Структура уроков по фгос материал на тему. Каждый урок имеет свою структуру, состоящую из нескольких этапов Урок усвоения новых знаний по фгос

Под следует понимать комплекс обязательных требований к процессу обучения на определенном уровне. Для их реализации в учебном заведении должна быть разработана основная программа, состоящая из учебного графика, рабочих проектов курсов, предметов, дисциплин. В нее также должны входить методические и оценочные материалы. В соответствии с этой программой педагоги строят свою профессиональную деятельность в течение учебного года в целом, планируют каждое занятие в отдельности. Рассмотрим далее основные этапы урока по ФГОС.

Общая классификация

В школе преподается достаточно много разных предметов. Содержание информации, безусловно, различно. Однако все уроки можно классифицировать на следующие группы:

  1. Открытие новых знаний.
  2. Уроки рефлексии.
  3. Занятия общеметодологической направленности.
  4. Уроки по развивающему контролю.

Задачи занятий

На каждом уроке ставятся и реализуются определенные цели. Так, на занятиях открытия новых знаний у учащихся формируется умение использовать новые способы действий, расширяется понятийная база за счет присоединения новых компонентов. На уроках рефлексии закрепляются и при необходимости корректируются уже изученные алгоритмы, термины, понятия. На занятиях общеметодологической направленности формируются обобщенные деятельностные нормы, выявляются теоретические основы дальнейшего развития содержательно-методических направлений. Кроме этого, происходит становление способностей к систематизации и структурированию изучаемого материала. На занятиях развивающего контроля у детей формируются навыки самоанализа. Необходимо отметить, что разбиение на этапы урока по ФГОС (второго поколения) не должно нарушать непрерывность обучения.

Характеристика этапов урока по ФГОС: "Открытие нового знания"

Каждое занятие строится по определенной схеме. Можно выделить следующие этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения не имеет):


Мотивация

Цели этапов урока по ФГОС различны. Однако, вместе с этим, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Целью мотивации выступает выработка на индивидуально значимом уровне у ученика внутренней готовности к выполнению установленных нормативов. Реализация этой задачи обеспечивается:

  1. Созданием условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность.
  2. Актуализацией требований к обучающемуся со стороны педагога.
  3. Установлением тематических рамок деятельности.

Актуализация и пробное действие

В качестве главной цели на этом этапе выступает подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. Для ее достижения нужно, чтобы обучающиеся:


Выявление проблем

Ключевой задачей на этой стадии выступает осознание, в чем конкретно состоит недостаточно знаний, способностей или умений. Для достижения этой цели нужно, чтобы дети:

  1. Проанализировали все свои действия. Стоит сказать, что самоанализ сопровождает все этапы современного урока (по ФГОС).
  2. Зафиксировали шаг или операцию, на которой появилась проблема.
  3. Соотнесли собственные действия на месте возникновения затруднения с ранее изученными способами и определили, какого именно умения не хватает для решения поставленной задачи, аналогичных ей вопросов.

Построение проекта

Цель данного этапа - формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Для ее достижения учащиеся:

Реализация проекта

Основной задачей выступает формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов. Для этого обучающиеся:

  1. Выдвигают на базе выбранного метода гипотезы и обосновывают их.
  2. Используют предметные действия со схемами, моделями при построении новых знаний.
  3. Применяют выбранный метод для решения задачи, которая вызвала затруднение.
  4. Фиксируют в обобщенном виде способ действий.
  5. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее.

Первичное закрепление

Оно необходимо для усвоения детьми нового метода действий. Для этого нужно, чтобы дети:

  1. Проговаривали вслух свои шаги и их обоснование.
  2. Решили несколько типовых задач по новому способу действий. Это может осуществляться в парах, в группах или фронтально.

Самостоятельная работа и самопроверка

Эти этапы современного урока по ФГОС имеют особое значение. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Эти этапы урока по ФГОС предполагают:

  1. Выполнение работы, аналогичной первой, но решаются задания, в которых ранее были допущены ошибки.
  2. Проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов.
  3. Установление преодоления затруднения, которое возникло ранее.

