Что такое в школе. Что такое коррупция в школе? Как с ней бороться? Школы в России

Поступление в школу

Коррупция в школах начинается с приёма детей в первые классы. Такое происходит, в основном, в городах, где есть возможность выбора школы. Многие родители стремятся записать своих детей в лучшие школы, как результат возникает конкурс и желание повлиять на результаты зачисления.

Как это выглядит: любая просьба заплатить «вступительный взнос» при приеме ребенка в первый класс (сумма варьируется от 2000 руб. до 300 000 руб. (и более). Средняя сумма взятки за поступление в престижную районную школу составляет порядка 20 тыс. рублей. Расходы на элитную школу выше на порядок в среднем, от 150 до 250 тыс. рублей.

Способы противодействия:

  1. Вернуться к территориальному принципу набора в школы, когда первоклассник может пойти в школу только в том районе, где он зарегистрирован.
  2. Оставить текущий принцип набора, но разработать новые четко регламентированные правила приема в школу.

Сдача ЕГЭ

Коррупция также коснулась и новой государственной экзаменационной системы ЕГЭ, через которую необходимо пройти, чтобы поступить в университет.

Известно немало случаев подтасовки результатов, фальсификаций, нарушения процедуры его проведения. Причем часто в этом участвуют сами учителя. Они помогают исправить результаты ЕГЭ, подсказывают, открывают информацию и даже порой решают за учеников экзаменационные задания.

Так, в Ростовской области 70 учителей были пойманы с поличным, когда выполняли задания в экзаменационных листах своих учеников. Каждый из них заплатил им по 40000 рублей. Бывают случаи, когда ученики покупают аттестаты напрямую у экзаменационной комиссии.

Способы противодействия:

  1. Строжайший контроль государственных и правоохранительных органов над сдачей ЕГЭ, выборочные проверки, совершенствование технологии проведения экзамена и мониторинг системы.
  2. Введение системы комбинированных экзаменов тесты и устные экзамены.
  3. Сдача ЕГЭ при помощи компьютерных терминалов, исключающих возможность подтасовки на местном уровне.

Школьные поборы

Родителей нередко просят дать денег на приобретение нового оборудования, учебников, покупку продуктов питания или оплату ремонтных работ в учреждении.

Как это выглядит: требование классных руководителей на родительских собраниях внести наличными без каких-либо квитанций крупную денежную сумму на ремонт классов, на их оборудование компьютерной техникой, покупку учебных материалов, книг, мебели, телевизоров, отопление и так далее. Проходящие по заявлениям проверки часто не выявляют коррупционной составляющей, так как родителей вынуждают подписывать бумаги о «добровольности» пожертвований.

Помните, что выплата крупных денежных средств наличными директору или преподавателямявляется нарушением закона . Если вы выплачиваете незначительную сумму денег преподавателю, классному руководителю, например, на билеты в театр, подарки детям и прочие незначительные траты, перед вами должны в любом случае отчитаться, как и куда были потрачены ваши деньги. Существует тонкая грань между коррупцией, поборами в школе и незначительной материальной добровольной финансовой помощью классу (билеты в театр, подарки детям и пр.), которая не нарушает закон.

Варианты противодействия:

  1. Отказ от получения наличных денег и переход к перечислению средств на счета, открываемые для добровольных взносов родительскими комитетами.
  2. Отказ родителей от подписания заявлений о добровольности пожертвований.

Кажется, что дети являются самыми милыми и добрыми существами на планете. Однако по факту оказывается обратное. Именно в школьном возрасте дети более всего проявляют агрессивное поведение. Буллинг – частое явление среди детей, где происходит травля, насилие, преследование одного ребенка другим или даже целым коллективом. Сами дети не будут решать проблему, жертва будет страдать. Бороться должны учителя и родители, чтобы не происходил буллинг в школе.

