Занятие на тему мягкий знак. Конспект занятия - твердые и мягкие согласные звуки. учитель, тетрадь, девочка, коньки, медведь, декабрь

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9

Конспект урока по русскому языку

в 1 классе по теме «Буква мягкий знак.

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»

Разработала: Галашова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

Цели:

Обучающие: 1. Создать условия для формирования понятия « мягкий знак», показать особенность этой буквы.

2. Показать роль Ь в словах.

3. Учить писать букву Ь.

5. Совершенствовать технику чтения.

6. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.

Воспитывающие: 1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.

3. Воспитывать патриотические чувства.

Развивающие: 1. Развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

2. Развивать речь, обогащать словарь.

3. Развивать познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

Здоровьесберегающие: создать для учащихся благоприятные условия на уроке.

Дидактический материал: учебник «Азбука»; прописи «Мои волшебные пальчики»; предметные картинки с изображениями животных и растений; слоговые карточки; кружки красного, синего, зеленого цвета; звездочки красного, желтого, оранжевого, синего цвета; презентация « Московский Кремль»; иллюстрации города Москвы.

Технические средства: компьютер.

Ход урока.

I . Мотивация к учебной деятельности.

Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнем,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу подведем,

Руку левую на стол,

Сверху правую кладем.

II . Актуализация знаний.

Индивидуальная работа:

    составить схемы слов (жираф, яблоня);

    распределить предметные картинки по группам: флора, фауна;

    работа с карточками.

Фронтальная работа:

Ребята, послушайте стихотворение и скажите: Почему учитель был удивлен?

Пришел из школы Лев Кузьмич,

Стал проверять тетрадки,

И целый вечер Лев Кузьмич

Отгадывал загадки.

Он долго думал, например,

Раскрыв тетрадку Тани,

Что это значит: «Музыкант

Играет на баране?»

Ах, неужели гвозди

Вбивают… молоком? (Написано у Кости о чуде о таком).

А кто-то тяпкой вытер стол!

(Ах, неужели тяпкой?)

А кто-то красит каской пол!

(Напрасно! Лучше – шапкой).

А кто-то пишет: «Наш каток –

Такой хороший, гадкий…»

Ай, ай, - промолвил педагог

И отложил тетрадки…

Какую ошибку допустили ребята в своих работах? Давайте проведем орфографическую разминку.

Вдоме жыли кот прошка и собака жучка кот спит на лафке жучка грызот косточки

(Ученики исправляют ошибки).

Назовите мягкие согласные. Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных? (И, Я, Е, Ё, Ю)

III . Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

    Тему сегодняшнего урока вы узнаете, выполнив несколько заданий.

    Отгадайте загадку:

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру (конь). (Прикрепить предметную картинку).

Составьте схему этого слова.

Как на письме обозначают звуки? (Буквами).

Какой буквой обозначим первый звук? (Буквой – к).

Какой буквой обозначим второй звук? (Буквой – о).

Какой буквой обозначим третий звук? (Буквой – н).

Какое слово получилось? (Кон).

Что это слово обозначает? Послушайте, что написано в толковом словаре. Кон – 1. место, куда в игре надо попасть при броске, а также место, куда в азартных играх кладётся ставка; 2. – в некоторых играх отдельная партия.

Это слово соответствует схеме и предметной картинке?

Вспомните, какие буквы показывают, что согласный мягкий?

Какую из названных букв мы можем использовать?

(Учащиеся могут предложить разные варианты).

Чтобы обозначить мягкость согласного люди придумали букву Ь.

Куда её нужно поставить в схему? Под каким кружком?

Эта буква никакого звука не обозначает. Она показывает, что согласный мягкий.

Итак, кто догадался какая тема урока?

- Тема урока : Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

IV . Развитие умений – применение знания.

Ребята, давайте подготовим руки к письму. Ф/минутка для рук.

Показ написания буквы. Я рисую мягкий знак – нежной капелькой – вот так – Ь.

Пропишите первую строчку.

Посмотрите на вторую строчку. Почему вам предлагается прописать букву – Ы?

Пропишите вторую строчку.

Третья и четвертая строчки помогут вам научиться соединять эту букву с другими буквами.

А вы знаете, что Ь – фокусник.

Смотрите: мел – мель

ель – ел

Найдите в прописях ещё пары слов. Что меняется, когда на конце слова появляется Ь? (Был – быль, пыл – пыль, кон – конь, угол – уголь).