Эти этапы урока по ФГОС включают в себя особый вид работы для тех детей, у кого проблем при решении в первый раз не возникало. Они занимаются уровня по образцу и затем проводят самостоятельную проверку результатов.

Включение в сферу знаний и повторений

В качестве ключевой задачи выступает применение моделей действий, которые вызывали затруднение, закрепление изученного материала и подготовка к восприятию следующих разделов предмета. Если предыдущие этапы урока по ФГОС пройдены удовлетворительно, то дети:

  1. Решают задачи, в которых рассматриваемые модели действий связаны с изученными ранее и друг с другом.
  2. Выполняют задания, направленные на подготовку к изучению других (следующих) разделов.

Если предыдущие этапы урока по ФГОС дали отрицательный результат, повторно проводится самостоятельная работа и осуществляется самоконтроль для другого варианта.

Рефлексия

На этом этапе основная цель - осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов коррекционной или самостоятельной работы. Для этого обучающимся необходимо:


Занятие развивающего контроля

Рассмотрим, например, этапы урока музыки по ФГОС:

  1. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности.
  2. Актуализация и пробная учебная деятельность.
  3. Локализация личных затруднений.
  4. Построение проекта коррекции обнаруженных проблем.
  5. Реализация новой модели.
  6. Обобщение затруднений в речи.
  7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  8. Решение задач творческого уровня.
  9. Рефлексия работы.

Выполнение контрольной деятельности

Главная задача мотивации к коррекционной деятельности аналогична описанной ранее и состоит в выработке внутренней готовности учащихся к реализации требований образовательной работы. В данном случае, однако, имеет место контрольно-коррекционная направленность. В этой связи необходимо:

  1. Установить цель урока и сформировать условия для появления внутренней потребности у учеников включиться в работу.
  2. Актуализировать требования, предъявляемые к обучающемуся со стороны контрольно-коррекционных действий.
  3. В соответствии с решенными ранее задачами, определить тематические пределы и создать ориентиры для работы.
  4. Сформулировать метод и процедуру контроля.
  5. Определить критерий оценивания.

Подготовка мышления детей

Учащиеся должны осознавать собственную потребность в контроле и самоанализе, выявлении причин возникновения сложностей. Для реализации этой задачи нужно:


Занятие общеметодологической направленности

Этапы комбинированного урока по ФГОС ориентированы на формирование у детей представления о приемах, связывающих изучаемые ими понятия в одну систему. Кроме этого, они способствуют осознанию методов построения плана непосредственно самой образовательной деятельности. Она, в свою очередь, обеспечивает самостоятельное изменение и саморазвитие обучающихся. На таких занятиях осуществляется создание норм и способов учебной деятельности, самооценки и самоконтроля, рефлексивной самоорганизации. Такие занятия считаются надпредметными. Они проводятся за рамками какой-либо дисциплины на или во время внеклассного мероприятия.

Заключение

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого занятия должны определяться задачи, варианты действий учеников. Немаловажное значение имеет и организационный этап урока по ФГОС. Он предшествует формированию мотиваций у детей. После приветствия, преподаватель проводит проверку подготовленности, определяются отсутствующие. После этого фокусируется внимание учеников, задается необходимый настрой на восприятие информации. При необходимости и наличии возможности педагог может откорректировать план занятия на организационном этапе.

Цель: знакомство с требованиями у современному уроку в рамках ФГОС.

Задачи : проанализировать и сравнить современный урок с уроком традиционной школы.

Предполагаемый результат : смогут

  • Отличить современный урок по ФГОС от традиционного урока - базовый уровень
  • Составлять технологическую карту к совр.уроку - повышенный уровень.

Ход педсовета

1. Орг.момент.

Эмоциональный настрой - слайды (методы, приемы, типы урока, формы обучения...)

2. Актуализация опорных знаний

Что объединяет все эти слова? Тема нашего педсовета “Современные требования к уроку по ФГОС”

Задание (групповая работа) таблица “ЗХУ”. Высказывания представителей от групп + дополнение от остальных групп.