Интернет-журнал сайт называет детский буллинг своеобразным инстинктивным поведением, когда слабое звено в коллективе вызывает желание устранить ее. В природе тоже существует буллинг. Животные убивают себе подобных, когда те являются слабыми, больными, недоразвитыми. Другими словами, это эволюционный механизм самой природы, которая направлена на то, чтобы в мире выживал только сильнейший, здоровый, генетически развитый.

Буллинг возникает на основе желания детей устранить из своего общества того, кого они считают слабым, немощным, неблагополучным, то есть эволюционно негодным для дальнейшего развития и выведения своего потомства. Но поскольку речь идет о людях, буллинг становится отрицательным явлением. Больше всего психологически страдает жертва, которой может стать ребенок:

  1. Из семьи с низким достатком или из неблагополучной семьи.
  2. Слабый.
  3. С физическими проблемами.
  4. Хорошо обучающийся (как его называют «ботан»).
  5. Застенчивый.
  6. С талантами.
  7. Нерешительный.
  8. Отсталый в интеллекте или психике.

Простыми словами, буллингом является агрессивное поведение детей по отношению к конкретному лицу. Причем это является не просто неприятием какого-то лица, поскольку он значительно чем-то отличается, а целенаправленная его травля. К постоянно, ежедневно осуществляется , насмешки, издевательства.

Что такое буллинг?

Следует отличать моббинг и буллинг – два вида преследования . Под буллингом понимается преследование, избиение, насилие, террор, травля, то есть физическое воздействие на жертву, которую человек или целый коллектив желает устранить. Моббинг предполагает моральное, психологическое насилие – распускание сплетен, обзывания, насмешки, жестокие шутки, игнорирование.

Буллинг на сегодняшний день – распространенное явление среди детей. Если вам кажется, что такого раньше не было, то вы ошибаетесь. Около половины детей испытывали на себе физическое насилие, а приблизительно 20% детей сами становились инициаторами буллинга.

Буллинг базируется на неравенстве сил (численных, психологических или физических), что вызывает острую реакцию у жертвы и неспособность защитить себя. Обычно буллинг осуществляется сильным человеком, который может надавить на слабое место жертвы:

  1. Выносливые и сильные травят слабых.
  2. Группа детей нападает на одиночек.
  3. Лидеры групп задирают неустойчивых психически.

Школьный буллинг обычно носит форму, когда старшеклассники устраивают дедовщину и начинают травить отдельных лиц с младшей школы. Они отбирают у них деньги, игрушки, телефоны, обеды и пр. Уже в средней школе буллинг часто переходит в моббинг – когда начинают распускаться сплетни, весь класс игнорирует или тотально бойкотирует против кого-то, унизительно шутит или насмехается над жертвой.

Буллинг чаще начинается с агрессивного поведения одного человека (с целью повышения своей самооценки, привлечения внимания, демонстрации своего доминирования, лидерства) по отношению к другому. Здесь окружающие дети разделяются на три группы: поддерживающие буллинг, защищаю жертву и сторонние наблюдатели, которым все равно, что происходит. Если жертва себя никак не защищает, занимает позицию принятия того, что над ней происходит насилие, это может вызвать гнев и раздражение у тех, кто ее ранее защищал. В лучшем случае бывшие помощники жертвы уйдут в сторону, когда им все равно, что происходит. Но нередко бывшие защитники жертвы вскоре сами становятся теми, кто на нее нападает, поскольку возмущены ее поведением.

Буллинг всегда возникает там, где личность может быть обесценена, для коллектива это нормально. При этом жертва часто теряет способность каким-либо образом удовлетворять свои потребности и нужды в коллективе, сначала впадает в апатию, а затем неосознаваемую агрессию. Если человек воспитывается родителями так, что человеческое достоинство превыше каких-то норм и общепринятых правил, тогда буллинг в таком коллективе будет отсутствовать.

