Современное русское правописание опирается на определенные принципы. Понять принцип орфографии - значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания .
Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем - корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах - корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончание глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний.
Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в себя: во-первых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить падежную форму, собственное имя и т.п.; во-вторых: анализ морфологического состава слова , умение определить место орфограммы, что важно для выбора и применения правила; в-третьих: фонетический анализ, определения слогового состава , ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) - определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т.д.
Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет и методику обучения правописанию: последняя строится на сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава слова.
Морфологическому принципу соответствуют следующие орфографические темы, изучаемые в начальных классах: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, кроме непроверяемых слов, которые пишутся по другому принципу; правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах, на стыках морфем (кроме отдельных случаев, например, приставок на «-з», которые пишутся по другому принципу, этот случай в начальных классах не изучается); правописание безударных гласных в окончаниях словоформ: в падежных окончаниях 1-го, 2-го и 3-го склонений имён существительных, в падежных окончаниях имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжений настоящего и будущего времени; перенос слов со строки на строку, поскольку при переносе соблюдается не только слоговое, но и морфемное деление слов; в определённой мере морфологический принцип действует и в слитно-раздельных написаниях слов, в частности, в различении приставок и предлогов, а также в употреблении «Ъ» после приставок, поскольку применение соответствующих правил требует морфемного анализа слов и определение их морфологических признаков.
Даже такие орфографические темы, как обозначение мягкости согласных на письме, употребление заглавной буквы в именах, двойные согласные, также опираются на морфологические знания и умения детей.
Итак, морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении.
Таким образом, на морфологическом принципе основано:
- 1) написание проверяемых безударных гласных и звонких конечных согласных в корнях слов: сад [сат ], сады [с ды], са довод , ход [хот ];
- 2) правописание приставок, исключая приставки на з-: по играть [пъиграт], пропу стил [пръпустил], заход [з хот].
- 3) правописание безударных окончаний существительных: в городе [в - горъдь], над столом [нът - ст лом];
- 4) правописание суффикса -ок: широк [шырок], низок [низък];
- 5) правописание слов с непроизносимыми согласными: грустно [груснъ], местный [м эсныj];
- 6) правописание ассимилированных согласных: нести [н и с т и], травка [трафкъ].
- 7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, начинающегося с -И- в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф рмацыjь].
Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы.
Отступлениями от основного принципа русской орфографии являются фонетический и традиционно-исторический принципы.
Рассмотрим далее фонетический принцип. Предполагается, что первоначально возникшая у разных народов звуко-буквенная письменность всегда была фонетической: каждый звук речи фиксировался так, как он звучит, так, как его слышит пишущий. И в современном русском письме немало таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом: «луна»; «стул», «мы», «рак» и многие другие. В большинстве слов, наряду с проверяемыми или непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются буквами, в сущности, по фонетическому принципу. Так, в слове «вагон» звук [а] безударный, считается непроверяемым, буква -а- пишется по традиции, но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. В сущности, все эти написания должны называться не фонетическими, а фонетико-графическими.
Фонетико-графические написания не вызывают у пишущих затруднений, поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах их роль очень велика. Фонетико-графические написания не противоречат морфологическому принципу русской орфографии, так как не ведут к неодинаковому написанию морфем Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает далеко не всегда.
Случаи типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу орфографии. Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается в том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, т.е. написание передаёт звучание слова.
На фонетическом принципе основаны:
- 1) написание приставок на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-, через-. Так, перед корнем, начинающимся глухим согласным пишется буква с, а в остальных случаях сохраняется з: бесклассовый, безвредный, известить, испить, ниспадать;
- 2) написание ударяемых гласных: дом, лес, сад;
- 3) правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: под ударением слышится О и пишется О; в безударном положении слышится А и пишется А: розыск - разыскивать, роспись - расписка;
- 4) написание Ы вместо начального И в корне после приставок на твёрдый согласный: играть, но сыграть, искать, но сыскать, история, но предыстория;
- 5) написание под ударением О и в безударном положении Е в окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих: душой, но кашей, большой, но рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;
- 6) написание под ударением -ОЙ, в безударном положении -ЫЙ в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но новый, восьмой, но пятый;
- 7) написание Ы после Ц: лисицын, синицын, сестрицын;
- 8) написание Ь после мягкого Л: соль, уголь, сильный.
В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются на фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим, морфологическим принципом. Противоречие состоит в том, что морфемы (в данном случае - приставки на- -з) пишутся не единообразно, а в зависимости от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-, рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях - с буквой С: «безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому принципу.
Правила, опирающиеся на фонетический принцип и противоречащие морфологическому, вызывают у учащихся затруднения, разрушают только что начавшиеся формироваться у них представления о системе орфографии, противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях.
Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат формирующемуся у детей пониманию системы русской орфографии и вообще, трудные для усвоения, то в курсе начальной школы они не изучаются. Но слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в письменной речи и пишут их, усваивая на практической основе путём запоминания.
Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на -з-, немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а, наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков третий принцип - традиционный (исторический). Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.
Не проверяемые правилами слова весьма многочисленны: в тексте, характерном для письменной речи младших школьников, их число достигает 20% (многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для учащихся проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» - немецк., «чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» - тюркск. и др.
Многие написания, относимые к числу традиционных, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника: «картон» - от латинского; «костюм» - от французского и т.д.
Иногда написание, считающееся традиционным, может быть проверено на основе знания истории этимологии слов и исторических изменений в фонетике русского языка: «петух» - от старорусского «пети», «горох» - содержит полногласие -оро-, в котором не бывает -а-.
На традиционно-историческом принципе основано:
- 1) написание Г в род.п.,ед.ч. прилагательных, причастий, неличных местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого (произносится - во), пятого (произносится - во). Написание Г сохранилось с тех далёких эпох, когда эти формы произносились с [г].;
- 2) по традиции пишется буква И после шипящих Ж и Ш. Эти согласные были в древнерусском языке мягкими, поэтому после них было закономерным писать И,Е,Ё,Ю,Я, как слышится, но к 13 в. эти согласные отвердели, но написание И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится Ы, а не И: жить, шить;
- 3) по традиции пишется Ь в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;
- 4) по традиции пишется, а никак не объясняется написание с непроверяемыми безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака, вокзал;
- 5) суффиксы -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.