3. Постановка проблемы

Вопрос, на который мы с вами должны найти ответ “Современный урок по ФГОС, его особенности”

Предполагаемый результат: что мы узнаем?

4. Открытие “новых знаний”

Вступительное слово. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

5. Работа по новой теме

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Учебная ситуация - одно из новшеств современного урока. В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Рассмотрим более подробно по следующим позициям:

  • Место в образовательном процессе. Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты: информационное, домашнее и дополнительное образование.
  • Структура.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

  • с целью подготовки к контрольному уроку
  • с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
  • Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Нетрадиционные формы урока

Организационные формы (индивидуальные, групповые, дифференцированно-групповые, фронтальные; академические, досуговые, интерактивные)

Методика (проблемное, исследовательское, проектное обучение; развивающее, личностно-ориентированное, рефлексивное обучение, продуктивные технологии)

Средства

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Самостоятельная работа с проверкой + контроль и самооценка

Самостоятельное заполнение технологической карты урока (групповая работа) с проверкой

Рефлексия

  • Таблица “ЗХУ”,
  • Предполагаемый результат
  • Прием “Незаконченных фраз”

8. Завершение педсовета

Структура урока - совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.

Структурные элементы урока:

  • организация начала урока - определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало;
  • постановка цели и задач урока - формулировка цели и задач урока, осознание и принятие цели и задач урока учащимися;

Таблица 11.2.

  • проверка домашнего задания - определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового материала;
  • объяснение - научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся;
  • закрепление - специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах материала, связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний;
  • повторение - систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.
  • домашнее задание - сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения;
  • подведение итогов урока - выяснение: чему новому научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы на уроке.

Существуют разные типологии урока, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики, является типология уроков по дидактической цели: изучения нового материала, повторения, закрепления, обобщения, контроля и проверки, комбинированный. Каждый из названных типов уроков реализуется определенным сочетанием структурных элементов.

Урок изучения нового материала

Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.

Структура урока:

  • организация введения в урок, сообщение цели и задач урока;
  • объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени в целях четкого изложения новой информации учителем, организации самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, справочной литературой, компьютером, прибором, машиной;
  • закрепление диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы;
  • инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке, в лаборатории;
  • подведение итогов урока.

Урок закрепления

Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков.

Структура урока:

  • введение и организация начала урока, сообщение цели и задач урока;
  • упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися изученного и выработки умений и навыков;
  • демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся отметок;
  • домашнее задание;
  • краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путем общего введения в новую тему.

Уроки обобщения и повторения

Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению.

Структура урока:

  • введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока;
  • собственно повторение, включающее собеседование, дискуссию, выступление учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; фронтальный опрос и выставление поурочного балла;
  • диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации учащимся по самостоятельной работе, задание на дом;
  • подведение итогов и постановка перспектив изучения новых знаний.

Урок контроля

Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности учащихся, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется па специальных контрольных уроках.

Структура урока:

  • вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников;
  • основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся;
  • заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.

Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Так, например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности учащихся в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.

Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой. Думающий и творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Последовательность структурных элементов не является жестко закрепленной.

У традиционного урока есть ряд положительных сторон:

  • организационная четкость педагогического процесса;
  • систематический характер обучения;
  • эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;
  • разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

К слабый сторонам типового урока можно отнести:

  • регламентация деятельности учителя и учеников рамками ограниченного времени;
  • трудная сочетаемость с технологиями активного обучения;
  • сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса;
  • сильный акцент на передачу-усвоение знаний, выработку умений и навыков, при меньшем внимании к развитию познавательной сферы учащихся.

Но в конце концов все зависит от мастерства и профессионализма учителя. Структура урока не может устанавливаться по шаблону. Уроки, проводимые по многим современным образовательным технологиям, могут быть по структуре совсем непохожими на традиционный урок, а идеи этой технологии могут решаться и в рамках традиционного построения урока. Кроме того становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпредметные уроки, межвозрастные и т.п., но такие уроки проводятся эпизодически.

Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или сообщению-усвоению новых знаний, поэтому в старших класса практикуют сдвоенные уроки, которые позволяют использовать на них школьную лекцию или построить их как практические или семинарские занятия.

Пути совершенствования урока:

  • создание свободной творческой максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам;
  • формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;
  • вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;
  • практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах;
  • организация на уроках условий для творческой деятельности, как учащихся, так и учителя.

Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение. Показатели интеллектуальной активности учащихся на уроке:

Таблица 11.3.

  • полевое проявление: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности и завершить учебные действия, реакция на звонок;
  • свободный выбор познавательной деятельности.

Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.

Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:

1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);

2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;

3 этап – закрепление, систематизация, применение;

4 этап – задание на дом.

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:

– организации работы (1–3 мин);

– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);

– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

Основные компоненты современного урока:

1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.



4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Основные пути совершенствования современного урока следующие:

Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки - тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.

Совершенствование типологии и структуры урока. Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.

Структура урока - это совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах. Структура урока определяется составом и последовательностью его частей (этапов), из которых конструируется любой тип урока. Составные части (элементы) урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Этап урока - это разделение урока на временные отрезки. При описании каждого этапа урока указывается время, отводимое на данный этап. Внутри каждого этапа имеется свое содержание, методы, формы организации деятельности учителя и учащихся. Иногда этапы урока выделяют по его содержанию. Соотношение этапов урока закономерно изменяется в зависимости от содержания и дидактических целей, методов и использования технических средств обучения.

Т.О. Структура урока - это направленная связь компонентов в системе, т.е. направленное взаимодействие этапов урока, взаимодействие, включающее деятельность учителя и учащихся.

Таким образом, содержание учебной дисциплины " Экология ", реализуемое через структуру урока, может быть представлено в виде следующих частей или этапов:

I. Организационный момент

II.Проверка ранее изученного материала (опрос домашнего задания);

III. Актуализация знаний;

IV. Изучение нового материала;

V. Закрепление нового материала (Обобщение и систематизация знаний);

VI. Итог урока или коррекция отметок;

VII. Домашнее задание.

Название типа урока часто определяет "ведущий этап": на уроке изучения нового материала ведущий этап одноименного названия, а части "Проверка ранее изученного материала», этап "Обобщение и систематизация знаний" могут отсутствовать; в структуре урока контроля могут отсутствовать части III и т.д.

Ведущий этап определяет основную функцию урока:

Урок изучения нового выполняет мотивационно-установочную функцию, представляет понятийный аппарат темы, раскрывает в общем виде содержание раздела (темы);

Урок закрепления и повторения; обобщающий урок способствуют реализации плана, представленного на постановочном уроке; включают решение заданий целью усвоения, закрепления, отработки практических навыков и т.д.;

Урок контроля и коррекции знаний предназначен для выявления фактического уровня усвоения темы.

Известно, что структура урока влияет на процесс обучения, благоприятствует или тормозит его развитие. При конструировании любого типа урока нужно учитывать, что дидактическая задача связана со способом организации учебного процесса, а методы обучения определяют подбор педагогических средств.

Проектирование урока предполагает его рассмотрение в содержательной и методической логике учебно-педагогического процесса в целом. Практика школ, педагогические исследования убеждают нас в том, что самая удачная структура урока не может быть универсальной. Свобода выбора структуры урока, методов и средств обучения предполагает научную обоснованность построения урока: логику изложения материала, опору на дидактические принципы и т.п.


Рассмотрим основные типы и виды уроков по экологии и их структуру:

1 тип: Изучение нового материала.

На уроке изучения нового материала деятельность учителя и учащихся включает методы работы, способствующие формированию научных понятий, раскрытию закономерностей в изучаемых процессах и явлениях, подкрепляемых научными фактами, чтобы подвести школьников к определенному выводу, формулировке закона, обучить конкретным методам научного исследования. Указанные задачи предопределяют выбор различных способов организации учебного процесса посредством привлечения опытно-экспериментальных средств обучения.