Жертвой становится личность:

  • Выделяющаяся на фоне остальных в одежде, внешности, способностях, вкусах и пр.
  • Не вписывающаяся в понятие нормы.
  • Новые члены коллектива, которые не желают себя вести так, как принято в группе.
  • С повышенной чувствительностью, которую легко обидеть, что позволяет получить заряд положительной энергии.
  • Случайный ребенок, который стал жертвой сначала травли (психологической или моральной) со стороны авторитета – родителей или учителей. Поначалу учитель при всем классе унижает конкретного ученика, а затем и весь класс подхватывает дозволенное поведение, начинает травить жертву.

Буллерами тоже становятся не все дети. Здесь должны иметься предпосылки для возникновения буллингового поведения по отношению к другим детям:

  1. Отсутствие заботы и любви, граничащие с равнодушием со стороны родителей.
  2. Отсутствие авторитетов и запретов, незнание норм поведения и неумение выстраивать доброжелательные отношения.

Буллеры на самом деле испытывают агрессию и боль внутри себя по отношению к родителям, которые не дают им любви. Поэтому они ищут способы высвобождения своих переживаний. Они ищут слабых и немощных, над которыми могут доминировать, что и позволит им ощутить власть над чужой жизнью, поскольку своей они не могут управлять.

Буллеры делят мир на черное и белое. Они четко разделяют людей на своих и чужих. При этом тщательно выбирают тех, с кем будут общаться (подходят лишь те, кто достоин их внимания). Буллеры боятся одного – поражения, поэтому они выбирают в жертвы не слабых, а тех, кто не сможет им ответить.

Буллинг приводит к негативным последствиям для всех участников процесса. Жертва приходит к:

  1. Наркотической или алкогольной зависимости.
  2. Проблемам со сном, потере аппетита.
  3. Снижению обучаемости, психической деятельности.
  4. Психологическим проблемам.
  5. Прогулам.
  6. Выбору профессии, которая не связана с общением с другими людьми и работой в коллективе.
  7. Одиночеству по жизни.

Буллеры тоже приходят к негативным последствиям:

  1. Социальная нереализованность, поскольку их модели поведения не помогают им во взрослой реальной жизни.
  2. Трудности в общении с людьми, поскольку они их ненавидит.
  3. Личностные нарушения.
  4. Преступные действия.

Буллинг часто наблюдается в школьной среде, где дети наиболее беспощадны из-за накопившегося внутреннего напряжения. Буллинг может носить различный характер, начиная от толканий в коридоре и дергания за косички и кончая избиениями, порезами, порчей имущества.

Буллинг может носить пассивный характер, когда жертву просто игнорируют, устраивают ей бойкот, не вовлекают в общественную жизнь класса, и активный характер, когда жертву постоянно физически избивают, насмехаются, распускают сплетни, угрожают или шантажируют.

Самый легкий вариант буллинга – словесные оскорбления, насмешки, угрозы, проклятия. Поскольку у современных детей имеются различные технические приспособления, развивается так называемый кибербуллинг – когда жертву различными способами оскорбляют и унижают в сети Интернет в социальных сетях. Здесь используются словесные угрозы, насмешки, оскорбления, видео и фото, которые являются реальными или смонтированными и выставляют жертву в самом худшем свете.

Причинами буллинга называются:

  1. Личная нереализованность внутренних потребностей ребенка.
  2. Модель поведения родителей, которых копирует ребенок. Взрослые тоже кого-то унижают, оскорбляют, подобным образом относятся к ребенку.
  3. Поведение учителей, которые профессионально выгорели, обладают низкой квалификацией или личностно не созрели. Такие учителя позволяют себе унижать учеников, сравнивать их, неадекватно наказывать. Дети перенимают такую модель поведения в адрес того, к кому учитель пренебрежительно относится.

Остановить буллинг в первую очередь могут сами ученики. Буллер может остановиться в своих действиях, если на него повлияют взрослые. А вот жертва может сама стать сильной либо воспользоваться силой и помощью своих защитников, когда они у нее появляются.

Как остановить детскую травлю?

