Пословицы о правилах поведения в обществе. Элективный курс "развитие речи и культура общения". «Пословицы и поговорки о Вежливости», правила поведения

Пословицы и поговорки о дружбе, отражающие правила поведения:

Когда не ладятся дела мне помогает похвала.

Бедный знает и друга и недруга.

Без беды друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Будь друг, да не будь в убыток.

Будь друг, да не вдруг.

Был бы друг, найдется и досуг.

Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.

Был Филя в силе - все други к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора.

Вежливым открываются все двери.

Верный друг лучше сотни слуг.

Вешний лед обманчив, а новый друг не надежен.

Волк - хищник по природе, а человек - по зависти.

Вражда не делает добра.

Все за одного и один за всех.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Все пройдет, одна правда останется.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Дал слово, держи его.

Дальний путь, да ближний друг.

Два друга - мороз да вьюга.

Делу время – потехе час.

Держись друга старого, а дома нового

Держись за землю-матушку - она одна не выдаст.

Для друга и семь верст не околица.

Для милого друга не искать досуга.

Для милого дружка и сережку из ушка.

Доброе слово лечит, а злое убивает.

Добрый друг лучше ста родственников.

Доносчику первый кнут.

Друг верен, во всем измерен.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи только всплачешься.

Друг познается в беде.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Друзей много, а друга нет.

Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.

Жаль друга, да не как себя.

Жить было с другом, да помешал недруг.

Жить- не тужить - добро добыть да лиха избыть.

Завистливый от чужого счастья сохнет.

Зависть добра не прибавит.

Змея кусает не для сытости, а для лихости.

Знаем вас - были вы у нас: после вас колуна не досчитались.

Зовется другом, а обирает кругом.

И сват свату друг, да не вдруг.

И собака помнит, кто ее кормит.

Иглой да бороной деревня стоит.

Как аукнется, так и откликнется.

Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце.

Карманы туги так будут други.

Когда не ладятся дела, мне помогает похвала

Кому мир недорог, тот нам и ворог.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Кто друг себе, а кто и недруг.

Кто хвалится, тот кается.

К большому терпению идёт умение.

Ласковое слово лучше сладкого пирога.

Ласковое слово не трудно молвить.

Ласковый роток да чистые руки по всей земле обведут.

Легко сломать, да трудно сделать.

Лжец - всегда неверный друг, оболжет тебя вокруг.

Лучше матери друга не сыщешь.

Лучше умереть возле друга, чем жить у своего врага.

Люби спорщика, не люби потаковщика.

Мил да люб, так и будет друг.

Много добра в кувшине, да головой в него не пролезешь.

Мстят сильно иногда бессильные враги.

На себя не наговаривай, а с друга сговаривай.

Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.

Назвался другом - помогай в беде.

Нашего горя и топоры не секут.

Не бил бы в чужие ворота плетью, не ударили бы в твои дубиною.

Не будет скуки, если заняты руки.

Не будь упрям, а будь прям.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Не в обиду будь сказано.

Не до дружка, до своего брюшка.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!

Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.

Недоверие убивает дружбу.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Нет такого дружка, как родная матушка.

Новых друзей наживай, а старых не забывай

Нужно много дней и ночей, чтобы узнать человека.

От теплого слова и лед тает.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

По щедрости руки видно, какое сердце.

Правда всего дороже.

Правду говорить - друга не нажить.

С волками жить – по-волчьи выть.

Сабля ранит голову, а слово – душу.

Сердечный друг не родится вдруг.

Скромность красит человека.

Солома с огнем не дружись.

Соха не плуг, приятель не друг.

Ссора до добра не доводит

Столько наговорил, что и в шапку не возьмешь.

Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Тихая вода берега подмывает.

Только одному тяжко жить на свете.

У нашего свата ни друга, ни брата.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Царю правда - лучший друг.

Чужому горю не смейся.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Правила культурного поведения .

Не забывай здороваться, прощаться.

Не опаздывай. Это доставляет неудобство товарищам.

Не перебивай разговор старших. Уважай взрослых.

Во время разговора смотри на собеседника.

Справедливо решай спор.

За свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на товарища.

Уступай игрушки товарищам, будь внимателен к товарищу.

Не перенимай дурных поступков. Старайся сам подать хороший пример

другим.

Останови товарища, если он поступает плохо.

Если ты видишь непорядок в одежде ровесника или взрослого, то об этом надо сказать так, чтобы человек не обиделся.

Береги природу.

Нельзя ломать деревья, кусты, разорять птичьи гнёзда.

Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе!

Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком.

Не заставляй повторять просьбу несколько раз – это неуважение к человеку.

Каждая вещь должна иметь своё место.

Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно. Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе, и взрослым.

Если во время работы ты насорил или что-то разлил, убери сам.

Если закончил задание раньше товарища, помоги ему.

Не жди, когда тебя попросят о помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь.

Другу всегда помогай, друга всегда выручай.

Если при выполнении задания тебе помогали, поблагодари за помощь.

Забота о малышах выражается в добрых делах.

За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.

Если тебе что-то нужно достать, вежливо попроси об этом соседа.

Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок – это некрасиво.

Не разговаривай с полным ртом, старайся есть беззвучно.

Не кроши хлеб, доедай кусок до конца.

Окончив еду, не облизывай ложку.

Идя по улице, придерживайся правой стороны, иначе будешь мешать прохожим, двигающимся навстречу.

В общественном транспорте нужно разговаривать тихо, вполголоса, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Игры

Словесная игра «Фу!»

Правила: воспитатель называет действия детей. Если они поступают хорошо, нужно говорить «ура», если плохо – «фу». Когда игра ещё только осваивается, некоторые дети могут молчать, а некоторые – отвечать неправильно. Первых надо оставить в покое: постепенно освоятся. Что касается вторых, то их мнение можно ещё раз спросить после игры. Эту игру можно проводить раз в неделю по 5-7 минут, задавая каждый раз не более 8-10 вопросов

Вариант : Ломают лопатки (фу), катают друг друга на санках (ура), кормят птиц (ура), ломают чужую постройку (фу), помогают чистить снег на участке (ура), кусаются (фу), играют дружно (ура), дерутся (фу), убирают игрушки.

Перечень положительных и отрицательных поступков, который можно использовать для этой игры:

Причиняет зло другим Помогает другим

Ущипнул за руку (малыша, сверстника, Заступился (за девочек, за малы-

бабушку) ша)

Ударил (рукой по лицу, лопаткой, клюшкой) Помог новенькому(показал, где

Поцарапал (лицо, руку) лежат игрушки, как собирать

Конструктор)

Помог (застегнуть пуговицу, мол

Нию, завязать шнурки, сложить)

Измазал краской Помог отмыть краску

Толкнул в снег Помог малышу отряхнуть снег

Подставил подножку Помог товарищу подняться

Обсыпал песком(снегом); обрызгал водой Помог вытереть грязь, спустить-

Ся со скользкого крыльца

Толкнул (с велосипеда, с горки, в яму)

Ломает игрушки, постройки, вещи (гараж, Помогает восстановить построй-

дом, башню, машинку, карандаш) ку, найти туфли, расчёску

Рвёт (чужую книгу, картинку, рисунок ) Помогает подклеить книгу

Прячет (чужую игрушку, шапку, перчатки)

Забросил (шапку в крапиву, игрушку в лужу) Помогает достать упавшее

Обижает животных Помогает животным

Кинул камнем (в кошку, собаку, птицу) Покормил (голодного котёнка)

Пнул ногой (собаку, кошку)

Раздавил (муравья, божью коровку)

Разорил муравейник

Вытаскивает рыбок из аквариума Кормит рыбок

Выдернул перо у попугая Почистил клетку попугаю

Налил птице воды

Причиняет вред растениям Ухаживает за растениями

Срывает цветы Поливает цветы

Ломает ветки

Портит вещи Бережно относится к вещам

Рвёт (книги, картинки, рисунки) Подклеил книгу

Ломает (машинки, кукольную мебель) Починил вместе с папой куклу

Отрывает у кукол голову, ноги

Пачкает (книги, обои)

Думает только о себе Заботится о других

Отнимает у детей что-либо

Прогоняет с качелей Покачал товарища на качелях

Расталкивает других, чтобы пройти Отказался играть в игру, в ко-

первым (к столу, к дверям) торую не приняли друга

Не даёт другим свои игрушки и вещи Приносит свои игрушки и

(санки, машинку, куклу, книгу, фломастеры) всем дает поиграть

Народная подвижная игра «Но зато я…»

Описание игры : Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком или платком, свёрнутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не…» Отвечающий, ловя мяч или платок, должен ответить: «Но зато я…» Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам. – Но зато я…» Игрок, не успевший ответить или не поймавший мяч (платок), платит фант.

