Проект "«Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» И. Тургенева). История создания «Записок охотника» И. С. Тургенева Скачать презентацию на тему записки охотника тургенев

«Годы жизни Тургенева» - В 1841 г. Сблизился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой. Пейзаж помогает понять человека. Поднялся гвалт, крик. VIII - Рассказ Гагина. XXI - Уехали! Анна - грация, миловидность, а Анастасия (Ася) - рожденная заново. Характер исповеди. История семьи Гагиных. И, наконец, встреча с Полиной Виардо. Пейзаж не просто фон, на котором развертываются события.

«Тургенев как писатель» - Спасское-Лутовиново. Акварель неизвестного художника. Ги Де Мопассан. Санкт-Петербург, Волково кладбище, «Литераторские мостки». Фото 1856. Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Базаров. Литография В. Тимма. 1857. «Накануне» 1860. «Отцы и дети» 1862. «Дым» 1867.

«Жизнь и творчество Тургенева» - Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Юность. Творец общественного мнения. Мать писателя. Образ тургеневской девушки не был неподвижным. Образ тургеневской девушки. Детство. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Кабинет писателя. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя.

«Тургенев Записки охотника» - Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. «Жизнь рода, семьи, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна». Литературные роды. Общественная значимость «Записок охотника». В.П. Тургенева – богатая и очень жестокая помещица. Усадебный пруд. Главный дом усадьбы. Современный Бежин луг.

«И.С.Тургенев» - Портрет. Какими были ваши ожидания? В избе Бирюка. Проанализировать: На что и почему вы обратили внимание до чтения? Интерьер. Речь героев. БИРЮК Зверь Волк-одиночка Нелюдимый, угрюмый человек. Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк» Глубокий интерес автора к человеку. Что бы вам хотелось узнать о Бирюке? (Запишите свои вопросы).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч ». Многообразие и сложность характеров крестьян в рассказе

По отцу Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица. В её имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. Происхождение писателя Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя. Сергей Николаевич Варвара Петровна 2

"Записки охотника" Почти всю жизнь Иван Сергеевич Тургенев провёл в Европе, лишь ненадолго приезжая в Россию. Однако лучшие свои произведения он посвятил русским людям и русской природе. В 40-50е годы XIX века писатель создал несколько произведений, объединённых в один сборник « Записки охотника ». Темы рассказов сборника многообразны: здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа, и, конечно же, прекрасные картины природы средней полосы России. Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, происходивших с ним во время охоты. Тургенев наделил своего рассказчика тонкой наблюдательностью, особым чувством прекрасного, что помогает точнее и колоритнее передать читателю различные ситуации. Сборник принёс автору широкую известность. 3

Краткая историко-литературная справка 1818 год 28 октября – день рождения И.С. Тургенева. 1847 год январь – опубликован первый рассказ из цикла «Записки охотника» «Хорь и Калиныч ». 1852 год – вышли «Записки охотника» отдельной книгой, в которой насчитывается 25 рассказов и очерков. 4

«Хорь и Калиныч » « Ермолай и мельничиха» «Малиновая вода» «Уездный лекарь» «Мой сосед Радилов» «Однодворец Овсянников» «Льгов» « Бежин луг» «Касьян с Красивой Мечи» «Бурмистр» «Контора» «Бирюк» «Два помещика» «Лебедянь» «Смерть» «Певцы» «Пётр Петрович Каратаев» «Свидание» «Татьяна Борисовна и её племянник» «Гамлет Щигровского уезда» « Чертопханов и Недопюскин » «Конец Чекртопханова » «Живые мощи» «Стучит» «Лес и степь» "Записки охотника" 5

Основная тема и идея "Записок охотника" Тема: изображение простого русского народа, крепостных крестьян, оценка их высоких духовных и нравственных качеств, показ нравственного оскудения русского дворянства Идея: протест против крепостного права 6

Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа М.Н. Мусин-Пушкин сжигает «Записки охотника» И.С. Тургенева. Карикатура Л. Вакселя. 1852 7

8 Жанр – р ассказ

Историческая справка К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк. Барщина - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса. Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. 9

