Учится ли 2 смена. Учеба во вторую смену: хорошо это или плохо? Физкульт-минутки развивают межполушарные связи

Власти задумались об отмене второй смены в школах

09.12.2014

Власти Новосибирской области исследуют способы перехода школ на работу в одну смену.

9 декабря губернатор Владимир Городецкий отметил, что раньше отмена второй смены в школах была пожеланием, а теперь такую задачу поставил президент РФ Владимир Путин. «Если будет общеобразовательная школа в одну смену работать - ну, конечно, правильней. Зато вторая смена будет больше отдана, школа со всеми классами, лабораториями, спортзалами, для внешкольной работы. Здорово!» - подчеркнул губернатор.

Сейчас областные власти рассматривают разные способы выполнения задачи. «Дал задание. Обследуем - что нужно нам, сколько школ, расширить ли, пристройки или новые строительства. Вот такие глобальные задачи», - пояснил Владимир Городецкий.

Он отметил, что программа перехода школ на работу в одну смену будет поддержана федеральными властями. По его оценке, программа будет гораздо сложнее и потребует большего финансирования, чем развитие сети детских садов.

Губернатор также пояснил, что до конца года власти утвердят план по выполнению и других задач, озвученных президентом в послании Федеральному Собранию 4 декабря. «Это импульс», - подчеркнул он.

НГС.НОВОСТИ


Просим отменить обучение во вторую смену в школах России

Дударева И. В.:

Президенту России В.В. Путину

Родительская общественность обращается к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой обратить своё особое внимание на проблему обучения детей во вторую смену в школах России.

Дело в том, что родители, а главное сами дети, постоянно находятся в состоянии непрерывного стресса, обучаясь во вторую смену в школе, либо пребывают в перманентном ожидании перспективы обучения во вторую смену.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в положении 10.4. находим:

"В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену".

В реальности это выглядит следующим образом. Первоклассники обучаются в первую смену, адаптируются, у них налаживается режим, первая половина дня закрепляется как наиболее продуктивная в плане обучения часть дня. Далее на 2-м, 3-м, 4-м годах обучения администрация школы на свое усмотрение может перевести ученика на обучение с первой во вторую смену. В пятом классе ребенок вновь вынужден будет перестраиваться на иной режим активности, обучения. И так далее.

Психологи утверждают, что суточный биоритм психической активности человека выстроен таким образом, что первый его пик приходится на 8-12 часов утра, а спад на середину дня – 12-16 часов. Поразительно, что в тех же СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в главе X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса пункт 10.7. читаем: "Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил)". В приложении 3 читаем: "Гигиенические рекомендации к расписанию уроков. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1 ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся 2 и 3 ступени образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках".

В связи с этим у нас, родителей, возникает вопрос: почему нашим детям, несмотря на все рекомендации специалистов, навязывается обучение во вторую смену? По какой причине чиновники вместо того, чтобы регулярно проводить мониторинг ситуации по школам относительно достаточного количества школ, кабинетов, учителей и многого другого и устранять причины возникновения классов, обучающихся во вторую смену, вынуждают школьников приспосабливаться и учиться во вторую смену? Почему там, где образовательная система даёт сбой, крайними оказываются самые беззащитные - дети?

Итак, получается, что ребенок, обучающийся во вторую смену, трудится умственно в самые непродуктивные часы суток. Страшно представить к каким последствиям со стороны физического и психического здоровья школьников приведут такие перегрузки, нарушение работы внутренних биологических «часов». Как такие скачки в режиме обучения и в режиме дня в целом скажутся на здоровье и работоспособности наших детей? Будет ли в будущем, войдя во взрослую жизнь, человек, системно обучавшийся во вторую смену, эффективно работать в первой половине дня?

Также очень большая проблема для работающих родителей - обеспечить контроль за приготовлением ребенком, обучающимся во вторую смену, домашних заданий. В то время, как родители на работе, не ясно кто будет отвечать за соблюдение детьми, обучающимися во вторую смену, режима дня (первой его половины). Далеко не все родители готовы бесстрашно воспринимать тот факт, что ребенок обучающийся во вторую смену будет добираться до школы самостоятельно, а возвращаться домой из школы в темное время суток (особенно это касается зимнего периода). Ведь вторая смена заканчивается в 17.00,18.00, 19.00, а в некоторых школах и в 20.00. В то время как дети, обучающиеся в первую смену, в это время уже несколько часов как дома и, как правило, успели совершить прогулку со сверстниками, сходить на кружки по интересам и спортивные секции, отдохнуть.

Очень беспокоит родителей школьников, обучающихся во вторую смену, реализация статьи 31 Конвенции о правах ребенка. А именно: Статья 31. 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Сложности с реализацией вышеперечисленных прав ребенка возникают в той связи, что секций и кружков, осуществляющих свою деятельность в первой половине дня, крайне мало, а в некоторых населенных пунктах секций и кружков, работающих в утренние часы, не существует в принципе. В результате, школьник, обучающийся во вторую смену, лишен права выбора и не имеет возможности развиваться творчески в тех направлениях, к которым имеет склонности,способности.

Стоит особо отметить, что настоящим испытанием для семей, где есть два и более школьников, становится обучение детей в разные смены. Наличие обучения во вторую смену в школах России свидетельствует лишь о недостаточной работе соответствующих должностных лиц в направлении преодоления такой исключительной меры, как обучение во вторую смену. Мы, дети и родители, надеемся, что в 21-м веке у нашего правительства есть все необходимые механизмы для создания таких условий, при которых школьники России будут обучаться только в первую смену.

Владимир Владимирович! Просим Вас с вниманием отнестись к проблеме обучения школьников во вторую смену и отменить такую форму обучения.

http://democrator.ru/complain/...


Многие знакомы с теорией биоритмов: совы, жаворонки, голуби и прочее, то есть зависимостью от суточного ритма активности человека.

Заметим только то, что дети сильнее всего привязаны к суточному ритму, к восходам и заходам естественного источника света. Поскольку Солнце зимой "встаёт" намного позже, то начало первой смены не должно быть раньше, чем восход Солнца в данной местности + 1 час, примерно, (в этот час входит по формуле время естественного просыпания организма плюс время, требуемое на дорогу до школы).

Так, на 18 декабря для НСО начало первой смены в 10.00 утра. (Восход: 08:49).

Время окончания обучения в школе, т.е. второй смены, не позже 16.00 (Закат: 16:00)

Долгота дня: 07 ч. 11 мин.

Дата Солнце Сумерки
Гражданские (заря) Навигационные Астрономические
Восход Заход Зенит Световой день Начало Конец Начало Конец Начало Конец
09.12.2014 08:41:26 16:01:49 12:21:38 07:20:21 07:56:36 16:46:39 07:09:26 17:33:49 06:25:16 18:17:59
10.12.2014 08:42:40 16:01:28 12:22:04 07:18:47 07:57:42 16:46:25 07:10:28 17:33:39 06:26:16 18:17:52
11.12.2014 08:43:50 16:01:11 12:22:30 07:17:20 07:58:46 16:46:15 07:11:28 17:33:33 06:27:13 18:17:48
12.12.2014 08:44:57 16:00:58 12:22:57 07:16:01 07:59:47 16:46:08 07:12:25 17:33:30 06:28:08 18:17:47
13.12.2014 08:46:00 16:00:49 12:23:25 07:14:48 08:00:46 16:46:04 07:13:20 17:33:30 06:29:00 18:17:49
14.12.2014 08:47:01 16:00:44 12:23:52 07:13:42 08:01:41 16:46:04 07:14:12 17:33:33 06:29:50 18:17:54
15.12.2014 08:47:57 16:00:43 12:24:20 07:12:44 08:02:33 16:46:07 07:15:01 17:33:39 06:30:38 18:18:02
16.12.2014 08:48:50 16:00:46 12:24:48 07:11:54 08:03:23 16:46:14 07:15:48 17:33:48 06:31:24 18:18:13

"Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
(утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49)

2.9.8. Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 ч., без проведения нулевых уроков.
В общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных программ обучение проводится только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену."

