Вырванная надпись. Читаем рассказы надеждиной Награды и премии

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Надеждиной Надежды Сергеевны

Надеждина (фамилия при рождении – Бруштейн) Надежда Сергеевна – советская артистка балета, балетмейстер, хореограф. Создательница ансамбля русского народного танца «Березка».

Семья

Надежда Бруштейн родилась 3 июня (по старому стилю – 21 мая) 1904 года в городе Вильно (позднее – Вильнюс, Литва) в семье писательницы Александры Яковлевны и ученого Сергея Александровича. Родители Нади были очень успешными в плане карьеры людьми. Александра Яковлевна написала известную трилогию «Дорога уходит в даль…». Сергей Александрович выступил одним из основоположников советской физиотерапии, а также был организатором системы усовершенствования и повышения квалификации врачей. Кроме того, Сергей Бруштейн создал и возглавил Государственный физиотерапевтический институт в Ленинграде. Занимал пост профессора кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей. В 1927 году получил звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Известным был и дедушка Надежды по материнской линии. Яков Иехильевич Выгодский был врачом и писателем на идише, занимался общественной деятельностью, был министром по еврейский делам Литовской республики, позднее – депутатом польского сейма. Трагически погиб в Вильнюсском гетто в 1941 году.

В семье Бруштейном, помимо Надежды, воспитывался ее младший брат Михаил (родился в 1907 году). Михаил Бруштейн стал инженером-механиком. Он занимал должность главного инженера кондитерской фабрики «Красный октябрь». В 1954 году Михаил Сергеевич написал книгу «Кондитерская промышленность».

Образование

К искусству народного танца Надежда тяготела еще с раннего детства. В 1918 году девушка поступила во Вторую государственную балетную школу в Петрограде. В стенах этого учебного заведения Надежда познала азы и тонкости танца, узнала его историю, раскрыла некоторые секреты мастеров и научилась грамотно использовать свой врожденный талант.

Трудовая деятельность

В 1925 году Надежда Надеждина (к тому моменту она стала представляться именно под такой фамилией) была принята в Большой театр. Она стала самой молодой артисткой труппы. Несмотря на юный возраст и отсутствие большого опыта, очень скоро Надеждина стала исполнять сольные партии и ведущие танцевальные номера в балетах «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Дон Кихот», «Красный мак», «Раймонда», «Баядерка» и прочих. В Большом театре Надежда Сергеевна работала вплоть до 1934 года.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


После ухода из театра Надеждина начала давать представления на эстрадной сцене. Впервые она познакомилась с этой сферой искусства еще в 1931 году, но занялась работой в ней вплотную только в середине десятилетия.

Во время Великой Отечественной войны Надежда Сергеевна была балетмейстером в ансамбле Сибирского военного округа и ансамбле Карельского фронта. В этих должностях Надеждина ставила танцевальные номера во фронтовых бригадах, в агитбригадах, она даже неоднократно выезжала в действующую армию.

В период 1946-1948-х годов Надежда Надеждина была художественным руководителем балетного отделения Московской эстрады. Параллельно она руководила Русским народным хором Калининской филармонии. В свободное от прямых рабочих обязанностей время Надеждина изучала фольклор северной областей России, вынашивая идею создать аутентичный хореографический ансамбль, уникальный по своей сути. Так оно и случилось. В 1948 году Надежда Сергеевна организовала ансамбль русского народного танца «Березка».

Первым танцовщицами «Березки» были молодые колхозницы из Калининской области, участвовавшие в конкурсе сельских народных талантов. Двадцать красивых и статных девушек вели по сцене хоровод, поражая публику своим невероятным умением даже не идти, а плыть. Это было первое выступление «Березки». Со временем способности участниц коллектива «плыть» по сцене стала визитной карточкой группы, а секрет этого фокуса стал их главной коммерческой тайной.

«Березка» стала своего рода открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Этот ансамбль стал родоначальником нового стиля современной хореографии. Благодаря Надежде Надеждиной, много лет изучавшей русскую культуру, танцовщицы очень точно и правдиво передают настроение той поры, отражают сущность народного бытия и богатство русской души, подчеркивают самобытность русского фольклора.

Награды и премии

Надежда Сергеевна Надеждина – обладательница множества медалей и почетных званий, среди которых: Сталинская премия третьей степени (1950), Народная артистка РСФСР (1959), Народная артистка СССР (1966), Герой социалистического труда (1978), Орден (1978) и многие другие.

Личная жизнь

Мужем Надежды Надеждиной был Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), русский и советский живописец. Владимир Лебедев основал ленинградскую школу книжной графики и стал признанным мастером книжной и журнальной иллюстрации, а также мастером плаката.

Надежда была музой для своего супруга. Лебедев написал немало ее портретов, самый известный из которых – «Портрет артистки Н.С. Надеждиной», с 1928 года хранящийся в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.

Смерть

Надежда Надеждина скончалась 11 октября 1979 года в возрасте 75 лет. Ее могила находится на Новодевичьем кладбище в Москве. Место захоронения балерины украшает памятник из мрамора и гранита, который спроектировали и создали архитектор А. Гераскин и скульптор П. Шапиро.

Память

Летом 2000 года ансамбль, созданный Надеждой Сергеевной, стал официально называться Государственным академическим хореографическим ансамблем «Березка» имени Н.С. Надеждиной.

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Надежда Августиновна Адольф

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

Российская империя 22x20px Российская империя , СССР 22x20px СССР

Род деятельности:

писательница, поэтесса, переводчица

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Надежда Августиновна Надеждина (7 сентября - 14 октября ) - русская советская писательница, поэтесса и переводчик, автор книг для детей.

Биография

Надежда Августиновна Надеждина родилась 7 сентября 1905 года в городе Гомеле . Её отец, обрусевший латыш Августин Адольф работал учителем во 2-й гомельской гимназии. В 20-х годах училась в , после его закрытия в 1925 г. закончила литературное отделение МГУ . Как и многие студенты поддерживала левую оппозицию Троцкого и Зиновьева , в связи с чем в 1927 и 1929 годах кратковременно арестовывалась.

Вышла замуж за своего однокурсника, поэта Николая Дементьева . В 1935 году её муж покончил жизнь самоубийством, бросившись с балкона шестого этажа. После смерти мужа она стала писать произведения для детей о природе, о жизни растений и животных. С началом Великой Отечественной войны она пришла работать в газету «Пионерская правда ». В 1947 году Детгиз выпустил её книжку «Полное лукошко».

О годах заключения она не любила вспоминать, однако написала краткие воспоминания о своей жизни, в том числе и о годах заключения. В 1990 году вышла антология поэтов-заключенных ГУЛАГа «Средь других имен», в которую вошли и стихи Надеждиной, созданные ею в заключении.

Скончалась Надежда Надеждина 14 октября 1992 года. Похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище (2 участок 1 ряд).