10 Вопросы для обсуждения: Каким изображен помещик Полутыкин в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора - « отличный человек »? В финале рассказа звучит фраза: «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще». Какую оценку, по вашему, дает помещику Тургенев устами крепостного мужика? Каким изображен Хорь в рассказе? Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение Хоря с Сократом? Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

11 Вопросы для обсуждения: Какой смысл в контексте рассказа приобретает фраза: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет - ему все равно»? Какое начало преобладает в образе Хоря - рациональное или чувственное? Найдите в тексте ответ на вопрос. Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации П.П. Соколова? Какие черты характера Хоря проявляются в отношениях с Калинычем?

12 Вопросы для обсуждения: Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева? Как отзывается о нем помещик Полутыкин? В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется?

 Тургенев показывает в книге социальный конфликт, сталкивает друг с другом два национальных образа, две России - официальную, крепостническую, мертвящую жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянскую, живую и поэтическую, - с другой.  Все герои тяготеют к одному из двух полюсов - «мертвому» или «живому». 13

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала. Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Два героя – поэтичный и разумный, представляющие различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного. Выводы: «Записки охотника». «Хорь и Калиныч ». Художник П. Соколов. 1890-е 14

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче »?  Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается до сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, т.е. «исследует» интересующую его жизнь. 15 Н.Д.Дмитриев-Оренбургский. Этюд «И.С.Тургенев на охоте». 1879

16 Домашняя работа: 1. Сравнительная таблица «Хорь и Калиныч » (критерии определить самостоятельно!!!) 2. Прочитать рассказ «Певцы» 3. Ответить на вопросы на стр. 258 4. Пересказ стр. 259-260, вопросы на стр. 260-261.


Cлайд 1

Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника» Выполнила: ученица 10 класса Шишенина Светлана

Cлайд 2

Краткая биография Тургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883) Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.

Cлайд 3

Первые произведения В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. В 1843 г. Тургенев был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку. В том же году публикуется поэма Тургенева «Параша», а чуть позже – сочувственный отзыв о ней Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева: отныне литература становится для него главным делом жизни. Вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «Помещик» (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся прозаические повести и рассказы – «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1847). Кроме того, Тургенев пишет еще и пьесы – драматический очерк «Неосторожность» (1843) и комедию безденежье» (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости.

Cлайд 4

Любовь Тургенева В 1843 году Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести "Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко, там и рвется", "Провинциалка" (обе 1851), психологическую драму "Месяц в деревне" (1855). В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, (по окончании франко-прусской войны). Полина Виардо

Cлайд 5

«Записки охотника» При переходе Тургенева от поэтических опытов к «Запискам охотника» исключительную роль сыграла его дружба с Белинским. Она длилась около пяти лет, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Все усилия Белинского в последний период его жизни были направлены на то, что бы объединить писателей, продолжавших гоголевские традиции обличения самодержавного строя. Рассказы Тургенева явились как бы ответом на призыв Белинского проникнуться сочувствием к угнетенному народу, показать безнравственность рабства, мешавшего прорасти «плодовитому зерну русской жизни». Увлечение Тургенева охотой очень способствовало его литературной деятельности. В Спасском они прожил до глубокой осени, занимаясь исключительно охотой, не вспоминая о литературе. Занятие охотой сблизило писателя с народом, открыло перед ним картины деревенской жизни. Заглядывая в глухие деревеньки Тургенев пристально всматривался в крестьянский и помещичий быт, жадно впитывал народную речь. После чего Тургенев вновь возвращается в Петербург.

Cлайд 6

Охота помогала ему глубоко проникать в сокровенные тайны природы. Наблюдения, вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так изобильны, что материала ему хватило на несколько лет работы, в результате которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе. Рассказ, написанный им для первого номера «Современник», назывался «Хорь и Калиныч». В литературных кругах и у читателей «Хорь и Калиныч» вызвал единодушное одобрение и сразу же высоко поднял автора в общем мнении. Стало ясно, что Тургенев вступил на свою настоящую дорогу.