Просмотр полной версии: SOS! Учеба во 2-ю смену / начальная школа - кто сталкивался?

estee

17.05.2010, 12:08

80-я школа Петроградского района. Вот такое чудное сообщение нам сделали 13.05 на род собрании - все вторые классы будут учиться во вторую смену. Я плохо себе представляю, как дети 8 лет, пробесившись первую половину дня на "продленке", будут потом учиться. И что с доп занятиями - после 6 вечера (это если еще удастся договориться)? А уроки когда???
Вопрос, в общем-то, таков: кто-нибудь сталкивался с таким сюрпризом? КАк пережили? И пробовал ли кто-нибудь обращаться, например, в Комитет по образованию и проч., и есть ли прецеденты положительного решения этого вопроса (т.е. когда эту самую 2-ю смену в результате удалось избежать)?
Времени в обрез, все сейчас разъедутся по отпускам, никого будет не собрать, ничего не сделать... Вот я в растерянности: поднимать вопрос, или нет, и если поднимать, то с какой стороны зайти.
В общем, "я обалдеваю, дорогая редакция"... :(

снег

17.05.2010, 12:32

Я в свое время училась три года во вторую смену. Сначало было не привычно. а потом даже нравилось. Но у нас мама не работала. Уроки делали утром. Так даже лучше. Но мы в школе не сидели с утра. мы приходили уже к занятиям.
Не думаю что это так ужасно.

Каири

17.05.2010, 12:32

Могу только посочувствовать.Сама училась во вторую смену в 2,3,4 классах.Это была жесть вам скажу.Особенно зимой-накатавшись с утра на коньках-в школу буквально ползла.Соответственно все кружки тоже были побоку.
Мне вообщето казалось-что сейчас это вроде по СанПину запрещено.Может сейчас знающий народ подтянется.

Ералашка

17.05.2010, 12:37

а разве у нас в Питере не запрещены вторые смены?

Zolotko77

17.05.2010, 12:44

Дочка в этом году 2 класс тоже училась во 2-ю смену. Ей очень нравилось, что поспать можно было подольше, она у меня сова. Все кружки и доп. занятия были с утра, потом у 12-30 в школу и до 16-30 потом уроки делали после школы, иначе никак, т.к с утра кружки и т.д. Насколько я знаю по СанПину не разрешено учиться во 2 смену только первоклассникам. Конечно, в такой график продленка никак не вписывается. Еще минус то, что ребенку реально не хватает времени заняться своими делами, т.к в первую смену она встает в 07 часов, а когда во втроую, то в 09, а этих двух часов иногда очень не хватает.

estee

17.05.2010, 12:44

вот мне и интересно, разрешено ли это? в школе адм-я говорит, что по нормам именно 2ые классы МОГУТ учиться во вторую смену... но где эти нормы можно посмотреть - неясно. одна надежда, что знающие люди подтянутся, ведь мы явно не первые, кто с таким столкнулся....:)

Каири

17.05.2010, 12:49

Все кружки и доп. занятия были с утра, потом у 12-30 в школу и до 16-30 потом уроки делали после школы, QUOTE]\

Я вообще-то слабо представляю кружки в утренние часы-Я про такие просто не слышала.

Ворон_Ёж

17.05.2010, 12:52

Отчкго же? Музыкалка, например, в две смены работает. Многие спортивные секции - с 18 или с 19 часов, уроки у нас в 16-45 заканчиваются, вполне успеваем. Продлёнка утром тоже есть, если мама работает, то ребёнок в школе с 8-00 до 17-00 примерно, какая разница, уроки сначала или продлёнка?

Zolotko77

17.05.2010, 12:57

У нас утром музыкалка, она в две смены работает, еще есть английский, там тоже две группы утренняя и вечерняя, правда мы все-таки ходили в вечернюю, дочь как раз из школы успевала дойти на английский, он с 17-15, а уроки заканчиваются в 16-30, ну и теннис с утра, там тоже разные по времени группы есть. Про остальные кружки на знаю.

T_M

17.05.2010, 12:58

Извините за любопытство, а почему 2-я смена? Не хватает кабинетов, так продленке тоже кабинет нужен, причем такой, где все могут сесть.

estee

17.05.2010, 13:08

да, проблема, похоже, именно с кабинетами. Видимо, будут объединять все 2-е классы в одну продленную группу...

да и класс тогда можно сделать плавающий, т.е. какой кабинет в этот день свободен - там и сидим. Ну и наверное расчет на то, что многие либо имеют возможность приводить ребенка в середине дня в школу (кто не работает или есть бабушки - дедушки), либо не захотят, чтобы ребенок сидел в школе полный рабочий день (т.е. с 9 до 16, это, как мы с Вами знаем, и не всякий взрослый выдерживает, что уж тут говорить про второклашек...), и придумает что-нибудь типа нянь на 2-3-4 детей и прочее..

неужели никто не пытался поднять этот вопрос на уровне администрации города, не может же быть такого, все ж такие активные мамочки!!!....

Mама Сладкой Малины

17.05.2010, 13:25

estee

17.05.2010, 13:56

вот тут нашла в интернете:

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений"
(утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49)

2.9.8. Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 ч., без проведения нулевых уроков.
В общеобразовательных учреждениях с углубленным содержанием учебных программ обучение проводится только в первую смену.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, учащиеся начальной школы, пятых, выпускных и классов компенсирующего обучения должны обучаться в первую смену.

т.е. это получается нарушение по двум пунктам: во-первых, школа с углубл изучением англ яз., а во-вторых, это начальная школа.

Cartinka

17.05.2010, 14:02

у коллеги дочку учится во втором классе во 2 -ю смену.. сначала коллегу это не утраивало, хотела переводить ребёнка, но ребёнок не согласился.. потом втянулись... продлёнка утром есть.. знаю, что девочка ещё и плаванием занимается и дополнительно английским..
сама училась тоже во втором классе- ничего страшного не было..
но, если честно, не совсем понимаю, как вторую смену второклассника можно совместить с работой (у коллеги бабушка в соседнем подъезде)

амиру

17.05.2010, 20:51

Мы с вами в одной школе--правда мой сын в 3 переходит-наши классы переводят из 75 школы где они отучились 2 года(75 закрывают на ремонт)-в 75 мы отремонтировали отличные классы-теперь переводят не знаем пока в какие помещения и видимо в связи с этим--2 классы будут во вторую смену.У подруги сын в вашей параллели--она тоже в шоке! Не знает куда бежать!!!

Надя

17.05.2010, 21:06

Я тоже во 2м кл во вторую смену училась.. и ничего выжили...
Думаю так как вы и после вас пошел всплеск рождаемости то дальше будет только хуже. У нас в школе например отдельный младший корпус и туда физически не влезет больше чем 3 класса в паралели, так что держитесь и постарайтесь как то ужистя с этим графиком. А кружки утром и в ДТЮ всяких тож есть.

Ворон_Ёж

17.05.2010, 21:50

Сама 2 года во вторую смену училась. Отвратительно. Я - сова. В итоге: к 11 проснусь, к 13 в школу, там до 17, домой на обед, потом не знаешь, то ли уроки делать, пока есть желание, то ли погулять пару часов, пока погода нормальная. В общем, ни уму, ни сердцу.

А в первую смену как-то просыпались раньше 11-ти? ;)
Проблема 2-й смены острей как раз у жаворонков, кмк. Утром работоспособность выше, к обеду - спад. И именно в это время надо усваивать в школе новый материал...
В целом большой проблемы не вижу. Количество часов, проведённых в школе, остаётся неизменным. Нужно просто постараться так организовать день, чтоб времени на всё хватало.