Итак, традиционно-исторические написания - это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо по традиции.
В рамках традиционного принципа, в целом не противоречащего общим правилам русского письма и ведущему принципу русской орфографии - морфологическому, есть несколько случаев, противоречащих общей системе.
Традиционное написание сочетаний ЖИ, ШИ, с буквой «и», ЧА,ЩА, с буквой «а», ЧУ, ЩУ с буквой «у» противоречит общему правилу русской орфографии, согласно которому после твердых согласных следует писать не «и», а «ы», после мягких - не «у», «а», а «ю», «я».
В начальных классах написание этих сочетаний заучивается без какого-либо объяснения, и, конечно, не может не наносить ущерба формированию понятия орфографической системы в сознании учащихся.
Морфологическому принципу противоречит традиционное написание отдельных слов: «калач» (по морфологическому принципу следовало бы писать «колач»).
Если морфологические написания проверяются и усваиваются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания - в основном на запоминании, в порядке так называемой словарно-орфографической работы. Запоминание в начальных классах играет важную роль, им нельзя пренебрегать, наоборот, нужно разрабатывать глубокую систему мотиваций, игровых методик, облегчающих детям запоминание слов с трудными написаниями.
С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы, был предложен новый, фонематический принцип, который некоторые ученые-лингвисты определяют как основной принцип русской орфографии. Но, как говорилось выше, ведущая роль в проверке орфограмм принадлежит морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа «вода» - «воды» или «луг» - «луга».
Невозможно проверить написание слов [р шот], [длиный], [шыт ] и множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу. Морфологический принцип все эти случаи объясняет; иными словами, морфологический принцип шире фонематического, он охватывает значительно большее количество орфограмм, чем фонетический. Авторы большинства учебных пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть часть морфологического.
Орфография, в отличие от графики, занята обозначением звуков слабых позиций без прямой ориентации на произношение, но с определенным учетом его. Здесь действуют следующие правила:
1. Звуки слабых позиций, чередующиеся в составе той же морфемы со звуками сильных позиций, обозначаются теми же буквами, что и эти последние, и таким образом обозначение звуков слабых позиций (орфографическая часть письма) приравнивается к обозначению звуков сильных позиций, устанавливаемому графикой. Это приравнивание осуществляется с помощью проверки — сопоставления чередующихся звуков: г [Ʌ]ра́ — г [о́ ]ры , го ра́ — го́ ры; са [т ] — са [д ]ы́ , сад — сад ы́; [п"е и]ти́ — [п"а ]ть , пя ти́ — пя ть и т.п.
Звуки слабых позиций, которые не чередуются в составе той же морфемы со звуками сильных позиций, обозначаются в словарном порядке — на основе традиции, но при этом используются только те буквы, которые могут быть в таких же положениях при возможности проверки: безударный звук [Ʌ] будет обозначен только буквами а или о (сарай , собака и т.п.), так как при возможности проверки безударное [Ʌ] обозначается именно через а или о, например: са ма́ — са́ м; го ра́ — го́ ры. Звонкие и глухие согласные слабых позиций, не вступающие в составе конкретных морфем в чередование со звуками сильных позиций, обозначаются так же, как и соответствующие звуки, вступающие в такие чередования, но только выбор нужной буквы осуществляется в словарном порядке: зиг заг , вок зал , анек дот , домов , идет и т.п. Сравним обозначение тех же звуков при возможности проверки: сог бе́нный — сог ну́; к то — к ого́; зов — зв ать ; кнут — кнут а́ и т.п.
Таким образом, правила проверки не только определяют выбор проверяемых букв, но и оказывают существенное влияние на выбор непроверяемых написаний, определяя круг букв, из которых выбирается нужная.
Оба типа правил подводятся под морфологический принцип, требующий единообразного написания морфем, но при возможности проверки (са ды́ , так как са д , и сад , так как сад ы́ , и т.п.) этот принцип проявляется более полно и отчетливо.
Правила проверки применимы к написанию морфем всех типов — корней, приставок, суффиксов, окончаний, соединительных гласных и т.д. Ими руководствуются главным образом при написании корней, так как некорневых морфем сравнительно немного и правописание их следует запоминать: окончание И.п. ед.ч. существительных ж.р. после твердых согласных всегда обозначается буквой а (кни́га , мя́та ); окончание существительных ср.р. в тех же позициях — буквой о (боло́то , зо́лото и т.п.), в словах с резать , с бить и т.п. — приставка с- , приставка от- всегда пишется с о и т , а приставка под- — с о и д и т.п.
Но если при написании приставок, суффиксов и окончаний правила проверки практически не используются, то правописание этих морфем в большинстве случаев установлено на основе именно этих правил. Поясним.
1. В словах с приставкой с- всегда пишется с в" ], где отчетливо слышится [с ]: собрать , сыграть , слить , смять , снять , срезать , съехать , свить и др.; б ) в некоторых случаях вместо [с ] слышится [з ], [ж ] или [ш ], но пишется [с ]: [з ]дать , [ж ]жать , [ш ]шить и т.п.
Приставка от- всегда пишется с т , а приставка под- с д : а) в сильной позиции перед гласными, сонорными и [в" ] соответственно произносится [т ] и [д ]: оты грать — поды грать , отл ить — подл ить , отм ять — подм ять , отн ять — подн ять , отр езать — подр езать , отъ ехать — подъ ехать , отв ернуться — подв ернуться и др.; б) в слабых позициях может быть и другое звучание: о [д ]бить , по [т ]тесать и др. Под ударением в этих приставках всегда произносится [о ]: о́тдых , о́тсвет , по́ дданный и т.п. Приставки пре- и при- в безударной позиции совпадают по произношению (пре дава́ть , при дава́ть ), но различаются под ударением: пре́ данный , при́ данный и т.п., на этом и основано их различие в написании.