Библиография

  • «Моревизор» уходит в плавание
  • Какого цвета снег
  • Партизанка Лара
  • Полное лукошко
  • Антология «Средь других имён» (Москва, , составитель В.Муравьёв)
  • Вокруг света по стране Легумии. Москва. 1994 год

Напишите отзыв о статье "Надеждина, Надежда Августиновна"

Ссылки

  • Кузнецова Л.И. "Вырванная надпись" http://www.vestnik.com/issues/2004/0218/win/kuznetsova.htm

Примечания

Отрывок, характеризующий Надеждина, Надежда Августиновна

И тут, совершенно неожиданно, снова появился Арно. Мы удивлённо на него уставились... боясь спросить. Я даже успела подумать – уж не случилось ли опять чего-то страшного?.. Но выглядел он «запредельно» счастливым, поэтому я тут же отбросила глупую мысль.
– А что ты здесь делаешь?!.. – искренне удивилась Стелла.
– Разве вы забыли – я ведь детишек должен забрать, я обещал им.
– А где же Мишель? Вы что же – не вместе?
– Ну почему не вместе? Вместе, конечно же! Просто я обещал... Да и детей она всегда любила. Вот мы и решили побыть все вместе, пока их не заберёт новая жизнь.
– Так это же чудесно! – обрадовалась Стелла. И тут же перескочила на другое. – Ты очень счастлив, правда же? Ну, скажи, ты счастлив? Она у тебя такая красивая!!!..
Арно долго и внимательно смотрел нам в глаза, как бы желая, но никак не решаясь что-то сказать. Потом, наконец, решился...
– Я не могу принять у вас это счастье... Оно не моё... Это неправильно... Я пока его не достоин.
– Как это не можешь?!.. – буквально взвилась Стелла. – Как это не можешь – ещё как можешь!.. Только попробуй отказаться!!! Ты только посмотри, какая она красавица! А говоришь – не можешь...
Арно грустно улыбался, глядя на бушующую Стеллу. Потом ласково обнял её и тихо, тихо произнёс:
– Вы ведь несказанное счастье мне принесли, а я вам такую страшную боль... Простите меня милые, если когда-нибудь сможете. Простите...
Стелла ему светло и ласково улыбнулась, будто желая показать, что она прекрасно всё понимает, и, что прощает ему всё, и, что это была совсем не его вина. Арно только грустно кивнул и, показав на тихо ждущих детишек, спросил:
– Могу ли я взять их с собой «наверх», как ты думаешь?
– К сожалению – нет, – грустно ответила Стелла. – Они не могут пойти туда, они остаются здесь.
– Тогда мы тоже останемся... – прозвучал ласковый голос. – Мы останемся с ними.
Мы удивлённо обернулись – это была Мишель. «Вот всё и решилось» – довольно подумала я. И опять кто-то чем-то добровольно пожертвовал, и снова побеждало простое человеческое добро... Я смотрела на Стеллу – малышка улыбалась. Снова было всё хорошо.
– Ну что, погуляешь со мной ещё немножко? – с надеждой спросила Стелла.
Мне уже давно надо было домой, но я знала, что ни за что её сейчас не оставлю и утвердительно кивнула головой...

Настроения гулять у меня, честно говоря, слишком большого не было, так как после всего случившегося, состояние было, скажем так, очень и очень «удовлетворительное... Но оставлять Стеллу одну я тоже никак не могла, поэтому, чтобы обоим было хорошо хотя бы «посерединушке», мы решили далеко не ходить, а просто чуточку расслабить свои, почти уже закипающие, мозги, и дать отдохнуть измордованным болью сердцам, наслаждаясь тишиной и покоем ментального этажа...
Мы медленно плыли в ласковой серебристой дымке, полностью расслабив свою издёрганную нервную систему, и погружаясь в потрясающий, ни с чем не сравнимый здешний покой... Как вдруг Стелла восторженно крикнула:
– Вот это да! Ты посмотри только, что же это там за красота такая!..
Я огляделась вокруг и сразу же поняла, о чём она говорила...
Это и правда было необычайно красиво!.. Будто кто-то, играясь, сотворил настоящее небесно-голубое «хрустальное» царство!.. Мы удивлённо рассматривали невероятно огромные, ажурные ледяные цветы, припорошенные светло-голубыми снежинками; и переплёты сверкающих ледяных деревьев, вспыхивающих синими бликами при малейшем движении «хрустальной» листвы и высотой достигавших с наш трёхэтажный дом... А среди всей этой невероятной красоты, окружённый вспышками настоящего «северного сияния», гордо возвышался захватывающий дух величавый ледяной дворец, весь блиставший переливами невиданных серебристо голубых оттенков...

Надеждина Надежда Августиновна (1905-1992)

Настоящее имя - Надежда Адольфовна Адольф.
Детская писательница. Автор познавательных книг:
"Чудеса на грядках" (1943),
"Полное лукошко" (1947),
"Я вижу море" (1959),
"Моревизор" уходит в плаванье" (1960),
"Партизанка Лара" (1963),
"Каждой былинке брат" (1966),
"Во саду ли в огороде" (1972),
"Про матушку Тыкву и ее замечательное семейство" (1987),
"Где щи, там и нас ищи" (1989),
"Вокруг света по стране Легумии" (1994).
Большинство из них посвящено природе, миру растений.
Родилась в 1905 г. в семье учителя Могилевской гимназии Августина Ивановича Адольфа (отец происходил из обрусевших латышей). В детстве Надежда - третья по счету в семье девочка - была любимицей отца, ждавшего мальчика (само имя Наденьке дали "в надежде" на то, что вслед за нею появится наконец мальчик, что и случилось через пять лет).
Окончив школу, поступила в высший литературно-художественный институт имени В.Я.Брюсова, потом перешла на литературный факультет МГУ. В институте влюбилась в поэта Николая Дементьева и вышла за него замуж.

В своих воспоминаниях Надеждина писала: "Окончив учебу, мы поехали отдыхать на Урал. Видели в Златоусте плавку стали. Пару недель жили в Ильменском минералогическом заповеднике. Он тогда еще только строился, но разведка самоцветов уже велась.
Помню свое впечатление всю жизнь. В одном из шурфов мерцал драгоценный зеленоватый камень, как глаз великого чуда, именуемого Недра Земли.
С Урала мы вернулись молодоженами".

В доме Дементьева и Надеждиной читали свои стихи Э. Багрицкий, О. Берголльц, Б. Корнилов, Н. Ушаков.
Надеждина и сама писала стихи.
Как автор для детей она начала работать в журнале "Юный натуралист".

Из воспоминаний тех лет: "В ЦИТе — Центральном институте труда, которым руководил поэт А. Гастев — поэт Дементьев получил диплом слесаря-лекальщика. На экзамене спрашивали: какая из двух бутылок тяжелей? Обе бутылки были одинакового веса, но одна маленькая, а другая большая. Тот, кто говорил, что большая тяжелей, забраковывался экзаменаторами. У слесаря-лекальщика должны быть чуткие руки. Лучший ответ: большая легче. Это означало, что, прицеливаясь к бутылке глазом, экзаменуемый напрягал мускулы, но, взяв ее рукой, ощущал, что такого напряжения она не заслуживала.
Дома Коля с увлечением занимался химией, считая ее величайшей из наук. Это определило его выбор: он поехал на Бобриковский химкомбинат.
Правда, слесарем-лекальщиком он там не работал. В местной газете печатались его очерки о рабочих и инженерах. Строителям и монтажникам он посвятил научно-популярную книгу «Рассказы атома азота».
...
Можно ли найти любимую поэтом романтику в заводских буднях? Одна из глав во второй Колиной книге «Овладение техникой» (1933) называется «В поисках темы». В Бобриках тема была найдена. Это труд, в который человек вкладывает свои силы, опыт, знания, любовь к делу, свою душу.
Стихотворение «Закон» - рассказ о радости мастера, на которого

Каждый раз, как в мартене металл
Доходил до готовности -
снисходило
Благоволение и благолепие.
Словно с души отвалили грех.
Цех становился тихим и пепельным,
Радостным вдруг становился цех.