Указания к проведению : Игру можно организовать как на лесной поляне, так и в помещении. В ней участвуют не менее трёх человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки.

При выкупе фантов участники игры могут придумывать различные задания: повторить скороговорку, прочитать стихотворение, попрыгать на одной ноге.

Словесная игра «Волшебные витамины».

Цель: Упражнять в употреблении вежливых слов.

Педагог: Доктор Айболит лечит зверей витаминами. Давайте поможем Айболиту наполнить баночку «волшебными витаминами», чтобы ему было легче лечить больных! Правило такое – вы берёте витаминку и вежливо произносите слова, которые могут помочь вылечить и животики бегемотикам, и зубки страусятам…После вежливой просьбы о помощи витаминку нужно положить в баночку. А сейчас закройте глаза и соберитесь с мыслями.


Вся народная мудрость собрана в пословицах и поговорках. Учить малышей быть вежливыми, доброжелательными, уважать взрослых людей и друг друга нужно начинать с раннего возраста. И очень хорошо в этом помогают мудрые и поучительные пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки о вежливости и уважении для дошкольников

Вежливость и уважение издревле ценились как лучшие качества человека. Даже в сказках такому герою помогают не только люди, но и силы природы.

Вежливости открываются все двери.

Вежливость нужна каждому.

Великое слово — «пожалуйста».

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

На добрый привет – добрый ответ.

Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.

Хочешь быть хорошим гостем — хвали хозяйку.

Не дорого ничто, дорого вежество.

Невежа и Бога гневит.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

Плохое слово, что грязная вода.

Смола - не вода, брань - не привет.

Когда потчуют, и воду пей.

Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб — соль помнит.

Приветливое слово язык не иссушит, а поклон спины не переломит.

Приветливое слово гнев побеждает.

Стол спасибом красится.

Вежливое поведение — самый простой способ подружиться.

Ошибся дорогой – всегда можно вернуться. Ошибся словом – исправить не получится.

«Спасибо» — великое дело.

Своего «спасиба» не жалей, а чужого не жди.

Лошадь узнают в езде, а человека в общении.

Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.

Посмотрите вместе с малышами обучающий мультик о хорошем поведении и вежливых словах.

Пословицы и поговорки про вежливость и уважение для школьников

В пословицах и поговорках для детей о вежливости и уважении показано, как в разные времена люди почитали эти качества.

Про вежливость и уважение

Клади крест по писанному, поклон веди по учёному.

Поклониться - вперед пригодится.

Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.

С поклону голова не заболит. Поклоном поясницы не переломишь.

Вежливость не требует больших затрат, зато дает очень много.

В чужом доме не указывают.

«Пожалуйста» не кланяется, а «спасибо» спины не гнет.

Невежа и бога гневит.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.

Учись вежеству: где пень — тут челом; где люди — тут мимо; где собаки дерутся — говори: «Бог помощь!»

Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие.

Вежливость открывает все двери.

На излишнюю вежливость не обижаются.

Себя не возвеличивай, других не унижай.

Учись вежливости у невоспитанного.

Вежливость и обходительность на базаре не купишь.

Ответили вежливо, отказали грамотно.

Точность – вежливость королей.

Пословицы и поговорки о вежливости и хороших манерах

Красивые манеры и хорошее поведение пригодятся всегда. А пословицы и поговорки о вежливости и хороших манерах покажут детям, как правильно себя вести.

Как сытый поросенок от корыта бежит (не сказав спасибо).

Спроси громом — ответят ливнем.

Скромность всякому к лицу.

Кто аккуратен, тот и людям приятен.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Благодари того, кто оказывает тебе благодеяние

Грубиян от грубости и пострадает.

Ржет ровно кобыла на овес.

Где больше двух, там говорят вслух.

Не спеши хватать: оботри руки.

Не пригоже есть лежа. Сидя не крестятся.

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!

Не стыдно молчать, когда нечего сказать.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Больше дела, меньше слов.

Блюди хлеб на обед и слово на ответ.

Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе.

Говори, да не заговаривайся.

Не спрашивают, так не сплясывай.

Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Умей сказать - умей и смолчать.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Напои, накорми, а после расспроси.

Держи язык на верёвочке.

На чужой роток не накинешь платок.

В просьбе поклон не в потерю.

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

В чужом доме не указывают.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят

Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.

Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Говорит, словно реченька журчит.

Пословицы для детей о доброжелательности и доброте

Самые приятные детские воспоминания, когда мама или бабушка будит по утрам, нежно гладя по голове, а малыш, просыпаясь видит перед собой добрые, ласковые глаза.

Доброжелательность – основа хороших манер.

Доброе слово в жемчугах ходит, а злое слово пуще стрелы разит.

Ласковое слово железные ворота отопрет.

Ласковое слово и кошке приятно.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Ласковое слово - что весенний день.

Ласковым словом и мед растопишь.

Ласковые слова для человека, что дождь земле в засуху.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброе слово доходит до сердца.

Добрые умирают, да дела их не пропадают.

Добрый человек в добре проживёт век.

Добрый человек добру и учит.

Добрый человек лучше каменного моста.

Добрый человек придёт – словно свет принесёт.

Добрые дела лучше мягкого пирога.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

На добрый привет добрый и ответ.

Слушайся добрых людей – на путь наведут.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Час в добре побудешь – всё горе забудешь.

Не хвались серебром, а добром.

Делай добро и жди добра.

Доброе слово помогает, как посох в дороге.

Красота на время, доброта навеки.

Доброе дело без награды не остаётся.

За добрых людей лес рук.

От добрых гостей ждут добрых вестей.

А теперь для ребят стихотворение Самуила Маршака «Ежели вы вежливы». Пусть это стихотворение научит хорошим манерам и вежливому поведению.

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Хорошая подборка народной мудрости. Можно многое взять для себя.

    Ответить

Не имя красит человека, а человек имя.

Не место красит человека, а человек место.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Не суди об арбузе по корке, а о человеке - по платью.

Самая трудная борьба - самого себя побороть.

Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.

Слава греет, позор жжет.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Честь ум рождает, бесчестье и последний отнимает.

Смерть лучше бесчестья.

Двух смертей не видать, а одной не миновать.

Глаза - зеркало души.

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Видать сокола по полету, а доброго молодца по походке.

Не ссылайся, сын, на отцовский чин.

Скромность всякому к лицу.

Глаза не на месте - совесть не чиста.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

У него стыда - что волос на камне.

Детей питать - в долг давать, отца-мать кормить - долг платить.

В семье не без урода.

Пустой колос всегда нос кверху дерет.

Тот человек пустой, кто полон самим собой.

Самолюб никому не люб.

Наряд соколий, а походка воронья.

Нарядилась, что павлин, а кричит, как ворона.

Одним ухом слушает, в другое выпускает.

Рубашка беленька, да душа серенька.

Чистым бельем грязной души не прикроешь.

Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.

От одного берега отстал, а к другому не пристал.

Близорук: через хлеб да за пирог.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Наш пострел везде поспел.

Он из воды сухим выйдет.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Чудак-рыбак - рыбу в воде ловит, а пить домой ходит.

Плохой плясун всегда музыканта хает.

Кто жил для народа, тот живет вечно. (Кит.)

Человек - живое сокровище, богатство - мертвое. (Кит.)

Кто убил змею и вырастил яблоню, тот не зря прожил жизнь. (Узбек.)

Кто не встречал в жизни трудности, никогда не станет настоящим человеком. (Афр.)

Лучше один день быть человеком, чем тысячу дней быть тенью. (Кит.)

Сердце - хрустальная чаша, разобьешь - не склеишь. (Япон.)

Тигр после смерти оставляет шкуру, человек - имя. (Япон.)