А в каком слове больше звуков?

Прочитайте 2 столбик. Найдите слово, в котором 2 слога. Почему вы выбрали это слово? Отметьте гласные карандашом красного цвета.

А какого цвета кружок под буквой, которая стоит перед Ь?

Какого цвета кружок будет под мягким знаком?

Под мягким знаком поставьте значок ×.

Напишите слова, в которых есть мягкий знак.

Ф/минутка.

Учитель показывает слоговые карточки, дети читают и, в зависимости от согласного, выполняют движения.

Если в слоге согласный мягкий – приседают.

Если согласный твердый – руки кладут на пояс.

Посмотрите на доску. Какие картинки выберете по теме нашего урока? (Лось, медведь)

Как можно назвать эти предметы одним словом? (Зверь)

Составьте звукобуквенную схему этого слова.

Из прочитанных на ф/минутке слогов выберите слог, который можно добавить к слову, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением и в форме множественного числа. (Зверьки).

Что нужно добавить в схему?

Где теперь находится Ь?

Прочитайте слова в прописи. Как получили вторые слова? (Окунь – окуньки, пень – пеньки, день – деньки).

Что изменилось в значении слова?

Прежде, чем писать пары слов, посмотрите, как соединяются Ь и другие буквы.

Прочитайте слова в следующей строке. Что можно о них сказать? Какое задание нужно выполнить? Напишите предложение, изменив его.

Работа с Азбукой.

Прочитайте на доске ключевые слова к тексту: Кремль, Красная площадь.

Прочитайте в Азбуке слова, которых нет на доске.

Чтение текста учащимися вслух по смысловым частям.

Вопросы после чтения текста:

    Чем любуются взрослые и дети?

    Сколько лет Москве?

    Из чего были сделаны стены Кремля?

    Как выглядит современный Кремль?

    Какая самая старая башня Кремля?

    Какая самая красивая?

    Зачем в Москве нужен был Царь-колокол и Царь-пушка?

    Где находится Красная площадь?

    Почему дорог каждому жителю России Кремль и Красная площадь?

А сейчас вы посмотрите презентацию о Московском Кремле.

V . Домашнее задание.

Кремль – это ещё не вся Москва. Многие площади, улицы Москвы хранят историю в своих названиях. Этот текст вы прочитаете дома и подготовите рассказ об улицах Москвы.

В прописи осталось несколько ненаписанных слов, выполните к ним звукобуквенные схемы.

VI . Итог.

Какая была тема?

Какое открытие сделали?

Какое задание было самым интересным?

YII . Рефлексия.

Вы очень хорошо работали на уроке. Сейчас вас ждет сюрприз: Ь в вашу честь и с вашей помощью устраивает салют. В коробке лежат залпы нашего салюта (звездочки). Они разноцветные. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выберите зеленые звездочки. Если было трудно – красные звездочки. Если испытывали небольшие затруднения – жёлтые. Прикрепите выбранные звездочки над иллюстрацией «Красная площадь».

Конспект урока по русскому языку

«Разделительный мягкий знак».

Учитель: Приходько О.С.

Класс: 2.

Предмет: Русский язык

Тема: Разделительный мягкий знак.

Цель: Дать младшим школьникам понятие о разделительном мягком знаке.

Задачи:

Образовательная -

Уточнение представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать мягкость согласных звуков на письме.

Коррекционно-развивающая -

Развивать речь, мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности. Обогатить словарный запас учащихся.

Развивать орфографическую зоркость, учить видеть слова с разделительным мягким знаком.

Воспитательная -

Воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь.

Личностные результаты учащихся:

Осознавать смысл изучения правописания разделительного мягкого знака и успешного использования его в словах понимать значимость правильного написания мягкого знака развитие навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.

Познавательные:

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании мягкого знака уметь формулировать правило по написанию твердого знака.

Коммуникативные:

внимательно слушать друг друга уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты: знать, когда следует писать разделительный мягкий знак; уметь правильно писать слова с разделительным мягким знаком.

Тип урока. Практическое решение учебной задачи.

Материал к уроку: Презентация «Разделительный мягкий знак».

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

Садитесь, пожалуйста.

2. Минутка чистописания (Ь).

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

3. Актуализация знаний .