Спелая сталь — детище мастера, его торжество, его победа. И сталевар начинал всех любить, старый брюзга становился ласковым.
Коля не из тех поэтов, у которых пингвины живут на Северном полюсе. Работая над стихотворением «Новый метод», он досконально изучил мастерство каменщика. Вся стройка наблюдает за соревнованием двух каменщиков — у них разные приемы. Если Петр Пчелин работал по старинке:

Припер черенком. И улегся кирпичик,
Как в люльку, навеки каюк: баю-бай,
то его соперник и победитель, бывший хулиган:
Там Лешка Завадцев - как в ЦИТе учили,

Работал и шел, работал и шел,
Кирпич по стене расстилая, как шелк".

И еще: "Мы вместе по заданию журнала «Юный натуралист», где я продолжала работать, написали очерк о научном сотруднике Ботанического сада Марии Павловне Нагибиной, матери писателя Ю. Нагибина. Ее проекты различных цветников — протест художника против стандарта и казенщины в озеленении столицы. Она учитывала профессию, возраст, вкус тех, кому предназначались эти цветники. Для детской площадки анютины глазки, настурции, ноготки. Малыши любят яркие низкорослые цветы. Перед аэровокзалом — дельфиниум, цветок летчика. Его лепестки передают все оттенки неба, от лазурного и нежно-голубого до темно-синего, почти лилового, каким бывает небо перед грозой".

Когда началась война, Надеждина пришла в «Пионерскую правду», где проработ ала все военные и послевоенные годы. Была репрессирована в 1950 году - через три года после выхода книги "Полное лукошко". В 1956 году вернулась в Москву.

Из воспоминаний: "В «Пионерке», где от бомбежки было разбито несколько окон, зимой мы ежились от холода и, прежде чем начать писать, отогревали руки над электрической лампочкой. Весной в разбитое окно залетел стриж, ударился грудью о нижнюю доску, упал и не мог подняться. Взлететь эта длиннокрылая птица может только с выступа. Мы были настолько худыми, что наша машинистка Клавочка, пройдя на высоте восьмого этажа между рамами, подобрала трепыхавшегося стрижа и передала мне. Зажав крохотное тельце в руке, я вышла на балкон, чувствуя, как в моей ладони стучит птичье сердце. На балконе я разжала пальцы, и стриж спикировал с моей руки.
Перед комбинатом вместо цветов росли кусты картошки, и не только перед комбинатом, но и перед многими московскими домами. Картошку сажали на лужайках парка культуры в Сокольниках, на забытых могилах Новодевичьего кладбища. И это понятно, ведь голодала вся страна. И я написала в 1943 году свою первую книгу для детей «Чудеса на грядках» о приключениях картошки, морковки, лука и огурца, о том, как самому вырастить овощи в помощь семье и лежащим в госпитале раненным бойцам. Отрывки из этой книги печатались в «Пионерке».
Я благодарна «Пионерке» за многое. Частые командировки помогли мне лучше узнать родную страну. Я смогла оценить силу печатного слова. На мой очерк о девочке Тане откликнулись и дети, и взрослые. У Тани появилось множество добрых друзей. Ей писали письма, посылали деньги, работницы швейной фабрики сшили Тане платье.
В «Пионерке» печаталась моя третья по счету детская книга «Я вижу море», про которую С. Я. Маршак сказал, что он слышит, как в ней море шумит. Я думала, буду писать еще, но мое комсомольское прошлое не было забыто - в три часа ночи раздался стук и в мою дверь".

Из статьи Л. Кузнецовой: последние годы жизни Надеждина работала над книгой для детей под названием «Вокруг света по стране Легумии». «Легумия» — по-латыни овощ. Это была книга об овощах, которые известны повсюду и каждому. Во вступлении, обращаясь к своим юным читателям, Надежда Августиновна писала: «Ты побываешь на празднике индейцев, на балу у французской королевы, в африканской пустыне, где высятся пирамиды, поплывешь по морям на корабле с пиратами, отправишься с рыцарями-крестоносцами в поход на Восток».
Рукопись писательница сдала в Детгиз. А вскоре заболела и слегла. Зная, что до выхода книги долгий путь, сотрудники Детгиза привезли макет Надежде Августиновне домой. Оформление порадовало писательницу. Большой формат, прекрасная бумага, красочные с выдумкой рисунки. Роскошно оформленная «Легумия» вышла в 1994 г., через два года после кончины Надежды Надеждиной…"

Книги Надежды Надеждиной легко читать, а если в них есть ещё и цветные картинки, интересно рассматривать . Много из написанного Надеждой Августиновной осталось в архивах разных журналов или стало библиографической редкостью. Если увидите книгу писательницы, обязательно возьмите в руки.

Доверительное повествование откроет вам мир необычных предметов среди самых обычных вещей. По книгам Надеждиной можно научиться разыскивать ягодные и грибные адреса, слушать майские птичьи трели, завтракать на зелёной скатерти природы и не пачкать её.

Детство Надежды Августиновны Надеждиной (1905-1992) прошло в Могилёве, её родители были учителями, в свободное время отец любил работать в саду, а Надя постоянно помогала ему. Семья была многодетной, и в Гражданскую войну большим подспорьем для неё стал огород за городом. Чтобы он не оставался без присмотра, на вышке амбара поселились трое младших братьев и Надя. Дети ходили в лес за хворостом, собирали грибы, варили под открытым небом на костре обед, ухаживали за овощами, поливали, рыхлили землю, удаляли сорняки. Всё, что сажали ребята, приживалось и росло.

По признанию писательницы, она каждую весну скучала по влажной земле, в которую так радостно опускать семена.

«В детстве я разговаривала с деревьями, как разговаривают с людьми. Они были красивые, высокие и добрые. Они сбрасывали к моим ногам яблоки, груши, сливы, до которых я сама дотянуться не могла...» Н.А. Надеждина

Окончив школу, Надежда поступила в высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова, потом перешла на литературный факультет МГУ, увлечённо писала стихи.

Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, вышла первая книга Надеждиной «Чудеса на грядках», занимательно рассказывающая о картошке, огурцах и капусте, про которые, кажется, и писать-то нечего да и незачем. В книге ребята выращивали полезные овощи для нужд тыла и фронта, приносили плоды своего урожая раненым бойцам в госпитали.