2. Суффикс -ов (ый ) в прилагательных всегда пишется с о , так как под ударением в нем произносится [о ]: сосно́вый , ело́вый , клено́вый и т.п., поэтому о пишется и в безударных положениях: берёзовый , оси́новый , ли́повый и т.п.
3. Существительные ж.р. в И.п. ед.ч. имеют ударное окончание [-а] (вода́), а существительные ср.р. — окончание [-о ] (село́ ), поэтому и в безударных окончаниях у них пишутся соответственно -а и -о : ло па́та , кни́га , я́ма , се́но , ле́то , боло́то и т.п.
Таким же образом установлено, а при необходимости и проверяется (хотя обычно просто запоминается) написание других падежных окончаний имен существительных: лопа́то й , так как стено́й; боло́то м , так как село́ м; на лопа́те , так как на стене́ , и т.п. Так же поступают и при написании окончаний прилагательных: нового , как молодо́ го; но́во му , как молодо́ му; но́вы м , как молоды́ м; о но́во м , как о молодо́ м , и т.п. К нарушениям морфологического принципа орфографии относится, например, написание окончаний И.п. ед.ч. м.р.: но́вы й , хотя молодо́ й.
Морфологический принцип .
Орфографические принципы - это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук может быть обозначен вариативно.Природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: морфологического, фонематического, традиционно-исторического, фонетического и принципа дифференциации значений.
Морфологический принцип требует, чтобы проверка орфограммы была ориентирована на морфемный состав слова, он предполагает единообразие, одинаковое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания независимо от позиционных чередований (фонетических изменений) в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова. К числу таких несоответствий письма и произношения относятся: безударные гласные в разных морфемах - в корне, приставке, суффиксе, окончании; оглушение звонких и озвончение глухих согласных в слабых позициях; непроизносимые согласные; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний: [синиэвъ]- синего, [кан`эшнъ] - конечно и мн. др. Правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определённых звеньях речи. При этом расхождение между написанием и произношением осуществляется при морфологическом написании на основе строго определенных соотношений с произношением. Морфологическое написание является следствием понимания ищущим структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом по возможности единообразную передачу этих частей на письме. Способ письма с единообразной графической передачей значимых частей слов облегчает при чтении «схватывание» смысла. Сохранение на письме графического единства одних и тех же морфем там, где это возможно, является характерной чертой русской орфографии. Единообразие написаний значимых частей слов достигается тем, что в русском письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных звуков.
Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя:
а) понимание значения проверяемого слова или сочетания слов, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить грамматическую форму слова и т.п.;
б) анализ морфемного состава слова, умение определить место орфограммы - в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании, что необходимо для выбора и применения правила;
в) фонетический анализ, определение ударяемых и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение сильных и слабых фонем, позиционных чередований и их причин. Далее - решение орфографической задачи по алгоритму.
Необходимо отметить, что усвоение написаний, соответствующих морфологическому принципу, не может быть эффективным без прочных речевых умений учащихся: выбора слов, образования их форм, построения словосочетаний, предложений.
Издавна морфологический принцип в правописании считается основным, ведущим, ибо он обеспечивает ведущую роль семантики в преподавании языка. Но в последние десятилетия на роль ведущего принципа претендует новый, фонематический принцип.
Фонематический принцип.
В современной фонологии принято считать, что если два или несколько звуков чередуются позиционно, то в системе языка они являются тождеством. Это фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков. Так, фонема [о] может быть представлена следующими звуками, регулярно воспроизводимыми в речи носителей русского языка: сильная позиция - под ударением [дом]; слабая позиция - безударный [дама]; слабая позиция - редуцированный [мълако], [облъкъ].
Фонематический принцип орфографии гласит: одна и та же буква обозначает фонему (не звук!) в сильной и слабой позициях. Русская графика - фонемная: буква обозначает в ее сильном варианте и в слабой позиции тоже в той же морфеме, разумеется. Фонема - смыслоразличитель. Буква, фиксируя фонему, обеспечивает единое понимание значения морфемы (например, корня) независимо от вариантов ее звучания.
Фонематический принцип объясняет в основном те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения, и это позволяет глубже понять природу орфографии. Он более определенно объясняет, почему при проверке безударной гласной буквы следует ориентироваться на ударяемый вариант, на сильную позицию морфемы.
Фонематический принцип позволяет объединить многие разрозненные правила: проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; способствует пониманию системности в правописании; приобщает учителя и учащихся к новому лингвистическому учению - фонологии.
Морфологический и фонематический принцип не противоречат один другому, но углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабой позиции через сильную - от фонематического; опора на морфемный состав слова, на части речи и их формы - от морфологического (морфематического) принципа.
Некоторые современные программы и учебники русского языка (например, школа В.В.Репкина) предусматривают элементарные сведения по фонологии, и в тех школах, где используют учебник В.В.Репкина, взаимодействие двух рассмотренных принципов и практических методик уже реализуется.
Существует также фонетический принцип, то есть такой, при котором следующие друг за другом цепочки звуков в словах обозначаются на основе прямой связи « звук - буква», без учета каких - либо иных критериев. Коротко этот принцип определяется девизом «пиши, как слышишь». Но очень важным является вопрос, какие же звуки следует обозначать при фонетическом принципе, с какой их детализацией. В практическом письме, каким является любое буквенно-звуковое письмо и при фонетическом принципе правописания, могут и должны обозначатся только фонемы.
Фонетический принцип правописания с появлением понятия и термина «фонема» можно было бы назвать фонемным принципом правописания, но поскольку последний термин в современной лингвистической литературе используется в другом смысле, удобнее оставить для него прежнее наименование.
Фонетический принцип как определенное орфографическое начало провозглашается тогда, когда на письме специально отражаются позиционные чередования фонем (если они имеют место). Фонетический принцип-это такой принцип обозначения фонем, когда фонемы слабых позиций, с которыми чередуются фонемы сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам слабых позиций на основе прямой связи “ фонема - адекватная ей буква.
Кроме того, в русском языке много слов, которые невозможно (или трудно) проверить правилами, и они пишутся так, как принято, как повелось, т.е. по традиции.