Тигр бережет свою шкуру, человек - имя. (Япон.)

Добрая слава - лучшее богатство. (Англ.)

Красив тот, кто красиво поступает. (Англ.)

Красота сердца дороже красоты лица. (Япон.)

Красавица и в старом платье хороша. (Чечено-ингуш.)

Кто честен, тот всегда идет вперед. (Кит.)

Грязь с лица можно смыть, грязь с души нельзя. (Тиб.)

Кто сам себе нравится, часто другим не нравится. (Араб.)

Научиться хорошему - мало и сотни дней; научиться дурному - достаточно и часа. (Кит.)

Рисовая солома - много дыма; бедный человек - много мужества. (Кит.)

Человек живет век, а память о нем века. (Япон.)

Вежливости открываются все двери. (Англ.)

Вежливость не купишь на базаре. (Узбек.)

Кто злословит с вами, будет злословить и о вас. (Англ.)

Человек, который легко раздражается, правым не бывает. (Инд.)

Если в гневе пнешь камень, то только ноге больно. (Кор.)

Воля и сквозь скалу пройдет. (Япон.)

Прилежность - мать благополучия. (Япон.)

Терпенье - одно из жизненных сокровищ. (Япон.)

Нетерпеливость успеха не приносит. (Япон.)

Терпенье - мазь, которая хороша для всех ран. (Англ.)

Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший - ее исправить. (Япон.)

Человек с нечистой совестью, что конь с растертой спиной - всегда неспокоен. (Кит.)

Заботы серебрят бороду. (Вьетн.)

За поспешностью следует раскаянье. (Араб.)

Нет более глухого, чем тот, кто не хочет слушать. (Афр.)

На соседа смотришь во все глаза, а на себя опустивши веки. (Вьетн.)

Одни слепы глазами, другие сердцем. (Инд.)

Небрежный человек делает дважды. (Кат.)

Уголь расплавляет сталь, ласка ломит и упрямство. (Кит.)

Многие укажут верную дорогу, когда арба опрокинется. (Азерб.)

Голова - венец тела, а глаза - лучшие алмазы в том венце. (Азерб.)

О далеком мечтает, а что лежит под носом - не видит. (Япон.)

Семья - ключ к счастью. (Азерб.) Человек без родителей - что лютня без струн. (Вьетн.)

Заботься о своих родителях, как заботишься о детях. (Япон.)

Дружная семья и землю превратит в золото. (Кит.)

Пословицы и поговорки о человеческих качествах

Не имя красит человека, а человек своё имя.

Молодость - как песня жаворонка на заре.

Не место красит человека, а человек - место.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив.

Хорошие люди умирают, а дела их живут.

Одни слепы глазами, другие - сердцем.

Кому много дано, с того много и спросится.

Глаза - зеркало души человека.

Я - последняя буква в алфавите.

Видать сокола по полёту, а доброго молодца - по походке.

Человек твёрже стали, но нежнее цветка.

Скромность всякому к лицу.

Пустой колос всегда нос кверху дерёт.

Не будь овцой, так и волк не съест.

Чужим умом в люди не выйдешь.

Ум хорошо, а два лучше.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.

Голова без ума - что фонарь без свечи.

Ума - палата, да ключ от неё потерян.

Голова не для того дана, чтоб шапку носить, а для того, чтобы ум-разум копить.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Умный себя винит, а глупый - своего товарища.

Возможное сделает каждый, невозможное - только отважный.

За одного смелого семь несмелых дают.

Трус и тени своей боится.

На смелого собака лает, а труса кусает.

На словах города берёт, а на деле лягушки боится.

Мужество - первое богатство человека.

Где смелость, там и победа.

Упрямство - признак слабого ума.

Зависть и клевета живут совместно.

Злой человек как уголь: если не жжёт, то чернит.

На сердитых воду возят.

Жадность всякому горю начало.

Скупой глядит - как бы другому не дать, а жадный глядит - как бы у другого отнять.

У скупого в мороз льду не выпросишь.

Стоит по горло в воде, а пить просит.

В скромности - мудрость, в надменности - гибель.

Колос зреет - голову клонит книзу, человек богатеет - голову задирает кверху.

У лодыря что ни день, то лень.

В работе отстаём, а в еде обгоняем.

Наше счастье в наших руках.

Усердие - мать удачи.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Горе старит, а радость молодит.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Храбрые познаются в битве, а друзья - в несчастье.

Моль одежду ест, а горе - человека.

Держи в себе радость с утра в течение часа, и она тебя будет держать весь день.

Как свою жизнь с утра сам настроишь, так она у тебя и будет идти.

Берите пример с солнечных часов - ведите счёт лишь радостным дням.

Сердитый человек рано стареет.

Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.

Смех не дым, глаза не ест.

Смех и слезу прошибает.

Смеётся тот, кто смеётся последним.

Не на то глаза, чтоб текла слеза.

Слезами горю не поможешь.

Слёзы не бусы: обронишь - не соберёшь.

Девичьи слёзы - что роса на восходе солнца.

Молодого наставляют, старого не поучают.

Кто старшего не послушался, в большую яму упал.

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодёжи.

Жемчуг находят в старой раковине.

Пословицы и поговорки о человеке, про людей, об отношениях в человеческом обществе:

1. Игла служит, пока уши, а люди - пока души.

2. Люби дома, что захочешь, а в людях, что дают.

3. Себя уморишь, а на всех людей не угодишь.

4. Каков дядя для людей, таково ему и от людей.

5. Как мы людям, так и люди нам.

6. Пять пальцев, и все различны - так и люди.

7. Что в людях, то и у нас.

8. В людях жить - человеком умереть.

9. Есть люди, а есть людишки.

10. Через людей в люди выходят.

11. Не тем славен мир, что люди трубят в трубы, а тем славен мир, что люди людям любы.

12. Везде хорошо, где есть добрые люди.

13. И воробей не живет без людей.

14. К людям ближе - счастье крепче.

15. На людях и горе вполгоря.

16. На людях и смерть красна.

17. Свет не без добрых людей.

18.Разум, совесть да честь - лучшее, что у человека есть.

19. Бывает великий человек на малые дела.

20. Гвоздь держит подкову, подкова держит лошадь, лошадь держит человека, а человек - всех.

21. Плохо знают люди, чем человек хорош.

22. Мал родился, а вырос - пригодился.

23. Не человек, а охапка пустяков.

24. Каждый человек имеет свою цену.

25. Каждый человек один не живет: к нему всегда люди пристанут.

26. Тому человеку почет, кто для людей живет.

27. Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли.

28. Всякий человек по делу узнается.

29. Человек - венец природы.

Пословицы и поговорки про человека. Пословицы и поговорки про человека для дошкольников. Пословицы и поговорки о качествах человека, о характере человека.

Пословицы и поговорки народов мира про человека

◆ Человек - живое сокровище.

Богатство - мертвое. (Кит.)

◆ Тигр после смерти оставляет шкуру,

Человек - имя. (Япон.)

◆ Человек живет век,

А память о нем века. (Япон.)

◆ Грязь с лица можно смыть,

Грязь с души нельзя. (Тибет.)

◆ Добрая слава - лучшее богатство. (Англ.)

◆ Лучше один день быть человеком,

Чем тысячу дней быть тенью. (Кит.)

◆ Научиться хорошему - мало и сотни дней;

Научиться дурному - достаточно и часа. (Кит.)

◆ Красив тот, кто красиво поступает. (Англ.)

◆ Человек, который легко раздражается,

Правым не бывает. (Инд.)

◆ Кто злословит с вами.

Будет злословить и о вас. (Англ.)

◆ Если в гневе пнешь камень,

То только ноге больно. (Кор.)

◆ Прилежность - мать благополучия. (Япон.)

◆ Терпенье - одно из жизненных сокровищ. (Япон.)

◆ Терпенье - мазь, которая хороша для всех ран. (Англ.)

◆ Дурной человек старается оправдать свою ошибку,

Хороший - ее исправить. (Япон.)

◆ Человек с нечистой совестью,

Что конь с растертой спиной -

Всегда неспокоен. (Кит.)

◆ За поспешностью следует раскаянье. (Араб.)

◆ Небрежный человек делает дважды. (Калм.)