Другая книга «Во саду ли, в огороде» представляла собой целую энциклопедию овощей и состояла из сорока коротких рассказов от А до Я. В 1972 году в издательстве «Детская литература» появился однотомник «"Моревизор" уходит в плавание», который состоял из трёх частей: в первой речь шла о путевом дневнике, найденном в одном из ленинградских скверов в снегу, автором его был Юрий Казанцев, участник экспедиции загадочного корабля М-5а. Эта потерянная рукопись содержала описания подводной охоты, встречи с акулами, рыбой-луной, спрутом и многие захватывающие приключения во время удивительного плавания по пяти морям и Тихому океану.

Во второй части «Каждой былинке - брат» писательница говорит о нерасторжимой связи человека и природы. Именно человек отвечает за чистую воду, свежий воздух, за плодородную землю. Позже эта часть была дополнена главой «Красная книга тревоги», в которой говорилось о судьбе белых журавлей-кликунов, о гепарде и снежном барсе, о тех животных, которые стали редкими, исчезающими видами, нуждающимися в защите человека. Писательница рассказывала о людях, которые посвятили свою жизнь защите животных. Это и зоолог Лев Капланов, отправившийся в поход по следам уссурийского тигра, и Джой Адамсон, учредившая фонд в память о погибшей львице Эльсе и написавшая книгу о ней «Рождённая свободной», и Джеральд Даррел, устроивший на острове зоопарк для зверей и птиц, которым угрожало вымирание.

В третьей части «Полное лукошко» Надеждина призывала защищать природу родного края: степной тюльпан, лесной подснежник, чернику, муравьиные и птичьи домики.

Писательница много лет сотрудничала с детскими газетами и журналами, была журналистом «Пионерской правды», автором очерков, статей и заметок в «Мурзилке», «Вожатом», «Пионере», «Юном натуралисте».

Надежда Августиновна, человек жизнерадостный и увлечённый, учила детей смотреть на мир добрыми глазами, любить всё живое и защищать его. В журнале «Мурзилка» Надеждина предложила собирать лекарственные травы и растения, рассказала, как за лето заготовить лекарственное сырьё.

Читая книги писательницы о природе, ребята и взрослые узнавали интересные истории: про мухоловку-пеструшку, которая живёт на Бульварном кольце в Москве и собирает троллейбусные билеты, чтобы выстлать ими своё гнездо, про допотопную рыбу латимерия, которая считалась вымершей, а потом вдруг выяснилось, что мальчишки на Колюрских островах чистят жесткой чешуей этой рыбины свои велосипедные камеры.

На многие вопросы Надеждинаа давала исчерпывающие, точные сведения. Можно было узнать, например, кто бегает задними ногами вперёд, сколько лет майскому жуку, зачем волки и лисицы воруют арбузы, почему королевский гепард развивает такую скорость, что за ним не угонишься и на машине. Такие викторины, игры, сказочные путешествия заставляли деятельно относиться к миру в своём дворе, на улице, в парке, в лесу, на лугу.

Герой повести «Я вижу море» – смешной мальчишка Денис Кутиков – часто оказывается без вины виноватым, но, пройдя сквозь невзгоды, остаётся верным своей мечте и в конце концов обязательно побеждает.

После книги «Партизанка Лара», в которой было собрано всё, что удалось узнать о юной героине, расстрелянной фашистами в 1943 году, эта замечательная девочка словно получила вторую жизнь: появились отряды, дружины, школы «имени Лары Михеенко», слёты, собиравшиеся под девизом: «Нас сдружила Лара».

В последние годы жизни Надежда Августиновна писала книгу для детей «Вокруг света по стране Легумии». Овощ по-французки - «легум», по-испански - «легумус». Название страны «Легумия» само указывало, что в стране культ овощных культур. Вместе с автором читатель мог узнать об истории появления разных овощей и оказаться и на празднике индейцев, и на балу у французской королевы, и в африканской пустыне, и на пиратском корабле, и в походе с рыцарями-крестоносцами. Книга вышла только через два года после кончины Надежды Надеждиной.

Предлагаем прочитать с детьми рассказы писательницы о лесной аптеке и лекарственных растениях, о лесной осени и лете, о зоопарке в дни войны. А ещё вы узнаете, как лечились в старые времена в разных странах, выясните, что у каждого месяца - весеннего, летнего, осеннего - есть свой аптекарский товар.

По следам зверей

Не наедайся перед сном – спать будет беспокойно. Это знает даже медведь. Спать мишке приходится долго, целую зиму, и он не заляжет в берлогу, прежде чем не прочистит желудок, приняв слабительное. Осенью косолапый бродит по лесу, роет землю, ищет медвежью касторку - нужные ему корешки.

Лесной аптекой пользуются и другие звери. Осенью в тайге слышен рёв, это трубит олень марал, вызывая на бой соперника. Наших учёных заинтересовало растение левзея, чьи корни грызут маралы осенней порой. Из левзеи стали приготовлять лекарство, которое придаёт бодрость и силы человеку.

Историй о том, как человек находил лекарственные растения, идя по следу зверя, можно рассказать много.

Триста тридцать лет тому назад из Перу, страны индейцев-инков, вернулся на родину, в Испанию, граф Цинхон. С тех пор как земли, открытые Колумбом за океаном, были объявлены владениями Испании, оттуда не возвращались с пустыми руками: кто привозил золото, кто новые, неизвестные в Европе растения. Колумб подарил королю мешок со стручками красного перца, в столичном саду расцвёл подсолнечник - индейский цветок солнца.

Что же привёз Цинхон, бывший вице-король Перу? Граф показал испанским врачам кусок коры, которой там, в Перу, одна индианка вылечила от малярии его жену, красавицу Франциску.

В память графа растение назвали «цинхона». Лекарство, которое изготовляют из его коры, называется «хинин» от индейского слова «квина», или «хина», что означает «кора». Как же сами индейцы узнали целебные свойства хинного дерева? Они наблюдали за больными животными пумами, которые грызли эту кору.

Не только олени, пумы, козы и другие животные показывали человеку дорогу в лесную аптеку, он знакомился с нею и сам. Иные листья заживляли порезы, приятно холодили кожу, иные, наоборот, обжигали. Одни ягоды бодрили, другие обезноживали. Во время войны Дании с Шотландией шотландцы перебили отряд датчан, оцепеневших после того, как они выпили пива, в которое был примешан сок белладонны-красавки. Не случайно в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик спрашивает старуху: «Что ты, баба, белены объелась?» Отравившийся беленой вёл себя как помешанный.

В старые времена из-за недостатка знаний сила, которая кроется в растениях, казалась человеку колдовской, волшебной. Верили, что есть травы, которые могут указать под землёй клад, могут отбить память, приворожить, заставить полюбить нелюбимого. Много легенд было сложено про корни женьшеня и мандрагоры, похожих на человечков. Будто бы женьшень не даётся в руки человеку с нечистой совестью, будто бы корень мандрагоры страшно кричит, когда его вырывают из земли.

Лечились кто как умел. В Древнем Египте в третий день каждого месяца принимали касторку. В Древней Греции больного выносили на улицу: может, прохожий даст ценный совет. В средние века знахарство было опасным. Травозная могли сжечь на костре по обвинению в колдовстве.

