Целой недели шло данное письмо. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Он над диваном на столе


Происхождение слова

По происхождению слово предлог – это калька с греческого языка, буквальный перевод которой значит «перед словом ». Предлогов не так уж много: около 200. Однако по частоте употребления в речи занимают четвертое место (после существительного, глагола, местоимения). Па частотности на первом месте предлог в, на втором – на.

Предлог как часть речи

«Художники»

Приставки обведите в кружочки и раскрасьте красным карандашом, предлоги обведите в квадраты и раскрасьте синим карандашом.

Лодка (от) плывала (от) берега.

(По) полю (по) тянулся густой туман.

Через час мы (до) плыли (до) большого села.

Я (с) кинул (с) себя одежду и бросился (в) воду.

(Под) водой в море бывают (под) водные камни.

Ребята (до) бежали (до) навеса.

Пароход (от) чалил (от) причала.

Бабушка (на) кинула платок (на) плечи.

Товарищи (за) шли (за) мной.

«Кляксы»

У предлогов давно идет спор с существительными. Первые уверенно претендуют на главные роли. Некоторые существительные и вовсе заставили работать на них. Незадолго до урока я подготовила вам предложения с предлогами, но существительные вмешались и все испортили: наставили клякс. Помогите восстановить текст, вставив подходящие по смыслу предлоги (слабым ученикам предлагаются слова для справок).

целой недели шло данное письмо, снежных заносов.

ускоренной ликвидации последствий пожара необходимо создать аварийную группу для работы трех дней.

переездом на новое место жительства прошу разрешить переадресовку газет, журналов и брошюр.

Прошу соблюдать тишину получаса выходом в эфир.

Плакаты будут расклеены трех часов.

Для справок: по причине, в целях, со стороны, в течение, в продолжение, в связи с.

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен.

Лист бумаги необходимо разрезать вдоль .

Уцелел ли колодец вблизи нашего дома?

Вблизи виднелись горы.

Его как будто что-то дергало идти наперекор .

Каждую весну ребята обламывали ветки черемухи, но она наперекор всему зацветала все сильнее.

Он вихрем пролетел мимо .

Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется.

Поезд не остановился и проехал мимо станции.

Употребление предлогов

Игра «Редактор»

Ученик принес в редакцию свои заметки о школьных делах. Помогите редактору исправить ошибки в употреблении предлогов.

По приезду домой я устроился на новую работу.

Чувствуется в нем уверенность в победу.

Благодаря болезни я пропустил двести уроков.

Мы писали рецензию о сочинении товарища и отзыв на рассказ.

Я удивляюсь вами.

Ввиду подготовки к карнавалу ребята украсили зал гирляндами.

Настя вернулась с города довольная, с покупками.

Поезд пришел согласно расписания.

Мать сильно беспокоилась за сына.

(По приезде, уверенность в победе, из-за болезни, рецензия на сочинение, отзыв о рассказе, удивляюсь вам, в связи с подготовкой, из города, согласно расписанию, беспокоиться о сыне.)

«Соедини яблоко»

На столе лежат картинки половинок яблока. С обратной стороны записаны слова. Ученик должен выполнить задание. При правильном ответе учитель вручает ученику вторую половинку яблока.

Чтобы яблоко соединить, употребите с данными предлогами существительные в нужном падеже. Укажите падеж.

Заполните таблицу, записав данные слова с уместными по значению предлогами.

Крым, школа, пустыня, лес, Камчатка, станция, выставка, пастбище, Минск, космос, Беларусь, поле, роща.

Прочитайте текст и ответьте на поставленный в заглавии вопрос.

Как надо было сказать?

Большой переполох вызвала сценка, в которой главную роль исполнял переполох благодаря… направив острие копья в грудь провинившегося, он вопрошал страшным голосом:

Зачем благодаришь болезни? За что благодаришь засуху?

Я не благодарю, - лепетал несчастный.

Нет, благодаришь! Кто сказал: «Благодаря болезни я не выучил уроки?», «Благодаря засухе хлеба не уродились»?

А как же надо было сказать? (Е.Язовицкий)

«Корректор»

Устраните неуместные канцеляризмы.

В связи с дождем ребят не пустили гулять.

В продолжение всего лета я отдыхал у бабушки.

Ввиду неудачной шутки я поссорился с другом.

Учитель выздоровел, и сегодня уроки будут проводиться согласно расписанию.

Вследствие падения мальчик сильно ушибся.

Надо закрыть форточку во избежание сквозняка.

Помогите Васе Ошибкину устранить недочеты в употреблении предлогов.

Тургенев любил и преклонялся перед родным языком.

Благодаря плохой погоде я никак не мог добраться до города вовремя.

Поезда идут согласно расписания.

Благодаря моего друга я отлично справился с поручением.

Родители вернулись с кино.

Над входной дверью висела надпись: «Скупка овощей от населения».

Товарищ готовил уроки, но сегодня его ни по чем не спросили.

Он сидел на первом ряду.

Правописание предлогов

Словарный диктант «Проверяю себя»

(В) течени.. урока, (в) течении..реки; (в) продолжении.. занятий, (в) продолжени… романа; я имею (в) виду, (в) виду непогоды; (не) смотря на усталость, (не) смотря ему в глаза; (в) следствии.. дурной погоды, принимали участие (в) следствии..; (не) видавшие света (в) продолжении.. целого столетия; поговорили (на) счет предстоящих юбилейных торжеств; (в) течении… апреля произошли изменения; (в) виду обстоятельств; он узнал (в) последствии…; (в) виду маленьких точек; (в) силу сложившихся обстоятельств; прочитал (в) продолжении… книги; (на) подобии… овала, обратить внимание (на) подобие фигур; идти (на) встречу ветру; (не) смотря на тяжелые условия жизни, (не) смотря (ни) на кого.

«Дешифровщики»

Прочитайте шифровку. Разделите запись на слова. Объясните правописание предлогов.

Иззаголовкаиззазабораиззадачиизподворотниизподворотиззагримаиззаводаиззаглавияиззазависимостииззавистииззаглушкииззаварки.

Составьте предложения с данными парами слов.

Ввиду -в виду, вместо – в место, навстречу – на встречу, насчет – на счет, вроде – в роде, вследствие – в следствии.

Перфокарты «Правописание предлогов»

Вариант1

работал (в) течение недели

неурожай (в) следствие засухи

(в) последствии понял

птица (в) роде воробья

фигура (в) роде куба

сдал (в) продолжение часа

дом (на) подобие лабиринта

сказал (в) заключение

(в) связи с переездом

(не) смотря на гром

Вариант 2

Отметьте случаи слитного написания.

(не) взирая на снег

узнал (на) счет работы

перевел деньги (на) счет

оказался (в) течении реки

(в) виду опасности

иметь (в) виду

(в) следствии по делу

ответил (в) место тебя

(в) место укромное

(на) перекор судьбе

Вариант 3

Отметьте случаи слитного написания.

(в) продолжение беседы

преграда (в) виде забора

(в) течение просмотра

(в) виду непогоды

(не) взирая на предсказание

имел (в) виду рассказ

догадался (в) последствии

(в) следствие тайфуна

камень (на) подобие груши

говорил (на)счет обеда

Вариант 4

Отметьте случаи слитного написания.