◆ Одни слепы глазами, другие - сердцем. (Укр.)

◆ На соседа смотришь во все глаза,

А на себя, опустивши веки. (Вьетн.)

◆ Нет более глухого, чем тот,

Кто не хочет слушать. (Афр.)

◆ В скромности - мудрость,

В надменности - гибель. (Туркм.)

◆ У просителя одна щека красная,

У отказавшего - обе. (Азерб.)

◆ Просить дурно, а не дать, чего просят, еще хуже. (Калм.)

◆ Колос зреет - голову клонит книзу;

Человек богатеет - голову задирает кверху. (Япон.)

◆ Найдет добряк - насытится всяк,

Найдет скупой - наступит ногой. (Узбек.)

◆ Мелочная скупость приводит к большому убытку. (Турец.)

◆ Золото не принадлежит скупому,

А скупой принадлежит золоту. (Араб.)

◆ Возраст не защищает от глупости. (Немец.)

◆ У молодых дорога не имеет конца. (Монг.)

◆ Жемчуг находят в старой раковине. (Вьетн.)

◆ Старость забывчива, юность неопытна. (Япон.)

◆ Каждый должен жить долго,

Но никто не должен быть старым. (Амер.)

◆ Две вещи ценятся только тогда,

Когда их не имеешь: молодость и здоровье. (Араб.)

◆ У молодого не хватает ума,

У старого - здоровья. (Вьетн.)

◆ Молодой бамбук легко гнется. (Вьетн.)

◆ Не теряй напрасно времени в молодости,

В старости его останется очень мало. (Кит.)

◆ Сын - опора, дочь - украшение. (Азерб.)

◆ Родительская доброта безмерна, как море. (Япон.)

◆ Медведица назовет своего медвежонка беленьким,

Ежиха своего ежонка - мягоньким. (Азерб.)

◆ Дружная семья и землю превратит в золото. (Кит.)

◆ Семья - ключ к счастью. (Азерб.)

◆ Мать любит нежно, а отец крепко. (Итал.)

  • Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
  • Спеси боятся, а вежливости чтут.
  • Спроси громом — ответят ливнем.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Хочешь быть хорошим гостем — хвали хозяйку.
  • Ласковое теля две матки сосет, а угрюмое — ни одной.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Ласковое слово и скотина понимает.
  • Доброе слово лучше мягкого пирога.
  • Ласковое слово, что весенний день.
  • Доброе слово сказать — посошок в руки дать.
  • Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
  • Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
  • Поклоном поясницы не переломишь.
  • Добрым словом и бездомный богат.
  • Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
  • Ласковое слово и кость ломит.
  • Доброе слово железные ворота отопрет.
  • Доброе слово в жемчугах ходит, а злое слово пуще стрелы разит.
  • Ласковое слово пуще дубины.
  • Великое слово — «пожалуйста».
  • Ласковым словом и камень растопишь.
  • «Спасибо» — великое дело.
  • Своего «спасиба» не жалей, а чужого не жди.
  • «Пожалуйста» не кланяется, а «спасибо» спины не гнет.

Это были русские народные пословицы и поговорки о вежливости, доброжелательности и этикете.

26.Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1982. — 149 с.

27.Русская грамматика. Том 1. Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология. М.: Наука, 1980. — 783 с.

28.Тихонов А.Н. Чистовидовые приставки в системе русского видового формообразования. // Вопросы языкознания. 1964, №1. — С.42-52.

29.Тихонов А.И. Видовые корреляции в современном русском языке. // Типология вида: проблемы, поиски, решения. М.: Языки русской культуры, 1998. — С.466-477.

© Б.Н.Коваленко, 2015

Л.В.Соколова,

К. филол. н., доцент Факультет социальной работы Российский государственный социальный университет г. Чебоксары, Российская Федерация E-mail: [email protected]

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЯЗЫКЕ И РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ RUSSIAN PROVERBS AND SAYINGS ABOUT LANGUAGE AND SPEECH ETIQUETTE

Аннотация

В пословицах и поговорках в концентрированной форме выражается сущность мировосприятия, менталитет народа, особенности культуры, речевого этикета. Русские пословицы и поговорки через века передают представления о нравственном идеале народа. Это зашифрованная мудрость предков, завет грядущим поколениям.

Ключевые слова

Язык, речь, речевой этикет, менталитет, речевая культура.

In Proverbs and sayings, in concentrated form, it is expressed the essence of attitude, mentality, culture, speech etiquette. Through the centuries Russian proverbs and sayings convey notions about the moral ideal of the people. It encrypted the wisdom of the ancestors, the covenant for future generations.

Language, speech, speech etiquette, mentality, speech culture.

Пословицы и поговорки о языке есть у всех народов, во всех языках мира. Несомненна нравственная и воспитательная ценность этих кратких и емких выражений. Именно в них выражается моральное сознание, менталитет, дух этноса. Зная историю нашего государства, особенности жизненного уклада Древней Руси, природно-климатические особенности территории проживания древних славян, мифы и легенды этих племен, мы можем многое понять, объяснить в их поведении, в приоритетах, которые отражены в пословицах и поговорках. Можем дешифровать архетипические образы, мотивы поведения, в том числе и речевого.

Во многих культурах язык очень ценится, рекомендуется относиться к нему бережно. Русский язык изобилует пословицами и поговорками о русской речи, о речевом поведении в различных ситуациях. В пословицах и поговорках подчеркивается значимость языка как основы человеческого существования. Это стержень, который формирует личность: Язык телу якорь. Без языка и колокол нем. Без умения говорить

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

человек не может реализовать полностью свою индивидуальность. Из всех живых существ только человек может говорить, общаться с Богом: Язык и с Богом беседует.

В русском языке довольно много пословиц, поговорок, в которых язык предстает проводником, полководцем, подчеркивается воодушевляющая, руководящая роль языка: Язык до Киева доведет. Языком что рычагом. Язык — стяг, дружину водит. Язык мал, великим человеком ворочает. Мал язык, да всем телом владеет. Язык царствами ворочает.

Но слово может и уничтожить человека, в пословицах и поговорках это самое страшное оружие: Слово не обух, а от него люди гибнут. Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Слово не удар, а хуже удара. Слово слову розь: словом Господь мир создал, словом Иуда предал Господа. Не ножа бойся, а языка. Не пройми копьем, пройми языком. Бритва скребет, а слово режет.

Человек чувствителен к слову, четко реагирует на различные нюансы речи, поведения. Ни одно живое существо так, как человек, не реагирует на речь. Поэтому словом можно уничтожить, но в то же время: Словом и комара не убьешь.

Народная мудрость ценит точное, меткое, отчетливо сказанное слово. По достоинству оценивает людей, которые могут меткое словечко вовремя вставить, ободрить добрым, ласковым словом: Слово молвит, что рублем подарит. Говорит, словно реченька журчит. Сладко поет, ино заслушаешься. Слово по слову, что на лопате подает. Говорит, как по-писаному. Языком кружева плетет. Говорит, будто клеит. Говорит редко, но метко. За словом в карман не полезет. Доброе слово сотни пустых стоит. Добрым словом и бездомный богат. Доброе (ласковое) слово и кошке приятно. Ласковое слово лучше мягкого пирога. Не мудрен привет, а сердца покоряет. Доброе словечко в жемчуге.

Ценится речь непрерывная, без спотыканий: Лучше ногою запнуться, чем языком. Живая, спонтанная, импровизированная речь лучше написанной: Живое слово дороже мертвой буквы. Отмечается индивидуальность: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. В народе также поощряется умение вовремя вставить пословицу/ поговорку: Красна речь притчею (поговоркою).

Неумение общаться порицалось, вызывало чувство раздражения, гнева. О человеке, который плохо владеет мыслью и речью, говорили: Бормочет, что глухарь. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Говорит, что родит. Слово вымолвит, ровно жвачку пережует. Казенная, неэмоциональная речь осуждалась: У него суконный язык.

Острословие не осталось незамеченным. Метафоризация по сходству острый язык/ бритва, иглы подчеркивает эффект от соприкосновения с острыми предметами. Все острое бодрит, будоражит, но и таит в себе опасность. Мы помним также о том, что слово — оружие: У него язык, что бритва. Словами, что листьем, стелет, а делами, что иглами колет. Не пройми копьем, пройми языком. От языка не уйдешь, везде достанет.