Cлайд 7

О том, как ценил Белинский «Записки охотника», красноречиво говорит его предсмертный обзор русской литературы за 1847 год, где он писал: «Не все его рассказы одинакового достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. «Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника, за ним «Бурмистр», а после «Однодворец Овсянников» и «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы Тургенев написал еще хоть целые тома таких рассказов». Такого богатства и разнообразия «типажа» русская литература до книги Тургенева еще не знала. В поле зрения прежних писателей лишь изредка попадали женщины-крестьянки и деревенские дети. Рассказами «Свидание», «Ермолай и мельничиха», «Бежин луг» и «Живые мощи» Тургенев восполнил и этот пробел.

Литературные роды. Эпические жанры. Биография семьи Тургеневых и история создания цикла рассказов «Записки охотника». Биография – сложное слово греческого происхождения: bios – жизнь, graphe – пишу, т.е.письменно излагаю жизнь семьи Тургеневых. И Морфологические признаки части речи: служебное слово (служит для связи); сочинительный соединительный союз. История многозначное слово, обозначающее предмет в широком значении: 1. 2. 3. 4. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества. Действительность в её развитии, движении. Рассказ, повествование. Происшествие, случай, событие. Познавательная: Познакомиться с историей семьи Тургеневых и определить связь семейной жизни писателя с созданием цикла рассказов «Записки охотника». Развивающая: Учиться выделять главное при изучении темы. Воспитательная: Воспитывать настойчивость в достижении цели и умение отстаивать свою точку зрения. «Жизнь рода, семьи, клана глубока, узловата, таинственна, зачастую страшна». И.А. Бунин «Суходол». «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». И.С. Тургенев. «До 1847 года г.Тургенев, начавший своё поприще стихами, не имел определённой физиономии как писатель, и можно сказать, что известность его в литературе началась с «Записок охотника»…» Н.А. Некрасов. «Все они (рассказы Тургенева) повествуют о крепостных и представляют собой не только детальное психологическое исследование, но даже доходят до идеализации крепостных крестьян, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ…Вереница идеальных и трогательных крепостных крестьян, проходящая сквозь эти рассказы, изображала всю нелепость рабства, вызывая негодование многих влиятельных особ того времени». В.В. Набоков. План урока. Спасское – Лутовиново – колыбель И.С. Тургенева. В.П. Тургенева – богатая и очень жестокая помещица. Увлечение И.С. Тургенева охотой. «Записки охотника» - вклад писателя в освобождение русских крестьян от крепостной зависимости. Карта Орловской области. «Колыбель» Тургенева – Спасское – Лутовиново. «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь…» Главный дом усадьбы. Въезд в усадьбу. Церковь Спаса Преображения. Фамильный склеп. Усадебный пруд. Парк. Главный дом в настоящее время. Кабинет. Большая гостиная. Варвара Петровна Лутовинова (1787 -1850) «Сироты не бывают долго детьми. Я сама была сирота и очень чувствовала прежде других свою пользу … У меня не было матери; мать была мне как мачеха. Она была замужем, другие дети, другие связи. Я была одна в мире». Сергей Николаевич Тургенев. (1793-1834) Столбовой дворянин, (Тургеневы вели свой род с 1440 года от татарского мурзы Льва Тургена), блестящий офицер, красавец. Гербы Тургеневых и Лутовиновых. Крепостное право. Крепостное право(крепостничество) – форма феодальной зависимости крестьян от помещика: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу. Варвара Петровна как помещица В 1814 году она стала полновластной хозяйкой Спасского Лутовинова и всех остальных поместий своего дяди И.И. Лутовинова, владелицей 5000 крепостных, тысяч десятин орловских и тульских благодатных земель Дом – чуть не дворец, в 40 комнат. Свой крепостной оркестр. Своя крепостная труппа. « Кроме пения птиц в парке да волнующего звона стихов слышал и вопли с конюшен, знал кого и за что забрили в солдаты, кого сослали в дальнюю деревню, кого опять драли…» Пожар в имении в 1839 году заставил Варвару Петровну продать труппу крепостных артистов, которая по свидетельству Мамина – Сибиряка дала основание драматическому театру в Екатеринбурге. Портрет Тургенева – охотника. Тургенев полюбил охоту раньше, чем стал писателем, а литературную известность приобрел благодаря охоте. Краткая историколитературная справка. 1818 год 28 октября – день рождения И. С. Тургенева. 1847 год январь – опубликован первый рассказ из цикла «Записки охотника» «Хорь и Калиныч». 1852 год – вышли “Записки охотника” отдельной книгой., в которой насчитывается 25 рассказов и очерков, один из которых рассказ «Бежин луг». С 1847 года в журнале Некрасова «Современник» начинают появляться тургеневские рассказы, которые впоследствии автор объединяет в отдельную книгу и называет её «Записки охотника». «Автор зашёл к народу с такой, с какой до него ещё никто не заходил» В.Г. Белинский. Цикл рассказов как жанровое понятие (циклизация). Циклизация (от греч.KYKLOS- «круг, колесо»)объединение ряда произведений на основе идейно- тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля. Результатом такого объединения является цикл. «Мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете». Содержание «Записок охотника». «Хорь и Калиныч» «Ермолай и мельничиха». «Малиновая вода». «Уездный лекарь». «Мой сосед Радилов». «Однодворец Овсянников». «Льгов». «Бежин луг». «Касьян с Красивой Мечи». «Бурмистр». «Контора». «Бирюк» «Два помещика». «Лебедянь». «Татьяна Борисовна и её племянник» «Смерть». «Певцы». «Пётр Петрович Каратаев». «Свидание». «Гамлет Щигровского уезда». «Чертопханов и Недопюскин». «Конец Чекртопханова». «Живые мощи». «Стучит»! «Лес и степь». Основная тема и идея «Записок охотника» Тема. Изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Оценка их высоких духовных и нравственных качеств; показ нравственного оскудения русского дворянства Идея. Протест против крепостного права. Общественная значимость «Записок охотника». Когда произошла отмена крепостного права, император Александр II “просил передать Тургеневу, что “Записки..” сыграли большую роль в его решении освободить крестьян”, а в народной среде эта книга была признана лучшей. Отзывы на рассказ «Бежин луг». Успех рассказа в слиянии светской личности автора, естественном поведении детей и природы. «…Непосредственность простонародной задушевности и просвещённой культуры.» Пауль Гейзе. Композиция и образы рассказа «Бежин луг». ПРЕКРАСНЫЙ ПЕЙЗАЖ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ ОХОТНИК - РАССКАЗЧИК КРЕСТЯНСКИЕ ДЕТИ Федя Павлуша Илюша Костя Ваня Бежин луг. Современный Бежин луг