Традиционный принцип - это такой принцип, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы. Фонологически же возможны буквы, адекватные фонемам, возглавляющим фонемные ряды морфологической системы языка, в которые могла бы входить та или иная подлежащая обозначению фонема слабой позиции. Традиционный принцип - это как бы намеченный к осуществлению морфологический принцип, однако не имеющий возможности в него перейти. Поскольку при обозначении фонем слабых позиций на основе традиционного принципа фонемные противопоставления в словоформах не нарушены, то этот принцип можно было бы назвать фонемно-традиционным.
В этом принципе окончательный выбор буквы опирается на традицию (на основе этимологии, транслитерации, транскрипции или просто условности). Но набор букв для выбора тоже ограничен и совершенно конкретен. Здесь представлены только фонемные ряды, которые можно назвать потенциальными.
Непроверяемые слова усваиваются на основе запоминания буквенного состава, целого «образа» слова, сравнения и противопоставления, т.е. зрительно, путем проговаривания, с опорой на кинестезии, на речедвигательную память, через употребление в речи письменно и устно и т.п.
Итак, знание основных принципов русской орфографии позволяет обобщать изученные правила, находить в них единую закономерность. Орфография необходима для обеспечения полноценной коммуникации и естественно, что коммуникативно целесообразен каждый ее принцип.
Дифференцирующий принцип применяется там, где два слова или две формы, имеющие одинаковое фонемное строение, условно разграничиваются с помощью орфографии (ожог - ожѐг, туш - тушь). Слитные, раздельные и дефисные написания, использующие три графических знака (слитное написание, пробел и дефис) включают разные грамматические разряды слов: сложные существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия, а также написание частицы не с различными частями речи. Принципы, на которых строятся орфографические правила данного раздела, называются: - лексико-синтаксический - для разграничения слова и словосочетания (долгоиграющая пластинка - долго играющий во дворе ребенок; наконец, я сделал всю работу - мы планируем поездку на конец лета);
Словообразовательно-грамматический - для написания сложных прилагательных и существительных: автомобильно-дорожный и автодорожный, газово-нефтяной и газонефтяной; лесопарк и дизель-мотор.
Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно, например: «С середины неба глядит месяц.» В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: справа, впервые, неплохой. При этом бывают переходные случаи, например: на ходу, на память. Прописная буква употребляется для выделения начала предложения и для выделения имен собственных, например: «Жил в это время в Псковской губернии наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.»
Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учетом состава слов: за-пах, при-плытъ.
Орфография, отражающая сложный и живой языковый процесс, постоянно совершенствуется на базе орфографической практики и теоретических лингвистических исследований.
§4. Употребление букв э и е. Орфография.В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением, например: экспорт (ср.: егерь), эллипс (ср.: ересь), эхо (ср.: Ева), этот (ср.: ест).
После и, а также после согласных пишется буква е, например: гигиена, диета, кашне, стенд.
Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).
После остальных гласных чаще пишется э, например: поэзия, силуэт, маэстро. В отдельных словах употребляется буква е, например: проект, реестр.
№1
Перепишите. Правильно прочитайте эти слова.
Составить сх..му, цвета сп..ктра, ..герский костюм, древний..пос, великая..поха, широко…кранный фильм, забавный..пизод, ди…тическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, последняя мод..ль, длинный тунн..ль, вражеская..скадра, прекрасное шосс.., картофельное пюр.., горячий коф.., новая т..ма, опасный инцид…нт, медленная..волюция, опытный тр..н..р, плавательный басс..йн, краеведческий муз..й, заменить шт..пс..ль, тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами.
№2
Прочитайте примеры и укажите: а) проверяемые морфологические написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологические (традиционные) написания корней; в) написания приставок и корней, отступающие от морфологического принципа.
Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка,загар, загорел, касательная, прикосновение, просьба.
Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шефство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, коллектив.
№3
Перепишите. Объясните, на чём основано раздельное или слитное написание слов.
Укрыться от дождя под (на) вес, ценить (на) вес золота; умчаться (в) даль, всматриваться (в) даль степи; продвигаться (в) глубь пустыни, отойти (в) глубь; вернуться домой (во) время, заболеть (во) время каникул; войти (в) плотную массу облаков, подойти (в) плотную к берегу; насыпать кофе (в) ручную мельницу, обрабатывать детали (в) ручную.
№4
Перепишите. Объясните, на чём основано употребление прописных букв.
Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, с)еверного моря; пересечь
(К,к)авказские горы, пышная (К,к)авказская растительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спутник - (Л, л)уну, любоваться светом (Л, л)уны; бороться за мир на
(3, з)емле; спускаться по мраморной (Д,д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д,д)скворцовой площади; продавать (К,к)ожевенные товары, жить в (К,к)ожевенном переулке.
Подвиги (И, м)льи (М, ж)уромца, бесстрашие горьковского (С, с)окола, афоризмы
(К,к)озьмы (П,п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М,м)аниловых, великосветские (Л, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.
§ 5. Употребление прописных букв
С прописной буквы пишутся:
а) имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, псевдонимы, например: Михаил Юрьевич Лермонтов, Дмитрий Донской, князь Владимир Красное Солнышко, Илья Ильф (псевдоним), а также клички животных: лошадь Холстомер, кошка Мурка;
б) географические и административные названия, например: Тихий океан, озеро Байкал, река Дунай, Гималайские горы, Украина, Соединённые Штаты Америки, город Киев, улица Матросова;
в) названия периодических изданий, литературных произведений, заводов и др. (причём эти названия заключаются в кавычки), например: газета «Приазовский рабочий», журнал «Фокус», поэма «Кавказский пленник», завод «Азовсталь», издательство «Просвещение».
Употребление прописных букв в названиях учреждений и организаций, в названиях праздников и знаменательных дат, в названиях орденов и почётных званий основано на следующих правилах.
С прописной буквы пишутся:
а) все слова, кроме служебных, в названиях высших государственных законодательных и правительственных учреждений, например: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Верховный Суд Украины, Конституционный Суд Украины, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца; также: Конституция (Основной Закон) Украины;
б) все слова, кроме слов орден и степень, в полных названиях орденов, например: орден Кутузова, орден Славы III степени (но: орден Отечественной войны I степени)",
Примечание. Если название знака отличия заключено в кавычки, то с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в название имена собственные, например: медаль «За военную службу Украине», орден «За заслуги»;
в) все слова в названиях высших должностей и почётных званий в Украине, например: Президент Украины, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Украины, Герой Украины;
Примечание. Названия других должностей и почётных званий пишутся со строчной буквы, например: министр, заслуженный деятель науки, народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии и т. д.
