цвет из-за активного размножения бактерий.

Ещё через несколько дней её прозрачность восстанавливается. Через 5-6 дней сажают растения, а на следующий день запускают рыб. В первое время в аквариуме следует держать максимально возможное число рыб.

После накопления достаточного количества органических веществ, число рыб можно сократить. Этим мы поддерживаем энергетический баланс, потому что всё большее количество энергии будет выделяться в результате разложения накопившихся органических частиц.

При избытке органических веществ в аквариуме убирают гниющие листья, мусор и регулярно меняют воду. Важным источником энергии является освещение.

Глава 1.4 Биологическое равновесие (этап второй)

И если в аквариуме всё благополучно: освещение выбрано правильно, растения прижились и активно развиваются, рыбы адаптировались к новым условиям, происходит переход во второй этап развития экосистемы. Его часто называют «биологическое равновесие». В этот период аквариум обладает способностью к саморегуляции. Например, подмена до одной трети части воды проходит практически незаметно и без отрицательных последствий.

Все организмы всегда тесно связаны друг с другом и окружающей средой. Так, растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Он расходуется при дыхании и гниении. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.

Глава 1.5 Разрушение экосистемы (этап третий)

Постоянно в аквариуме происходит накопление отходов жизнедеятельности растений, рыб и других животных. Те виды водных организмов, которые наиболее требовательны к чистоте воды, перестают расти, а другие растения, предпочитающие заиленные грунты, интенсивно разрастаются, заполняя аквариум.

Со дна начинают подниматься пузырьки с характерным неприятным запахом. Это означает, что экосистема переходит в третий этап развития – разрушение. Необходимо проводить обновление и основательную чистку аквариума.

При правильном распределении сил, балансе между теми, кто производит, потребляет и разрушает энергию, экосистема аквариума способна поддерживать сама себя как любой организм.

Сурцев Данил Романович

3 «Б» класс

МБОУ СОШ № 7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Научный руководитель: Колесникова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

Заключение

Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляет человека от стресса, снижает кровяное давление.

Несмотря на то, что рыбы, растения, беспозвоночные существуют в аквариуме автономно, мы считаем себя неотъемлемой частью экосистемы аквариума. Наше плохое или хорошее настроение передаётся обитателям подводного мира. А рыбки и растения, в свою очередь, помогают нам и наполняют нашу душу новыми светлыми ощущениями, дают заряд энергии и бодрости.

Литература

1.Большая энциклопедия знаний школьника. Москва «ФОМЕО», 2009

2.Д. Доз «Ваш аквариум». Москва «Аквариум», 2008г.

3. В. Михайлов «Аквариум». Практические советы опытного аквариумиста. Москва, 2006г.

4.А. А. Плешаков «От земли до неба». Атлас – определитель. Москва «Просвещение», 2008г.

Приложение 1

Наблюдение за ростом элодии.

01.10

Поделиться