Человек, страдающий многословием, осуждается в народе. Его способности ассоциируются с грехом, с дьявольскими кознями: Мелким бесом рассыпается. Язычок ведет в грешок. Веревка хороша длинная, а речь короткая. Много баять не подобает. Много говорить — голова заболит. Недолгая речь хороша, а долгая -поволока. Говори, да не заговаривайся. Лишнее говорить — себе вредить. Сплетники осуждались, так как злоупотребляли возможностями словесной стихии. Пословицы и поговорки акцентируют внимание на процессе сплетни, гиперболизируется ее размах: Знала б наседка, узнает и соседка. Свинья скажет борову, а боров всему городу. Знать сороку по язычку.

Изначально речи была присуща магия, тайна. Силы потусторонние были посвящены в эту тайну. Из смертных постичь ее мог только человек, наделенный особенными способностями. В пословицах и поговорках рекомендовалось: Бойся Вышнего, не говори лишнего. Богу-то молись, да и черту не груби. Много говорить — плохо, грешно; болтливость сродни безделью: Кто мало говорит, тот больше делает. Кто меньше толкует, тот больше тоскует. Складно бает, да дела не знает. Кто языком штурмует, тот мало навоюет. Рассказчики не годятся в приказчики. Речами тих, да сердцем лих.

Высказанное может обратиться против говорящего, нужно быть крайне осторожным, осмотрительным: Говори, да назад оглядывайся. За худые слова слетит и голова. Кто говорит, что хочет — сам услышит, чего не хочет. Не все годится, что говорится. Сказано — серебро, не сказано — золото. Не все говори, что знаешь. Не всякое слово (лыко) в строку. Сказал бы словечко, да волк недалечко. Язык доведет до кабака. Язык до добра не доведет. Сказанного не воротишь. Подчеркивается сила слова, необратимость последствий

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

необдуманной речи: Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. Плевка не перехватишь, слова не воротишь. Праздное слово сказать, что без ума камнем бросить. Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрешь, отрубишь — не приставишь.

Бывают ситуации, когда говорить опасно, а молчание равносильно душевной подлости: Говорить беда, а молчать другая. За правое дело говори (стой) смело. Народная мудрость советует промолчать, если позволяет ситуация. Молчание рассматривается как благо. Наоборот, чрезмерная словоохотливость — порок. Умение слушать очень продуктивно. Рекомендуется и горе переживать самостоятельно, не посвящая других в свои дела: Красна речь слушаньем (а беседа смиреньем). Кстати промолчать, что большое слово сказать. Поменьше говори, побольше услышишь. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает (пожинает). Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Не все вслух да в голос. Носи платье — не сметывай, терпи горе — не сказывай.

Хвалить человека рекомендовалось в его отсутствие, чтобы не возгордился. Обсуждение за глаза, в отсутствие виновника, воспринималось как грех, плохой поступок: виновный не мог оправдаться, дать ответ. Более того, умение говорить правду в глаза ценилось, считалось смелым поступком: Кто кого заглазно бранит, тот того и боится. Не хвали в очи, не хули за глаза. Негативно относились к доносчикам, ябедам: Кто станет доносить, тому головы не сносить. Идеально для языка, когда помыслы и звуковая оболочка совпадают, но такое случается крайне редко, поэтому пословицы и поговорки обращают внимание на то, чтобы помыслы и слова не расходились с делами: Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь. Сперва подумай, потом говори.

В пословицах и поговорках язык предстает как словесная стихия, природная по своей сути, с ней человек часто не может справиться. Только сильному, волевому может она покориться: Губы да зубы — два запора (забора), а удержу нет. Мирская молва что морская волна. Язык — жернов: мелет что попало. Язык мой — враг мой (прежде ума глаголет). Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. Язык мягок: что хочет, то и лопочет. Держи язык за зубами. Держи язык короче. Держи язык на привязи (на веревочке). Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе. Народ советует говорящему обратиться к самому себе, посмотреть на себя со стороны: Говори с другими поменьше, а с собою побольше.

Слово ценилось на вес золота. На Руси всегда уважали людей, умеющих держать слово, доверяли им. Пословицы и поговорки напоминают нам об ответственности за сказанное. Слово должно быть подкреплено делом: Не дал слова — крепись, а дал — держись. Сказано — сделано. Слово дадено, как пуля стрелена. Слово держать, не по ветру бежать. Слово сказал, так на нем хоть терем клади.

Русской культуре свойственна традиционность, патриархальность. Обычаи предков, нравственные правила считаются неписаными законами: Обычай (старше) выше закона. Пословицы и поговорки демонстрируют нам закрепившиеся в русской культуре нормы речевого этикета. Если вы находитесь в гостях, то обязаны чтить традиции хозяев, уважительно относиться к ним: В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив. В чужом доме не указывают. Гостю — почет, хозяину — честь. Дома, как хочу, а в людях, как велят. Гостю нужно радоваться, во всяком случае, внешне изображать радушие. Нужно благодарить гостей за визит: Не будь гостю запасен, а будь ему рад. Рад не рад, а говори: милости просим! Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить. У многих народов, прежде чем начать о чем-то расспрашивать, нужно гостя напоить, накормить. Этот ритуал обыгрывается и в русском фольклоре (в сказках, пословицах, поговорках, песнях), он связан с верованиями славян в то, что человек, отведавший яств в вашем доме, не сделает никогда вам вреда (В.Я.Пропп, А. Н. Афанасьев). Он сохранился до сего дня. В пословицах и поговорках это тоже нашло отражение: Наперед накорми, а там уж поспроси. Напой, накорми, а после (вестей) расспроси. Не спрашивают: чей да кто и откуда, а садись обедать.

Особое место занимают пословицы и поговорки о похвале и лести. Народ умел их разграничивать. Похвала приветствуется, лесть осуждается. Слабый, безвольный падок на лесть. Человек, самодостаточный, знающий себе цену, легко отличит лесть от похвалы, но таких немного: Ласковое слово многих прельщает. Ласковое слово пуще дубины. Ласковое слово что вешний денек. Честное (учтивое) слово и буйну голову смиряет. От кого чают, того и величают. От лихого не услышишь доброго слова. Ласковый теленок двух маток сосет. По привету и собачка бежит. Лесть воспринимается в народном сознании резко негативно, настораживает собеседника. Это разновидность лжи: Льстец со словами — змей под цветами. В сердце льстец всегда отыщет уголок.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

На языке мед, да под языком лед. На языке медок, а на сердце ледок. Падок соловей на таракана, а человек на льстивые речи. Птицу кормом, а человека словом обманывают (приманывают). Манят: козонька, козонька, а приманят: волк тебя съешь! На грубое слово не сердись, на ласковое — не сдавайся. Пословицы и поговорки советуют чаще говорить «вежливые» слова. Издавна было замечено, что они положительно влияют на эмоциональное состояние собеседника, сглаживают конфликты: Пошел на обед, паси (неси) словцо на привет. От доброго слова язык не усохнет. С брани люди сохнут, а с похвальбы толстеют. Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет. Поклониться — вперед пригодится. Поклоном спины не переломишь. Своего спасиба не жалей, а чужого не жди. Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь. За хлеб-соль не платят, кроме спасиба. Хоть хлеба краюшка да пшена четвертушка, от ласкава хозяина и то угощенье.

В европейских культурах ложь осуждается, наказывается. Врать нельзя даже врагам. У народов Востока лгать нельзя своим соплеменникам, врагам, иноверцам можно. Ложь, хитрость, изворотливость, предприимчивость в фольклоре, в героическом эпосе — черты, отличающие восточные народы от европейцев (с точки зрения европейцев). В русских пословицах и поговорках ко лжи отношение резко отрицательное. Более того, говорится о неотвратимости наказания за ложь, о конечном ее разоблачении: Вчера солгал, а сегодня лгуном называют. Раз солгал, а навек лгуном стал.

Общественное мнение играет важную роль в жизни человека. Оно устанавливает нормы поведения, наказывает нарушителей, ославив их на весь мир. Приходится считаться с мнением общества. Необходимо заботиться о своем имидже, но не всегда возможно контролировать общественное мнение: На чужой роток не накинешь платок. На чужой рот пуговицы не пришьешь. Любопытно, что нет пословиц и поговорок о манипуляциях общественным мнением, о возможности им управлять.