Жертве нужно обратиться за помощью к взрослым (родители, учителя, старшие братья и сестры), чтобы получить от них поддержку. Буллера следует останавливать более сильными личностями, однако никакие доводы не помогут. Здесь нужно лишить буллера зрителей, на которых он и работает. Ведь пока есть зрители, он и проявляет свою агрессию, тем самым показывая, какой он сильный и могучий.

Если буллинг происходит во время урока, то учителям следует останавливать изложение материала и переходить к воспитательным мерам. Ведь школа должна не только давать знания, но и заниматься моральным воспитанием детей.

Дома родители как жертвы, так и буллера должны уделять своим детям должное внимание. Здесь нужно общаться с детьми, выслушивать их переживания, интересоваться их мнением, проявлять терпение, особенно в первое время, пока ребенок будет закрыт.

Если ребенок оказывается буллером, то родителям не нужно его наказывать, поскольку это лишь еще больше отдалит его от взрослых. Нужно откровенно поговорить, что толкает ребенка на подобное поведение. Что стоит за желанием ребенка причинить вред другому школьнику? Если родителям не удается это выяснить самим, тогда нужно воспользоваться помощью психолога (хотя бы школьного).

Достаточно часто оказывается, что жертвами и буллерами становятся дети, которые проживают в одинаковых семейных обстановках. Только один ребенок выбирает позицию агрессора, а второй – беспомощного человека. Однако буллер и жертва одинаковы в своих бедах, поэтому притягиваются друг к другу.

Профилактика буллинга

Буллинг можно предотвратить, если над этим будут работать взрослые – и родители, и учителя:

  1. Внутри семьи создавать комфортную обстановку, где желания и мысли ребенка слышатся, а потребности максимально удовлетворяются.
  2. Учителя должны должное внимание уделять не только обучению материала, но и воспитанию детей. Создавать внутри класса обстановку взаимоуважения и взаимопомощи.
  3. Исключить просмотр детьми фильмов, передач и сериалов, где демонстрируется насилие и неуважение к другим людям.
  4. Нужно заниматься воспитанием определенных качеств характера, которые будут способствовать мирному сосуществованию с другими людьми.
  5. Обучать моделям поведения общения и контакта с другими детьми.

Итог

Буллинг – это отношения между сильными и слабыми, где люди делятся и четко занимают свои позиции. Нередко это возникает в коллективах, где существует иерархия. Буллер старается занять лидирующую позицию. И единственным доступным способом, который понятен любому ребенку, является применение насилия словесного или физического, поскольку, скорее всего, эта модель поведения знакома ему при наблюдении за своими родителями.

Поговорим о государственной массовой школе, большой или маленькой, городской или сельской, самой обычной, которую видно из окна.

Посмотрим на сегодняшнюю школу

1. Следует признать, что не смотря на все изменения, все новшества, которые привнесены в нашу школу за последние 10-20 лет, она не стала лучше. Она не выдаёт тот результат, который от неё сегодня ожидается. И перспектива улучшений не просматривается.

2. Те успехи, которые демонстрируют отдельные школы, достигаются скорее благодаря успешным действиям отдельных коллег на местах и скорее вопреки общим установкам «сверху».

3. Те «звёзды», которые зажигаются в школах здесь и там, возникают благодаря врождённой одарённости самих детей и хорошо, если не вопреки работе школы.

4. Большинство (больше половины) учеников не усваивают содержание образования и выпускаются из школы неготовыми делать эту жизнь лучше.

Жестко, быть может тенденциозно, но в целом как есть.

Что не так с нашей школой?

Давайте попробуем нарисовать идеальную школу, ту школу, которая должна быть. Из сравнения идеальной картины с реальной можно будет вывести предмет реформы.

Из Википедии: «Школа — это учебное заведение для получения общего образования».

Ключевое слово здесь – ОБЩЕЕ. Оно используется в значении «не ограниченное какой-либо специализацией» (Большой толковый словарь). Это значит, что школа даёт ребёнку универсальное, базовое образование, получив которое, он должен быть полностью готов к взрослой жизни в современном обществе, в том числе к освоению любой выбранной профессии. Общие знания, общие умения, общие навыки, необходимые каждому человеку в жизни, чем бы он ни занимался.