Ералашка

17.05.2010, 22:03

может с 1996 года были внесены к-л изменения?... кто-нибудь знает?
Ага. Знает. Эти нормы устарели, теперь есть изменения. Вторая смена запрещена.

estee

17.05.2010, 23:43

по слухам кто-то из параллельных классов уже сориентировался, вроде даже юриста наняли... не знаю, чем закончится, но очень надеюсь, что в нашей школе найдутся родители, которые имеют возможность нажать на нужные педали, чтобы бедным второклашкам отыскали четыре несчастных помещения, хотя бы на базе к-л другой школы. ведь наверняка это возможно сделать на уровне РОНО или комитета по образованию. иначе я перестаю навсегда верить в наше закон-во - санпины запрещают, а школы делают, и контролирующие органы молчат и не помогают решить проблему, а народ наш, как всегда, безмолствует... :(

estee

17.05.2010, 23:44

estee

17.05.2010, 23:50

кружки-то может и есть утренние, но как быть тем родителям, кто работает? они не могут водить по утрам детей в кружки, а сами они пока ходить туда тож не могут. получается, что для этих детей выход один - к 9 в школу на продленку и большая проблема с вчерними занятиями и уроками... вот уж точно - ни уму, ни сердцу.

Chouette

18.05.2010, 11:35

я во втором классе училась во вторую смену 1 месяц, в мае. Учительница легла на сохранение, а новую дали уже только с сентября. Так что нас учила учительница параллельного класса, а с утра своих. Вот ей, наверное, было вообще тяжело. Нам было довольно весело, потому что с утра можно было гулять, благо на дворе теплая весна была:) В музыкалку вечером я почему-то успевала тоже, это же святое:) Так что вполне возможно, что для детей это не будет таким уж кошмаром. Хотя для родителей - крайне неудобно! Дежитесь и боритесь!

Stranger

18.05.2010, 12:33

да, я нашла действующие саннормы от 2008 года, и там также четко прописано - начальная школа не может учиться во вторую смену. ни при каких обстоятельствах.

Дайте ссылочку, пожалуйста, а то я нашла только СанПиН 2.4.2.1178-02, введенный в действие с 01.09.2003 взамен выпущенного в 1996 году. Там написано:

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

olly_sun

18.05.2010, 13:51

я с Вами!!
у меня как раз один сын переходит во второй класс, и ему "светит" вторая смена, а старший сын идет в третий класс 80-ки (из здания 75-ой).
я так радовалась:support:, что они будут в одном здании учиться!! оказывается, рано радовалась...
для меня это тихий ужас: мой второклашка - жаворонок, значит, что он к началу занятий в 11 или 12часов уже будет 5-6 часов на ногах, активно не занимаясь ничем плодотворным!
про домашнее задание, которое можно делать утром, я даже серьезно не буду разговаривать:009:.
занятия по утрам возможны, если на них есть время, и когда началки начинается в 2 часа.
а что можно успеть:008:, чтобы в 11 уже быть в школе?? да ничего просто! а у меня получается, что одного привези в школу, вернсь за следущим, через 2 часа забери первого, сдай домой, вернись за вторым... да еще и третий сын родится в сентябре.:010: а мне после родов месяца через 2 на работу выходить.
график занятий после школы у детей и так насыщенный. значит, выходя из школы в 4 вечера на сухом пайке, да еще бегом театр, тренировки... не думаю, что мои есть будут школьный суп...значит, все время на перекусах.
и всё время темно:010:...а ночью надо садиться за уроки...:015:
и где они найдут в школе столько кабинетов под началку (с 9 утра до11-ти) ??? знаю, что многие родители отдадут детей на это время в школу.

Лисицца

18.05.2010, 15:31

Боже, мрак какой:001:! Я сама училась в две смены в институте(год через год), даже мне это было, мягко говоря, неудобно - весь день разбит, не знаешь, когда домашние задания делать, а когда отдыхать, а тут-дети маленькие еще, хотя кто знает, может для них это не так страгно, как для взрослых.

olly_sun

18.05.2010, 15:48

вот и я о том же!!
понимаю, что в институте человек уже осознанно строит свой день, у него есть стимулы и мотивация...
что может быть мотивацией у второклашки на уроке в 15-00?!
вопрос риторический...

Фортуна

18.05.2010, 15:58

что может быть мотивацией у второклашки на уроке в 15-00?!
вопрос риторический...


Мотивация по расписанию? Интересная мысль:013:

olly_sun

18.05.2010, 16:14

:016: Может быть, то же самое, что и в 9-00?
Мотивация по расписанию? Интересная мысль:013:


что-то я сомневаюсь...



многие мамы говорят "ура! дольше спать будем!"

Фортуна

18.05.2010, 16:21

интересно: Вы в 10 вечера и в 3 часа ночи готовы регулярно трудиться с такой же интенсивностю, что и утром?:046:
что-то я сомневаюсь...
просто когда всё с ног на голову по времени поставлено, то ребенка надо как-то дополнительно увлечь, заставить, мотивировать...
ребенок к этому времени уже столько часов на ногах, что о концентрации внимания к такой рутине, как школьные занятия, даже и говорить смешно.
хотя, возможно, что у вас всё иначе.
многие мамы говорят "ура! дольше спать будем!"




Я училась в началке во вторую смену, и очень жалела, что её потом отменили у нас.

ФОРУМ

18.05.2010, 16:30

Сама училась во вторую смену во 2 классе. Этот бред помню до сих пор. Зачем и кому это надо? Спала долго. Уроки делать не успевала. Сломала весь режим. Потом рано было не проснуться. До сих пор ранние подъемы проблема. КОШМАР!!!

Olly_sun

18.05.2010, 16:52

А ваш второклассник в три часа дня спит? Тогда, конечно, трудновато.
А домашку вы без концентрации внимания делаете? Или вам в первом не задавали ещё?
И я не считаю, что ребёнок "на ногах уже слишком долго, чтобы быть неспособным к какой-либо умственной деятельности".
Я училась в началке во вторую смену, и очень жалела, что её потом отменили у нас.





welcome to the club!
Единодушное мнение врачей, что пик запоминания и понимания информации происходит с 10-ти до 12-ти утра у детей, для вас пустой звук!

Ворон_Ёж

18.05.2010, 17:31




Извините-сомневаюсь!!

Конечно, 2-я смена - это не очень удобно, но из этого делать трагедию?..:001:
Ещё раз повторю, для работающих мам ничего не меняется, ребёнок как был в школе с 8-00 до 16-30, так и останется. Неработающим, вероятно,попроще. Тем, у кого "свободный график", нужно этот график чуть сместить. Я, например, год назад в офисе появлялась с 9-00 до 12-00, в этом году - с 13-00 до 16-00. Кружки-музыкалка-спорт есть и с утра.
График моих детей (школа, музыкалка, бассейн, кудо, рисование) в принципе трудно состряпать, чтоб всех устраивал, вне зависимости от смены. Но это уже моё личное горе...

olly_sun

18.05.2010, 17:46

А вы просто поставьте себя на место мамы у которой ребенок учится во вторую смену!!
Допустим--вам объявляют___СО следующего года учеба во вторую смену!!!
И вы будете довольны???И сможете построить свой график так,что -бы сошлись все кружки-секции+уроки??
Извините-сомневаюсь!!