Виды урока :

Урок-лекция,

Урок с элементами беседы

Урок-семинар,

Лекция с элементами презентации

Урок с демонстрацией опыта,

Урок конференция,

Урок-экскурсия,

Самостоятельная исследовательская работа,

Киноурок,

Смешанный урок.

Цель урока : изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Структура урока:

Урок изучения нового материала включает:

Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

Указание на то, что учащиеся должны запомнить;

Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

Контроль результатов первичного запоминания;

Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Общим для всех этих видов уроков является то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в ходе которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения.

Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Кроме этого, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений.

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Урок, на которых имеет место закрепление, повторение знаний, и формирование умений и навыков может включать следующие виды уроков:

Виды урока:

Урок с решением проблемных задач,

Урок-экскурсия,

Лабораторная и практическая работа,

Деловая игра,

Круглые столы,

Урок - дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III. Эта часть меняется.

IV. Контроль и самопроверка знаний учащихся.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков включает:

Сообщение учащимся цели предстоящей работы;

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

Упражнения на их освоение;

Упражнения на их закрепление;

Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

Упражнения на перенос в сходную ситуацию;

Упражнения творческого характера;

Проверка выполненных работ;

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

Итог урока; задание на дом (если это необходимо).

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков.

Спецификой же их является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы - проблемы для повторения, указывает заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, проводит при необходимости обзорные лекции, задает задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, проводит консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе.

Урок, на которых имеет место обобщение и систематизация знаний, может включать следующие виды:

Виды урока :

Урок-семинар,

Урок-конференция,

Обобщённый урок,

Урок с выполнением самостоятельных письменных работ,

Урок собеседование,

Урок дискуссия, диспут.

В старших классах наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки, на которых учащиеся целеустремленно (отдельно или группами) решают творческие задачи теоретического или практического характера.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

III. Контроль и самопроверка знаний учащихся.

IV. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

V. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)

Обобщающий урок включает:

Организационный момент;

Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

Формулирование выводов по изученному материалу;

Оценка результатов урока;

Подведение итогов;

Задание на дом (не всегда).

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Урок контроля и коррекции знаний позволяет задействовать все имеющееся разнообразие методов проверки: устный опрос; выслушивание специальных сообщений (мини-докладов), письменную контрольную работу по дидактическим карточкам, задачам и упражнениям из специального сборника; письменный отчет по лабораторным, практическим работам или экскурсиям; программированный контроль. Каждый учащийся за один урок может получить 3-4 отметки, что позволяет учителю достаточно разносторонне оценить глубину и диапазон имеющихся знаний, умений и навыков. Урок названного типа не должен превращаться в погоню за обилием оценок, так как в целом подобная работа должна идти на пользу каждому ученику класса.

Представлен следующими видами:

Виды урока :

Урок - зачёт,

Урок-экзамен,

Контрольная работа.

Цель урока : Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

IV. Рефлексия.

Урок контроля и коррекции:

Организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

Постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

Изложение содержания контрольной или проверочной работы. Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

Подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Это наиболее распространенный тип в практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих типов. В процессе изучения нового материала можно организовать его закрепление и применение, а при закреплении осуществлять контроль ЗУН, применение этих знаний в различных ситуациях.

Такой тип урока может быть следующих видов:

Виды урока:

Урок-практикум,

Урок-конференция,

Урок-семинар,

Контрольная работа,

Урок с демонстрацией,

Урок-дискуссия.

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока:

I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).

III. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV. Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V. Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей) может включать:

Организация начала урока;

Проверка домашнего задания, постановка цели урока;

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

Изучение нового материала, в том числе и объяснение;

Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

Подведение итогов и результатов урока;

Задание на дом.

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

Народные традиции в обучении экологии. Согласно Концепции учебного предмета "Экология" существенную помощь в реализации поставленных целей обучения может оказать использование народных традиций. "Традиция (от лат. traditio - передача)- элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени" (Философ, энцикл. словарь, 1963). В качестве традиций выступают нормы поведения, материальные и духовные ценности, обычаи и т.д. Народные традиции как послание коллективного опыта устанавливают историческую связь поколений (В.Я.Пропп, 1946; Войтк Э., 1972).