Если присмотреться повнимательнее к слову ОБЩЕЕ, то можно увидеть больше.

Общее образование ещё и потому ОБЩЕЕ, что оно делает нас ОБЩЕСТВОМ. Чтобы жить вместе и понимать друг друга, у нас должно быть что-то общее, одинаковое для всех, то, что нас объединяет, оттолкнувшись от чего, мы можем выстраивать ОБЩЕНИЕ и через общение достигать понимания.

Школа призвана дать эту базу ВСЕМ И КАЖДОМУ. Именно в этом её главное предназначение, а всё остальное – через это, после этого, плюсом к этому, но никак не вместо!

Роль государства

Государство как представитель заказчика (родителей и учащихся) определяет, организует, финансирует и контролирует работу школ. Задача выполнима при формировании единого для всей страны образовательного пространства.

На деле это означает:
1. Единая структура всех общеобразовательных учреждений;
2. Единые государственные стандарты образования;
3. Единые для всей страны образовательные программы;
4. Единые для всей страны учебные материалы;
5. Единые для всей страны технологии обучения;
6. Безусловная доступность образования для всех детей.

Государство наряду с построением массовых школ обеспечивает существование специальных школ для особо одарённых детей, работающих с превышением требований госстандарта по образовательным программам повышенного уровня. Такие школы, как правило, имеют профильный характер, дети обучаются в них с отрывом от семьи. Поступление в такую школу осуществляется на основании вступительных испытаний.

Государство осуществляет текущий мониторинг и анализ существующей системы образования, разработку, апробирование и внедрение новых программ и технологий обучения.

Государственные программы разрабатываются для всех предметных курсов, для метапредметных курсов, для внеклассной, воспитательной, проектной и научной работы.

Педагог вправе разработать и использовать собственную образовательную программу. Такая программа может дополнять, но не заменять обязательные государственные образовательные программы. Авторская программа должна быть обеспечена учебно-методическим сопровождением и получить положительное заключение экспертов.

Задачи школьного образования

Школьное образование разделяется на три уровня: начальная школа, основная школа и средняя школа. Сегодня законом об образовании к общему образованию отнесено ещё дошкольное образование, но действующим ФГОСом оно признано необязательным.

У каждого уровня общего образования – свои задачи. Все они определены соответствующими ФГОСами. При всём моём уважении к этим документам я позволю себе сформулировать своё понимание каждого уровня, необязательно совпадающее с официальным.

Главная задача начальной школы — научить детей читать, писать и считать на русском языке. Но самое главное здесь — НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ. Это означает предоставить всем детям технологию, владея которой каждый сможет изучить всё, что угодно. Сегодня эта технология не преподаётся в школе, отсюда и результаты. Навыки применения технологии обучения отрабатываются учениками начальной школы так тщательно, чтобы владение ими обеспечило беспроблемное изучение ими программы основной школы.

Начальная школа может предоставлять что-то сверх того, но при условии, что главную свою задачу она выполняет для ВСЕХ учеников. Только подтвердив своё умение учиться, школьник может быть переведён в основную школу.

Главная задача основной школы – те самые основы, которые должны быть сформированы у каждого человека, тот минимум знаний, который должен получить КАЖДЫЙ новый человек. Это не только базовые истинные данные, накопленные человечеством, но и опыт их применения, в том числе для добывания новых знаний, построения отношений, постановки и достижения целей. Итогом обучения в основной школе должно стать осознание каждым школьником своего предназначения в жизни и в обществе и готовность сделать выбор.

Главная задача средней школы – подготовка к получению высшего образования. Это означает углубленное изучение узкого набора общеобразовательных предметов и наук на уровне, достаточном для поступления и успешного обучения в высшем учебном заведении выбранного профиля.

Что касается необязательного уровня дошкольного образования, то его главная цель – ребёнок, свободно владеющий разговорной речью, понимающий правильное значение чётко определённого минимума слов и умеющий правильно их применять в устной речи, имеющий навыки общения.