ага!! особенно, если другой ребенок в первую смену!!
к тому же "кто рано встает, тому Бог подаёт!"
и так сложно составить паззл из всех занятий, которые после уроков!
дети ходят к супер-педагогам, которые сами диктуют время!
или мне просить теперь всю группу в бассейне сдвинуться на час, чтобы мы тоже успевали?! бред!Фортуна

18.05.2010, 18:10

мой второклассник встаёт около семи утра и в 9 вечера спать падает как подкошеный!
ваша неуклюжая язвительность вас обманула: в три часа у сына музыкалка, а после этого тренировка или театр.
иногда мы делаем домашку в 7 вечера, я вижу, что он уже очень устал.
а мне светит и после 9-ти еще домашку делать.
я же и говорю, кому-то в кайф поздно ложиться и поздно вставать.
welcome to the club!
некоторые считают, что САН Пин нормы, что дети должны учиться утром считают бредом, у многих вообще учеба не на первом месте.
Единодушное мнение врачей, что пик запоминания и понимания информации происходит с 10-ти до 12-ти утра у детей, для вас пустой звук!

когда наше поколение училось в школе, совсем был иной и темп жизни, и нагрузка после уроков, хотя, если вам было хорошо во вторую смену... мы все равно друг друга не поймем.

p.s. нормы русского языка, где для подчеркивания уважительного отношения к собеседнику слово "вас" надо писать с большой буквы, я знаю.;)

Язвительность? Да ни в одном глазу:) (а интересно, бывает язвительность, говорящая правду? ну о том, что бывает обманывающая вы мне уже сообщили:065:)
Но мне, правда, интересно - а музыкой ваш ребёнок в три часа без концентрации внимания занимается? И без мотивации? :) - вы ж писали о том, что во втором классе это вообще что-то немыслимое. :073:
Санпин уже цитировали - там чётко обозначен запрет на вторую смену в 1-х и выпускных классах. Обязанности на утреннее обучение других классов там нет.
А про единодушие врачей - не надо придумывать. Учиться надо тогда, когда ребёнку удобно. Биологические часы у разных людей разные. И врачам это тоже известно. :)
Мой ребёнок год в началке на домашнем обучении прекрасно учился днём (посещая школу). Занимаясь при этом в музыкальной школе и посещая спорт.секцию:004: . Так что, не надо всем в пример ставить только вашего сына. Другие дети могут и по-другому. И очень неплохо могут.

Выбор: говорить с администрацией школы, с РОНО, есть вариант пойти на этот год в иную школу (но у нас очень хороший учителя!!), можно на год на семейное обучение.
Я шла в школу, где дети учатся утром. У меня был выбор - любая школа, я сделала выбор, а теперь моя семья (и не только моя) должна подстраиваться...
Словом, я пока в раздумьях...

estee

18.05.2010, 21:20

про 2008 год я похоже погорячилась. это изменение было датировано 2008 годом, а санпин действительно от 2002 г.

зато я сегодня на сайте Роспотребнадзора нашла проект нового санпина, который вступит в силу с 1 августа 2010 года. там тоже есть пункт, который гласит:

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 10-11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Т.е. опять же - в школе с углубленным изучением англ языка 2-ая смена не разрешена, так выходит...

кому интересно - вот ссылка на документ http://www.rospotrebnadzor.ru/...
там вводим вид док-та - санитарные правила, ключевые слова - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. И выпадет тот самый проект постановления о введении их в силу.

estee

18.05.2010, 21:30

да, тему завела я. и по моим впечатлениям на род собрании в нашем классе не в восторге были примерно 70% родителей, просто народ в основной массе инетртен, и предпочитает ожидать у моря погоды.
что касается причин топика - я просто хотела разобраться, правомерно ли такое решение в отношении 2-ых классов англ школы, и попросила помочь тех, кто сталкивался с такой ситуацией, и знает текущие нормы. кроме того, хотела услышать "были ли случаи чудесного исцеления", т.е. удавалось ли родителям к-л других школ совместно с адм-ей школы, или с РОНО, или с Комитетом по обр-ю, или с ВИМ в конце концов, решить проблему путем, например, неожиданного появления дружественной руки со стороны иных школ, готовых приютить 25 второклашек из соседней школы на годик... ну такая я фантазерка, что ж с меня возьмешь.
если иного решения нет и не будет, тогда что ж..... будем ходить во вторую смену. школу менять не хотим - у нас прекрасная учительница, отличный детский коллектив и проч. Пипл пошумит-пошумит и все схавает в итоге. так что, может, все и обойдется)))

olly_sun

19.05.2010, 16:16

да, обещано это здание. Само здание очень хорошее, школа с широкими коридорами и просторными классами.
так что детям там должно быть хорошо!!
а мы что?? мы подстроимся!!

Есть люди, которые просто не могут просыпаться с утра пораньше. Они согласны сидеть до поздней ночи, но только, чтобы не вставать, Таких людей называют "совами", и современное общество создано определенно не для них. Однако и для таких людей существует немного радости в этом мире - вторая смена в школе. Так что, следует рассмотреть ее основные аспекты.

Бывает ли такое?

Для некоторых родителей в новинку слышать о второй смене в школе. Обычно они удивленно изгибают брови и говорят, что такого быть не может. Но так ли это?

Действительно, в советские времена о второй смене практически никто не слышал. Ученики ходили в школу по утрам, а после занятий посещали кружки по интересам или попросту шли домой. Но времена меняются, меняются условия труда и, чего греха таить, демография регионов.

В основном вторую смену в школах вводят в двух случаях:

  • Слишком много учащихся. Согласно действующему законодательству муниципалитет должен обеспечить образованием всех, кто проживает на определенной территории. И если количество учеников превышает количество мест, специально создается вторая смена.
  • Слишком мало педагогов. Эта проблема касается небольших и отдаленных населенных пунктов. Зачастую именно там прослеживается острая нехватка педагогов. Поэтому бывают ситуации, когда школа нанимает учителя на полставки, который уже работает в другом учебном заведении. Чтобы он мог совмещать, специально создаются классы второй смены. Такое, конечно, случается крайне редко, но все же имеет место.

Как видим, учеба во второй половине дня - вынужденная мера, но законна ли вторая смена в школе?

Согласно закону

Рассматривая санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учебных заведениях, можно отметить, что вторая смена в школе вполне закона. Согласно акту в первой половине дня обязаны посещать школу только ученики 1-х, 5-х и выпускных классов, то есть 9-х и 11-х. Остальные школьники могут учиться во вторую смену.

Так что, если ребенок не является учащимся вышеперечисленных классов и учится во вторую смену, то это вполне законно и не нужно паниковать. Но, несмотря на наличие в школе первой и второй смены, занятия не должны начинаться раньше 8 часов утра. Непозволительны также и нулевые уроки.

Помимо этого, важно знать, что если общеобразовательное заведение является специализированным лицеем, гимназией или школой с углубленным изучением чего бы то ни было, то вторая смена здесь не предусмотрена. В таких учебных заведениях нагрузка на учащихся выше и количество изучаемых предметов больше. Если ввести в таких заведениях вторую смену, то нагрузка на учащихся будет слишком велика, более того, ученики второй смены не смогут максимально эффективно усваивать необходимый материал и выполнять домашние задания.

Но во всех остальных учебных заведениях первая и вторая смена в школе - нормальное явление. Главное, чтобы не было третьей смены, так как это противоречит всем писаным и неписаным законам.

Минусы обучения во вторую смену

Итак, вторая смена в школе - законная. Однако хорошо учится во второй половине дня или плохо? Здесь, как и в каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Если говорить о недостатках, то можно сказать, что учеба во второй половине дня несколько ущемляет учеников, хотя многое зависит от расписания второй смены в школе, но об этом потом.

Первый минус обучения, с которым сталкивается ученик второй смены, - это разделенный на части день. Вроде кажется, что времени предоставлено достаточно и до занятий, и после, но по факту ничего не успеваешь сделать. Эта проблема возникает из-за неумения подстроиться под новый режим, а также от неправильного распределения своего времени. Если рассуждать логически, то можно заметить, что некоторые школьники второй смены ведут вполне полноценную жизнь: успевают ходить на кружки, делать уроки и гулять с друзьями. В решении этой проблемы поможет правильно составленное расписание и режим дня.