Традиция как способ передачи информации вызывает у людей определенное отношение, которое со временем приводит к формированию стереотипов, особенно в сфере поступков, нравственных оценок, эмоций. Формируемая народными традициями ценностная система со временем может оказаться важнейшим фактором социально-культурной ориентации общества. В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей природной среды следует строить систему образования так, чтобы любой ребенок, начиная с дошкольного возраста, смог почувствовать, понять и принять идею неразрывной связи человека и природы, то есть постепенно вернуть в сознание людей идею взаимозависимости человека и природы.

Педагогические воздействия традиций на учащихся:

Адаптация: включение индивида с раннего детства в хозяйственное дело;

Обучение: сообщение знаний, показ умений, самостоятельное научение путем подражания; шлифовка мастерства, накопление оригинального опыта.

Формирование: ориентация на определенные ценности духовного и нравственного порядка;

Образование: специальное обучение навыкам (например, ремеслу);

Развитие, тренировка и закрепление навыков, наблюдательность, смекалка, самостоятельный поиск своих приемов и методов;

Уроки экологии позволяют напомнить школьникам о том, что каждый народ, каждая нация имеют свой опыт взаимодействия с природой. Народная культура отношений к природе - кладезь точных и проверенных длительным временем знаний о взаимосвязях в ней. Экологические знания были обязательным условием выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Благоговейное отношение к природе сохранялось в жизни Российского государства, о чем свидетельствуют правовые уложения Киевской Руси; при Петре I самовольная вырубка "корабельного леса" каралась смертной казнью. Природу охраняли не только законы, но и сам народ.

Составной частью традиций является фольклор (от англ. "мудрость народа"); разновидности разговорных жанров фольклора - пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, легенды и др. В произведениях фольклора воплощены общенародные идеи воспитания и национальные традиции, они содержат в себе наставления и поучения, освященные авторитетом поколений и "переданные" нам в освоение.

Фольклор обладает мощной воздействующей воспитательной силой, так как сохраняет для будущих поколений историю, философию, этику народа. Народная культура, как и язык народа, - специфическая окружающая среда, в которой каждый из нас пребывает; знание истоков, уважение к исторической памяти поколений влияют на духовный мир человека, помогают осознать взаимосвязь явлений в природе, единство человека и природы, и в результате способствуют формированию экологической культуры. Народ смог "углядеть", подметить и облечь в яркую запоминающуюся форму экологические закономерности, которые можно использовать в собственной практической деятельности.

Приобщение учащихся к народным традициям - одно из условий формирования национального самосознания, выработки гражданской позиции, реализации творческого потенциала. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре других народов помогают осознать роль каждого народа в историческом развитии, выработать взаимоуважительные принципы межкультурного общения, преодолеть межнациональные барьеры. Глубинное осознание своих корней способствует формированию опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям, к природе. Включение этнокультурного компонента в содержание обучения экологии требует обращения к социально-исторической памяти народа: у учащихся более эффективно формируется система знаний, складывается положительное эмоционально-ценностное отношение к природе.

Для каждого возрастного периода может быть рекомендован свой фольклорный жанр как наиболее эффективный для достижения целей воспитания и развития. Чем старше обучающийся, тем чаще включают в процесс обучения поговорки и пословицы. Специалисты считают их наиболее удобной формой устной передачи знаний из поколения в поколение. Поговорки имеют сложные жанровые особенности, затрудняющие понимание их смысла детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. В пословицах и поговорках в яркой, легко запоминающейся, до предела лаконичной форме обобщаются самые разнообразные знания о природе. Их запоминание развивает память, мышление, расширяет кругозор.

В учебном процессе самобытный характер традиций находит свое выражение в педагогических приемах. Мы включаем пословицы и поговорки в отдельную часть урока экологии - "Азбука народной мудрости" (содержание этой структурной части и ее реализация в школьной практике рассмотрены в третьей главе).