Нормативные сроки освоения каждого уровня устанавливаются ФГОСами. Индивидуальные сроки освоения каждого уровня определяются способностями ученика и могут сильно отличаться от нормативных.

Содержание образования

Содержание каждого уровня общего образования определяется государством. Государство обеспечивает разработку, экспертизу, апробирование, утверждение и производство всех соответствующих учебных материалов для ученика и учебно-методических материалов для учителя. Педагоги школ, не являющихся экспериментальными площадками, не составляют планов и программ, не разрабатывают и не изготавливают обучающие материалы, за исключением предметов и циклов школьного компонента.

Все учебные материалы и программы общего образования, в том числе «парциальные», являются одинаковыми для всех школ. Индивидуальная траектория обучения каждого отдельного школьника обеспечивается только временем, необходимым ему для изучения материала или программы и возможностью выбора более сложной программы или дополнительного курса.

Школьник, успешно освоивший программу начального образования, например, за три или за два с половиной года, переводится в основную школу, не дожидаясь одноклассников. И наоборот, школьник, не освоивший программу начального образования за четыре года, не переводится в основную школу до тех пор, пока не освоит её. Этот же принцип действует и в основной школе: школьник, обучающийся быстрее «нормы», оканчивает основную школу раньше; школьник, не освоивший программу основного образования за пять лет, получает дополнительное время, чтобы сделать это (но не более двух лет), либо выпускается через пять лет со справкой для продолжения обучения в форме самообразования.

Учебники и другие рабочие материалы школьника каждой ступени образования написаны таким образом, что любой ученик в состоянии самостоятельно изучать и понимать изложенный материал. По каждому предмету или курсу скомпилирован и принят один набор школьных учебных материалов. Альтернативные учебные материалы существуют и доступны для самостоятельного изучения.

На федеральном уровне разработаны, утверждены и изданы толковые словари школьника для каждой ступени образования. Каждый такой словарь содержит полный набор слов и терминов, используемых на данном и предыдущих уровнях образования и обязательных к изучению и усвоению выпускниками данного уровня. Учебные материалы школьника любого уровня общего образования не могут содержать новые слова без полного их разъяснения на странице первого употребления.

Оценки и прочее

Оценка «успеваемости» ученика учителем (школой) отсутствует. Ученик либо усвоил программу (зачёт), либо не усвоил (незачёт). Личная успешность отдельного ученика определяется его скоростью освоения учебных программ.

Основу портфолио ученика составляет перечень освоенных им за время обучения в школе программ и курсов, в том числе дополнительного образования.

Домашние задания не практикуются. Вся работа учащихся происходит в школе. Школьные портфели остаются в прошлом.

Родители в учебный процесс не вовлекаются. Участие родителей во внеклассной работе приветствуется.

На этом я пока остановлюсь. Давайте немного пообщаемся, чтобы лучше понять, куда двигаться дальше. Приглашаю к разговору всех, кто видит проблемы школы, владеет навыками делового общения и устал ждать манны небесной.

Андрей Шалаев

https://pedsovet.org/beta/article/cto-takoe-skola

Происхождение термина

Первоначально греческое σχολή означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге» (напр. Платоном), затем - «учебные занятия», «беседа философов» (напр. у Плутарха). В русский язык слово пришло не напрямую, а через латынь и польский язык.

Типы школ

Служат для получения

  • основного образования
  • профессионального образования
  • специального (религиозного и т. п.) образования

Процесс обучения

Распределение школьного времени

Школьное время, в общем и целом распределяется на три этапа: урок, перемена и «продлёнка». Урок и перемена чередуются между собой некоторое количество раз, а «продлёнка» завершает учебный день.

  • Урок - занятие школьников по предметам
  • Перемена - отдых между уроками
  • «Продлёнка» (полн. Группа продлённого дня, ГПД) - нахождение ученика в школе после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность подготовки уроков), если нет возможности нахождения ребёнка дома.