На доске: 1) иллюстрации: листья, платье, варенье

2) карточки со словами:

варене - варенье

плате - платье

листя - листья

Рассмотрите иллюстрации на доске и назовите изображённые на них предметы.

Выберите карточку с правильным написанием данного слова и прикрепите её под иллюстрацией. (Варенье, платье, листья)

Все ли согласны с выбором ребят? (да)

Какое правило объединяет данные слова по написанию? (Написание слов с разделительным мягким знаком)

Какова роль разделительного мягкого знака в словах? (Он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

Объясните, почему же вы не выбрали эти карточки? (В них нет разделительного мягкого знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным)

4. Самоопределение к деятельности.

Кто догадался, какова тема нашего урока? (Слова с разделительным мягким знаком)

В чём будем упражняться на урок? (В написании слов с разделительным мягким знаком)

Молодцы! Вы абсолютно правы.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число.

На доске: прикрепить букву: ь.

5. Работа по теме урока.

1 Работа с буквенным рядом.

Внимательно прочитайте слова и подумайте, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? (Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е ё и ю я)

(варенье, воробьи, крылья, солью)

Вспомните, почем эти буквы называют «особенными»? (Если стоят после разделительного мягкого знака, то обозначают два звука)

А если после согласного? (Обозначают мягкость этого согласного)

Назовите слова с разделительным мягким знаком.

Назовите слова, где мягкий знак обозначает мягкость согласного.

2. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

Мы с вами вспомнили правило, когда пишется разделительный мягкий знак. А сейчас потренируемся в написании слов с разделительным мягким знаком для того, чтобы самим не допускать ошибок.

К нам на урок пришёл хорошо известный всем герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит так:

Друзья, открою вам секрет:

Мне без варенья жизни нет.

Для здоровья и веселья

Ем печенье, ем варенье.

Кто же это?

На доске: появляется картинка Карлсона.

Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении.

(Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье)

Запишем эти слова. (1 уч.)

Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах.

Что показывает разделительный мягкий знак? (Что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

Обозначьте орфограмму.

Физминутка для глаз «Рыбки».

3 Работа над предложением.

а). - Устно составьте предложение с любыми из данных слов. (ответы учащихся)

б). - Запишем предложение с комментированием: (1 уч.)

Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем.

Назовите главные члены предложения?

4 Физкультминутка.

Поиграем в игру «Бывает - не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если - не согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке? (ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё)

Молодцы! Все слова назвали.

5 Работа по учебнику (стр. 116)

а). - Откройте учебник на стр. 116.

Прочитайте задание к упражнению № 204.

6 - Из буквенного ряда выберете те гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

На доске: а я у ю э е щ ё и ы

Все ли согласны с таким выбором?

7. Домашнее задание.

Ребята! Наш урок подходит к концу. Отложите, пожалуйста, тетради и учебники на край стола. Познакомьтесь с домашним заданием.

На доске: записать - стр. 116 упр. 206

Прочитайте задание к упражнению.

Что требуется выполнить?

Есть вопросы по домашнему заданию?

8. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог урока.

Чему учились на уроке? (Писать слова с разделительным мягким знаком)

Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой учебной задачей.

Какие вы молодцы!

Спасибо за урок!

ТЕСТ. Разделительный мягкий знак.

1 уровень.

1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

2. Прочитай предложения. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

__________________________________________________________________

3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком.

Коньки, медведь, воробьи, пальто, лагерь, картофель, счастье, обезьяна, вьюга.

__________________________________________________________________

2 уровень.

4.Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Охотник зарядил_____________________

С деревьев осыпались_________________

На верёвке сушится____________________

5. Прочитай. Выпиши слова с разделительным мягким знаком, разделив их черточками для переноса.

Без терпенья - нет уменья.

__________________________________________________________________

Повторенье - мать ученья.

__________________________________________________________________

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

__________________________________________________________________

3 уровень.

6.Исправь ошибки.

Наша кожка мурка - бальшая шалунья.

Папа принёс чючело воробя.

Мурка схватила чючело.

Осталис от птичьки одни клочя.

Цель: формировать умение соотносить произношение и написание разделительного мягкого знака .

Оборудование: индивидуальный дидактический материал, плакат с правилами написания разделительного мягкого знака, сигнальные карточки – красного, синего, зеленого цвета (для каждого ученика).

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Логопед. Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце слова конь, день ? (Мягко). Назовите мягкие согласные в словах банька, зорька . Что обозначает мягкость согласных? (Мягкий знак.)