Еще одна проблема состоит в том, что материал усваивается лучше в первой половине дня, когда организм отдохнувший, а мысли свежие. Этот общеизвестный факт сложно опровергнуть, хотя и с ним можно вполне успешно поспорить.

Третья проблема заключается в плотной загруженности второй половины дня. Если ребенок учится во вторую смену в школе, то ему придется забыть о долгих встречах с друзьями и прочих внешкольных развлечениях. Когда приходишь домой в 7-8 вечера, немногое успеваешь сделать: быстро поужинать, пересмотреть домашнее задание, выполнив самое сложное, ну и еще час-другой посмотреть телевизор или посидеть в Интернете. Однако не стоит полностью отказываться от привычных вещей, лучше сократить время развлечений или совместить прогулки и встречи с друзьями.

Положительные стороны

В школах со второй сменой можно найти и положительные стороны. Первое и самое важное - это никаких звонков будильника в беспросветную рань. В особенности это радостная новость так называемым «совам», у которых биологические часы не настроены на ранние подъемы. Хотя, чего греха таить, просыпаться тогда, когда выспался, а не под звонок будильника мечта для всех: и «сов», и «жаворонков».

Перед занятиями вполне достаточно времени, чтобы доделать уроки, посетить какой-то кружок и не спеша собраться.

Вторая смена не такая уж и плохая вещь, главное правильно подготовить ребенка к изменениям, составить грамотное расписание и научиться рационально распределять время. Тогда от учебы в школе во вторую смену останутся только положительные воспоминания.

Временные рамки

Родители нередко задаются вопросом о том, во сколько начинается вторая смена в школе. Трудно ответить однозначно. Здесь многое зависит от того, на сколько приходят учащиеся первой смены и как долго длятся перемены. Немаловажную роль играет факт: после какого класса занимают кабинет учащиеся второй смены. К примеру, у первоклассников 3 или 4 урока, так что вторая смена может приходить уже к 12 часам и занимать кабинет.

Намного проще будет рассмотреть на примере среднестатистического учебного заведения: во сколько вторая смена в школе начинается. Если предположить, что первая смена приходит к 8 часам утра, перемены между уроками не слишком длительные, у первой смены шесть уроков в день, то получим следующие данные:

Таким образом, получается 13:55, вот со скольки вторая смена в школе начинается чаще всего. В основном между первыми и вторыми сменами делают перерыв на 25 минут, чтобы учащиеся второй половины дня начинали заниматься ровно в 14:00. Если же в расписании учащихся первой смены предусмотрено 5 уроков в день, то начало второй смены смещается на час, то есть на 13:00.

Расписание

Таким образом, занятия второй смены заканчиваются около шести-семи вечера в зависимости от количества уроков. Если принимать во внимание тот факт, что уроки начинаются в 14:00 расписание второй смены в школе будет выглядеть следующим образом:

Естественно, шесть уроков второй смены заканчиваются поздно, поэтому школьная администрация пытается сдвинуть начало занятий на более раннее время. Например, чтобы освободить кабинет на час раньше, последним уроком для первой смены могут поставить физкультуру, иностранный язык или любой другой предмет, который проходит в специализированном кабинете.

Начальная школа

Что касается второй смены в начальной школе, естественно она начинается и заканчивается раньше. Чаще всего занятия начинаются в 12 часов дня, а заканчиваются в четыре. Хотя бывает и такое, что дети приходят на занятия и в два часа дня.

Как показывает практика, младшеклассникам труднее всего адаптироваться к новому расписанию. Конечно, заботливые родители всячески будут помогать своим детям. И рано или поздно, путем проб и ошибок будет разработан оптимальный режим дня. Ученые сходятся во мнении, что самым лучшим вариантом станет такое расписание:

  • 7:00 - подъем.
  • 7-00-7:30 - зарядка, водные процедуры.
  • 7:30-8:00 - завтрак.
  • 8:00-8:20 - короткая прогулка.
  • 8:20-10:00 - выполнение домашнего задания.
  • 10:00-11:30 - свободное время и второй завтрак.
  • 11:30-13:00 - прогулка, игры на свежем воздухе.
  • 13:00-13:30 - обед.
  • 13:30-14:00 - сборы и дорога школу.
  • 14:00-18:00 - уроки в школе.
  • 18:30-19:00 - спортивные игры на свежем воздухе.
  • 19:00-20:00 - ужин и свободное время.
  • 20:30-7:00 - сон.

Это один из наиболее оптимальных вариантов режима дня для школьников возрастом 7-8 лет. Естественно, занятия в школе могут начинаться в разное время, поэтому режим дня каждый должен менять под себя, а для этого нужно учитывать некоторые нюансы.

Приоритеты расписания

Прежде чем составлять расписание, необходимо учитывать, что ребенок - это не робот, который должен только учиться. У него могут быть свои потребности, интересы и, более того, свой биологический ритм, способности и наклонности. В первую очередь, при составлении расписания стоит обращать внимание на такие вещи, как:

  • Здоровое питание . В понимание этого входит не только разнообразие, и польза пищи, но и время для ее приема - не менее получаса в домашних условиях.
  • Сон и отдых . Время, отведенное для сна, нельзя сокращать в пользу уроков.
  • Прогулки на свежем воздухе . Ученые уже давно со всех сторон изучили влияние прогулок на улучшение запоминания материала. Родителям, дети которых учатся во вторую смену, важно следить за количеством времени, которое ученики проводят на свежем воздухе.
  • Учеба . В какую бы смену не учился ученик, не стоит нагружать его дополнительными занятиями сверх меры. Вне всяких сомнений, знания важны, но стоит усвоить одну беспрекословную истину - знания, полученные «из-под палки», никогда не принесут пользы. Они забудутся, как только станут ненужными (после контрольных или экзаменов).

Золотая середина

Если кто-то читал Аристотеля, он наверняка помнит «Принцип золотой середины». Его не стоит даже объяснять (он вполне очевиден), а вот применить к созданию оптимального распорядка дня для учащихся второй смены, очень даже полезно.

Нередко можно встретить ситуации, когда ученики либо вовсе не руководствуются каким бы то ни было распорядком, или их день расписан вплоть до последней минуты, проведенной в ванной.

В первом случае ребенок проявляет свою активность исключительно на уроках, так как они начинаются в определенное время. Выполнение домашних заданий при таком раскладе становится проблемой. Если руководствоваться исключительно обязанностями ученика, и страхом перед плохой оценкой домашнее задание нередко остается невыполненным. А если его и делают, то этот процесс затягивается на долгие 4-5 часов. Ведь у ребенка нет специально отведенного времени на выполнение уроков.

В случае со строгим распорядком дня, который расписан по минутам, на ребенка оказывается слишком высокое давление, что впоследствии может привести к неврозам. Как же тогда быть?

Распорядок дня нужно составлять таким образом, чтобы были обозначены основные, конкретные дела, которые нужно выполнить. К примеру, возьмем такие простые пункты, как сделать уроки, полить цветы и вынести мусор. Если ученик учится во вторую смену, то вполне логично, что часть уроков он будет делать утром, поэтому домашние дела можно перенести на вечер. Проще говоря, нужно обозначить не временные рамки (с 10:30 до 10:40 поливать), а период, когда это нужно сделать (утром или вечером). Таким образом, можно снизить давление на ученика, упорядочить график и сделать обучение во вторую смену даже приятным.

Как учиться?

Еще один вопрос, который стоит рассмотреть, - это время, когда лучше всего делать уроки учащимся второй смены. Бытует мнение, что не стоит делать домашние уроки, вернувшись со второй смены. Вот только задание заданию рознь. В особенности это касается учеников средней и старшей школы. Например, учить стихотворения наизусть лучше вечером, также в это время нужно делать все самые сложные задания или хотя бы часть из них.