Конечно, среди знахарей были и невежды и обманщики, но были и честные, усердные искатели. Однако знание трав, полезных людям, далось не сразу.

Поговорка «лук от семи недуг» сложена русскими давным-давно, но ещё раньше в Индии матери надевали на шею детям, как ладанки, головки чеснока, ещё раньше, в Древнем Египте, говорили: «Клянусь луком, клянусь чесноком!» Двадцать лет десять тысяч рабов строили пирамиду - гробницу царя Хеопса. И каждый день для защиты от болезней строителям выдавали лук и чеснок. Но в чём состоит эта зашита, египтяне объяснить не могли.

Древние греки изображали бога сна со стеблем мака в руках. Один из древнегреческих городов назывался Меконе - «город мака». Стоило человеку, страдающему бессонницей, отведать напиток, приготовленный меконцами из макового сока, как больной засыпал.

Но почему мак навевает сон, древние греки объяснить не могли. Это стало возможным лишь тогда, когда химия заняла одно из первых мест среди наук. Вещества, которые химики обнаружили в соке снотворного мака, сейчас входят в состав многих обезболивающих и успокаивающих лекарств.

Сейчас нам понятно, почему у того, кто чистит лук, на глазах выступают слёзы. В луковице, как в колыбели, спит до поры до времени детка-росток под охраной невидимой стражи. Разрезав луковицу, человек выпустил невидимых стражей наружу, и они атаковали его глаза. Советский учёный профессор Б.П. Токин назвал эти защитные летучие вещества фитонцидами. Профессор Токин доказал, что фитонциды, убивая возбудителей болезней - бактерий, способны охранять не только своего хозяина - растение, но и людей. Из чеснока приготовляют лекарство сативин.

Сейчас нам известен секрет кудрявой мяты, которой в сказке парили пяточки воробышку-воробью. Если ты разотрёшь в руках листья перечной мяты, то услышишь приятный запах и почувствуешь ладонью холодок. Это даёт о себе знать ментол - основная часть мятного масла, чьи капельки попали на твою ладонь. Ментол и освежает и успокаивает. Ты с ним будешь встречаться и в аптеке, и в кондитерской, и в ванной комнате. Он есть в валидоле и других сердечных лекарствах, есть и в карандаше от насморка, и в мятной карамели.

Мир лекарственных растений так разнообразен и богат, что всё время открывается что-нибудь новое.

Тебе ещё рано делать открытия, но, собирая лекарственные растения, ты и людям поможешь, и узнаешь много интересного. С баранчиками, ландышем, чабрецом, земляникой, черникой ты познакомишься в лесу, но отделения лесной аптеки имеются всюду: полынь и солодка растут а степях, росянка - на болоте, девясил, кровохлёбка, тысячелистник и коровяк - на лугах, ромашка аптечная и фиалка трёхцветная - на полях, пустырник - по пустырям, подорожник, цикорий и пастушья сумка - у дорог, мать-и-мачеха - на железнодорожной насыпи.

Среди лекарственных растений есть деревья - липа, берёза, сосна, дуб, тополь, ольха, есть кустарники - крушина, боярышник, есть луговые травы - валерьяна, зверобой, есть садовые цветы - ирис, ноготки, есть сорняки - череда, крапива, лопух.

Сентябрь-аптекарь

У каждого месяца - весеннего, летнего, осеннего - свой аптекарский товар. Что же предложит тебе аптекарь сентябрь? Корни аира, алтея, цикория, папоротника, валерьяны, которую в народе называют «кошачья трава». Полизав её корень, кошки прыгают, катаются по земле, а вот на людей валерьяна действует успокаивающе.

У аптекаря сентября найдётся и другой товар - целебные, богатые витаминами ягоды.

На болоте поспела клюква, по опушкам и берегам рек издали видны кроваво-красные плоды боярышника.

В лесу подёрнулись сизым налётом черные шишко-ягоды можжевельника, на рябине пируют дрозды-рябинники, пылают огнём оранжево-красные плоды шиповника.

В русских старинных книгах часто упоминается «свороборин» - шиповник. Его употребляли при «вертиголове» (головокружении), при «во ушах гремлении и пищании», им натирали дёсны при цинге, когда «кишки кровью налиты и зубы вылазят», а чаще всего им лечились ратные люди, потому что «он раны заживляет», «растения дикому мясу на ранах не даёт».

Во время русско-турецкой войны в первом военном госпитале раненым давали «патоку свороборинную». Плоды шиповника собирали для раненых бойцов пионеры в дни Великой Отечественной войны.

Но и в мирное время людям нужны лекарственные растения, и хорошо, если ты откликнешься на приглашение аптекаря сентября.

ЛЕСНАЯ ОСЕНЬ

Одинокий клён

На опушке леса одиноко стоит большой, раскидистый клён. В его листве уже засверкала золотая проседь. Когда дует ветер, с клёна сыплется осенний, огненный лист. Кажется, будто с веток слетают, кружатся над опушкой жар-птицы.

А немного поодаль, в лесу, такие же клёны ещё зелёные. В лесу лето, а на опушке осень.

Почему же клён на опушке стал ронять лист раньше своих сверстников? Те растут под защитой леса, в большой семье, а он стоит один, бобылём. Одинокое дерево раньше желтеет, к одинокому раньше приходит осень.

Палый лист

С каждым днём слышней и слышней в осеннем лесу горьковатый запах палого листа.

Всё лето работали листья, кормили дерево, добывали ему питание из воздуха. А теперь они стали ненужными. Зелёное лето окончилось. У деревьев наступает пора зимнего покоя.

И вот лист, который шумел в поднебесье, который там, на вершине, первым в лесу встречал восходящее солнце, теперь лежит на земле. Осенний ветер сделал своё дело.

Но и этот палый, отброшенный деревом лист ещё будет служить лесным жителям долгую службу. Еж устроит себе из него зимнее гнездо, укроется в нём от холода. Шумный ворох сухих листьев потащит в нору барсук, утеплит свои подземные хоромы.

Не пропадает даром и лист, который остался лежать под деревьями. Лесная подстилка будет беречь в земле влагу. Она не позволит траве разрастись, заглушить всходы лесных семян.

Источенный ветром и каплями дождя, лист истлеет, удобрит землю. В эту жирную, богатую перегноем землю войдут корни лесной молоди - смены старого леса. И палый лист, превратясь в чёрные соки земли, будет кормить молодые деревца, на ветках которых зашумят другие, новые листья.

Синичий расчёт

Многие птицы к осени собираются в стаи. Вместе летают, вместе кормятся: скворцы со скворцами, дрозды с дроздами. И только в синичьей стае особый порядок. Здесь часто встречаются чужаки: и поползень, и пищуха, и дятел с красным пятнышком на затылке.

Он, красноголовый, и верховодит стаей. Куда полетит - следом за ним вся си- ничья компания: и хохлушка, и гаечка, и московка, и желтогрудая синица-большак.

Трудно синицам осенью разыскивать добычу. Попрятались насекомые в зимние убежища. Под корой дерева, как в блиндаже, укрылись жирные личинки. Синичьему слабому клюву такую броню не пробить.