Логопед сообщает ученикам цель занятия, вывешивает на доску плакат с правилами написания разделительного мягкого знака , напоминает правило: разделительный мягкий знак пишется после согласной перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, разделяя их; слова с разделительным мягким знаком переносятся так:вью-га, пла-тье.

Логопед. Отгадайте загадку:

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(Зерно, семя).

Записывается на доске слово СЕМЯ.

Логопед. Послушайте еще раз загадку.

Логопед повторно читает загадку.

Какое слово по произношению сходно со словом СЕМЯ?

Доскажите словечко:

Папа, мама, братик, я –

У нас дружная … (семья) .

Ученики. Слова СЕМЯ и СЕМЬЯ сходны по произношению.

Логопед. Чем различаются эти слова по произношению? Как показать на письме, что согласный не сливается с гласным?

Ученики. Следует написать мягкий знак.

Логопед. Напишите слово СЕМЬЯ. Какая разница между словами СЕМЬЯ и СЕМЯ по смыслу? (Учащиеся отвечают.)

Сравните на слух предложения:

В каком слове нужно написать разделительный мягкий знак? Почему?

Ученики. В слове ПОЛЬЮ после мягкого согласного звука [л, ] слышится [й, у], а не [у], как в слове ПОЛЮ.

Логопед. Запишите предложения:

Я полю грядку. Я полью грядку.

Какая разница по смыслу между словами ПОЛЬЮ и ПОЛЮ? (Учащиеся отвечают.)

Логопед раздает ученикам индивидуальный дидактический материал, они по очереди читают и выполняют задания.

Задание 1. Напиши слова в следующем порядке:

— с мягким знаком в середине (смягчение);

— с мягким знаком в середине (разделение);

— с мягким знаком на конце

Слова: жил..ё, пис..мо, начал..ство, ненаст..е, насчаст..е, здоров..е, мыш.., ноч.., казн.., тюл..пан, печ.., рыс.., гвозд.., гус.., сем..я.

Задание 2. Придумай и запиши предложения по картинкам.

Задание 3. Угадай и подпиши, чья мордочка изображена на картинках.

3. Итог занятия

ОБОБЩЕНИЕ – вывод по вопросам:

Логопед. Что показывает разделительный мягкий знак? После каких букв и перед какими пишется разделительный мягкий знак?

Ученики повторяют правило, опираясь на плакат.

ЗАДАНИЕ на развитие звукового анализа и синтеза «Покажите звук сигналом».

Логопед раздает ученикам сигнальные карточки красного, синего и зеленого цвета.

Логопед. Покажите сигнальной карточкой, какой звук слышится в слове.

Логопед произносит слово, а ученики, в зависимости от того, какой звук – гласный или согласный – присутствует в начале слова, поднимают сигнальную карточку (или не поднимают).

При выделении гласных звуков в начале слова поднимают красные карточки, при выделении твердых и мягких согласных – синие и зеленые.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и поднимал карточку только в нужной ситуации.

Тема урока: «Разделительный мягкий знак»

Предметные цели:

    познакомить с правописанием разделительного мягкого знака;

    учить различать разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости согласных;

    формировать у учащихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком;

    учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком.

Формирование УДД

Познавательные:

    воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

    классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные:

    осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

    работать в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;

    участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Регулятивные:

    уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

    находить и исправлять собственные ошибки.

Личностные:

    формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

    применять правила делового сотрудничества.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Планируемые результаты:

Базовый уровень:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Повышенный уровень:

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак- показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.

Организационный этап

Видеоприветствие.

Ребята, вы готовы найти ответы на вопросы: что? как? почему?

Что за буква?

Кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать,

(Картинка Ь)

Что вы знаете про эту букву? (Не обозначает звука, слова не начинаются на эту букву, поэтому нет заглавной буквы.)

Чистописание

Прочитайте буквосочетания: бь вь

Запишите в тетрадь и красиво, соблюдая все правила каллиграфии, повторите ещё два раза.

Какую функцию выполняет здесь мягкий знак? (Обозначает мягкость согласного звука.)

Придумайте слова, которые будут оканчиваться на эти буквы. (Прорубь, голубь, бровь и т.д.). Запишите их столбиком в тетрадь.

Прочитайте следующие буквосочетания: бьи вьи

Запишите в тетрадь, повторяя три раза.