ПРОЕКТ по литературе:

Составление электронного альбома

«Словесные и живописные портреты русских крестьян»

(по рассказам из цикла «Записки охотника» И. С.Тургенева)

6 класс

2015-2016 учебный год

Иван Сергеевич Тургенев с детства любил природу родного края. Часто убегал он с одним из дворовых в глушь сада, который был для будущего писателя совершенно особым миром. «Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира», - писал он. Местные лесники и охотники рассказывали мальчику о жизни и повадках птиц, брали его с собой на охоту. Эта страсть и привела его в последующем к написанию знаменитых «Записок охотника», где Тургенев выступил как первоклассный художник-реалист.

В «Записках охотника» Тургенева - не только картины русской природы. Непритязательная обстановка крестьянской избы, хозяйственный двор у помещика, куры, копающиеся в навозе, лошади, обмахивающиеся хвостами, картинка конской ярмарки - вся эта проза обыденной жизни превращается у писателя в поэзию. Тургенев характеризует человека через окружающие его вещи, через обстановку домашнего быта, через описания природы.

В рассказе «Бирюк» автор описывает небольшую бедную избушку, в одном окошечке которой тускло светит огонек. А вот и описание самого дома: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки». Общее впечатление о скромной жизни крестьянина усиливается стоящей на столе лучиной, которая едва горит, «печально вспыхивая и погасая». Девочка лет двенадцати сидит на крошечной скамейке, одной рукой качая люльку, привязанную к концу длинного шеста на самой середине комнаты, другой рукой поправляя гаснущую лучину. Сердце героя заныло, когда увидел он эту невеселую картину.