Наутро лучше оставить письменные упражнения, переводы и повторение пройденного материала. Такие задания намного проще, они не требуют больших умственных и энергетических затрат. Кроме того, небольшая мозговая активность с утра поможет настроиться на рабочий лад. Если же перед началом занятий загрузить ребенка всеми невыученными материалами, то когда придет время уроков, он уже будет слишком уставшим, чтобы запоминать новый материал.

Поэтому для учеников второй смены намного лучше делать вечером сложные задания, оставляя на утро только самые простые упражнения. В крайнем случае, с вечера необходимо подготовиться к выполнению заданий: найти материалы или подготовить черновые варианты решенных упражнений.

Вторая смена в школе, учиться после обеда - это еще не конец света. Хотя, если послушать отзывы родителей, то учеба во второй половине дня представляется для них настоящей катастрофой. Действительно, в этом мире большинство организаций играют по правилам «жаворонков», невольным «совам» второй смены приходится несколько ущемлять свои потребности. Но так ли это на самом деле? Неважно, в какой смене учится ученик: первой или второй, и у тех, и у других в сутках 24 часа, главное - научится правильно ими пользоваться. Поэтому очень важно составить хороший распорядок дня и следовать ему.

А слухи о том, что ученики второй смены лишены возможности посещать кружки - сплошная нелепость. Подобное говорят только те, кто никогда не искал соответствующих внешкольных заведений. Вторая смена - это вовсе не преграда на пути к получению хорошего образования, а скорее препятствие, которое некоторым даже нравится. Так что, при правильном подходе учеба во вторую смену легко может превратиться в самые приятные воспоминания о школьной жизни.

В различных регионах России практикуется обучение школьников во вторую смену. Это вызвано определенным дефицитом мест в школах. Вторая смена в школе для обучения имеет как минусы, так и положительные стороны. Рассмотрим их более детально.

Родители некоторых детей часто высказывают недовольствие тем, что ребенок будет обучаться полгода во вторую смену в школе. Но, может быть это и не так плохо? Рассмотрим недостатки и преимущества при обучении во вторую смену в школе.

Рассмотрим в первую очередь недостатки обучения во вторую смену:

  • Во первых – это загруженность второй половины дня и значительная свобода в первой половине дня. Чем же это плохо? Утром школьники долго спят, не успевают в итоге сделать все запланированные дела, а вот вторая половина дня оказывается перегруженной, а это в свою очередь приводит к переутомлению.
  • Этот режим вынуждает отказаться от внешкольного хобби и отдыха. Перегруженность второй половины дня заставляет детей перестать ходить в секции, кружки, совершать прогулки с друзьями. Это приводит также к уменьшению общения со сверстниками. Не все родители относят это к отрицательной стороне, но в целом это влияет негативно на всестороннее развитие ребенка, а это очень важно.
  • Такой режим, вторая смена в школе, приводит к изменению биоритмов в организме ребенка. Смена режима дня приводит к серьезному стрессу, к которому очень чувствительный детский организм. Если школьники привыкли усиленно работать в первую половину дня, вторая половина дня проходит в более щадящем режиме, то они очень тяжело переносят такую смену распорядка дня. Организм начинает тормозить, приспособление требует определенного времени.
  • Вторая смена в школе ограничивает участие во внеклассных мероприятиях. Дети, которые занимаются во вторую смену, практически не участвуют во внеклассных мероприятиях. Но, эти мероприятия необходимы для гармонического развития ребенка, необходимы для расширения кругозора. Также это влияет и на посещение театров, музеев, кино и проведение других культурных мероприятий. Все это приходиться переносить на выходные дни, либо отказаться от части их.
  • Необходимость встречать детей, которые возвращаются из школы. В это время, особенно зимой уже темно, поэтому желательно встречать детей после занятий, а вот возможности такой у всех родителей может не быть.
  • Отсутствует возможность контролировать времяпровождение школьника до занятий в школе. Дети, оставшиеся дома одни могут не поесть, при выходе из квартиры, дома забыть закрыть дверь на замок, могут оставить включенными электроприбор, газовую плиту и совершить, а точнее не совершить аналогичные поступки, что может привести к непредсказуемым последствиям.
  • Трудности выполнения домашних заданий. Делая уроки вечером, после второй смены, школьник сильно утомлен, поэтому качество выполняемой домашней работы может оказаться далеко от хорошего качества. Выполнение же домашнего задания утром, когда ребенок один и ему некому помочь, может привести к невыполнению задания, при встретившейся трудности, из-за отсутствия взрослых дома.

Преимущества обучения во вторую смену следующие:

  • Школьники, которые учатся во вторую смену, высыпаются лучше по сравнению со школьниками, обучающимися в первую смену. Особенно это заметно в зимне-осенний период, когда приходиться подниматься в темное время суток, а это сказывается негативно на работоспособности.
  • Утром домашние задания выполняются «на свежую голову». Мозг большинства детей более активно работает с утра, в первую половину дня, следовательно, уроки с утра делаются с большей эффективностью.
  • Также улучшаются навыки самоорганизации. При таком режиме школьник может не торопясь собираться в школу. Не торопясь умыться, одеться и позавтракает. Делать все это не торопясь особенно для детей младшего школьного возраста очень важно для него. Ребенок быстрее и эффективней приобретает навыки самостоятельности – это и собирание портфеля без помощи, одевание и тому подобное.
  • Интересный факт – школьники, обучающиеся во вторую смену в школе, меньше болеют. Объяснение очень простое – они меньше контактируют с заболевшими людьми.
  • Повышение дисциплины. Замечено, при обучении во вторую смену снижается количество опозданий, а это приводит к улучшению общей дисциплины. Также положительной стороной можно считать более качественное восприятие учебного материала, так как школьники приходят выспавшимися.
  • Уменьшаются травмы и случаи потери вещей. Это возможно связано с меньшим количеством школьников, которые учатся во вторую смену по сравнению с первой сменой, что приводит к более свободному пространству в коридорах.

Помощь ребенку в адаптации к обучению во вторую смену в школе

Переход на новый режим дня необходимо производить постепенно для снижения стресса у ребенка. Нельзя разрешать школьнику спать до обеда, даже если он и учится во вторую смену. Необходимо время подъема смещать постепенно, необходимо сохранять время необходимое для выполнения домашнего задания.

Необходимо сократить время, отводимое на прогулку после уроков. В общем-то для получения достаточного количества свежего воздуха детским организмом достаточно 0,5 часа.

Необходимо научить ребенка правильно делить домашнее задание, которое выполняется вечером или утром. Для вечерних занятий рекомендуется задания, при выполнении которых может потребоваться помощь родителей. На выполнение утром надо оставлять те задания, которые школьник может выполнить самостоятельно, без помощи взрослых.

Необходимо составить режим дня, особенное внимание уделить первой половине дня. Надо определить время на завтрак, уроки, сборы в школу. Соблюдение его, поможет ребенку все успеть и сделать, даже обходясь без контроля родителей. Это также приучает к дисциплине, улучшит также навыки самоконтроля.

Фотобанк Лори

Некоторые родители бывают недовольными из-за того, что их ребенок полгода будет , но так ли это плохо? Рассмотрим ряд недостатков и приемуществ обучения во вторую смену.

Недостатки обучения во вторую смену

1. Чрезмерно загруженная вторая половина дня и свободная первая половина. Чем это чревато? По утрам школьники подолгу спят, не успевая сделать много дел, зато вторая половина дня перегружена, что приводит к переутомлению.

2. Вынужденный отказ от внешкольного отдыха и хобби. Из-за перегруженности послеобеденного времени дети перестают , гулять с друзьями, мало общаются со сверстниками. Конечно, далеко не все родители считают это минусом, однако для всестороннего развития ребенка это очень важно.