Какая функция у Ь здесь? (Он разделяет согласную и гласную букву, чтобы не получился слог-слияние.)

Может кто-то из вас знает, как называется такой Ь? (Разделительный мягкий знак.)

Молодцы! Вы сейчас назвали тему нашего урока:

«Разделительный мягкий знак».

Работа над новым материалом

Вот здесь прячется гость. (На доске картинка, она закрыта.)

На доске:

Вы рады дорогому гостю?

Что вы можете рассказать об этом предложении? (Предложение содержит вопрос. Значит, оно вопросительное, и мы в конце ставим вопросительный знак.)

Запишите предложение в тетрадь.

Джунгли дом её родной,

Там свобода и покой.

Там любимые бананы,

А кругом растут лианы.

Кто же это? (Обезьяна.)

А если она маленькая? (Обезьянка.)

Образуйте однокоренное слово, отвечающее на вопрос чей? (Обезьяний)

Удалось ли нам проверить безударные гласные в корне? (Нет.)

Что это значит? (Это значит, что безударные гласные непроверяемые. Написание этого слова надо запомнить.)

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемые гласные.)

На доске:

Приглашайте к нам дорогую гостью!

Почему мы поставили восклицательный знак? (Это предложение содержит призыв и произнести его надо эмоционально.)

Запишите предложение. В выделенных словах выделите корень.

Выпишите выделенные слова.

ГОСТЮ ГОСТЬЮ

[ГОСТ ҆У] [ГОСТ ҆Й ҆У ]

Чем отличаются эти слова? (В одном из них есть разделительный мягкий знак.)

Ребята, про кого так говорят?

На доске: Наши меньшие братья. (О животных.)

воробей - … (воробьи)

соловей - … (соловьи)

Запишите слова во множественном числе.

Физкультминутка (видео)

В названии каких насекомых есть разделительный мягкий знак?

муравей - … (муравьи).

На столах у вас лежат карточки. Работать будете в парах. Нужно прочитать слова и вставить пропущенную букву. Записать еще 3-5 слов с разделительным мягким знаком.

Ворон…ё, в…юга, руч…и, прут…я, хлоп…я, жил…ё.

Понаблюдайте после каких букв пишется разделительный мягкий знак?

(После согласных.)

Перед какими буквами? (Перед гласными Е, Ё, Я, И, Ю)

СОГЛАСНЫЕ Ь и

Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике стр. 32. (Правило читает ученик.)

Упр.57 (самостоятельно)

Ребята, как вы считаете, легко ли писать слова с разделительным мягким знаком? Дома вы ещё потренируйтесь в написании слов с разделительным мягким знаком и выполните упр. 59.

Любит озорничать разделительный мягкий знак в ваших тетрадях. Сейчас он вам о себе расскажет, но у него есть одно условие: ту букву, которой он на схеме коснётся, вы произносите хором.

Инсценировка стихотворения

Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место никак.

В журчащем прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед Е.

Заметил, летит вороньё,

И ловко влетел перед Ё.

К несчастью свалился в репьи,

Попав прямиком перед И.

Оттуда залез к муравью,

Усевшись, как раз перед Ю.

А шла, когда мимо свинья.

Забрался он к ней перед Я.

И громко запел:

«Перед Е, Ё, И, Ю

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный знайте, друзья.

Меня вы найдёте в словах перед Я.»

У нас осталось три слова. Прочитайте их.

БЕЗДЕЛ…Е, ВЕСЕЛ…Е, ДРУЗ…Я.

Какая орфограмма объединяет эти слова? (Разделительный мягкий знак.)

Давайте закончим наш урок стихами, которые мы с вами прямо сейчас сочиним. Я начинаю, а вы продолжайте!

Нет в нашем классе места безделью .

Урок подарил нам сегодня веселье .

Спасибо, друзья , вам за внимание.

Окончен урок, всем до свидания!

Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости».
Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.
Задачи:
- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;
- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;
- обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.
воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Тип урока: Систематизация полученных знаний по данной теме
Технологии:
Ход урока:
1. Организационный момент.
- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости.

Давайте поздороваемся с ними.

Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их улыбкой.

Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

Я желаю тебе добра;

Если тебе будет трудно, я помогу.