Русский речевой этикет в пословицах и поговорках предписывает, чтобы речь соответствовала целям, условиям коммуникации, контингенту слушателей. Нарушение этих норм осуждается: Начал гладью, а кончил гадью. Начал за здравие, а кончил за упокой.

Пословицы и поговорки устанавливают правила поведения во время разговора, которые соблюдаются и в наши дни. Нужно выслушать собеседника, только потом можно вступить в разговор: Чужих слов не перебивай. Без спора, ссор, ругани невозможна человеческая жизнь. Но даже в ссоре следует соблюдать правила этикета. Нужно помнить, что в споре, в ссоре следует оставлять возможность для примирения, не следует таить обиду на бранное слово, сказанное в сердцах, нужно быть принципиальным: бороться с грехами, а не с людьми, которые их совершают: Недобранка лучше перебранки. От одного слова да навек ссора. Первая брань лучше последней. Сходись — бранись, расходись — мирись. Бранись, бранись, да на мир слово оставляй. С кем перекланиваться, с тем не перебраниваться. С людьми мирись, а с грехами бранись. Всякая ссора красна миром. Ты ему слово, а он тебе десять. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. Не сквернит в уста, сквернит из уст. На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся. Бранной речи следует избегать, так как она от лукавого. Браниться — грех. Но если уж до брани дошло, то прибегать к физической силе все-таки не следует. Не стоит ссориться с властью: Не бранись: нечисто во рту будет. Не бранись с тюрьмою да с приказною избою. Спорить спорь, а браниться грех. Языком болтай, а рукам воли не давай.

Беседы, споры народ делил на продуктивные и непродуктивные. Умная беседа развивала собеседников, поговорить с умным человеком — самому стать чуточку умнее. Слушая умные речи, человек получал эстетическое удовольствие: В умной беседе ума набраться, в глупой свой потерять. С умным разговориться, что меду напиться. В чужой беседе всяк ума копит. Красно поле пшеном, а беседа умом.

Для русской культуры характерно коллективное сознание. Индивид растворяется в коллективе, в общине. Яканье, эгоизм, эгоцентризм в поведении, в речи осуждаются: Я — последняя буква в алфавите. Идея жить миром, сообща до сих пор владеет умами россиян. Сегодня она сталкивается с желанием быть индивидуальным, неповторимым, ни на кого не похожим, особенно это характерно для молодого поколения, воспитанного под сильным влиянием западной культуры. Поэтому некоторые этические нормы, образцы поведения (в том числе и речевого), заложенные в нашей истории, подвергаются трансформации, переосмыслению.

Список использованной литературы:

1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. — М., 1994.

2. Балаклай А. Г. Словарь русского речевого этикета. — М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. — 767 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 — М.: БИЗНЕССОФТ, 2004. — 700 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

4. Мокиенко В. М. Образы русской речи. Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. — Л., 1986. — 280 с.

5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986. — 364 с.

6. Соколова Л. В. Развитие риторических умений и навыков у студентов-бакалавров специальности «Психология»: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Молодёжь и наука: реальность и перспективы развития». — Махачкала, 2015. — С.253.

7. Соколова Л. В. Лингво-культурные особенности деловой коммуникации// Современные тенденции в фундаментальных и прикладных исследованиях: Вторая Международная заочная научно-практическая конференция. 30 апреля 2015 г. — Рязань, 2015.

© Л. В.Соколова, 2015

УДК 811.161.1

Т.М. Соколова

Кандидат филологических наук, доцент Филологический факультет Санкт-Петербургский государственный университет Г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

О ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ СИЛАМИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В

ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ РКИ

Аннотация

Одной из форм обучения студентов-иностранцев русскому языку как иностранному (РКИ) на среднем этапе могут служить учебные экскурсии (реальные или виртуальные) по историко-культурологической тематике. Принципиальной особенностью таких экскурсий является то, что подготовкой к ним руководит преподаватель РКИ, а их проведение осуществляется силами самих учащихся. Названный тип урока-экскурсии не только способствует удовлетворению познавательных потребностей учащихся, но и облегчает им сложный процесс вхождения в новую лингвокультурологическую реальность, а также повышает результативность учебной деятельности студентов, поскольку предполагает регулярное выполнение системы разнообразных заданий на основе изучения материалов, посвящённых историко-культурной ситуации в России в разные периоды её развития.

Ключевые слова

Русский язык как иностранный, учебная экскурсия, лингвокультурологический.

Иноязычное образование в современных условиях, в том числе и обучение русскому языку как иностранному (РКИ) на среднем этапе, должно строиться на широкой культурологической базе. В последнее десятилетие педагогическому сообществу удалось осознать, что «культурная» составляющая урока иностранного языка отнюдь не является второстепенной по своему обучающему потенциалу. Культурологический аспект (компонент) обучения — это не «фон» для формирования лингвистической компетенции и речевых умений на иностранном языке, а такая же равноправная и неотъемлемая часть содержания учебного комплекса, как и традиционные аспекты грамматики, фонетики и того, что нередко называют «лексикой» (или по-другому: как и обучение разным взаимосвязанным видам речевой деятельности — письму, чтению, говорению и слушанию). При этом для активизации скрытых механизмов постижения РКИ на среднем этапе важно «погружать» учащихся в культурное пространство той или иной исторической эпохи с целью проведения обучения языку и речи на тщательно отобранном и методически подготовленном материале, где в каждом уроке сочетается информация лингвистическая и историко-культурологическая. В этом случае в учебном процессе реализуется принцип соизучения языка и культуры. При обучении иностранцев РКИ в условиях русскоязычной среды преподаватели и студенты являются обладателями дополнительного ресурса обучения РКИ, в качестве которого выступают историко-

Афоризмы, цитаты, высказывания, мысли, фразы

пословицы, поговорки, приметы, скороговорки…

Афоризмы об этике и этикете

Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Антон Павлович Чехов

На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни. Мэтью Арнольд

Этикет — это разум для тех, кто его не имеет. Вольтер

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой. Жан де Лабрюйер

От вас требуют, чтобы вы делали тысячу каких-то ненужных вещей только потому, что так делалось всегда. И о той же причине тысячу совершенно безвредных вещей вам делать не дозволяется. А сколько при этом всевозможных нелепостей. Маргарет Манерлин Митчелл

Для художника нравственная жизнь человека - лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства - в совершенном применении несовершенных средств. Оскар Уайльд

Определение этики представляется мне таким. То, что поддерживает и продолжает жизнь, - хорошо; то, что повреждает и нарушает жизнь, - плохо. Глубокая и всеобщая этика имеет значение религии. Она есть религия. Альберт Швейцер

Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия. Иммануил Кант

Этика есть философия убеждения. Иммануил Кант

Этика сводится к изучению того, что нам нравится и что не нравится. Иного значения понятия добра и зла в сущности не имеют.
Альфред Айер

Интерес к вопросам этики – свидетельство запоздалого умственного развития.
О. Уайльд

Золотое правило этики – в том, что нет золотого правила. То, что нет золотого правила, - тоже правило, только не золотое, а железное.
Г. Честертон

Нравственность - это самоуважение в действии.
Эйвери Вейсман

Этика есть не только суд над человеком, но и суд над Богом. Против Бога восстало не только зло, но и добро, неспособное примириться с самым фактом существования зла.
Николай Бердяев


Альберт Швейцер

Этика состоит из политической этики, коммерческой этики, церковной этики, и этики.
Марк Твен

Мораль - это то, что остается от страха, когда он позабыт.
Жан Ростан

Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке.
Фридрих Ницше

Я еше не такой подлец, чтобы думать о морали.
Василий Розанов

Если бы нравственное поведение сводилось к простым правилам, мы смогли бы создать высокоморальный компьютер.
Сэмюэл Гиндер

Никогда не позволяй своему нравственному чувству мешать тебе делать то, что ты считаешь правильным.
Айзек Азимов

Каждое поколение думает, что живет в век полного упадка нравов.
Байрон Добелл

Мы ведем себя как приличные люди в 99 из 100 случаев, когда мы могли бы вести себя как негодяи.
Р. У. Рииз