Способы организации учебной деятельности учащихся на уроке экологии. В психолого- педагогической литературе обсуждается мысль о том, что совместная учебно-познавательная деятельность должна вооружать учащихся не только знаниями, но и способами их эффективного усвоения. Поэтому функцией обучения экологии является не только освоение учащимися знаний, но и способов деятельности, в ходе которых знания могут быть получены и реконструированы.

Сама форма организации - урок - предполагает вариабельность отношений в системе "учитель-ученик" и "ученик-ученик", что требует определенных способов педагогического управления познавательной деятельностью учащихся. Основные способы руководства учебной деятельностью учащихся на уроке - индивидуальная и массовая (фронтальная) - складывались на протяжении столетий функционирования школы, сюда же относят и групповые формы учебной деятельности.

Фронтальное обучение предоставляет учителю значительные возможности управления учебной деятельностью учащихся всего класса; коллективные формы учебных занятий создают у школьников психологические предпосылки к учению, стимулируют активность в учебной познавательной деятельности. Однако фронтальное обучение в некоторой степени ослабляет индивидуальные отношения в системе "учитель-ученик", не позволяет учесть индивидуальные возможности каждого конкретного школьника; не учитывает социальные отношения между учащимися, а ведь развитие групповых отношений - важный аспект реальной учебной ситуации, позволяющий создать благоприятную атмосферу для учения.

Индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, использование дифференцированного подхода, тогда как фронтальная его обеспечить практически не в состоянии. Реальным поэтому является наличие определенного процента учащихся, не принимающих активного участия в учебной работе. Нас не может устраивать такое положение, поскольку материал курса "Основы экологии" требует обязательного "вхождения" каждого школьника в изучаемую тему. Поэтому на ряде уроков, содержащих значительный объем информации, требующей не только личного опыта учащихся, памяти, но и активного мышления, мы предлагаем использовать групповые формы работы.

Групповые формы работы (ГФР) на уроке (способы руководства учебной деятельностью). Обучение в группах опирается на следующие положения: 1) идею уникальности личности обучающегося (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.): личность ученика выступает в качестве субъекта деятельности, носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организуемого обучения в школе; 2) концепцию ценностного обмена (Х.Й. Лийметс, Р.Л. Кричевский), осуществляемую в межличностном взаимодействии. В процессе взаимодействия развиваются такие специфические отношения как сопереживание, соревнование, сочувствие, которые реализуются в эмоциональных контактах через сотрудничество, личностное общение и т.п.

Групповая работа приучает к ответственности, подчинению, готовности оказать помощь другим, к партнерству; способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность; позволяет создать для каждого ученика более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность ГФР заключается и в совместном переживании, вызванном решением задач группой и формированием на этой основе своих научных убеждений (В.Оконь, 1990).

В методике обучения экологии действуют общие принципы организации ГФР:

Принцип сочетания: эффективность ГФР выше в случае их сочетания с индивидуальными и фронтальными формами учебной работы;

Принцип "подвижности" групп: комплектование производили в зависимости от целей и задач урока. Если цель урока - достижение усвоения основного материала каждым учеником, то комплектовались группы смешанного состава и "сильные" помогали "слабым"; если ставилась задача усвоения материала в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей учащихся, комплектовали гомогенные группы, каждая продвигалась своими темпами;

Принцип проблемности: задание для ГФР представляет собой проблему, решение которой и стимулирует активную деятельность школьников;

Принцип коллективной ответственности: группа отвечает за усвоение материала каждым ее членом; "взаимообучение" в группах проходит в напряженной работе и дает хорошие результаты;

Принцип наглядности представления результатов работы: результат работы группы был оформлен наглядно в нескольких вариантах (на доске по заранее заготовленной форме таблицы; в групповом листе отчета, выдаваемом каждой группе; в виде опорного конспекта, составляемого каждой группой);

Принцип дифференцированного подхода к обучению: развитие учащихся в соответствии с их способностями;

Учет принципов комплектования групп: зависимость от конкретных целей обучения и воспитания; сменности лидеров и варьирования состава группы.

Поделиться