(в) следствии по делу

деньги поступили (на) счет

(в) продолжении новеллы

пребывал (в) заключении

(в) связи с экзаменами

(на) перекор собеседнику

(не) смотря в глаза

получил (в) место зарплаты

слухи (на) счет сноса

(в) следствие аварии

Игра «Лови ошибку»

На доске или отдельном столе размещены звезды, на которых написаны предлоги. Задача учащихся найти звезды с неправильным написанием предлогов. Исправленные варианты записать в тетрадь, определить разряд. Побеждает тот, кто быстрее и правильно «поймает» все ошибки. Вместо звезд могут быть ромашки, солнышки и т.д.

В течении, в следствие, всвязи, в продолжение, наподобие, на счет, из-за, поза, вместо, иметь ввиду, ввиду, несмотря на, навстречу, в заключение, ввиде, по мере.

Разряды предлогов

Игра «Самый внимательный»

Необходимо из текста выписать все предлоги со словами, к которым они относятся. Определить разряд предлогов по значению.

Почему в Якутии нет пустыни?

В Якутии выпадает очень мало осадков, приблизительно столько, сколько и в пустыне Каракумы. Так почему же в Якутии не появляется пустыня? Просто там в почве залегает мерзлота. Постепенно оттаивая, она равномерно снабжает влагой траву, кустарники и деревья. Не будь ее, в Якутии вместо лесов была бы пустыня. (По А.Смирнову)

«4 лишний»

Найдите производные предлоги.

В, на, от, вокруг.

К, по, из-под, насчет.

Ввиду, под, над, кроме.

«Вопрос на засыпку»

    С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (С глаголом.)

    С каким падежом чаще всего употребляются предлоги? (С Р.П.)

    Какие предлоги не могут быть приставками? (К, для, кроме.)

Союз как часть речи

Игра «Да-нетка»

Выберите правильные признаки союза

    Не изменяется.

    Изменяется по числам и падежам.

    В предложении является подлежащим.

    Не является членом предложения.

    Связывает однородные члены предложения.

    Связывает подлежащее и сказуемое.

    Связывает части сложного предложения.

Разряды союзов

Определите, в каких пословицах и поговорках союз ДА имеет соединительное значение, а в каких – противительное. Поставьте знаки препинания.

Играть играй да дело знай. Не велик муравей да горы копает. Битого, прожитого да пролитого не возвратить. Рубит в два топора да работа не видна. Пора да время дороже золота. Авось да как-нибудь до добра не доведут.

Закончите пословицы

Определите разряды союзов.

Составьте связный текст, распространяя данные предложения и объединяя их с помощью союзов в сложные. Озаглавьте текст. Определите разряды союзов.

Ясных дней больше. Солнце пригревает. Тает снег. Журчат ручьи.

Много воды. Иногда возвращаются морозы. Распускаются почки. Появляются первые листики. Зеленеет трава.

«Путаница»

Распутайте союзы (правильно определите разряд).

Подчинительные

Что, едва, а, если, хотя, чтобы,

лишь, но, зато, будто, как будто, потому что

Однако, же, да, когда, же, не то –не то,

или, либо, то – то, так что, не то –не то.

Сочинительные

Игра «По-щучьему велению»

Учитель говорит, а учащиеся записывают в течение 1 минуты (1 ученик у доски). Хорош прием в начале урока для пятиминутки.

По щучьему велению, по-моему хотению, хочу, чтобы появились …

    сочинительные союзы;

    соединительные союзы;

    изъяснительные;

    уступительные;

    сравнительные.

Правописание союзов

Составьте предложения с омонимическими конструкциями.

Зато – за то, также – так же, чтобы – что бы.

Восстановите предложения.

Ветер оторвал кусочек страницы. Помогите восстановить предложения, расставьте знаки препинания.

зато увидели восход солнца.

за то дерево.

потому, что было очень жарко.

потому что он очень хороший.

по тому пути.

чтобы был хороший урожай.

что бы мне не говорили.

Веселые примеры

Прочитайте предложения. В случае слитного написания союзов за каждый вариант поставьте по 1. Если же данная конструкция пишется раздельно – по 0. Сложите все цифры. Назовите ответ. Проверьте себя по ключу.

Вариант 1

    Бестужев взглянул вверх, и в то (же) мгновение раздался выстрел.

    Он замолк. Ветер то (же) стих.

    Тихонов сидел всё так (же), уставившись на огонь.

    То (же) самое происходит и с писателями.

    То (же) самое поняли и горожане.

    Одно и то (же) слово вызывает разные ассоциации у разных людей.

    В больницу джинна не положишь, дома на виду его то (же) держать нельзя.

    Лермонтов оглянулся, и в то (же) мгновение сверкнул тусклый огонь из пистолетного дула.

    Вещь под руками и в то (же) время вне квартиры.

    Лицо Богдана вырезалось четко, лицо человека то (же).

Ключ: 0+1+0+0+0+0+1+0+0+1= 2. Ответ: 2

Вариант 2

    Нет свободных падений с высот, но за (то) есть свобода раскрыть парашют.

    Мне объявили войну за (то), что я нарушил тишину.

    В доме, конечно, пусто, но за (то) можно согреть воду и уснуть в постели.

    Опустившаяся штанга спасла вратаря от гола, но за (то) пребольно ударила его по голове.

    Теперь народом я не ненавидим за (то) , что у меня автомобиль.

    Дорого, за (то) мило.

    Не за (то) волка бьют, что сер, а что овцу съел.

    Папа ругал Андрея за (то), что тот не выучил урок.

    Он много работает, за (то) умеет хорошо отдыхать.

    Но за (то) мужики, в свою очередь, навострились.

Ключ: 1+0+1+1=0+1+0+0+1+1= 6. Ответ: 6

Вариант 3

    Я же говорил, что (бы) ты оставил меня в покое.

    Но что (бы) не случилось, все равно надо и дальше делать свое дело.

    Я завалился на дно саней, съежился, что (бы) холод не жрал меня так сильно.

    Это точное знание нужно было актеру, что (бы) правильно произнести свои две-три фразы.

    Каждому хотелось, что (бы) именно на его дворе объявился первый скворец.

    Трудно представить, что (бы) со мною случилось, если бы пароход опоздал.

    Нужно много готовиться, что (бы) успешно сдать экзамен.

    Я больше не нес на себе роковой ответственности за все, что (бы) ни случилось на свете.

    Нет ничего в мире, что (бы) могло прикрыть Днепр.

    Мне хочется, что (бы) вы поняли это.

Ключ: 1+0+1+1+1+0+1+0+1+1=7. Ответ: 7

Частица как часть речи

«Отыщи беглеца»

Учитель дважды читает текст. При втором чтении учащиеся записывают слова, от которых сбежала частица НЕ. Кто найдет все слова?

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вдруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но вокруг было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная.

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый. Причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный, дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы Не. (С.Бондаренко)

Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте и запишите предложения с этими словами, доказывающие вашу точку зрения.

Просто, да.

В чем разница в смысле предложений?

Кто не приходит, получает взыскание.

Кто ни приходит, получает взыскание.

Придумайте и запишите сказку о частицах, используя отрывок Ф Кривина.

Жили три маленькие частицы:БЫ, ЛИ, ЖЕ. Хотя все они – служебные слова, но у каждого свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:

БЫ – мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает.

Подпоручик Киже

В 18 веке в канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо Подпоручики же Чтивен, Рыбин, Азанчеев назначаются… написал: Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Азанчеев назначаются… писарь, повторив дважды к, слепил концовку слова ки и частицу же, и у него получилась лишняя фамилия в приказе.

Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева, и пришлось делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории. За чужую провинность его высекли и сослали в Сибирь, затем вернули из ссылки, произвели в поручики и женили на фрейлине. Он дослужился до генеральского чина.

Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже внезапно, «заболел» и через три дня «умер».

(По Ю.Тынянову)

«Третье лишнее».

Вариант 1

В каком предложении выделенное слово является частицей?

    До отъезда осталось всего два дня.

    Его всего будто в жар бросило.

    Вон сколько всего осталось.

Вариант 2

В каком предложении точно не является частицей?

    Ветер стихал и точно прислушивался.

    Там были гиацинты словно из воска и старого золота.

    Середина реки блестит, сверкает, точно огромная длинная рыбина несется серединой реки.

Вариант 3

В каком предложении точно является частицей?

    Через часок-другой наверняка буду дома, это уж точно.

    Это, значит, точно?

Точно.

    Все точно сговорились.

Вариант 4

В каком предложении словно не является частицей?

    Окраинные домишки словно вымерли.

    Далекие дома словно передвинулись к самой реке.

    Словно стрелы, наострены тропы.

Вариант 5

В каком предложении как является частицей?

Глаза у Броньки сухо горят, как угольки, поблескивают.

Мишка весь покраснел, как свекла.

Птицы как дети, дети как птицы.

Правописание частиц

Полминутки для шутки

Не знание правописания частиц неспособствует хорошему уровню текста.

Перфокарта

Солнышко рисуют учащиеся, если вариант в скобках пишется слитно, тучку – раздельно.

Последовавшие (за тем, затем) два года принесли большие перемены в его жизни.

Пришли мы к выводу: (итак, и так),

Мы можем сделать ведь (и так, итак):

Прополем гряды мы, (зато, за то)

Нас и похвалят все (за то, зато).

Ключ:

Частицы НЕ и НИ заблудились в лесу Трудных слов. Помогите бедняжкам добраться домой.

Я-то при чем здесь?

Н… при чем!

Не было для мня в эту минуту н… ясной, тихой ночи, н… мыслей н…каких.

Перед его глазами за длинную жизнь прошла н… одна тысяча таких вот парней.

А ведь н… один из этой многотысячной армии н… походил на другого даже отдаленно.

Н…где н…одного грубого слова.

Н…кого, н…одной живой души вокруг.

Чужие какие-то стали. Говорить н… о чем.

Всю жизнь работаем, а оглянуться н… на что.

Он знал его – н… один раз охотились и рыбачили вместе.

Словарный диктант.

Частицы Не, Ни запутали все слова. Никак не разобрать: не или ни? Слитно или раздельно? А вы справитесь?

(Не) смотря на усталость, (не) щадя (не/ни) живых, (не/ни) мертвых, (не) смотря мне в глаза, (не) надо искажать, куда (не/ни) посмотришь, (не) всерьез, (не) по плечу, (не) на шутку, (ни/не) свет (ни/не) заря, (ни/не) клякс, (ни/не) помарок, (не) верный ответ, как (не) верти, (не/ни) кем (не) написанный, сколько бы (не/ ни) пришлось, (не) прочитанная книга, (не) прочитанная до сих пор книга, работа (не) окончена, (ни/не) чем (не) оправданный поступок, (не) за чем спрятаться.

Игра «Крестики –нолики»

Игровое поле с 9 клетками. Если слово пишется раздельно, ученик ставит +, если через дефис – 0. Побеждает тот, кто правильно заполнит все игровое поле. Предложения читаются вразнобой.

Вариант1

1.У тебя когда каникулы (то)?

4.Кто (же) так телеграммы пишет?

3.На поезде – это как (раз) все мои каникулы на дорогу уйдут.

7.Мы же все(таки) сельские жители еще.

8.У меня как (раз) есть с собой пакет.

5.Там (же), на стене, висела его заветная балалайка.

9. Ну (ка), попробуй мою находку.

2.Люди(то) другие стали!

6.Учить я тебя все (равно) не буду.

Ключ

Вариант 2

3.Я мировой все (таки) парень был.

1.Я (же) рассказывал вам.

7.А ты откуда знаешь про крепостное время(то)?

8.Мы (бы) отбились, а ты предал.

9.Ну(ка), пошли.

2.Он дома (ли)?

4.Он как (будто) нечаянно проговорился о чем-то весьма сокровенном.

6.Но все (равно) половину слов он не разобрал.

5.Это же кино все (таки).

Ключ

Разряды частиц

Представьте, что частица БЫ рассказывает вам о себе. Запишите, что вы услышали.

Представьте, что к вам пришла частица ДАВАЙ. О чем она расскажет вам за чашкой чая? Запишите ее рассказ.

Вспомните 3-4 фразеологизма с отрицательными частицами. Составьте и запишите с этими устойчивыми сочетаниями предложения.

Составьте и запишите 6-7 правил, касающихся нравственного поведения человека, используя отрицательные частицы.

«Путаница»

Определите разряды выделенных частиц, соедините линиями.

Усилительная

Вопросительная

Сравнительная

Отрицательная

Указательная

Выделительная

Ограничительная

восклицательная

Дай-ка мне алюминиевую кастрюлю, вон на подоконнике.

Бабка даже обиделась.

А что , по вечерам гуляют с гармошками?

Старик вроде не замечает Юркиной радости.

А на Венере, может тоже люди живут. Разве не интересно поглядеть на них?

Тебе не втолковать.

Академик Павлов? Вот он.

Неужто сын?

Он так именно и подумал.

Ты хоть один сруб срубил за свою жизнь?

Петька вернулся как раз в субботу.

Он как будто помолодел от злости.

Повторение изученного о частице

Аукцион

Записать как можно больше предложений

Лот №1

с частицей не

Лот №2

С частицей ни

Лот №3

С модальными частицами

Лот №4

С формообразующими частицами

Лот №5

С частицами, которые пишутся через дефис.

Лот покупает тот, кто сможет в течение 2 минут составить большее количество предложений. Учитель вручает картинку с приобретенным предметом.

Какое междометие, повторенное дважды, составит вкусную булочку? (Ба-ба.)

Какое междометие надо прочесть наоборот, чтобы получить два междометия, выражающие чувство восхищения? (Ха-ха – ах-ах.)

Спишите, подчеркните междометия.

Чу! Стучит пр…езжающий воз.

Ба! Зн…комые все лица.

Ай-ай, как изба н…студилась.

Эй! С…дись ко мне, дружок.

Ура! Мы ломим, гну…ся шведы.

Продолжите группу звукоподражательных междометий.