Полная история едва ли не каждого из нас шокировала бы почти всех нас.
Миньон Маклофлин

Проповедовать мораль легко, трудно обосновать мораль.
Артур Шопенгауэр

Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам.
Готфрид Лейбниц

Каннибализм нравственен в стране каннибалов.
Сэмюэл Батлер

Если не знаешь, как поступить, поступай как знаешь.
Геннадий Малкин

Какой результат имели до сих пор самые прекрасные предписания этики? Они исправили несколько отдельных лиц от недостатков, в которых они, может быть, себя упрекали, но в нравах наций они не произвели никакого изменения.
К. Гельвеций

Этика ставит своей целью пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью, тогда как гражданская наука не требует ничего, кроме внешней порядочности™
Фрэнсис Бэкон

Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия.
Иммануил Кант

Этика есть философия убеждения.
Иммануил Кант

Прекрасно, что человечеству не приходится дожидаться появления совершенной этики, чтобы дать проявиться общественным добродетелям.
Жан Мари Гюйо

Этика - это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям.
Бертран Рассел

В многообразии и жестокости этических запретов проявляются крайняя моральная неразборчивость и ханжество.
Гилберт Кит Честертон

Золотое правило этики - в том, что нет золотого правила… То, что нет золотого правила, тоже правило, только не золотое, а железное.
Гилберт Кит Честертон

Абстракция - это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни.
Альберт Швейцер

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.
Альберт Швейцер

Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность.
Альберт Швейцер

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет.
Альберт Швейцер

…Этическое - это нечто большее, чем неэгоистическое!
Альберт Швейцер

Развитие этики можно выразить не только через философские, но и через экологические понятия. Этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование.
Олдо Леопольд

Эстетическое и этическое - два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.
Лев Николаевич Толстой

Этика и эстетика - одно.
Людвиг Витгенштейн

Общечеловеческой этики не существует.
Освальд Шпенглер

Желание иметь этику тем настойчивее понуждает к своему удовлетворению, чем настойчивее потерянность человека, будь то очевидная, будь то утаиваемая, разрастается до неизмеримости.
Мартин Хайдеггер

Что действительно аморально, так это употребление этических понятий типа справедливое несправедливое, заслуга-вина.
Жиль Делез

Конспект классного часа о правилах поведения для младших школьников

Беседа-рассуждение «Азбука поведения» или «Разговор о воспитанности»

Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Учитель. Представьте себе каждый такую картину: ты примчался из школы голодный, как сто волков, и, не раздеваясь, не вымыв руки, несешься на кухню, хватаешь ложку и прямо из кастрюли проглатываешь все, что тебе оставлено. «Уф, наелся», - говоришь ты, вытирая рот рукавом. Как после этого ты будешь чувствовать себя за столом на именинах у друга? А вот как: нож и вилка будут прыгать у тебя в руках, картофелины на тарелке забегают, как живые, а рука само собой согнется в локте, чтобы вытереть рог рукавом. Что и говорить - есть из кастрюли куда проще! А если бы ты дома каждый день ел, как полагается, за столом, пользуясь ножом и вилкой, каким легким и удобным тебе бы это показалось! Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль — одну у себя дома, другую - напоказ, мы предлагаем такую игру.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых вы дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежливым с окружающими. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответственность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведения, можно смело отправляться в путешествие по жизни. Человек в отличие от животного учитывает последствия своих действий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, испытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вызывается необходимостью. Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, обсуждать, раскидывать умом. Вдумчивым мы называем того человека, который в своих суждениях избегает вредной торопливости, вдумывается во все.

К. Д. Ушинский составил для себя правила поведения, они целиком были основаны на обдуманности совершенствии действий и поступков. Вот они.

Правила поведения

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говори о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что получится.

7. Каждый вечер делать отчет в своих поступках.

8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

II. Работа с пословицами о правилах поведении.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, пословицы, в которых народная мудрость призывает нас соблюдать правила нормированной жизни. Какие это пословицы? (Дети называют.)

Не продумавши, ничего не начинай.

Сперва подумай, а там и нам скажи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

О каких правилах поведения напомнили вам эти пословицы?

III. Чтение и обсуждение сказки.

ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало. Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

Бабушка меня шитью выучила.

А как она учила тебя?

Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Е. Пермяк. Рассказы и сказки

Как вы думаете, ребята, что самое главное в воспитании человека?

В ы вод: Самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой. (В. Сухомлинский.)

IV. Слушание и обсуждение рассказа.

За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они были такие чистенькие, свежие, без единого пятнышка, просто любо посмотреть. Все было как новенькое. Приятно все-таки заниматься в таком классе!

И светлей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей.

И вот на следующий день, когда я пришел в класс, то увидел, что на стене рядом с доской нарисован углем морячок. Он был в полосатой тельняшке, брюки клеш развевались по ветру, на голове - бескозырка, во рту - трубка, и дым из нее кольцами поднимался кверху, как из пароходной грубы. У морячка был такой залихватский вид, что на него нельзя было смотреть без смеха.

Это Игорь Грачев нарисовал,- сообщил мне Вася Ерохин.

Только, чур, не выдавать!

Зачем же мне выдавать? - говорю я.

Ребята сидели за партами, любовались морячком, посмеивались, шутили:

Морячок с нами будет учиться! Вот здорово!

Перед самым звонком прибежал в класс Шишкин.

Видел морячка? - говорю я и показываю на стену.

Он взглянул на него.

Это Игорь Грачев нарисовал, - сказал я.

Только не выдавать.

Ну, ладно, сам знаю! Ты по русскому упражнение сделал?

Конечно, сделал, - ответил я. — Что же, я с несделанными уроками буду в класс приходить?..

Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и окончание, но тут прозвенел звонок, и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось строгое.

Это что еще за художества? - спросила она и обвела весь класс взглядом. - Кто это нарисовал?

Все ребята молчали.

Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, - сказала Ольга Николаевна.

Все сидели молча. Никто не встал и не признался. Брови у Ольги Николаевны нахмурились.

Разве вы не знаете, что класс надо в чистоте держать? Что будет, если каждый станет рисовать на стенах? Самим неприятно будет сидеть в грязи. Или вам, может, приятно?

Нет, нет! - раздалось несколько нерешительных голосов.

Кто же это сделал?

Все молчали.

На последнем уроке к нам в класс пришел директор школы Игорь Александрович.

Я думал, что он раскричится на нас, но он спокойно рассказал нам, сколько тратится денег на обучение каждого ученика, как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество. Под конец он сказал:

Тот, кто нарисовал на стене, наверно, не хотел нанести ущерб школе. Если он чистосердечно признается, то докажет, что он человек честный и сделал это не подумав.

На меня очень подействовало, что сказал директор, и я подумал: Игорь Грачев тут же встанет и признается, что это он сделал, но Игорю, видно было, не хотелось доказывать, что он честный человек, и он молча сидел за своей партой. Тогда Игорь Александрович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно признаться сейчас, но пусть он подумает над своим поведением, а потом наберется смелости и придет к нему в кабинет. После уроков наш староста Толя подошел к Грачеву и сказал:

Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло?

Игорь развел руками:

Да я что? Я разве хотел?

Зачем же нарисовал?

Сам не знаю. Взял и нарисовал, не подумавши.

- «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всем классе.

Почему на всем классе?

Потому что на каждого могут подумать.

А может, это кто-нибудь из другого класса забежал и нарисовал?

Смотри, чтоб этого больше не было, - сказал Толя.

Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только — хотел попробовать, — оправдывался Игорь.

Он взял тряпку и принялся стирать морячка со стены, но от этого получилось только хуже. Морячок все-таки был виден, а вокруг него образовалось большущее грязное пятно. Тогда ребята отняли у Игоря тряпку и не позволили больше размазывать грязь по стене...

Прошло три дня или четыре, и вот один раз на уроке наш редактор Сережа сказал:

Ольга Николаевна, у нас в редколлегии никто не умеет хорошо рисовать. В прошлом году всегда рисовал Федя, а теперь совсем некому, и стенгазета получается неинтересная. Надо нам выбрать художника.

Художником надо выбирать того, кто умеет хорошо рисовать, - сказала Ольга Николаевна.