г) два первых слова в названиях двух исторических событий: Великая Отечественная война.
С прописной буквы пишется первое слово:
а) в названиях праздников и знаменательных дат, крупных исторических событий, например: День знаний, Международный женский день, Парижская коммуна, Гражданская война, Вторая мировая война;
б) в названиях учреждений (кроме указанных выше в п. 1 «а»), учебных заведений, промышленных и других предприятий и организаций, например: Министерство финансов Украины,Киево-Могилянская академия, Третьяковская галерея, Дом журналиста.
§ 6. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных
На конце слова буква ь пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих, например: конь (ср.: кон), изморозь (ср.: мороз), фонарь (ср.: удар).
В середине слова буква ь пишется:
а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пильщик;
б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;
в) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), и борьбе (борьба).
Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.
Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллюзия.
№5
Перепишите. Объясните, почему на месте точек вы поставили или не поставили ь.
Приближалась довол..но скучная пора; стоял ноябр.. уж у двора. Нян..ка Вар..ка, девоч..ка лет тринадцати, качает колыбел.. . Он век свой нян.чится с малыми ребятами. У меня к вам прос..ба: повторите ваш рассказ вот этому молодому человеку, которого вы можете называть просто Саня. Дожд.. шёл порывами, переходя то в ливен.., то в изморос.. . Измороз.. - похожий на иней снегообразный осадок. Смеются гос..ти, и брен.чат стаканы. В награду любого воз..мёшь ты коня. На столе лежала карта Волги, вся исчер..ченная синими и красными знач..ками. Тут самая маленькая лачужка украшена хитрейшей рез..бою. Не откажите мне в моей прос..бе. Она села за пис…менный столик. На следующий ден.. я видел Зинаиду только мёл..ком. Гон..щики приняли старт ран..ним утром. Я раболепства не терплю, не л..сти, не унижайся!
§ 7. Употребление ь для обозначения грамматических форм
В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грамматической формы слов.
Употребление ь после шипящих
После шипящих ь употребляется:
а) в именах существительных женского рода единственного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. мужского рода: мяч, шалаш, сторож)",
б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте,
в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;
г) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), например: невмочь, сплошь;
е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.
Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в качестве разделительного знака, например: рожью.
Употребление ь в некоторых падежных и глагольных формах
Буква ь употребляется: а) в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных (например: детьми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах числительного восемь: восьми (род., дат., предл. пад.), восемью и восьмью (твор. пад.);
б) в неопределённой форме: возить - возиться, брить - бриться;
в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, приготовьтесь.
№6 Измените данные слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где надо, ь.
Ночи - ночь, лещи, пустоши, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.
Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занимаются.
№7
В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоящие в форме повелительного наклонения, замените глаголами совершенного вида в форме того же наклонения.
Приготовляйтесь к походу - приготовьтесь к походу; назначайте сбор, бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.
§ 8. Правописание безударных гласных корня слова
В соответствии с морфологическим принципом русского правописания безударные гласные корня пишутся так, как они произносятся под ударением. Следовательно, для проверки написания безударных гласных надо изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением, например: сводйть - сводит, примирение - мир, измерение - измерить, объединение - едйный.
Правописание безударного гласного нельзя, однако, проверять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами -ывать, -ивать, так как в этих глаголах вместо корневого о часто бывает а. Например, слово выбросить следует проверять словом бросить, а не выбрасывать.
Правописание многих слов с безударными гласными нельзя проверить ударением: собака, ветчина, винегрет, вагон и др. Написание таких слов следует запомнить, причём достаточно знать написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах: вагон, вагонный, вагонетка, вагоновожатый; сапог, сапожище, сапожный, сапожничать, сапожник.
В ряде случаев имеется чередование гласных в корнях, замена одного гласного другим: соберу - собираю, загорать - загар и т. п.
О правописании корней с чередующимися гласными будет сказано ниже.
№8
С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно проверять написание выделенных гласных.
Развиваться - развеваться, поласкать - полоскать, просвещение - посвящение, долина - далёкий, умалять - умолять, увядать - увидать, примирение - измерение, наколоть - накалить.
№9
Прочитайте. Перепишите, указывая рядом с каждым словом, в котором пропущены буквы, проверочное; обозначьте ударение.
Изм…рять площадь, прим..рять поссорившихся ребят, прор..дить морковь на грядке, зар..дить ружьё, нак..лоть дров, нак..лить железо, п..лоть гряды, оп..лить гуся, посв..тить фонарём, посв..тить другу своё стихотворение, спуститься в д..лину, находиться вд..леке, ум..лять о помощи, ум..лять чьи-либо достоинства, закр…пить успехи, заскр..петь зубами от боли, запл…тить долг, спл..титься во имя общего дела. Быть ст…рожилом (т. е. издавна жить в какой-либо местности), ст..рожить огород, носить прист..жные воротники, прист..жные лошади, упл..тнить сроки косьбы, упл…тить деньги по счёту, д..ить коров, зат..ить обиду.
№10
К каждому словосочетанию с глаголом несовершенного вида подберите такое же словосочетание с глаголом совершенного вида и перепишите.
Задавать (что делать?) вопрос - задать (что сделать?) вопрос. Осозн..вать вину - ... . Од..вать младшего брата - ... . Над..вать костюм - ... . Громко зап..вать частушки - ... . Зап..вать водой лекарство - ... . Согр..вать чайник - ... . Одол..вать противника - ... . Изд..вать книги - ... . Создавать изобилие продуктов - ... . Призн..вать заслуги - ... . Рано вст..вать - ... . Расставаться с друзьями - ... .
§ 9. Чередование гласных в корнях слов
Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е - и, о -а) основано на ряде особых правил.