Ха-ха, мяу-мяу, гав-гав, …

Междометия решили погулять и убежали. Помогите их найти.

Вставьте нужные по смыслу междометия(не повторять).

«Пунктуационный диктант»

Ах юность юность удалая

Ну Ваня так как же тебе показался наш харч

Эй ребята дайте же мне отдохнуть

Горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики Ой матушка где ты

Составьте и запишите диалог на одну из тем, включив в него междометия.

В театре.

За завтраком.

В музее.

Составьте и запишите монолог о просмотренном вами фильме, включив в него междометия.

«Ох, как трудно жить на свете, не усвоив междометий!» (В.Волина.) Почему?

Повторение изученного

о служебных частях речи

Напишите сочинение- рассуждение «Служат ли служебные части речи?»

Напишите сочинение –фантазию о том, что произойдет, если исчезнут служебные части речи.

Шығыс Қазақстан облысы Үржар ауданы

Жанай ауылы « Жанай орта мектебі» КММ
Орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі
Аленова Арайгуль Санкайбайевна
Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов».
(урок закрепления изученного материала в игровой форме).
Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал (карточки), сигнальные карточки.
Цели урока:
1.Обучающие: закрепить навык правописания производных предлогов, совершенствовать ЗУНы по теме, научить применять знания на практике.
2.Развивающие: развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.
3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний, повторение.
- Повторение правописания наречий
Слайд 3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Слайд 4. Проверка.
- Актуализация знаний, полученных по теме урока. Фронтальный опрос.
-Какую часть речи изучаем?
-Что узнали об этой части речи на предыдущих уроках? Дайте определение предлога. Какие бывают предлоги? (Слайд 5)
-Какие правила правописания производных предлогов выучили к сегодняшнему уроку? (Слайды 6, 7, 8)

3.Объявление темы, целей и задач урока. Слайд 9. Звучит космическая музыка.(например, гр. Spase)
- Сегодня у нас урок закрепления знаний о правописании производных предлогов. И проведём мы его в форме игры-путешествия в космос на одну из планет другой галактики. Работать вы будете сегодня в группах.. Каждая группа – космический экипаж. Все экипажи будут соревноваться друг с другом. Занявший 1 место экипаж получит «5», второе место –«4». Вы должны придумать название своему кораблю, распределить роли: командир экипажа, бортинженер, пилоты. Во время игры вы будете выполнять задания по теме урока, которые будут оцениваться в баллах.

4.Закрепление материала. Тренировочные упражнения.
-Итак, получен приказ из центра управления полётами, но он зашифрован. Вам предстоит сначала расшифровать его, чтобы экипаж получил разрешение взлететь первым.
Слайд10. Упражнение выполняете письменно в тетради. У вас должно получиться предложение. Кто первым выполнит задание, получит 10 баллов.
Слайд 11. Проверка. (Вам следует отыскать стартовый шифр).

Чтобы ваш экипаж получил команду: «Ключ на старт!», вам надо отыскать этот стартовый шифр, выполнив упражнение№2, записываете только ключ. – 10 баллов. Слайд 12. Проверка – слайд 13.
- Итак, ключ на старт! Полёт разрешён! (Звучит космическая музыка). Слайд 14.
-Первая минута полёта. Полёт проходит успешно. Все приборы работают нормально. Но куда же вы летите? Чтобы узнать это, вы должны выполнить упражнение письменно в тетрадях.. В записанных словах обозначьте орфограммы. Затем выпишите вставленные буквы и получите название планеты. Запишите его на листок и передайте в центр полёта (учителю).
Проверка. Слайд 15. (Название планеты – Астрон) – 5 баллов.
-Так как планета находится в другой галактике, вам надо проложить курс к этой планете. И сделают это капитаны у доски. Выполняются карточки №1, 2,3 и объясняются – 5 баллов.
Карточка1.
(В) следстви… снежных заносов уроки отменили. 2.Разговор нужно отложить (в)виду предстоящего отъезда. 3. Придётся тебе подежурить (в)место меня. 4.Туристы, (не)смотря на погоду, ушли в поход. 5. О судьбе героя можно узнать (в)продолжении… повести. 6. Я пришёл узнать (на)счёт подарков.
Карточка 2.
Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:
1.(В) течении… получаса соблюдайте тишину. 2.(В)следствие контузии я уволился из армии. 3. (Не) смотря на доску, я решил пример. 4.(В)связи с переездом на новое место жительства, прошу переадресовать мою корреспонденцию. 5. Узнай, пожалуйста, (на)счёт расписания на завтра. 6.(В)продолжении… третьего года жизни ребёнок утраивает свой словарный запас.
Карточка 3.
Выпиши производный предлог, обозначь орфограмму:
1.(В) течении… целой недели шло данное письмо. 2.Брошка была сделана (на)подобие бабочки. 3.Адвокат увидел (в)следствии… новые факты в пользу подзащитного. 4. (В)целях самообороны он изучал восточные единоборства. 5.(В)виду плохой погоды рейс отменили. 6.Я поработаю (в)место тебя.
Остальные члены экипажа выполняют на карточках (или в тетрадях) синтаксический разбор предложения – 5 баллов:
В течение нескольких часов через иллюминатор космонавты наблюдали за Землёй.
- Вы благополучно совершили посадку на планету, и вас встретили доброжелательные инопланетяне. Центр управления полётом прислал вам телеграмму с инструкциями, но связь с планетой оказалась неустойчивой, поэтому в телеграмме есть пропуски. Вам надо её правильно прочитать, а для этого выполнить письменно на карточках упражнение №4. – 10 баллов. Слайд 16.
Проверка – слайд 17.
-Гостеприимную планету пора покидать. Для этого центр управления полётом решил проверить, все ли системы корабля работают нормально. Для этого он проводит с вами тест на внимательность. (Работа с сигнальными карточками). Правильно поднятые экипажем карточки с буквами Е, И дают команде по 1 баллу:
Опоздать вследствие непогоды, недочёты в следствии по делу об убийстве, прочитать в продолжении к первой части, исправить в течение дня, в быстром течении реки, ответить в продолжение минуты, выполнять в течение года, задержаться вследствие дождя, запретить вследствие эпидемии, вылепить наподобие цветка.
- Ну, что ж, все системы функционируют нормально, можно лететь домой. Но вы забыли предупредить жителей планеты, куда им посылать свои космические корабли с ответными визитами. Центр управления полётом зашифровал это место. Помогите инопланетянам расшифровать, где приготовлено для них место для посадки. Слайд 18.Выполните упражнение в тетрадях. Запишите слово-ключ на листок (попутное повторение орфографии) -5 баллов.
Проверка- слайд 19.
-Ну и пока вы летите на Землю, у вас есть время, чтобы заняться привычным делом – выполнить в тетрадях упражнение, пока центр управления полётом подводит итоги.
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях. Слайд 20.
Проверка –слайд 21.

5.Обобщение.
-Чему мы учились сегодня на уроке? Что закрепляли? Научились ли отличать предлог от существительного с предлогом? Как пишутся производные предлоги?
6. Домашнее задание. Слайд 22.
7. Подведение итогов, выставление оценок.