Хозяин хибарки, лесник Фома, по прозвищу Бирюк, исправно трудится на своей должности, стараясь честно заработать жалкие гроши, которых и хватает-то лишь на кусок хлеба. Бирюка за честность боялись все мужики в округе: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет ».

Хозяин и рад бы чем-нибудь попотчевать гостя «Самовар бы я вам поставил, - говорит лесник, - да чаю у меня нету...» Снова осмотревшись вокруг, гость испытал еще более удручающее чувство. « Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание», - рассказывает нам попавший в избу лесника барин. Девочка продолжала качать люльку, понурив свое печальное личико. Хозяйки у Бирюка не было: оставив ему маленького ребенка, она «с прохожим мещанином сбежала».

В рассказе «Бирюк» писатель затрагивает экономическую основу классовых отношений помещиков и крестьян. Однако главное зло он видит в рабском, бесправном положении крепостного крестьянина, в его личной зависимости от помещика. Крепостной гнет, насилие и издевательства рождали возмущение и протест в народной среде, мимо чего не мог пройти писатель-реалист Тургенев.

Голод и нищета толкают крестьян на воровство и различные ухищрения. Делал это и мужик, которого Бирюк поймал на рубке дерева. У него было «испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены... ». Мокрый, в лохмотьях, с растрепанной бородой, «с голодухи» вышел он в эту дождливую ночь в лес. Крайнее уныние звучит в голосе крестьянина, когда тот просит отпустить его: «Ей- богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь...

Разорены... Круто, во как приходится... Нужда, Фома Кузьмич, нужда как есть...» Затем, понимая безвыходность своего положения, бедняк уже в отчаянии говорит: «Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби - один конец; что с голоду, что так - все едино. Пропадай все: жена, дети - околевай все...»

Конечно, Бирюк отпустил мужика. Как же ему не понять его? Ведь его собственная жизнь не намного лучше.

«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».
Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей. Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это - развлечение, детские забавы. Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета. Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство художника.

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» знакомит нас со временем крепостничества, раскрывает всю жестокость и несправедливость отношения господ к крепостным.

Герасим - главный герой рассказа, простой дворник, но единственный из всех героев, кто вызывает в нашем сердце не только сочувствие и сопереживание, но и искреннее уважение.
С первых страниц рассказа мы узнаем, что Герасим «славный был мужик» , трудолюбивый, сильный, могучий. Богатырской была не только внешность Герасима, но и его душа, и именно это отличало его от окружающих. Глухонемой от рождения, этот человек был способен на искреннюю любовь и дружбу, был ответственным и серьезным, отзывчивым и добросердечным.
Одинокое сердце Герасима было способно на трепетные и нежные чувства. Трогательно ухаживание этого работящего гиганта за робкой прачкой Татьяной, его нехитрые подарки ей. Стойко выносит он и понимание невозможности жениться на любимой девушке, потому что своенравная барыня выдает ее замуж за горького пьяницу. Так необходимые Герасиму любовь, верность, преданность он находит лишь в спасенной им от верной смерти собаке - Муму.

Как рад Герасим, что рядом с ним живет искренний и преданный друг!
Всю свою нежность и ласку отдает он собачке, платящей ему за хорошее отношение радостью и любовью. Но еще один удар постигает несчастного дворника: барыня велит избавиться от собаки. Верный своему долгу, Герасим сам берется выполнить настойчивое повеление барыни.

Но после смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Никому не сказав ни слова, возвращается Герасим в родные места, к полям, сенокосу, незатейливой крестьянской жизни. Даже в тяжелых условиях своей подневольной жизни он сумел сохранить гордость и собственное достоинство, служа капризной и вздорной барыне, но не прислуживая ей.
Герасим протестует против одиночества, которое навязывала ему барыня, отняв у него любимую Татьяну и собачку Муму. После всех лишений он понял, что нужно бороться за своё счастье, за свою свободу.

Поделиться