Чередование и - е
В корнях с чередующимися гласными е - и (бер- - бир, пер - пир, мер - мир, стел - стил, дер - дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать - выберут, запирать - запереть, умирать - умереть, расстилать - расстелить, раздирать - раздерут, блистать - блестеть.
На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сжать - сжимать, примять - приминать, начать - начинать, снять - снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но: сочетать, сочетание.
Чередование а - о
В корнях лаг - лож и кас - кос буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исключение: полог), касаться - коснуться.
В корнях плав - плов буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы.
Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
№11
Перепишите, вставьте пропущенные буквы.
Изл…гать, изл…жить, предпол…гать, предпол…жить, прик…саться, прик…снуться, предпол…жение, предпол…гаемый, соприк…саться, нал…гать, ул..жение, прил…гательное, разл…жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл…влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром…каемое пальто, вым..кнуть под дождём.
№12
Наши дела сл…жились блестяще. Эта книга дана в качестве прил…жения. За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. Её ул..жили, и она впала в усыпление. Лошадь едва к..салась земли. Печка так накалена, что нельзя прик…снуться. Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. Погиб и кормщик, и пл..вец. Проливной дождь вым…ил меня до последней нитки. Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. Пол выл..жен цветными плитками. Предпол…гается закончить театральный сезон к 15 июня. Я на вас могу пол..житься. Ранняя зимняя ночь укрыла селение тёмным пол..гом.
^
ПРОДОЛЖЕНИЕ «Чередование гласных в корнях»
В корнях клан- клон: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение.
Исключение: утварь.
В корне гар-гор в безударном положении также обычно бывает о (под ударением - а), например: загореть - загорать, загорелый, загар.
Исключение: выгарки.
В корне зар - зор в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево.
В корне скак- скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о - перед ч, например: скакать - вскочить, поскакать - подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).
Корень равн- ровн преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.
В корне рост-рос гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но: росла.
Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д.
№13
Перепишите, объясните правописание.
Держать р..внение в рядах, совершать р…вномерное движение, разр..внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр..внять кусты сирени, поднять ур..вень производства, р…вняться шестистам метрам, решить ур…внение, удачное ср…внение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..сль, р…сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор…сло мхом, новая отр…ль промышленности, нар…стить силы, отвратительный р…стовщик.
^
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор пяти предложений.
Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как благотворный дождь падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увлекавшиеся поэзиею обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование.
Ч..тал лекцию Давыдов профессор истории русской литературы. «Вот вам т..ория искусства, - сказал Уваров обращаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, - а вот и самое искусство», - прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно заранее приготовленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовский. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу перешёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригласил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить как вел..ко было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира.
Я не припомню всех подробностей состязания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древнерусского эпоса. (И. А. Гончаров «Воспоминания»)
Орфография - это совокупность правил, устанавливающих: 1) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; 2) раздельное и слитное написание слов и их частей; 3) употребление прописных букв; 4) правила переноса слов.
I. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в речи произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р, например: 1) боль - больной, заболевание (корень боль- пишется одинаково, хотя произносится по-разному); 2) внизу - вниз, низкий, низший (корень низ- пишется одинаково, хотя произносится по-разному).
Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно, например: 1) собака - собачка, Собакёвич; 2) авантюра - авантюрист, авантюрный; 3) ковш - ковшик, нефть - нефтяной.
Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать.
В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны прежде всего с сохранением на письме старинных чередований звуков, например: полагать - положить, зорька - заря, отпереть - отпирать.
Морфологический принцип удобен: единообразная передача значимых частей помогает легче запомнить начерта-
ния слова, ускоряет процесс чтения и понимания написанного.
В нашей орфографии есть и основанные на фонетическом принципе написания значимых частей слова, отражающие изменение произношения звуков, например:
1) излечить - искоренить, безмолвный - бесправный;
2) розвальни (сани) - развал; 3) имя - безымянный; 4) лезть - лестница, блестеть - блеснуть. Таких написаний немного, большая часть их относится к обозначению приставок на з.
Безошибочное применение на практике многих орфографических правил непосредственно связано с умением пишущего быстро ориентироваться в составе слова.
II- Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно, например: Виктор не знал, что у товарища больны отец и мать.
В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Правописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке, например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раздельно, хотя являются наречиями (ср. поодиночке).
Используются в русской орфографии и написания с дефисом (чёрточкой) - прежде всего в наречиях и сложных словах, например: читать по-французски, не надеяться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический.
III. Употребление прописных букв связано с выделением имён собственных, например: Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты.
IV. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова: педагог, чествовать, бес-крайний, боль-иге.
При сомнении в правильности написания слов надо обращаться к орфографическим словарям, наиболее полным из которых является «Орфографический словарь» Института русского языка РАН (все издания начиная с 1974 г.).
Специально для учащихся в течение многих лет издаётся «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова. Изданный в 1995 г. «Школьный орфо-
графический словарь русского языка» М. Т. Баранова отвечает на два вопроса: как пишется слово и почему оно так пишется.
В «Школьном грамматико-орфографическом словаре русского языка» Б. Т. Панова и А. В. Текучёва (второе издание словаря вышло в 1985 г.) указано не только написание слов, но во многих случаях их деление на морфемы, лексическое значение, особенности произношения.
102. Прочитайте и укажите: а) проверяемые морфологические
написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологиче
ские (традиционные) написания корней; в) написания приставок
и корней, отступающие от морфологического принципа. Слова по
следних двух («б» и «в») групп выпишите в два столбика.
I. Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, загорел, касательная, прикосновение, просьба.
П. Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шефство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, коллектив.
103. Спишите. Объясните (устно), на чём основано раздельное
или слитное написание слов.
Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигаться (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; войти (в)плотную массу облаков, подойти (в)плотную к берегу; насыпать кофе (в)ручную мельницу, обрабатывать детали (в)ручную.
104. Спишите. Объясните (устно), на чём основано употребление
прописных букв.
I. Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, северного моря; пересечь (К, к)авказские горы, пышная (К, кавказская растительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спутник - (Л, л)уну, любоваться светом (Л, л)уны, бороться за мир на (3, з)емле; спускаться по мраморной (Д, д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д, д)ворцовой площади; продавать (К, к)ожевенные товары, жить в (К, к)ожевенном переулке.