««Предлоги» русский язык 7 класс» - Написать сочинение-миниатюру. Условные обозначения. Предлог как часть речи. Предлоги. Настрой на урок. Две старых фотографии. Защитники Отечества. Предлог. Образец. Рыбья кость. Два деда.

«Слова с предлогами» - Сможете ли записать эти слова. Исправьте ошибки. Предлог. Приведите примеры слов с любым из предлогов. Вы многое узнали о приставках и предлогах. Из каких двух предлогов можно составить название. Задания. Приставки и предлоги. С глаголами предлоги не употребляются. Правописание приставок и предлогов.

«Предлог как служебная часть речи» - Перед глаголами предлоги не употребляются. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги. У Семёна с Саней в сетях сом с усами. Рябчик. Предлог – служебная часть речи. Берёза. Пришла весна (в) лес. Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи. Выбери верное утверждение. На лесную тропку из кустов выскочил рябчик.

«7 класс Производные предлоги» - План морфологического разбора предлога. Правописание предлогов. Учебный проект по теме: «Предлог» Коллективная работа учащихся 7 класса. Служебные части речи. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Предлоги бывают производные и непроизводные.

«Примеры предлогов» - Графическое начертание предлога не расходится с произношением. Составь и запиши словосочетания. Подобрать все возможные предлоги. Употребление предлогов в письменной речи. Из данных слов составьте предложения. Основные задачи изучения предлогов. Вставь подходящий предлог. Исправь ошибки и запиши предложения.

«Правописание предлогов» - Учите предлоги! "Правописание производных предлогов". Совершенствовать навык различения производных предлогов и других частей речи. «Ваше величество, в текст закралась ошибка. В продолжение. Различайте: Всем известно, что предлог «в течение» надо писать с буквой –Е». Повторить особенности официально-делового стиля речи.

Всего в теме 31 презентация







Происхождение слова

По происхождению слово предлог – это калька с греческого языка, буквальный перевод которой значит «перед словом ». Предлогов не так уж много: около 200. Однако по частоте употребления в речи занимают четвертое место (после существительного, глагола, местоимения). Па частотности на первом месте предлог в, на втором – на.

Предлог как часть речи

«Художники»

Приставки обведите в кружочки и раскрасьте красным карандашом, предлоги обведите в квадраты и раскрасьте синим карандашом.

Лодка (от) плывала (от) берега.

(По) полю (по) тянулся густой туман.

Через час мы (до) плыли (до) большого села.

Я (с) кинул (с) себя одежду и бросился (в) воду.

(Под) водой в море бывают (под) водные камни.

Ребята (до) бежали (до) навеса.

Пароход (от) чалил (от) причала.

Бабушка (на) кинула платок (на) плечи.

Товарищи (за) шли (за) мной.

«Кляксы»

У предлогов давно идет спор с существительными. Первые уверенно претендуют на главные роли. Некоторые существительные и вовсе заставили работать на них. Незадолго до урока я подготовила вам предложения с предлогами, но существительные вмешались и все испортили: наставили клякс. Помогите восстановить текст, вставив подходящие по смыслу предлоги (слабым ученикам предлагаются слова для справок).

Целой недели шло данное письмо, снежных заносов.

Ускоренной ликвидации последствий пожара необходимо создать аварийную группу для работы трех дней.

Переездом на новое место жительства прошу разрешить переадресовку газет, журналов и брошюр.

Прошу соблюдать тишину получаса выходом в эфир.

Плакаты будут расклеены трех часов.

Для справок: по причине, в целях, со стороны, в течение, в продолжение, в связи с.

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных бревен.

Лист бумаги необходимо разрезать вдоль .

Уцелел ли колодец вблизи нашего дома?

Вблизи виднелись горы.

Его как будто что-то дергало идти наперекор .

Каждую весну ребята обламывали ветки черемухи, но она наперекор всему зацветала все сильнее.

Он вихрем пролетел мимо .

Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется.

Поезд не остановился и проехал мимо станции.
Употребление предлогов

Игра «Редактор»

Ученик принес в редакцию свои заметки о школьных делах. Помогите редактору исправить ошибки в употреблении предлогов.

По приезду домой я устроился на новую работу.

Чувствуется в нем уверенность в победу.

Благодаря болезни я пропустил двести уроков.

Мы писали рецензию о сочинении товарища и отзыв на рассказ.

Я удивляюсь вами.

Ввиду подготовки к карнавалу ребята украсили зал гирляндами.

Настя вернулась с города довольная, с покупками.

Поезд пришел согласно расписания.

Мать сильно беспокоилась за сына.

(По приезде, уверенность в победе, из-за болезни, рецензия на сочинение, отзыв о рассказе, удивляюсь вам, в связи с подготовкой, из города, согласно расписанию, беспокоиться о сыне.)

«Соедини яблоко»

На столе лежат картинки половинок яблока. С обратной стороны записаны слова. Ученик должен выполнить задание. При правильном ответе учитель вручает ученику вторую половинку яблока.

Чтобы яблоко соединить, употребите с данными предлогами существительные в нужном падеже. Укажите падеж.






Вследствие

Засуха

Ввиду

Болезнь

Вопреки

Распоряжение

Вроде

Треугольник

Наперекор

Предсказание

Из-под

Земля

Благодаря

Учеба

Из-за

Поворот

Согласно

Приказ

В течение

Год

Несмотря на

Дождь

В заключение

Собрание

Заполните таблицу, записав данные слова с уместными по значению предлогами.

Крым, школа, пустыня, лес, Камчатка, станция, выставка, пастбище, Минск, космос, Беларусь, поле, роща.

Прочитайте текст и ответьте на поставленный в заглавии вопрос.

Как надо было сказать?

Большой переполох вызвала сценка, в которой главную роль исполнял переполох благодаря… направив острие копья в грудь провинившегося, он вопрошал страшным голосом:

Зачем благодаришь болезни? За что благодаришь засуху?

Я не благодарю, - лепетал несчастный.

Нет, благодаришь! Кто сказал: «Благодаря болезни я не выучил уроки?», «Благодаря засухе хлеба не уродились»?

А как же надо было сказать? (Е.Язовицкий)

«Корректор»

Устраните неуместные канцеляризмы.

В связи с дождем ребят не пустили гулять.

В продолжение всего лета я отдыхал у бабушки.

Ввиду неудачной шутки я поссорился с другом.

Учитель выздоровел, и сегодня уроки будут проводиться согласно расписанию.

Вследствие падения мальчик сильно ушибся.

Надо закрыть форточку во избежание сквозняка.

Помогите Васе Ошибкину устранить недочеты в употреблении предлогов.

Тургенев любил и преклонялся перед родным языком.

Благодаря плохой погоде я никак не мог добраться до города вовремя.

Поезда идут согласно расписания.

Благодаря моего друга я отлично справился с поручением.

Родители вернулись с кино.

Над входной дверью висела надпись: «Скупка овощей от населения».

Товарищ готовил уроки, но сегодня его ни по чем не спросили.