Зато у дятла клюв длинный, крепкий.

Разбил дятел клювом козявкин блиндаж, покормился, перелетел на другое дерево. А синицы - тут как тут. Обшаривают пробитую дятлом щель: не осталось ли чего на нашу долю? Осмотрят и труху у подножия дерева. Подберут личинку, обронённую дятлом.

Перекусили синицы и снова с ветки на ветку скок-поскок - догонять дятла.

Ци-ци-гэ-э... ци-ци-гэ-э... (где же он?) - беспокойно выкрикивает пухленькая гаечка в чёрной бархатной шапочке. А самая маленькая из всех синиц - московка - откликается:

Тюй-пи... тюй-пи... (вот он, вот он!)

Значит, не зря принимают синицы дятла в свою стаю. Есть у них на это свой синичий расчёт.

ЛЕТОМ В ЛЕСУ

Белые фонарики

Цветы живут в самом нижнем этаже леса. Над ними нависают ветки кустарников. А над кустами и травами возвышаются деревья. Их огромная тень ложится на землю, закрывая солнечный свет тем, кто живёт внизу.

Ранней весною, когда листва на деревьях ещё только распускается, в лесу пестреет много цветов. Все они пахнут весенней свежестью и чуть-чуть мёдом. Пока лес светел, цветку не нужно своим ароматом заманивать насекомых. Его и так заметят и шмель и пчела.

Но вот большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась: в верхнем этаже закрылись зелёные ставни, сумрачно стало в лесу. Теперь уже не зацветёт здесь ни голубой, ни лиловый цветок. Можно различить в темноте только один цвет - белый. У любки, калины, малины, крушины, рябины - у всех растений, которые летом цветут в лесу, цветы белые.

Первым встречает лесное лето ландыш. Его цветы, точно белые фонарики, светятся в чаще, указывая мушке путь в темноте: сюда! лети сюда! Если фонарик запутался в траве и мушке его не разглядеть, она и вслепую отыщет ландыш по аромату.

Липы гудят

В золотистом цвету стоят липы. И столько на них пчёл, что кажется, будто бы дерево гудит: всё - от нижних ветвей до макушки.

Пчёлы берут взяток и с ивы и с вербы, но из всех лесных деревьев самое медовое - липа.

Я замечаю: стали ребята ластиться к колхозному пчеловоду. Они, конечно, в лесу побывали, послушали, как липы гудят. А раз липы загудели, значит скоро на пасеке будут качать молодой липовый мёд.

Муравьиная печка

Ещё в детстве меня занимало: как это муравьи живут? Вон какой дом большущий построили! Сколько дверей в нём, сколько окошечек! А печка где ж?

И оказалось, что есть и печка. Очень чудная: без дыма, без огня, корнями в землю уходит, ветвями в небе шумит. Эта печка, как объяснил мне один старый лесник, - ствол дерева, к которому муравейник пристроен.

Люди по-разному отапливают свои дома: кто дровами, а у кого трубы в комнате согреваются паром. В лесу только одно Отопление - солнечное. Нагрело солнце ствол дерева, и пошло тепло от ствола по всем этажам муравьиного дома.

Самая тёплая сторона ствола - южная. Её сильней всего накаляет солнце. Вот к ней-то и пристраивают муравьи своё жилище. Их дом всегда смотрит на юг. Кто это знает, тот не закружится в лесу. Муравьиная печка укажет ему, в каком направлении идти.

Летом я часто хожу за грибами. Бывает, что и заблужусь в незнакомом лесу. Ну и что ж? Везде муравейников много. Разыщу муравьиную печку, подойду к ней, послушаю, как она от ветра шумит, и спрошу, как в детстве меня лесник научил:

Печка, печка, покажи мне, где север, где юг. Как мне дорогу найти?..

И не было случая, чтобы муравьиная печка меня обманула.

По ягоды

Поспела черника. Поутру лесная мамаша тетёрка повела своих малышей на черничную полянку. Пошли тетеревята по ягоды.

Самой мамаше и поклевать некогда. Всё озирается, детей сторожит. Зато цыплятам - раздолье. Вокруг тетёрки так и бурлит густая трава. В зелёной чаще стеблей шныряют тетеревята, аукаются по- своему: пну... пну...

Выше поднялось солнце. На той же полянке, где утром паслись тетеревята, перекликаются другие голоса.

Лёнь! - кричит девочка в пёстром платочке. - Ты где? Лёнь! Ты тут?

Тут! - откликается белоголовый малыш. Он присел на корточки, и у него мурашки забегали в глазах: сколько в траве чёрных бусин.

Лёнь! - беспокоится девочка. - Ты не всё в рот, ты в кувшин клади.

А у самой губы черным-черны от черники.

Пошли ребята по ягоды.

Богат лес: ребятам, тетеревятам, медвежатам - всем ягод хватит. 

ЗООПАРК В ДНИ ВОЙНЫ

Шанго - пожарный

О том, как надо тушить зажигательные бомбы, писали и в листовках, и в газетах, и в журналах. Но слон, как ты знаешь, читать не может. Никто слона Шанго правилам пожарной охраны не обучал. И всё-таки он прославился как пожарный на весь зоопарк.

Вот как было дело.

В ту ночь фашисты сбросили на зоопарк много зажигательных бомб. Всю ночь работники зоопарка были на ногах: кто тушил пожар, кто охранял и успокаивал животных. Хлопотливее всего было тем, кто дежурил возле обезьянника.

Оказалось, что из всех зверей зоопарка самые отъявленные трусы - это обезьяны. Что с ними делалось во время бомбёжки! Они, как полоумные, метались по клетке. Повиснут гроздью на решётке, толкают друг друга. Иная сорвётся, упадёт на пол и сейчас же снова карабкается на решётку.

Здорово струсил и страус. Рванулся бежать, позабыв, что он в огороженном загоне, и с размаху ударился грудью о решётку. Но в зоопарке есть для животных своя скорая помощь. Тут же к пострадавшему страусу пришёл врач.

Что касается хищников - они во время воздушной тревоги держались с достоинством. Белый медведь так же мерно взад и вперёд шагал по своей клетке. Может, он и волновался, но виду не подавал.

А храбрей всего показали себя слоны - Шанго и Манька. Когда на их участок упала зажигательная бомба, они набрали в хоботы воды и окатили её струей, как из брандспойта.

В Индии, в тропических лесах, где живут дикие слоны, часто случаются лесные пожары. И стадо слонов смело прокладывает себе путь сквозь огонь. Могучие животные хоботами ломают загоревшиеся ветки деревьев, топчут ногами дымящуюся траву. В крови у индийского слона - не бояться огня. И Шанго и Манька не посрамили своего славного рода.

Как тигр эвакуировался

А тигр эвакуировался. Эвакуировали и других животных. Отправили их водным путём. Плыла по реке баржа. А на ней самое удивительное общество: тигры, антилопы, медведи, лисицы, попугаи. Все в клетках, кроме одного четвероногого путешественника-слона. Он стоял на палубе, прикованный за ногу цепью к столбу. Взрослый слон весит четыре тонны. Подумай сам: что бы случилось, если бы такой 250-пудовый пассажир вздумал подойти к краю палубы? Он бы перевернул баржу и всех бы потопил. Вот его и приковали, чтоб не разгуливал.