П. Подвиги (И, и)льи (М, м)уромца, бесстрашие горь-ковского (С, с)окола, афоризмы (К, к)озьмы (П, п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М, м)анило-вых, великосветские (Л, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.
105. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю и спишите.
Ид..ал, воплощение, либеральный, обаятельный, отражение, перспектива, подлинный, обличать, прокламации, пропагандист, свидетель, традиция, цитадель.
§ 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ
Употребление прописных букв связано с синтаксическими и семантическими условиями, с выделением собственных имён, а также со стилистическими основаниями.
I. С прописной буквы пишется первое слово каждого предложения, начинающего текст или стоящего после точки, многоточия, вопросительного или восклицательного знака.
Примечание. С прописной буквы пишется первое слово каждой строки поэтической речи, например:
...Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель... (П.)
П. С прописной буквы пишутся:
1) имена, отчества, фамилии людей, псевдонимы, клички животных, например: Лев Николаевич Толстой, Антоша Чехонте.
Примечание. С прописной буквы пишутся также имена и фамилии людей, употребляемые в нарицательном значении, но сохранившие связь с носителем собственного имени, например: Из Базаровых при известных условиях вырабатываются великие исторические деятели. (Д. П.) (т. е. из людей, подобных главному персонажу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Однако при полном переходе имени собственного в нарицательное пишется строчная буква, например: По лицу этого геркулеса (т. е. силача) разливается благодушие, робость, смущение (Златовратский);
2) географические и административные названия, например: Волга, Ладожское озеро, Атлантический океан, Уральские горы, город Кострома, Вологодская область, Российская Федерация, Франция, Невский проспект, площадь Победы;
3) названия периодических изданий, литературных произведений, фабрик, заводов и др., причём эти названия заключаются в кавычки, например: газета «Известия», журнал «Новый мир», поэма «Во весь голос», совместное предприятие «Заря»;
4) притяжательные прилагательные с суффиксами -ое-, -ев-, -ин-, например: Иваново детство, Настила кукла, Далее словарь.
Во фразеологических сочетаниях, в которых утрачена непосредственная связь притяжательного прилагательного с именем собственным, от которого оно образовано, употребляется строчная буква, например: эзопов язык (иносказательное выражение мыслей).
Примечание. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ск-, образованные от имён собственных, пишутся со строчной буквы, например: лермонтовская проза, левитановские пейзажи. С прописной буквы такие прилагательные пишутся лишь тогда, когда входят в состав наименований, имеющих значение «имени, памяти кого-либо», например: Ломоносовские чтения, Нобелевская премия;
5) все слова, кроме служебных, в названиях высших законодательных и правительственных учреждений страны, например: Совет Федерации, Федеральное собрание, Совет Безопасности Российской Федерации, а также Конституция Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации;
6) все слова, кроме слов орден и степень в полных названиях орденов, например: орден Славы III степени.
Примечание. В выделяемых кавычками названиях знаков отличия с прописной буквы пишутся первое слово и входящие в название имена собственные, например: медаль «В память 850-летия Москвы» (но: орден «Знак Почёта»);
7) все слова в названиях должностных лиц и почётных
званий, например: Президент Российской Федерации,
Председатель Государственной Думы Российской Федера-
ции, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации, Герой России;
8) первое слово в названиях праздников и знаменательных дат, крупных исторических событий, например: Новый год, Международный женский день, День знаний, Петровская эпоха;
9) первое слово в названиях учебных заведений, учреждений культуры, предприятий и организаций, например: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственная публичная историческая библиотека, Парк культуры и отдыха, Драматический театр на Малой Бронной, Первый московский часовой завод.
III. Прописными буквами пишутся сокращённые наименования, состоящие из первых букв тех слов, которые входят в названия государств, государственных объединений, органов государственной власти, партий, движений, институтов, предприятий и других организаций, например: СНГ, США, МИД, МВД, МГУ, ЗИЛ, ООН. Точки между прописными буквами при этом не ставятся.
106. Прочитайте и объясните употребление прописных букв.
Комедия Грибоедова «Горе от ума», созвездие Большая Медведица, Костромская область, город Нижний Новгород, Санкт-Петербург - город на Неве, Бородинское сражение, участники Великой Отечественной войны, День учителя, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
107. Спишите, вставляя пропущенные прописные или строчные
буквы. Объясните их употребление.
1) Мы жили душа в душу. Другого (М, м)ентора я и не желал. (П.) 2) Неужели представители русского общества все (Ф, ф)амусовы, (М, м)олчалины, (3, з)агорецкие, (X, х)лестаковы, (Т, т)угоуховские и им подобные? (Бел.)
3) Складчатый (К, к)рымский хребет тянется вдоль (Ю, ю)жного берега полуострова тремя грядами. (Мих.)
4) Я мечтал написать книгу о творческой работе (М, московского (X, художественного театра. (Станисл.)
108. Раскройте скобки, заменив, где необходимо, строчные бук
вы прописными; употребите, если надо, кавычки.
(к)расная (п)лощадь, (е)сенинская лирика, (д)алев словарь, (д)алевский словарь, (ш)оссе (э)нтузиастов, (п)лощадь
(в)осстания, (б)абий (я)р, георгин (с)ветлана, (п)роспект (в)ернадского, (б)ородинская (п)анорама, (м)алахов (к)ур-ган, (г)ражданская война, (д)ень (п)ечати, (к)уликовская битва, (к)урган (с)лавы, орден (з)нак (п)очёта, (п)ермский (д)раматический (т)еатр, (м)осковский (т)еатр (ю)ного (з)ри-теля, (п)равление (м)осковского (о)тделения (в)сероссий-ского (т)еатрального (о)бщества, ночь перед (р)ождеством.
§ 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
1. На конце слова буква ь пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих, например: конь (ср.: кон), изморозь (ср.: мороз), фонарь ("ср.: удар).
2. В середине слова буква ь пишется:
а) после мягкого л,
стоящего перед любым гласным
(твёрдым или мягким), например: больной, сельдь,
льстить, мальчик, пильщик;
б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым
согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;
в) между двумя мягкими согласными только в том слу
чае, если при изменении слова второй согласный становится
твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например:
в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.