3. Изменение биоритмов организма школьника. Резкая – это серьезный стресс, особенно для детского организма. Учащиеся, привыкшие получать усиленную нагрузку с утра, а вторую половину дня проводить более расслабленно, тяжело переносят смену режима. Организм может тормозить, не сразу приспособится к новым условиям.

4. Ограниченная возможность участвовать во внеклассных мероприятиях. У детей, которые учатся во вторую смену, почти не бывает внеклассных мероприятий. А ведь это немаловажно для гармоничного развития школьника, расширения его кругозора. К сожалению, посещение музеев, театров, кино и прочих культурных мероприятий приходится переносить на выходные или вовсе отказываться от подобного досуга.

5. Проблема встречи детей из школы. К тому времени, когда заканчиваются занятия у учащихся во вторую смену, на улице, как правило, уже темно. Далеко не во всех семьях есть возможность встречать детей после занятий.

6. Отсутствие возможности контролировать времяпровождение ребенка до школы. Утром дети часто остаются дома одни, и собираются в школу самостоятельно. К сожалению, часто это означает, что ребенок может не поесть, забыть закрыть квартиру, оставить включенными электроприборы и т.д.

Придется сократить время прогулок после уроков. Для того, чтобы детский организм получал достаточно свежего воздуха, хватит 30 минут.

Научите ребенка грамотно разделять домашние задания на «вечерние» и «утренние». Вечером рекомендуется выполнять уроки, при выполнении которых может потребоваться помощь взрослых. То, что школьник может выполнить самостоятельно, лучше перенести на утро.

Психолог Наталья Барложецкая , ведущая популярной программы «Суперняня» на телеканале Рен-ТВ

Почему дети хотят в школу ?

Есть две группы детей: с внешней мотивацией и с внутренней. Внешняя мотивация – это когда ребенок сам еще не хочет в школу, но мама ему так хорошо описала первый класс, да еще купила новые карандаши и рюкзак, и роль ученика ребенку начинает нравиться. Если спросить его, почему он хочет в школу, он ответит: «Там будет много ребят, у них будут новые тетрадки, краски, пенал».

Ребенок с внутренней мотивацией уже созрел для того, чтобы узнать что-то новое. Если его спросят, почему он хочет в школу, он ответит: «Там много интересного расскажут, и я научусь вычитать и умножать».

В любом случае, какой бы ни была мотивация, первый класс – это место, где ребенок учится учиться.

Что важнее: школа или учитель?

Когда родители спрашивают меня, что лучше — выбирать школу или учителя, мой совет однозначный: учителя. В первые четыре года закладывается любовь к учебе и будущее отношение к школе. Если вы выберете не учителя, а школу – к пятому классу ребенку может совсем расхотеться учиться.

Чем важен возраст «6 и 6»

Когда родитель приходит в школу, первое, на что он должен обратить внимание — документы, которые его просят подписать. Среди них будет согласие на проведение работы психолога с ребенком.

Психолог имеет право работать с ребенком только после разрешения родителя.

Ребенок, достигший шести с половиной лет, может не проходить психолого-педагогическую комиссию вообще, и должен быть зачислен в первый класс.

Затем я бы советовала родителям выяснить, по каким комплектам учебников будет проходить обучение. Существуют программы, которые требуют особенной подготовки учителя, поэтому не лишним было бы удостовериться, что учитель действительно имеет право преподавать по прилагаемой программе.

Стоит выяснить и учебное расписание. Произвольное внимание (когда ребенок может сосредоточиться, на чем просят) начинает формироваться не раньше 6 лет и 6 месяцев. Именно поэтому психологи не рекомендуют отдавать ребенка в школу до этого возраста: эмоциональная сфера ребенка зачастую к школе еще не готова.

Физкульт-минутки развивают межполушарные связи

Первоклассники приходят в школу в 8.00, как и все остальные дети, но продолжительность урока у них короче — 35 минут. Почему же фактически урок длится 45 минут «от звонка до звонка»? Дело в том, что первоклашкам необходимо время, чтобы сосредоточиться, достать из рюкзака все принадлежности, осмотреться: это пять минут до урока и пять минут после. Нужно понимать, что это нормальный процесс, а это время детям необходимо!

В течение всего первого класса каждые семь минут обязательно должны быть перерывы: пять физкульт-минуток за урок. Это очень важно для развития межполушарных связей и увеличения концентрации внимания детей. Особенно это полезно для ребят с гипо- и гиперактивностью.

Дети, которые гуляют, делают меньше ошибок

Сейчас в каждой школе ввели обязательный динамический час – прогулку между уроками. По сути, это всего лишь 25 минут на свежем воздухе, остальное время уходит на то, чтобы одеться, раздеться, выйти, построиться…

Прогулки очень полезны, даже если на улице дождь: благодаря динамическому часу повышается уровень познавательной активности у детей.

Мы замеряли уровень концентрации внимания и количество ошибок в группах, которые гуляли и которые не гуляли. Выяснилось, что при написании диктантов дети, которые гуляли, делали меньше ошибок, чем дети, которые не гуляли. Это объясняется очень просто: во время прогулки дети, во-первых, переключают внимание, а во-вторых, обогащаются кислородом, полезным для мозговой деятельности.

Бац – вторая смена!

Если вас определили учиться во вторую смену, — вас обрекают на менее успешное освоение ребенком программы.

Наш мозг лучшее воспринимает информацию утром. Абсолютно у всех! Я не встречала ни одного научного обоснования того, что существуют «совы» и «жаворонки». С утра голова ясная.

Во вторую смену учиться ребенку не стоит – лучше поменять школу.

Утро вечера мудренее

У любого человека уровень концентрации внимания в течение дня разный. Утром – повышенный, после 6 часов вечера производительность падает на 60%. Поэтому, когда родители делают с ребенком уроки до полуночи, я говорю: лучше пусть ребенок придет в школу вообще с невыученными уроками, но выспавшийся!

Ничего хорошего после восьми часов вечера из выполнения домашнего задания не выйдет.

Если ребенок не успел сделать письменные уроки – ложимся спать, а утром встаем чуть раньше. Исследования показывают, что задания, которые ребенок вечером выполняет за час, утром он успевает сделать за 20 минут. Особенно страдают от этого детки с повышенной ответственностью: они не могут лечь спать, пока не закончат дело, и если что-то не получается, они говорят: «Я лучше перепишу». А время уходит, концентрация внимания падает, ошибок становится все больше и больше… Это тупиковый путь. Утро вечера мудренее.

За работу — с чистыми руками

Когда вы делаете с ребенком домашнее задание, переключать внимание необходимо каждые семь минут. Введите ритуал, который будет предшествовать выполнению домашнего задания: например, сходите помыть руки. Желательно делать это в одно и то же время. Это повысит концентрацию внимания и поможет выработать привычку.

Начать с простого или сложного?

У одних детей работоспособность увеличивается в процессе урока, у других уменьшается. Кому-то легче сразу сесть и начать, но потом ребенок устает, а кому-то тяжело начать, но в процессе он «втягивается». Нельзя ко всем применять «золотое правило» начинать со сложного. Это правило подходит лишь для 50% детей.

Тест Тулуза-Пьерона поможет определить, с чего надо начинать: с простого или сложного.

Похвала – критика — похвала

До 6 лет, когда ребенок «накалякает» что-то в альбоме и принесет маме — он ждет похвалы и только похвалы. Он еще не осознает, что что-то может делать плохо. И если мама говорит: «Знаешь, твой домик недостаточно хорош: здесь надо добавить тучку, здесь — солнышко», — ребенок не поймет этого совсем. И это нормально.

Только с 5 лет начинает зарождаться рефлексия, а саморефлексия и того позже.