Он сидел на первом ряду.
Правописание предлогов

Словарный диктант «Проверяю себя»

(В) течени.. урока, (в) течении..реки; (в) продолжении.. занятий, (в) продолжени… романа; я имею (в) виду, (в) виду непогоды; (не) смотря на усталость, (не) смотря ему в глаза; (в) следствии.. дурной погоды, принимали участие (в) следствии..; (не) видавшие света (в) продолжении.. целого столетия; поговорили (на) счет предстоящих юбилейных торжеств; (в) течении… апреля произошли изменения; (в) виду обстоятельств; он узнал (в) последствии…; (в) виду маленьких точек; (в) силу сложившихся обстоятельств; прочитал (в) продолжении… книги; (на) подобии… овала, обратить внимание (на) подобие фигур; идти (на) встречу ветру; (не) смотря на тяжелые условия жизни, (не) смотря (ни) на кого.

«Дешифровщики»

Прочитайте шифровку. Разделите запись на слова. Объясните правописание предлогов.

Иззаголовкаиззазабораиззадачиизподворотниизподворотиззагримаиззаводаиззаглавияиззазависимостииззавистииззаглушкииззаварки.

Составьте предложения с данными парами слов.

Ввиду -в виду, вместо – в место, навстречу – на встречу, насчет – на счет, вроде – в роде, вследствие – в следствии.

Перфокарты «Правописание предлогов»

Вариант1

Работал (в) течение недели

Неурожай (в) следствие засухи

(в) последствии понял

Птица (в) роде воробья

Фигура (в) роде куба

Сдал (в) продолжение часа

Дом (на) подобие лабиринта

Сказал (в) заключение

(в) связи с переездом

(не) смотря на гром

Вариант 2

Отметьте случаи слитного написания.

(не) взирая на снег

Узнал (на) счет работы

Перевел деньги (на) счет

Оказался (в) течении реки

(в) виду опасности

Иметь (в) виду

(в) следствии по делу

Ответил (в) место тебя

(в) место укромное

(на) перекор судьбе

Вариант 3

Отметьте случаи слитного написания.

(в) продолжение беседы

Преграда (в) виде забора

(в) течение просмотра

(в) виду непогоды

(не) взирая на предсказание

Имел (в) виду рассказ

Догадался (в) последствии

(в) следствие тайфуна

Камень (на) подобие груши

Говорил (на)счет обеда

Вариант 4

Отметьте случаи слитного написания.

(в) следствии по делу

Деньги поступили (на) счет

(в) продолжении новеллы

Пребывал (в) заключении

(в) связи с экзаменами

(на) перекор собеседнику

(не) смотря в глаза

Получил (в) место зарплаты

Слухи (на) счет сноса

(в) следствие аварии

Игра «Лови ошибку»

На доске или отдельном столе размещены звезды, на которых написаны предлоги. Задача учащихся найти звезды с неправильным написанием предлогов. Исправленные варианты записать в тетрадь, определить разряд. Побеждает тот, кто быстрее и правильно «поймает» все ошибки. Вместо звезд могут быть ромашки, солнышки и т.д.

В течении, в следствие, всвязи, в продолжение, наподобие, на счет, из-за, поза, вместо, иметь ввиду, ввиду, несмотря на, навстречу, в заключение, ввиде, по мере.

Разряды предлогов

Игра «Самый внимательный»

Необходимо из текста выписать все предлоги со словами, к которым они относятся. Определить разряд предлогов по значению.

Почему в Якутии нет пустыни?

В Якутии выпадает очень мало осадков, приблизительно столько, сколько и в пустыне Каракумы. Так почему же в Якутии не появляется пустыня? Просто там в почве залегает мерзлота. Постепенно оттаивая, она равномерно снабжает влагой траву, кустарники и деревья. Не будь ее, в Якутии вместо лесов была бы пустыня. (По А.Смирнову)

«4 лишний»

Найдите производные предлоги.

В, на, от, вокруг.

К, по, из-под, насчет.

Ввиду, под, над, кроме.

«Вопрос на засыпку»


  • С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (С глаголом.)

  • С каким падежом чаще всего употребляются предлоги? (С Р.П.)

  • Какие предлоги не могут быть приставками? (К, для, кроме.)





Союз как часть речи

Игра «Да-нетка»

Выберите правильные признаки союза


  1. Не изменяется.

  2. Изменяется по числам и падежам.

  3. В предложении является подлежащим.

  4. Не является членом предложения.

  5. Связывает однородные члены предложения.

  6. Связывает подлежащее и сказуемое.

  7. Связывает части сложного предложения.
Разряды союзов

Определите, в каких пословицах и поговорках союз ДА имеет соединительное значение, а в каких – противительное. Поставьте знаки препинания.

Играть играй да дело знай. Не велик муравей да горы копает. Битого, прожитого да пролитого не возвратить. Рубит в два топора да работа не видна. Пора да время дороже золота. Авось да как-нибудь до добра не доведут.

Закончите пословицы

Определите разряды союзов.

Составьте связный текст, распространяя данные предложения и объединяя их с помощью союзов в сложные. Озаглавьте текст. Определите разряды союзов.

Ясных дней больше. Солнце пригревает. Тает снег. Журчат ручьи.

Много воды. Иногда возвращаются морозы. Распускаются почки. Появляются первые листики. Зеленеет трава.

«Путаница»

Распутайте союзы (правильно определите разряд).

Подчинительные

Что, едва, а, если, хотя, чтобы,

Лишь, но, зато, будто, как будто, потому что

Однако, же, да, когда, же, не то –не то,

или, либо, то – то, так что, не то –не то.

Сочинительные

Игра «По-щучьему велению»

Учитель говорит, а учащиеся записывают в течение 1 минуты (1 ученик у доски). Хорош прием в начале урока для пятиминутки.

По щучьему велению, по-моему хотению, хочу, чтобы появились …


  • сочинительные союзы;

  • соединительные союзы;

  • изъяснительные;

  • уступительные;

  • сравнительные.

Правописание союзов

Составьте предложения с омонимическими конструкциями.

Зато – за то, также – так же, чтобы – что бы.

Восстановите предложения.

Ветер оторвал кусочек страницы. Помогите восстановить предложения, расставьте знаки препинания.

Зато увидели восход солнца.

За то дерево.

Потому, что было очень жарко.

Потому что он очень хороший.

По тому пути.

Чтобы был хороший урожай.

Что бы мне не говорили.

Веселые примеры

Прочитайте предложения. В случае слитного написания союзов за каждый вариант поставьте по 1. Если же данная конструкция пишется раздельно – по 0. Сложите все цифры. Назовите ответ. Проверьте себя по ключу.

Вариант 1


  1. Бестужев взглянул вверх, и в то (же) мгновение раздался выстрел.

  2. Он замолк. Ветер то (же) стих.

  3. Тихонов сидел всё так (же), уставившись на огонь.

  4. То (же) самое происходит и с писателями.

  5. То (же) самое поняли и горожане.

  6. Одно и то (же) слово вызывает разные ассоциации у разных людей.

  7. В больницу джинна не положишь, дома на виду его то (же) держать нельзя.

  8. Лермонтов оглянулся, и в то (же) мгновение сверкнул тусклый огонь из пистолетного дула.

  9. Вещь под руками и в то (же) время вне квартиры.