Оценки

В школах не различают оценки (как качественную информацию обратной связи при обучении) и отметки (количественное выражение оценки). Поэтому оценкой называют всё: и отметки, и собственно оценки. Оценки в российских школах ставятся, как правило, по пятибалльной системе (от 1 до 5). Неудовлетворительными являются оценки 1 и 2 (официальное название - неудовлетворительно ). Оценка 3 (официальные названия - удовлетворительно или посредственно ) является минимальной удовлетворительной оценкой и, как правило, считается недостаточно высокой. Оценка 4 (официальное название - хорошо ) часто считается «выше средней». Оценка 5 (официальное название - отлично ) является лучшей возможной.

Уровень знаний в 3 балла и выше называется успеваемостью , в том числе в 4 балла и выше - качеством знаний (например, в официальных документах: «успеваемость по классу - 80 %, качество знаний - 70 %» - то есть 80 % учеников имеют оценку 3 балла и выше, из них 70 % - 4 балла и выше).

Иногда к оценке добавляется плюс или минус. Например, оценка 4+ (4 с плюсом) выше, чем 4, но ниже, чем 5− (5 с минусом), а 5− ниже, чем 5. Как правило, плюсы и минусы в дальнейшем не учитываются. За четверть, за год и в аттестат оценки с плюсом или минусом не ставятся. К неудовлетворительным оценкам (1 и 2) плюсы и минусы практически никогда не добавляются. Оценка 1- ставится очень редко. Существуют полуофициальные «правила», запрещающие в официальных документах (например, в классных журналах) употреблять плюсы и минусы. Кроме этого подразумевается определённая механика вывода «рубежной отметки» (за четверть, полугодие, семестр, триместр) из текущих отметок. Чаще всего этот механизм сильно похож на расчёт среднего арифметического с приоритетом последних значений.

Есть и дифференцированная система оценок (10-балльная, 12-балльная и даже 20-балльная). 20-балльная является основной системой оценок в школах Франции , 12-балльная - в школах Украины , а 10-балльная - в школах Белоруссии , Молдавии , Латвии , Литвы , Грузии . Также существуют буквенные и иные системы оценивания знаний.

Школы в СССР

Школы в России

В большинстве школ принята 5-дневная рабочая неделя (выходные - суббота, воскресенье) или 6-дневная (выходной - воскресенье), ежедневно по 4-8 уроков (согласно новым СанПиН, не более 5 в 1-4 классах, не более 6 в 5 и 6 и не более 7 в 7-11 классах). При такой системе приняты уроки длиной 45 минут (бывают короче, но, как правило, не менее 35 минут). Уроки разделяются переменами по 5-20 минут каждая. Кроме обучения в классах ученики выполняют домашние задания (для младших школьников задания на дом, по усмотрению учителя, может и не быть).

профильные): с углублённым изучением ряда предметов - иностранного языка, физико-математические, химические, инженерные, биологические и т. п. От обычных отличаются дополнительной учебной нагрузкой по предметам специализации. В последнее время развивается сеть школ полного дня, где дети не только получают общее образование, но с ними проводится большой объём внеурочной работы, действуют кружки, секции и другие объединения дополнительного образования детей .

Кроме общеобразовательных школ в России, есть и - музыкальные , художественные, спортивные

Численность школ в РФ за 2005-2010 годы сокращена на 12 377 единиц .

Современная школа в различных странах

в Германии

«Бисмаркшуле»

Система оценок знаний в количественной форме в Германии прямо противоположна российской. Высшим баллом считается единица, наихудшим баллом шесть. По объёму предлагаемых знаний школы Германии отличаются весьма сильно. На первом месте стоит гимназия, на последнем - основные школы. Переход ученика из школы одного типа в школу с более высокими требованиями к знаниям чрезвычайно затруднён.