Давайте сделаем так: пусть каждый принесет свои рисунки. Вот мы и выберем, кто лучше рисует.

А у кого нет рисунков? - спросили ребята.

Ну, нарисуйте сегодня, приготовьте хоть по рисунку. Это ведь не трудно.

Конечно, - согласились мы все.

На другой день все принесли рисунки. Кто принес старые, кто нарисовал новые, у некоторых были целые пачки рисунков, а Игорь Грачев принес целый альбом. Я тоже принес несколько рисунков. И вот мы разложили свои рисунки на партах, а Ольга Николаевна подходила ко всем и рассматривала рисунки. Наконец она подошла к Игорю и стала смотреть его альбом. У него там были нарисованы моря, корабли, пароходы, подводные лодки.

Игорь Грачев лучше всех рисует, - сказала она.

Вот ты и будешь художником.

Игорь улыбнулся от радости. Ольга Николаевна перевернула страничку и увидела, что там у него нарисован моряк в тельняшке, с трубкой во рту точь-в-точь такой же, как на стене был. Она нахмурилась и пристально поглядела на Игоря. Он заволновался, покраснел и тут же сказал:

Это я нарисовал морячка на стенке.

Ну вот, а когда спрашивали, так ты не признался! Нехорошо, Игорь, нечестно! Зачем ты это сделал?

Сам не знаю, Ольга Николаевна. Как-то так, нечаянно. Я не подумал.

Ну, хорошо, что хоть теперь признался. После уроков пойди к директору и попроси прощения.

После уроков Игорь пошел к директору и стал просить у пего прощения. Игорь Александрович сказал:

Хорошо. Второй раз ремонтировать некому. Иди домой, пообедаешь и придешь.

После обеда Игорь пришел в школу, ему дали ведро с краской и кисточку, и он побелил стену так, что моряка не стало видно.

Н. Носов. Из книги «Витя Малеев в школе и дома»

Обсуждение рассказа.

Вопросы.

Почему ребята не сказали, кто нарисовал на стене?

Почему сам Игорь промолчал?

Почему даже после выступления директора школы Игорь не сознался в своем поступке?

Как в классе и Ольга Николаевна узнали о том, кто нарисовал на стене?

Почему Игорь сознался в своем поступке?

Как поступил директор школы по отношению к Игорю?

А как бы вы поступили на месте Игоря? На месте друзей Игоря, которые знали, что это сделал Игорь?

Выводы учащиеся делают сами.

V. Разговор о дружбе и друзьях.

Мы с соседом Петькой —

Верные друзья.

Он получит двойку —

Получаю я.

Вместе мяч гоняем,

Вместе лед сосем,

На уроке пения

Громче всех поем.

Он залез в малину -

Я малину рву.

Он порвет штанину -

Я свою порву.

Мы всегда веселые,

Мы навек друзья.

Потеряй он голову -

Потеряю я.

Учитель. Правильно ли друзья понимают дружбу? (Ответы детей.)

Послушайте рассуждение Ю. Азарова, возможно, оно поможет вам сделать правильный вывод о понятиях «дружба», «товарищество», «коллективизм».

ОДИН ЗА ВСЕХ - ВСЕ ЗА ОДНОГО

В одном классе была такая история. В течение ряда лет Коля Зайцев прямо-таки измывался над ребятами. Станет в дверях, выставит руку: и каждый должен проходить, согнувшись в три погибели. И особенно он изводил самого маленького, Толю Гришина. Проходу ему не давал: заставлял портфель носить, деньги отбирал. Три года мальчишки ходили «под Зайцевым». Разговорился я с ними. А они в оправдание: «Да у него брат... Да у него...» Такими мне жалкими показались. И все-таки их что-то задело. Стали они однажды стеной против Зайцева, сказали ему: «Вот попробуй только тронь Толика...» Стал заверять ребят, что никогда никого не обидит. Вот когда сработал принцип: «все за одного...». А теперь сделаем очень важный и серьезный вывод, который вы постараетесь использовать в своей жизни. Все конфликты будут решены, если вы в классе готовы по-настоящему вникнуть в судьбу каждого товарища, независимо от того, является он второгодником или нет, отличник или нет. Проявите коллективную силу за защищенность каждого в вашем классном коллективе.

Ю. Азаров

Подготовленный ученик читает стихотворение.

ОДНА РИФМА

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Ученику Николаю

Ехать очень далеко.

Он сидит на лучшем месте

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон...

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть,

Оглянуться не успела -

Место занято другим.

Школьнику Валентину

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

Люди входят и выходят.

Продвигаются вперед.

Валентин сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

Но давайте скажем в рифму:

— Старость надо уважать!

Обсуждение стихотворения.

Вопросы:

Что вам показалось неправильным в поведении ребят, о которых рассказывает С. Михалков?

Вывод делают дети.

VI. Чтение и обсуждение рассказа «Навестила» В. Осеевой.

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна, может, ей что - нибудь нужно?

Муся. застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой.

Ох, Валечка! - сказала Муся, присаживаясь на стул. - У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе...

Моя мама тоже на работе, - сказала Валя. - А мне надо полоскание. ..

Ох, Валечка, мне тоже давали полосканье, и мне стало лучше, как пополощу, так и лучше! А мне еще помогала грелка горячая-горячая.. .

Валя оживилась и закивала головой.

Да, да, грелка... Муся, у нас на кухне стоит чайник...

Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! - Муся вскочила и побежала к окну.

Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув голову в дверь, крикнула:

Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе, обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму,

Ну, что? Что она говорила? Что ей нужно? - спрашивали Му- сю девочки.

Да у нее такой же флюс, как был у меня! - радостно сообщила Муся. - И она ничего не говорила. А помогают ей только грелка и полоскание!

В. Осеева

Обсуждение рассказа.

Какую помощь оказала Муся подруге Вале?

Почему она подругам не сказала правду?

А как бы вы поступили?

Вывод учащиеся делают сами, учитель дополняет.

Учитель. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражение. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ни он тебя не услышит, ни ты его. Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать. (А. Дорохов. Это стоит запомнить.)

VII. Чтение и обсуждение рассказа «Мы ее не били» А. Пастухова.

В 6 «В» - «чрезвычайное происшествие». Валя пришла в школу в очках! Первым это увидел Коля и подбежал к своему дружку Вите Чужакову. Через несколько минут весь класс уже был в курсе дела, и, когда вошла Валя, второгодник Малышев подошел к ней с проволочными очками на кончике носа:

Ну что? Может, поменяемся? Мои заграничные!

По классу прошла волна смеха.

Валя покраснела и села на свое место. На уроке географии Вале передали записку: «Убедительно прошу отдать мне очки. Не отдашь будет хуже! Малышев». Внизу был нарисован кулак. Валя разорвала записку и посмотрела на ребят. Многие приятели ехидно улыбались. Тихонько хихикала и подруга Вали - Катя. Прозвенел звонок. В коридоре Валя услышала:

Смотри! Вон та, очкастая.

Эй, ты! Четырехглазая!

Валя зашла в темный угол и всю перемену простояла там. А когда вошла в класс, вздрогнула. На доске была нарисована девочка с огромными, как велосипедные колеса, очками на носу. Очки были нарисованы и на обложке Валиной «Физики», и в каждой ее тетради.

Валя растерянно посмотрела на ребят. Мальчики строили ей рожи, а девочки фыркали в кулачки. Валя выбежала из класса.

Эй! Смотри не потеряй бинокли! - услышала она.

После уроков в классе шел диспут на тему «Кем я хочу быть?». Многие говорили, что станут космонавтами, летчиками- испытателями, учителями... В классе было шумно. Я долго смотрела на ребят. Мне казалось, что чепуху они говорят. Не быть никому из них ни космонавтами, ни учителем. Наконец, я встал и спросил:

За что вы обидели сегодня Валю? В классе стало тихо.

А что? Посмеяться нельзя? - донесся до меня голос Малышева.

А. Пастухов

Обсуждение рассказа.

Вопросы:

Почему случай в 6б классе назван «чрезвычайным происшествием»?

Как вы оцениваете поступок одноклассников по отношению к Вале?

Вывод учащиеся делают сами.

Поделиться