  10. Лицо Богдана вырезалось четко, лицо человека то (же).
Ключ: 0+1+0+0+0+0+1+0+0+1= 2. Ответ: 2

Вариант 2


  1. Нет свободных падений с высот, но за (то) есть свобода раскрыть парашют.

  2. Мне объявили войну за (то), что я нарушил тишину.

  3. В доме, конечно, пусто, но за (то) можно согреть воду и уснуть в постели.

  4. Опустившаяся штанга спасла вратаря от гола, но за (то) пребольно ударила его по голове.

  5. Теперь народом я не ненавидим за (то) , что у меня автомобиль.

  6. Дорого, за (то) мило.

  7. Не за (то) волка бьют, что сер, а что овцу съел.

  8. Папа ругал Андрея за (то), что тот не выучил урок.

  9. Он много работает, за (то) умеет хорошо отдыхать.

  10. Но за (то) мужики, в свою очередь, навострились.
Ключ: 1+0+1+1=0+1+0+0+1+1= 6. Ответ: 6

Вариант 3


  1. Я же говорил, что (бы) ты оставил меня в покое.

  2. Но что (бы) не случилось, все равно надо и дальше делать свое дело.

  3. Я завалился на дно саней, съежился, что (бы) холод не жрал меня так сильно.

  4. Это точное знание нужно было актеру, что (бы) правильно произнести свои две-три фразы.

  5. Каждому хотелось, что (бы) именно на его дворе объявился первый скворец.

  6. Трудно представить, что (бы) со мною случилось, если бы пароход опоздал.

  7. Нужно много готовиться, что (бы) успешно сдать экзамен.

  8. Я больше не нес на себе роковой ответственности за все, что (бы) ни случилось на свете.

  9. Нет ничего в мире, что (бы) могло прикрыть Днепр.

  10. Мне хочется, что (бы) вы поняли это.
Ключ: 1+0+1+1+1+0+1+0+1+1=7. Ответ: 7



Частица как часть речи

«Отыщи беглеца»

Учитель дважды читает текст. При втором чтении учащиеся записывают слова, от которых сбежала частица НЕ. Кто найдет все слова?

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вдруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но вокруг было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная.

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый. Причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный, дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы Не. (С.Бондаренко)

Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте и запишите предложения с этими словами, доказывающие вашу точку зрения.

Просто, да.

В чем разница в смысле предложений?

Кто не приходит, получает взыскание.

Кто ни приходит, получает взыскание.

Придумайте и запишите сказку о частицах, используя отрывок Ф Кривина.

Жили три маленькие частицы:БЫ, ЛИ, ЖЕ. Хотя все они – служебные слова, но у каждого свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:

БЫ – мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает.

Подпоручик Киже

В 18 веке в канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо Подпоручики же Чтивен, Рыбин, Азанчеев назначаются… написал: Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Азанчеев назначаются… писарь, повторив дважды к, слепил концовку слова ки и частицу же, и у него получилась лишняя фамилия в приказе.

Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева, и пришлось делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории. За чужую провинность его высекли и сослали в Сибирь, затем вернули из ссылки, произвели в поручики и женили на фрейлине. Он дослужился до генеральского чина.

Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже внезапно, «заболел» и через три дня «умер».

(По Ю.Тынянову)

«Третье лишнее».

Вариант 1

В каком предложении выделенное слово является частицей?


  1. До отъезда осталось всего два дня.

  2. Его всего будто в жар бросило.

  3. Вон сколько всего осталось.
Вариант 2

В каком предложении точно не является частицей?


  1. Ветер стихал и точно прислушивался.

  2. Там были гиацинты словно из воска и старого золота.

  3. Середина реки блестит, сверкает, точно огромная длинная рыбина несется серединой реки.
Вариант 3

В каком предложении точно является частицей?


  1. Через часок-другой наверняка буду дома, это уж точно.

  2. -Это, значит, точно?
- Точно.

  1. Все точно сговорились.
Вариант 4

В каком предложении словно не является частицей?


  1. Окраинные домишки словно вымерли.

  2. Далекие дома словно передвинулись к самой реке.

  3. Словно стрелы, наострены тропы.
Вариант 5

В каком предложении как является частицей?

Глаза у Броньки сухо горят, как угольки, поблескивают.

Мишка весь покраснел, как свекла.

Птицы как дети, дети как птицы.

Правописание частиц

Полминутки для шутки

Не знание правописания частиц неспособствует хорошему уровню текста.

Перфокарта

Солнышко рисуют учащиеся, если вариант в скобках пишется слитно, тучку – раздельно.

Последовавшие (за тем, затем) два года принесли большие перемены в его жизни.

Пришли мы к выводу: (итак, и так),

Мы можем сделать ведь (и так, итак):

Прополем гряды мы, (зато, за то)

Нас и похвалят все (за то, зато).

Частицы НЕ и НИ заблудились в лесу Трудных слов. Помогите бедняжкам добраться домой.

Я-то при чем здесь?

Н… при чем!

Не было для мня в эту минуту н… ясной, тихой ночи, н… мыслей н…каких.

Перед его глазами за длинную жизнь прошла н… одна тысяча таких вот парней.

А ведь н… один из этой многотысячной армии н… походил на другого даже отдаленно.

Н…где н…одного грубого слова.

Н…кого, н…одной живой души вокруг.

Чужие какие-то стали. Говорить н… о чем.

Всю жизнь работаем, а оглянуться н… на что.

Он знал его – н… один раз охотились и рыбачили вместе.

Словарный диктант.

Частицы Не, Ни запутали все слова. Никак не разобрать: не или ни? Слитно или раздельно? А вы справитесь?

(Не) смотря на усталость, (не) щадя (не/ни) живых, (не/ни) мертвых, (не) смотря мне в глаза, (не) надо искажать, куда (не/ни) посмотришь, (не) всерьез, (не) по плечу, (не) на шутку, (ни/не) свет (ни/не) заря, (ни/не) клякс, (ни/не) помарок, (не) верный ответ, как (не) верти, (не/ни) кем (не) написанный, сколько бы (не/ ни) пришлось, (не) прочитанная книга, (не) прочитанная до сих пор книга, работа (не) окончена, (ни/не) чем (не) оправданный поступок, (не) за чем спрятаться.

Игра «Крестики –нолики»

Игровое поле с 9 клетками. Если слово пишется раздельно, ученик ставит +, если через дефис – 0. Побеждает тот, кто правильно заполнит все игровое поле. Предложения читаются вразнобой.

Вариант1

1.У тебя когда каникулы (то)?

4.Кто (же) так телеграммы пишет?

3.На поезде – это как (раз) все мои каникулы на дорогу уйдут.

7.Мы же все(таки) сельские жители еще.

8.У меня как (раз) есть с собой пакет.

5.Там (же), на стене, висела его заветная балалайка.

9. Ну (ка), попробуй мою находку.

2.Люди(то) другие стали!

6.Учить я тебя все (равно) не буду.

Ключ


0

0

+

+

+

+

0

+

0

Вариант 2

3.Я мировой все (таки) парень был.

1.Я (же) рассказывал вам.

7.А ты откуда знаешь про крепостное время(то)?

8.Мы (бы) отбились, а ты предал.

9.Ну(ка), пошли.

2.Он дома (ли)?

4.Он как (будто) нечаянно проговорился о чем-то весьма сокровенном.

6.Но все (равно) половину слов он не разобрал.

5.Это же кино все (таки).


+

+

0

+

0

+

0

+

0

Разряды частиц

Представьте, что частица БЫ рассказывает вам о себе. Запишите, что вы услышали.

Представьте, что к вам пришла частица ДАВАЙ. О чем она расскажет вам за чашкой чая? Запишите ее рассказ.

Вспомните 3-4 фразеологизма с отрицательными частицами. Составьте и запишите с этими устойчивыми сочетаниями предложения.

Составьте и запишите 6-7 правил, касающихся нравственного поведения человека, используя отрицательные частицы.

«Путаница»

Определите разряды выделенных частиц, соедините линиями.


Ну что за шейка, что за глазки!

Вот они, мои любимые старые очки.

Где же кастрюля? Тут только сковородка.

Усилительная

Вопросительная

Сравнительная

Отрицательная

Указательная

Выделительная

Ограничительная

восклицательная


Дай-ка мне алюминиевую кастрюлю, вон на подоконнике.

Бабка даже обиделась.

А что , по вечерам гуляют с гармошками?

Старик вроде не замечает Юркиной радости.

А на Венере, может тоже люди живут. Разве не интересно поглядеть на них?

Тебе не втолковать.

Академик Павлов? Вот он.

Неужто сын?

Он так именно и подумал.

Ты хоть один сруб срубил за свою жизнь?

Петька вернулся как раз в субботу.

Он как будто помолодел от злости.

Повторение изученного о частице

Аукцион

Записать как можно больше предложений

С частицей не

С частицей ни

С модальными частицами

С формообразующими частицами

С частицами, которые пишутся через дефис.

Лот покупает тот, кто сможет в течение 2 минут составить большее количество предложений. Учитель вручает картинку с приобретенным предметом.





Какое междометие, повторенное дважды, составит вкусную булочку? (Ба-ба.)

Какое междометие надо прочесть наоборот, чтобы получить два междометия, выражающие чувство восхищения? (Ха-ха – ах-ах.)

Спишите, подчеркните междометия.

Чу! Стучит пр…езжающий воз.

Ба! Зн…комые все лица.

Ай-ай, как изба н…студилась.

Эй! С…дись ко мне, дружок.

Ура! Мы ломим, гну…ся шведы.

Продолжите группу звукоподражательных междометий.

Ха-ха, мяу-мяу, гав-гав, …

Междометия решили погулять и убежали. Помогите их найти.

Вставьте нужные по смыслу междометия(не повторять).


…,

как я устала!

…,

что ты наделал!

…,

подойди скорее ко мне!

…,

откуда ты?

…,

я жду твоего ответа.

…!

Кто-то пробирается в кустах.

…!

Какая высокая гора!

…!

Все пропало!

«Пунктуационный диктант»

Ах юность юность удалая

Ну Ваня так как же тебе показался наш харч

Эй ребята дайте же мне отдохнуть

Горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики Ой матушка где ты

Составьте и запишите диалог на одну из тем, включив в него междометия.

В театре.

За завтраком.

Составьте и запишите монолог о просмотренном вами фильме, включив в него междометия.

«Ох, как трудно жить на свете, не усвоив междометий!» (В.Волина.) Почему?

Повторение изученного

о служебных частях речи

Напишите сочинение- рассуждение «Служат ли служебные части речи?»

Напишите сочинение –фантазию о том, что произойдет, если исчезнут служебные части речи.

Урок русского языка в 7классе. Учитель Добаева Роза Агубеевна.

Тема. Слитное и дефисное написание предлогов.

Цель: ознакомить учащихся с условиями слитного, раздельного и дефисного написания предлогов; совершенствовать умения опознавать условия выбора орфограммы и правильно писать производные и непроизводные предлоги, обосновывая свой выбор; развивать логическое и абстрактное мышление; воспитывать сознательное отношение к языку как к основному способу получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Оборудование: учебник, компьютер, учебные тексты, опорная схема- алгоритм, карточки.

Тип урока: урок получения новых знаний, формирование орфографический навыков и умений с элементами тренинга.

Ход урока.

    Организационный этап.

    Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Проблемная беседа.

    Изучая разряды предлогов по составу, вы запомнили, что есть простые и составные предлоги.

    Какие предлоги называют простыми, а какие - составными?

    Как вы думаете, бывают ли непроизводные предлоги составными? Почему?

    Вы, конечно, помните, что производные составные предлоги пишут в два слова. С правилом о правописании таких предлогов вы ознакомились дома и даже составили опорную таблицу к нему.

На сегодняшнем уроке у вас есть возможность продемонстрировать понимание правила о правописании предлогов, умение составлять опорные таблицы и потренироваться в написании предлогов, возможно, используя собственную таблицу.

    Работа над темой урока.

    Проверка усвоения правила правописания предлогов на основе домашнего задания.

    Воспроизведение самостоятельно изученного правила о правописании производных предлогов с демонстрированием составленной к нему опорной таблицы (2-3 учащихся).

    Беглая проверка выполнения упражнения с объяснением орфограмм.

    Закрепление правила правописания предлогов на основе опорной схемы- алгоритма, предоставленной учителем.

    Орфографический тренинг.

1.Словарный диктант.

Подежурить вместо друга; отправиться в место назначения; отстать вследствие болезни; увидеть в следствии новые факты; отложить ввиду отъезда; иметь в виду; поговорить насчет похода; положить на счет в банке.

2) Конструирование предложение с производными предлогами.

Задание. Выберите подходящие по смыслу предлоги, из помещенных справа, и запишите с ними предложения.

    Целой недели шло данное письмо _ снежных заносов.

    Ускоренной ликвидации последствий пожара необходимо создать аварийную группу для работы _ трех дней.

    С переездом на новое место жительства прошу разрешить переадресовку газет и журналов.

    Прошу соблюдать тишину _ получаса _ с выходом в эфир.

Сноски: по _ причине, в _ целях, со _ стороны, в _ течение, в _ продолжение, в _ связи с.

3.Минутка отдыха.

IV. Работа с учебником.

    Стр. 144 пар. 57 , орф. № 64,65,66.

    Упр. 351; карточки (2-3 ученика).

Задание: переписать производные предлоги, образованные от существительных, заключить в прямоугольник.

V.Подведение итогов урока. Рефлексия.

1) «В правописание предлогов слитно, раздельно и через дефис я разобрался(-лась)…»;

2) «Разобраться в правописании предлогов мне больше всего помогло…»;

3) «Мне легко было выполнять … , а трудно…»

VI.Домашнее задание.

Пар.57 упр.№350, обозначить орфограммы.

Приложение.

Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов.

От наречия - пиши слитно

От существительного - пиши раздельно

ввиду (в знач. по причине)

вроде (в знач. подобно)

насчет (в знач. О)

наподобие

вследствие (по причине)

в продолжение

по причине

в заключение

в отношении

Поделиться