Сначала ребенок замечает, что и как делают другие. Часто это называют периодом ябедничества: малыш оценивает действия других: «А Федя описался!», «А Вася не доел кашу!». И когда его спрашивают: «А ты сам-то доел кашу?» — он задумчиво отвечает: «Нет…» А это для него просто не важно! Важно то, что он стал замечать, что кто-то делает что-то не так или не хорошо.

Как это ни странно, это тоже нормальный процесс! Это закономерный этап личностного развития. Ребенок еще не может перейти к самостоятельной деятельности. Сначала он только учится оценивать, а решать проблему сам пока не может: «А Петя забрал мою игрушку!» — «И что?» — спрашивает педагог. «Накажите его!» — «Но зачем наказывать? Ты попросил его вернуть игрушку?» — «Нет».

И только потом развивается следующий этап: ребенок вдруг открывает, что он и сам что-то делает не так!

Это уже саморефлексия: способность оценить результаты своей деятельности с негативной стороны. Она формируется с шести до семи лет. До этого возраста мы должны хвалить все, что делает ребенок. А потом, прежде чем критиковать, надо найти три вещи, за которые можно похвалить (или больше). Иначе — критика «подрезает крылья».

Критики должно быть не больше трех пунктов! Закончить комментарий нужно опять похвалой — ребенок должен уходить в состоянии подъема.

«Похвала – критика – похвала» — только таким образом можно побудить ребенка осознать свои недостатки и исправлять их.

Если критики больше, чем похвалы – он не станет ничего делать.

Гипо- и гиперактивные дети повышают уровень толерантности в классе

Сейчас часто встречаются такие заболевания у деток, как малая мозговая дисфункция, гиперактивность или дефицит внимания.

Примерно 2-3 таких человека есть в любом классе. Эти детки будут мешать всем непременно.

Они будут ходить по классу, сползать под парту, качать впереди стоящий стул… Такие ученики попадают либо за первую парту, где учитель постоянно его видит и контролирует, либо за последнюю – чтобы меньше мешал классу.

Когда меня спрашивают, где таким детям лучше, я отвечаю: «У подходящего учителя».

Если учитель обладает повышенным авторитаризмом, склонен к тому, чтобы по мелочам прижать к ногтю, мол, «ты мешаешь всему классу», «сядь нормально», «сколько раз тебе говорить» — представьте, какое отношение у одноклассников вырабатывается к такому ребенку. Ведь в этом возрасте дети очень ориентированы на отношение взрослого значимого человека.

У некоторых детей даже бывает, что мама уже становится не такая важная, как учительница: это говорит о высоком уровне учебной мотивации у ребенка. Он уже ориентируется не на отношения с мамой, а на отношения с учителем.

Есть учительницы, которые рассуждают так: «Машенька – зеленоглазая, Васенка – блондин, а Ванечка – очень активный, и что?» И дети понимают: «И ничего!» Учительница делает Ванечку своим помощником: он сбегает за мелом, он помоет тряпку и т.д. Есть масса способов заинтересовать такого ребенка! Можно сделать его «шефом» над другими. Можно похвалить его «авансом», поставить пятерку.

Такие детки могут дать очень много! В классах, где они есть, уровень тревожности ниже, а уровень мотивации и толерантности выше, чем в классах, где таких деток нет.

Детям с гипо- и геперактивностью особенно важно найти хорошего учителя. Если учитель его не полюбит, у него большие шансы стать изгоем. Поэтому я рекомендую не гнаться за уровнем школы и хорошими оценками – пусть лучше ребенок чувствует себя в классе комфортно и учится в своем темпе. Но родителям придется осваивать учебную программу с ребенком дома.

Если ребенку в школе плохо, не ждите — уходите

Когда на вашего ребенка едет велосипедист, вы же не ждете, пока он его собьет! Если ребенку не нравится в школе, ему может быть физически плохо, это психосоматика: его тошнит, у него болит живот, голова, становится тревожным сон на нервной почве. Это все называется школьным неврозом. И даже если вы очень хотели попасть в эту школу, но в первом классе ребенку не нравится – переходите или меняйте учителя.

Чтобы преодолевать тревожность и школьный невроз, лучшие средства – сон и хорошее питание.

Очень помогают снять напряжение спортивные занятия. Спорт дает очень много: дисциплинированность, хорошее здоровье, выносливость. Это миф, что у спортсменов низкий интеллект! Моя практика показывает обратное.

Еще совет: в период с первого по третий класс заведите кошку.

А вот в том случае если вы поменяли школу или учителя, и все повторяется – это повод задуматься, может, не учитель виноват?

Нравится ли учителю ваш ребенок?

Сейчас во всех крупных городах ведутся группы подготовки к школе. Ребенка можно туда не водить, но я бы все-таки советовала. В школе, к примеру, три первых класса. Три учителя распределяют уроки: один ведет у дошкольников обучение грамоте, другой математику, третий – английский язык. И в течение дня ребенок имеет возможность увидеть всех трех учителей.

Спрашивайте у ребенка, какая учительница ему больше понравилась. Это очень важно: уже перед школой начинают складываться отношения с учителями, и ребенок идет к тому учителю, которого уже знает и любит. За неделю это сложнее понять, поэтому я рекомендую ходить в группу год.

Очень важно, когда складываются доверительные отношения родителя и учителя. Спросите вечером, как ваш ребенок сегодня себя вел. И если учитель один раз ответил: «Ну, ничего, нормально», второй раз ответил: «Сегодня что-то не очень», а в третий раз признался: «Тяжеловато» — надо выбирать другого учителя, которому с вашим ребенком будет более легко и комфортно.

Ведь учителя тоже делают отбор в свой класс – усиленно хвалят тех детей, с которыми им больше хочется работать. И это хорошо! От этого лучше и учителю, и ребенку. Если вы хотели к опытной, хорошей учительнице, но она не нравится вашему ребенку или он не нравится ей – лучше пойти к молодой.

Самые говорливые дети – самые популярные

Ребенку в школе предстоит не только усваивать знания, но устанавливать отношения с одноклассниками. Стоит малышу быть чуть-чуть не таким, как все остальные, и он занимает определенную нишу.

Самые говорливые и быстрые занимает самую выгодную нишу. Чтобы тренировать у ребенка реакцию, я советую дома играть в ассоциации.

Часто бывает ситуация: учитель задал вопрос, половина класса тянет руки. Все хотят скорее ответить, хотят, чтобы спросили именно их. И пока они «выпрыгивают из штанов», кричат «я знаю, я знаю!» — часто забывают и сам вопрос, и свой ответ. И получается: учитель спрашивает тянувшего руку Петю, а он впадает в ступор и не может вспомнить, о чем же был вопрос. А в этот момент на него смотрит весь класс! И ребеночек понимает: что-то не так…

Все это очень влияет и на его самооценку, и на его авторитет в классе. А хорошая реакция тут поможет.

Два друга в классе – значит, тебя приняли

Постепенно в классе выделяются малые группировки по общим интересам: если ребенок имеет двух друзей, которые выбрали его — это очень хорошо, этого достаточно.

Как правило, в любом классе найдется 2-3% детей, которые не захотят дружить с вашим ребенком ни за что, каким бы прекрасным он ни был. Выдохните: и с вами тоже не все люди на свете хотят дружить!

Не стремитесь к лидерству! Как показывает практика,

лидеры в школе редко добиваются успеха в жизни. И наоборот:

дети, которые были вторыми, «середнячки» — учатся воевать, противостоять, преодолевать сопротивление.

В 3-4 классе у девочек начинается «проверка»: когда все начинают дружить против одной. Таким образом они проверяют, как она реагирует на давление. Поэтому надо сразу научить ребенка, что ему стоит найти только двух друзей — и не стремиться дружить со всеми. Два друга в одном классе – это значит, что тебя в классе приняли.

Поделиться