Тихонько садитесь.
- Много мы должны успеть сделать на уроке.
- Поэтому, как работать нужно?
- Быстро, старательно и дружно!
- Итак, я начинаю урок.
- Сегодня этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.
- Ребята, а зачем человеку нужно быть грамотным?
(Это нужно для того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей, не бояться писать письма, записки, сочинения и рассказы.)
- И этому нас научит сегодня буква, которая пришла к нам на урок.
- А какая? Догадайтесь сами, отгадав загадку.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
(буква ь)
Мягкий голос, мягкий шаг.
Это буква – мягкий знак.
(вывешивается карточка – ь)

Посмотрите, какой он добрый, никогда не грубит, всегда вежлив и уважителен. Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг

А вы хотели бы иметь такого друга?
Тема нашего урока « Мягкий знак – показатель мягкости»
(Слайд 1и 2)
- Сегодня мы продолжим учиться писать слова с мягким знаком, познакомимся с новым правилом и новым словарным словом.
2. Минутка чистописания.

На доске:

1) - Найдите в буквах к, н, ы сходные элементы и назовите их.

Восстановите слово (карандаш).

(Слайд 3)
2) Мёд, ряд, конь, рис, люк.
- Что общего во всех этих словах?
(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий.)
- Какое слово лишнее?
(Конь.) (Слайд 4)
-Почему?
(Во всех словах последний звук твердый, а в слове конь – мягкий [н"].)
- Как обозначили мягкость звука [н"] на письме?

(Буквой Ь.)
3). - Запишите красиво это слово в тетради.
4). - Закончите фразу. Слово-отгадку запишите в тетрадь.
(Один из учеников работает у доски)
Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту (дверь).
В лесу мне видеть довелось как грыз кору могучий (лось).
Я по чтению опять получу отметку (пять).
- Что написали во всех словах?
(Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце слова.)
3.Актуализация знаний, выход на тему урока.
-Зачем же нам нужен мягкий знак?
(Он служит для обозначения мягкости согласных.)
- Какие еще есть помощники у мягкого знака, которые обозначают
мягкость согласных?
(Гласные буквы е, ё, и, ю, я.)
- А что еще знаете о букве Ь?
(Эта буква не обозначает звук.)
4. «Открытие» нового знания.
1). Упр. №1 – стр.36 по заданию
(Работа с толковым словарём с. 93
(Слайд 5)
2). День, пальто, апрель, лошадь, альбом, пальцы.
- Прочитайте слова. Что в них общего?
(Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.)
- На какие две группы можно разделить слова?
(По местонахождению Ь в слове.)

Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.
Проверка: (Слайд 6)
(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).
- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?
(Стоит в конце слова после согласной)

(Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.)
- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?
(Стоит в середине слова между двумя согласными.)
- Какова роль Ь в этом случае?
(Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.)
- Какой вывод можем сделать?
(Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.)
5. Физкультминутка. (Слайд 7)
- А теперь давайте отдохнём. Встали все.

Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.

6. «Открытие» нового знания.
1). Упр. 2 стр.36
2) Правило стр.36
7. Первичное закрепление.

Р/т стр.46-тренинговые упражнения
- Найти слова в пунктах 1и 2 с ь - показателем мягкости и
определить количество букв и звуков.
8. Словарно-орфографическая работа.
- Сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете новое слово с непроверяемым написанием.
(Слайд 8)
Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Слайд 9)
(Рисунок медведя)
- Какое это слово?
-Запишите это слово и другие однокоренные слова, выделите общую часть.
- Как вы думаете, почему медведя так называют?

Медведь был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным словом. (Медоед – медведь)
9. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока.
- Для чего нужен Ь?
(Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.)
- Где может находиться Ь в слове?
(На конце слова и в середине между двумя согласными.)
- С каким новым словом познакомились на уроке?
- Как думаете, все ли узнали о мягком знаке?
- Нас еще ожидает много интересного
11. Рефлексия
- Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.
- Ребята, а кто помогал нам на уроке сегодня?
-Давайте же скажем ему большое спасибо за то, что он такой добрый и помог нам на уроке подружиться с новым правилом.
- Я думаю, что и мы с вами, ребята, будем совершать только добрые поступки и помогать людям.
- Спасибо вам за дружную работу на уроке.
(Слайд 10) Молодцы!

Муниципальное образование Гулькевичский район, х. Духовской
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 13 имени дважды Героя Советского
Союза Виктора Васильевича Горбатко

Конспект урока русского языка

Поделиться