в Швейцарии

Все школы в Швейцарии делятся на 2 типа: государственные и частные. Все государственные учебные заведения бесплатные, в них учится большинство местных жителей. Все государственные школы работают по национальной системе образования - Matura, которая считается одной из самых сильных в мире. Ее главной особенностью является обязательное изучение 3 языков - двух государственных на выбор и одного иностранного. Швейцария состоит из трех частей - немецкой, французской и итальянской. Соответственно, в каждой части страны учебные заведения работают по различным вариантам национальной программы - франкоязычная Matura, немецкоязычная и италоязычная, каждая из которых максимально приближена к школьным стандартам соседних Германии, Франции и Италии. Соответственно, эти программы считаются эквивалентными друг другу.

Частных школ в Швейцарии более 250, в них в основном учатся иностранцы. Частные школы Швейцарии известны во всем мире: согласно данным Forbes они преобладают в списке самых престижных и дорогих учебных заведений мира . Эти школы создавались под влиянием идей знаменитых педагогов и психологов Иоганна Песталоцци , Жана Пиаже , отца Жирара, Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера . Сильной стороной швейцарских школ считается направленность их программ на гармоничное развитие личности (духовное, интеллектуальное и физическое), на развитие самомотивации к учёбе.

Частные школы рассчитаны на иностранцев, а потому работают они фактически по всем международно признанным национальным стандартам школьного образования. А есть и ноу-хау: изобретенные именно в Швейцарии специальные школьные программы:

  • Международная программа IB (International Baccalaureate), призванная за 3-4 года подготовить ученика к поступлению в лучшие университеты мира.
  • Finishing School, - школа для девушек, где помимо качественного образования научат и дипломатическому этикету, и хорошим манерам.

Аттестаты о полном среднем образовании всех швейцарских школ, вне зависимости от программы обучения, признаются во всей Европе, а также Америке, Австралии и других странах. Для зачисления в любой вуз необходимо наличие проходного балла и подтверждение знания языка преподавания.

Список школ Швейцарии

в Туркменистане

Образовательные учреждения, дающие общее среднее образование включают в себя общеобразовательные школы, лицеи и гимназии . Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая. Учебный год делится на четыре четверти . Между каждыми четвертями есть каникулы («летние», «осенние», «зимние» и «весенние»). В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года - годовая оценка. Иногда вместо или вместе с оценками за четверть ставятся и оценки за полугодие. При неудовлетворительных годовых оценках, ученик может быть оставлен на второй год.

Обычно в общеобразовательное учреждение поступают в 6 или 7 лет; оканчивают в 16 или 17 лет. Таким образом, обучение продолжается 10 лет.

Обучение 10 лет является обязательным для всех детей. После окончания 10-го класса ученик получает свидетельство о полном среднем образовании (в Туркменистане - Аттестат о среднем образовании). Для поступления в высшее учебное заведение обычно требуется полное среднее образование: аттестат средней школы, либо документ об окончании среднего профтехучилища, либо диплом техникума.

В большинстве школ принята 6-дневная рабочая неделя (выходной - воскресенье), ежедневно по 4-7 уроков. При такой системе приняты уроки длиной 45 минут. Кроме обучения в классах ученики выполняют домашние задания (для младших школьников задания на дом может по усмотрению учителя и не быть).

Каждый год, начиная с 3 класса, ученики сдают экзамены. В конце последнего класса, ученики сдают государственные экзамены по части предметов. По результатам этих экзаменов и годовых оценок выставляются оценки в аттестат зрелости. По тем предметам, по которым нет экзаменов, в аттестат ставится годовая оценка.

В системе общего образования могут также быть специализированные средние школы или отдельные классы (предпрофильные и профильные): с углублённым изучением ряда предметов - иностранного языка, физико-математические, химические, инженерные, биологические и т. п. От обычных отличаются дополнительной учебной нагрузкой по предметам специализации.

Кроме общеобразовательных школ в Туркменистане, есть и учреждения дополнительного образования детей - музыкальные , художественные, спортивные и т. д., которые не решают задач общего образования, а ориентированы на цели развития у детей творческого потенциала, выбора ими жизненного самоопределения, профессии.

См. также

  • