Конспект урока по Химии "Чистые вещества и смеси" 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куединская средняя общеобразовательная школа №1 - БШ»

п. Куеда

Куединский район

Пермский край

Тема урока: Чистые вещества и смеси

Урок разработала учитель химии и биологии I квалификационной категории Суханова Наталья Леонидовна

20 14 г

Тема: Чистые вещества и смеси
Класс : 8
Технология: Адаптивная технология развивающего обучения Е.А. Ямбурга Тип урока: урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала Деятельность учащихся : индивидуальная, парная, групповая, Методы обучения:

поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Цель урока:

1.Познакомиться с чистыми веществами и смесями.

2. Сформировать учебно-исследовательскую компетентность обучающихся;

Задачи

    Образовательные

    Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ.

    Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

    Познакомить на практике со способами разделения смесей.

    Развивающие

    Развивать умение наблюдать и делать выводы.

    Развивать мышление, внимание, интеллект у ребят.

    Прививать простейшие навыки химических исследований.

III. Воспитательные

    Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке.

    Формировать мысли о том, что мир познаваем и един.

Оборудование и реактивы:

Рабочая карта урока каждому ученику, на каждую парту (3 химических стакана, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, вода, сахарный песок, речной песок.)


Ход урока:

Знакомство с рабочей картой урока (в ней отражены этапы урока, деятельность учащихся, каждый этап оценивается: ученик оценивает сам себя с/о…, или его сосед по парте в/о…, или общая оценка группы о/г…).
Изучение нового материала (проблема) Удивляй! Загадка про воду.

Однажды, - говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

Вопрос классу – Можно ли изучать свойства воды, используя для этой цели морскую воду?

Ответ : Нельзя, ибо она представляет собой не чистую воду, а смесь различных веществ в ней, в первую очередь солей (главный из них NaCl), который предает ей своеобразный горько-соленый вкус.

Целеполагание классу

Критерии оценивания проговариваются.

А ) Рассказ о чистых веществах и смесях.

Каждое вещество, выделенное из морской воды, имеет определенные свойства (плотность, твердость, температура кипения, температура плавления и др.). Природная вода не бывает совершенно чистой. Наиболее чистой является дождевая вода, но и она содержит различные примеси, которые захватывают из воздуха. В жизни, как правило мы встречаемся не с чистыми веществами, а со смесями веществ. (выставление оценки себе, как поняли эту часть материала).

Б ) Терминология

Вопрос : Дайте свое определение чистым веществам и смесям (работа в парах ребята проговаривают друг другу свои определения).

Ответ : Заслушиваются у двух человек каждое определение: в тетради записывают правильные определения. (В рабочей карте друг другу выставляют оценки по тем определениям, которые они проговаривали друг другу соотнося к правильным)

Чистое вещество – вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства.

Смесь – система, состоящая из равномерно распределенных друг в друге двух или более простых веществ, соединений или материалов.

Например: Древесный уголь (простое вещество углерод С), сера (элемент) и KNO 3 – нитрат калия (соединение) образуют смесь, которая называется порох.

На доске схема 1.

Смеси

Однородные Неоднородные

??? ???

(стакан №1) (стакан № 2)

(Называются их различия)

В ) Наблюдение за экспериментом (инструкция по технике безопасности) Приложение № 2

Работа с карточкой. Проводят сами опыт (растворение в воде сахарного песка и речного песка ). Результат записывают под схемой 1. (№ 1 стакан, № 2 стакан)

Проверяют правильность записей, ставят оценки себе в рабочую карту.

Г ) Работа с учебником с. 82 (3-4 абзац)

Самостоятельная работа . Дописать начатую схему.

Проверяют правильность записи и ставят себе оценку (дается правильная схема)

Смеси

Однородные Неоднородные

Нельзя заметить границу раздела Можно заметить

между веществами границу раздела между

веществами

(стакан №1) (стакан № 2)

(Называются их различия)

Работа со схемой № 1.

Прикладная направленность проговаривается.

Показ небольшой коллекции различных смесей.

Д ) Способы очистки смесей.

Многие чистые вещества играют важную роль в атомной энергетике, полупроводниковой промышленности, волокнистой оптике и т.д. поэтому очистка веществ – важнейшая проблема химии.

Простейшие способы очистки веществ вам известны из курсов ботаники и природоведения.

Вопрос : Назовите их.

Ответ: Фильтрование, отстаивание, деконтация (сливание).

Вопрос : А какие народные способы очистки веществ вы знаете? (табл. Активированный уголь, Смекта).

Ответ : Называют

А) фильтрование через березовые угли и несколько слоев марли, через обожженную глину.

Б) Отстаивание (примеси оседают на дно).

В) Современные фильтры для очистки воды.

Раньше спирта не было, и люди в медицинских целях использовали самогон, а чтобы он был очищенный, использовали разные способы. Например, фильтрование.

И раньше и теперь из поколения в поколение очищают творог от сыворотки, масло сливочное от пахты – а это продукты питания издревле известные на Руси.

Работа со схемой № 2.

Основные способы разделения смесей (очистки веществ).

Неоднородных

Отстаивание Фильтрование Действие магнитом

Межпредметная связь с 83. абзац 2 (рассказ учителя про Шерлока Холмса)

Закрепление (решение творческого задания)

На столе стоит сосуд (для подсказки).

Работа во временных группах по 4 человека.

Читается задание .

Древние египтяне – жрецы умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом – в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует (впитывает) свинец, - и готово чистое золото. Конечно, жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое – либо вещество но, тем не менее, они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?

Контрольный ответ : из вещества, впитывающего свинец (это была костяная зола) изготавливали сами сосуды – в этом и заключался великий секрет египетских жрецов.

В группе идет обсуждение. Каждая группа дает свой вариант ответа. (кратко 2-3 слова или одно предложение)

Учитель называет правильный ответ, группа ставит себе оценку, которая записывается в рабочую карту каждого.

Самостоятельная работа.

(эксперимент)

Работа с инструктивной карточкой. Берем стакан № 2 из первого опыта, перемешиваем содержимое, т.е. речной песок с водой и выливаем в чистый стакан, заранее приготовленный учителем с воронкой и фильтровальной бумагой.

    Вопрос : Как называется этот метод?

Ответ: Фильтрование.

    Вопрос : Что осталось на фильтровальной бумаге?

Ответ : Чистое вещество – речной песок.

    Вопрос : А что фильтровали?

Ответ: Смесь речного песка с водой.

Выставляют себе оценку, если на все вопросы ответили правильно.

Дополнительный материал, если останется время. Разделение смеси железа с серой с помощью магнита. Работает один человек у доски.

IV . Выставляют себе итоговую оценку, среднеарифметическую из всех набранных.

V . Рефлексия. Записывают в рабочую карту.

VI . Домашнее задание.

Спросить у родителей, а какие они знают способы очистки веществ от примесей. Просветите их теми, которые вы узнали на уроке, и где это применимо в домашнем быту.

Литература

    Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.

    Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс.- М.: Дрофа, 2010. – 270 с.:ил.

Приложение № 1

План урока.

(Рабочая карта).

Этапы урока

1.Самоконтроль - с/к 2.Взаимоконтроль - в/к 3.Исследовательская деятельность - и/д 4.Творческая работа - т/ р 5.Самооценка - с/о 6.Оценка в группе - о/г 7.Взаимооценка - в/о
Рефлексия.
1.Самое интересное – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чему практически научились – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что узнали нового - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2


Инструктивная карточка. Тема: « Чистые вещества и смеси».



Сахарный песок Речной песок

Н 2 О
Поделиться