На пристанях во время остановок собиралось много ребят. А когда баржа со зверями снова трогалась в путь, ребята с берега махали шапками и кричали вслед:

Лев, до свиданья! Слон, до свиданья! Счастливо доехать!

Гибель Володи

Белый медведь холода не боится. Но бегемот, африканец родом, на морозе жить не может. И жирафа не может. И попугаи и обезьяны-все тропические животные. Для них холод - это смерть.

Работники зоопарка сумели сберечь тропических животных в трудную военную зиму 1941/42 года. Доценты и профессора на время отложили свои книги, взяли пилы и топоры и стали вместе с рабочими заготовлять дрова. И в трескучие морозы в помещении у тропических животных было тепло.

Но вот однажды снова завыла над зоопарком сирена воздушной тревоги. А потом грянул взрыв. Брызгами вылетели все стёкла в попугайнике.

И ночью на морозе, в темноте, работники зоопарка забивали фанерами окна. Сняли со своих постелей одеяла - утепляли ими. Никто из попугаев не замёрз.

Погиб только один молуккский какаду «Володя». Помните его, ребята? Он косил на посетителей чёрным, блестящим, круглым, как бусинка, глазом и кричал: «Во-олодя... Во-олодя...» Но погиб Володя не от холода, а от раны. Его ранило осколком. Через два дня какаду скончался.

Переезд бегемота

Все вы знаете стихи Чуковского:

Ох, не лёгкая это работа-
Из болота тащить бегемота...

Зоопарковцы шутят, что это написано про весенний переезд их бегемота. Когда приходило время переводить животных из зимних помещений в летние, самым трудным был переезд бегемота.

Вот как переезжал бегемот до войны. Сажали его в клетку. Чтоб поднять клетку на грузовик, нужно было пятьдесят рабочих: сто двадцать пудов весит бегемот- не шутка! Опасно было ехать такой тяжёлой машине по дорожкам зоопарка. Там в иных местах под дорожками проходят подземные реки. Не выдержит земля-грузовик с бегемотом провалится. И приходилось ехать в объезд, кругом, по мощёной улице. Выезжал бегемот утром, прибывал на новоселье вечером.

А теперь в зоопарке стало меньше работников. Многие ушли на фронт. Некому и некогда было целый день возиться с перевозкою. И подумали: «А нельзя ли попроще? Время военное. Ничего, пойдёт бегемот и пешком. Не всё на машинах ездить».

По краям аллейки, ведущей из зимнего помещения в летнее, поставили скамейки. За этим барьером из скамеек встали сотрудники зоопарка.

И вот дверь зимнего помещения распахнулась. На дорожку, тяжело ступая, вышел бегемот. За ним шёл заместитель директора зоопарка профессор Петряев. В руках у него был всего-навсего хлыстик. Он подгонял бегемота, как гнал бы свиней пастух.

Так бегемот пешком притопал на новоселье.

Долго ли продолжалось путешествие?

Всего пятнадцать минут!

Четвероногие артисты

Для морского льва недаром в пруду рыбу ловят. Он её честно заслужил. Лёвочка - артист. Вместе с собакой Чинкой и учёной лисицей он выступает на сцене перед посетителями зоопарка.

Обычно зверей дрессируют молодыми. Но опытный дрессировщик Николай Петрович Волков выучил восьмилетнего Лёвочку искусно ловить носом брошенный ему мяч. Поймает Лёва мяч и осторожно поворачивает голову, чтоб не уронить его.

Но особенно интересует ребят собака-математик Чинка. Подумать только: она решает задачи на все четыре действия! Дрессировщик раскладывает по сцене большие квадраты картона, на которых крупно написаны цифры.
- Пусть решит на вычитание! - кричат ребята. - Чинка, сколько будет вычесть из пяти три?

И Чинка, побегав по сцене, подаёт дрессировщику квадрат с цифрою 2.

Ещё не было случая, чтоб Чинка ошиблась. Но в чём тут секрет, я не могу рассказать. Иначе Николай Петрович очень бы на меня рассердился.

Чинка, Лёвочка и лисица выступают только у себя дома, в зоопарке. Но есть и выездные артисты. Вечером можно видеть, как по московской улице рядом с красивой рослой лошадью трусит маленький ушастый ослик. Это со спектакля Большого театра возвращаются домой Эмир и Шалунья. И не явись они в театр, балет «Дон-Кихот» пришлось бы отменить. Ведь артист, который играет роль Дон-Кихота, должен выезжать на сцену на живой лошади, а Санчо Пансо - на настоящем осле.

Значит, без Эмира и Шалуньи не обойтись.

Литература

1. Брусиловская М. В лес пришёл друг (О писательнице Надежде Августовне Надеждиной) // Костёр. - 1977. - №12.

2. Разгон Л. Лесная путёвка на всю жизнь // Надеждина Н. «Моревизор» уходит в плавание. Каждой былинке брат. Полное лукошко: Сборник научно-художественной литературы. – М.: Детская литература, 1986.

3. Надеждина Н. А. Её жизнь и творчество // http://aktinoya.ru/

Балетмейстер, создатель и художественный руководитель государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка»
Народная артистка СССР (1966)
Лауреат Государственной премии (1950)
Герой Социалистического Труда (1978)
Кавалер ордена Ленина (1978)

«Я всегда повторяю своим девушкам - три условия необходимы для того, чтобы быть артистом: нужно любить свою Родину, нужно любить искусство, нужно увидеть глазами поэта жизнь своего народа, искусство которого ты преподносишь публике». Надежда Надеждина

Ее дед Яков Иехильевич Выгодский был врачом, писателем и общественным деятелем, министром по еврейским делам Литовской республики и депутатом польского сейма, погибшим в Вильнюсском гетто. Мама Надежды была писательница Александра Яковлевна Бруштейн, а ее отец Сергей Александрович Бруштейн был заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей, основателем и директором Государственного физио-терапевтического института в Ленинграде, и одним из основоположников советской физиотерапии.

Когда Надежда после окончания школы сказала, что хочет учиться танцевать, ее мама Александра Бруштейн была недовольна, и сказала: «Нет». Потом менее сурово добавила: «Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся». Но Надежда настояла на своем, и в 1918 году поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где ее педагогами были Агриппина Ваганова, Николай Легат и Александр Монахов. Надежда ежедневно оттачивала свое мастерство, и уже в процессе учебы умела, как никто другой, донести смысл каждого движения своего танца до зрителей. К концу ее обучения педагогам стало ясно, что их ученицу ожидает большое будущее, и они не ошиблись. Уже на первом экзаменационном показе Надежде предложили работу в Большом театре. «Мамочка, - радостно воскликнула Надя, - я уезжаю в Москву. Я - артистка балета!». Александра Яковлевна грустно ответила: «Значит, твоя мечта сбылась?». Надежда задумалась, и сказала: «Сбудется, обязательно сбудется».