4. Буква ь не писается между двумя мягкими л: иллюзия.
109. Спишите. Объясните (устно) написание ь.
1) Приближалась довол(?)но скуч(?)ная пора, стоял ноябр(?) уж у двора. (П.) 2) Нян(?)ка Вар(?)ка, девоч(?)ка лет тринадцати, качает колыбел(?). (Ч.) 3) Он век свой нян(?)чится с малыми ребятами. (Даль) 4) Дожд(?) шёл порывами, переходя то в ливен(?), то в изморос(?). (Аре.) 5) Измороз(?) - похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 6) Смеются гос(?)ти, и брен(?)чат стаканы. (Л.) 7) В награду любого воз(?)мёшь ты коня. (П.) 8) На столе лежала карта Волги, вся исчер(?)ченная синими и красными знач(?)ками. (Верш.) 9) Тут самая мален(?)кая лачуж-
ка украшена хитрейшей рез(?)бою. (Пришв.) 10) Не откажите мне в моей прос(?)бе. (П.) 11) Она села за письменный столик. (П.) 12) На следующий ден(?) я видел Зинаиду только мел(?)ком. (Т.) 13) Гон(?)щики приняли старт ран(?)ним утром. (Газ.) 14) Я раболепства не терплю, не л(?)сти, не унижайся! (Н.)
110. Измените слова по образцам. Подчеркните стоящие рядом
мягкие согласные в образованных вами словах. Со словами каж
дой группы составьте по два предложения.
I. 1) Веточка - ветвь, кисточка, косточка, весточка, тросточка. 2) Пест - пестик, бант, зонт, мост, винт.
3) Болеть
- болезнь,
жить, казнить, льстить, грустить.
П. Черви
-червь,
гвозди, грузди, области, верфи, по
вести, почести, новости, заросли, песни, басни, лентяи.
111. Спишите. Объясните (устно) написание ь.
1) Вет(?)ви сирени закрыли вес(?) домик. 2) Кис(?)ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) На собрании говорили о бор(?)бе с вредителями садов и огородов.
4) Исполни мою прос(?)бу: воз(?)ми пис(?)ма и опусти их в
почтовый ящик. 5) В спичеч(?)ной коробоч(?)ке лежали
рыболовные крюч(?)ки. 6) Мал(?)чики копали чер(?)вей
для рыбной ловли. 7) Сел(?)д(?) шла косяками. 8) Мастер
учил ученика рез(?)бе по кос(?)ти. 9) Заводу требуются ра
бочие разных специал(?)нос(?)тей: гранил(?)щики, бе-
тон(?)щики, камен(?)щики, электросвар(?)щики, печ(?)ни-
ки, жестян(?)щики. 10) На пис(?)менном столе стояла
удобная настол(?)ная лампа. 11) Жен(?)щины пели
пес(?)ню.
§ 19. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ
В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грамматической формы слов.
Употребление ь после шипящих
После шипящих ь употребляется:
а) в именах существительных женского рода единственного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. муж. рода: мяч, шалаш, сторож);
б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, от-
режь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;
в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, бе
речься, стричься;
г) во 2-м лице единственного числа глаголов настояще
го и будущего времени, например: несёшь, бросишь, во
зишь, несёшься, бросишься, возишься;
д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж),
напри
мер: невмочь, сплошь;
е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.
Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в качестве разделительного знака, например: рожью.
Употребление ь в некоторых падежных и глагольных формах
Буква ь употребляется:
а) в творительном падеже множественного числа неко
торых существительных и числительных (например, деть
ми, людьми, четырьмя),
а также и в других падежах чис
лительного восемь: восьми
(род., дат., пр. п.), восемью
и
восьмью
(тв. п.);
б) в неопределённой форме: возить
- возиться,
брить
- бриться;
в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовь
те, приготовьтесь.
112. Измените данные слова по образцам. Спишите.
1. Ночи - ночь, лещи, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.
2. Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занимаются.
113. В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида,
стоящие в форме повелительного наклонения, замените глагола
ми совершенного вида в форме того же наклонения. Спишите.
Назначайте сбор - назначьте сбор; бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.
114. Спишите данные словосочетания. Устно объясните написание ь.
Увлеч(?)ся игрой с дет(?)ми, пробить бреш(?) во вражеской обороне, прийти поздней ноч(?)ю, поговорить с интеллигентными люд(?)ми, почувствовать фал(?)ш(?), открыть двер(?) настеж(?), возвратиться лиш(?) на рассвете, время за полноч(?), покраснеть как кумач(?), привлеч(?) всеобщее внимание.
§ 20. СОСТАВ СЛОВА. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ
По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложениях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова в его составе выделяются прежде всего основа и окончание, например:
1) Глубок\ая\рек\а] - t глубок\ую\рек\у ] - глубок^йЩ^екЩ]
2) Цил\ит\ бревн[о] -пил\ят)ррёвн[а] .
3) Расскаж[у] товарищ[у] - расскаж\ешь\ товарищ[у] - расскаж\ут\ товарищ\ам\ .
В основе отражено лексическое значение данного слова. Окончание, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматические значения (например, числа, падежа, лица).
Иногда окончание бывает не выражено звуками (на письме - буквами). Такие окончания называются нулевыми, например: Цруд\ | глубок} | . У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими формами этих слов, например: пруд$ы\ , глубок ий]. Ср. также: Идём к пруд[у] . Река глубок [а\. Озеро глубок[о] .
Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из одной основы и окончания не имеют, например:
1) Удобно. разместилисъ (удобно - наречие). Ср.: помещение удобн[о] (удобно - краткое прилагательное в форме единственного числа среднего рода).
2) Спускаюсь вниз (вниз - наречие). Ср.: Уберу рюкзак в ,низ,\ | шкафа (в низ - существительное с предлогом, стоит в форме единственного числа винительного падежа).
Основа слова может состоять только из корня (например, рекЦ а], npyd\Z\* но может включать и приставку, суффикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице).
Слова, включающие в свой состав один и тот же корень, называются родственными или однокоренными.