В 1925 году Надежда Бруштейн стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. В ней она проработала до 1934 года, и девять лет упорного труда в Большом театре принесли свои результаты. Надежда участвовала в балетах «Конек-Горбунок», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядера» и «Раймонда». Ее страсть к танцам была оценена зрителями по достоинству. Она танцевала в театре русские, украинские, испанские и венгерские танцы. Зрителям очень нравилось смотреть, как лихо молодая девушка отплясывает озорные и веселые танцевальные мотивы. Во время работы в Большом театре Надежда познакомилась с сотрудником «Сатирикона» и одним из основателей «Окон РОСТА» художником Владимиром Лебедевым, и вышла за него замуж.

В середине 1930-х годов она начала свою карьеру как хореограф-постановщик и начала ставить свои первые номера на эстраде. В годы Великой Отечественной войны Надежда Сергеевна стала балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, где во фронтовых бригадах ставила танцы, выезжая с ними на фронтовые концерты в части действующей армии. Спустя три года ей предложили работу в балетном отделении Московской эстрады, и она с присущей ей энергией практически полностью обновила коллектив, поменяла репертуар.

После окончания войны ее пригласили в коллектив народного хора в город Калинин (Тверь) на должность руководителя для постановки танцев, она согласилась, и начала заниматься изучением фольклора народного танца разных областей России. Надежду привлекло в этой работе то, что ей предстояло работать не с балетной труппой, а с танцевальным коллективом.

После длительной работы поставленные Надеждой номера ждал грандиозный успех, полные залы и хвалебные статьи в газетах. В 1948 году в Москве во время первого послевоенного сельского фестиваля народного танца на сцене Большого театра Надежда поставила для колхозников Калининской области танец, назвав его «Березка». Этот танец был настолько необычен и интересен, что Надеждину попросили возобновить этот номер силами профессиональных артистов, и исполнить его на сцене театра «Эрмитаж». Собирая свой собственный коллектив, Надеждина много времени проводила в учебных заведениях и танцевальных коллективах. 15 мая 1948 года хоровод «Березка» был впервые исполнен ее коллективом на профессиональной сцене, и эта дата стала днем рождения нового ансамбля. Зрители приняли хоровод с радостью. Их покорили лиричность и неспешный, как потом он стал называться, «плывущий шаг» исполнителей. После этого выступления хоровод стал называться «Березка», а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина. «В 40 лет все начинать с нуля? - спрашивали знакомые, узнав о решении Надежды, - зачем? У тебя сейчас слава, успех, награды. Как от всего этого разом отказаться?». Только муж Владимир Васильевич заметил: «А знаешь, Надя, я даже рад за тебя. У меня все позади, а у тебя все только начинается».

Надежда Сергеевна сама придумывала танцы. Ее «Карусель», «Березка», «Прялица», «На осенней ярмарке», «Лебедушка», «Сибирская сиюта», «Сударушка» и многие другие постановки были настоящими хореографическими новеллами. По сути, Надеждина создала особую танцевальную школу. Через несколько лет Надеждина пригласила в «Березку» мужчин-танцоров, а со временем у нее появился и свой оркестр народных инструментов. Тогда же Надежда Сергеевна обратила внимание на ученицу хореографического училища при Большом театре Кольцову, и скоро Мира Кольцова стала солисткой знаменитого ансамбля.

Особый танцевальный стиль русского танца, созданный Надеждой Надеждиной, открыл совершенно новое направление в сценическом воплощении поэтического образа русской женщины. Сущность нового стиля заключалась в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Этот сплав давал возможность передать со сцены подлинную поэзию, внутреннюю силу и красоту русского народного танца. Когда Надежду Сергеевну спрашивали, откуда у нее появилось такое глубокое и тонкое понимание содержания русского танца, она рассказывала, что оно сложилось из ярких детских воспоминаний. Надеждиной довелось много лет подряд наблюдать сельские народные гуляния и праздники, во время которых она вместе с семьей проводила лето на живописном берегу Камы. Там она была свидетельницей красочных деревенских гуляний с песнями, плясками и хороводами деревенских парней и девушек. Маленькой Наде в то время так понравилась и запомнилась сказка русского танца, что вернувшись в город, она вдохновенно ставила русские танцы для всех своих школьных подружек. А спустя много лет, став профессиональной артисткой, Надеждина вернулась к постановке русского танца, и ее детская мечта воплотилась в создании ансамбля «Березка».

Хороводы Надеждиной стали настоящими шедеврами русской народной хореографии, и обладали мистическим очарованием. Надежда Сергеевна создавала художественный образ при помощи танцевальных движений и красивого рисунка. Все элементы, из которых состояли созданные ей хороводы - музыка, костюм, хореография, актерское мастерство, были подчинены раскрытию того или иного образа русской девушки. Исполнителю танцевать в коллективе Надеждиной всегда предстояло образ. Соприкасаясь с творчеством Надеждиной, танцоры не просто изучали рисунки хороводов и танцевальные движения - они обогащались духом ее творчества, проникая в мир искусства русского народного танца.

Творчество Надежды Надеждиной стало исключительным по силе воздействия на зрителя синтезом народного танцевального фольклора и школы классического танца. Без хорошей классической танцевальной подготовки, которая не сразу просматривается в простых хороводных рисунках, танцорам было просто невозможно танцевать хороводы. За простыми движениями танцоров коллектива Надеждиной всегда скрывалась очень серьезная подготовка, приобретаемая на уроках классического танца. Без правильной постановки корпуса, красивых выразительных рук, одухотворенного лица невозможно раскрыть на сцене тот поэтический образ, ради которого создавались эти гениальные танцы. Но гораздо сложнее уроков классического и народного танца - постижение внутреннего художественного образа. Хороводы Надежды Надеждиной - это гимн красоте и величию русской женщины. Пушкинские, тургеневские, некрасовские женщины, женщины Шукшина и Шолохова - все разные, но все - русские, как и хороводы Надеждиной. «Весенний хоровод», «Северный хоровод», «Лебедушка», «Цепочка», танец «Воротца» - даже из названия этих номеров понятно, какие разные по своему содержанию художественные образы осмысливались и раскрывались в этих танцах. Мало технически безукоризненно исполнить номер, его надо пережить изнутри, осмыслить, или, как говорила Надежда Сергеевна, «протанцевать образ», через танцевальные движения передать всю драматургию образа, трепетного, чистого, который потом обязательно останется в душе зрителя.

В 1950 году Надежде Сергеевне Надеждиной была вручена Государственная премия СССР, а в 1959 году возглавляемому ею коллективу была присуждена Золотая медаль Мира имени Жюлио Кюри. Одна из парижских газет опубликовала статью под названием «Русский характер «Березки». Журналисты писали о том, что достаточно увидеть хотя бы один концерт «Березки», чтобы узнать Россию…

Надежда Надеждина умерла 11 октября 1979 года, и была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

«Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину, - сказала преемница Надежды Надеждиной на посту художественного руководителя коллектива, народная артистка СССР Мира Кольцова. — Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр — танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие — гениальные композиции и танцы».

С 2000 года ансамбль «Берёзка» носит имя своего создателя — Надежды Сергеевны Надеждиной.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Поделиться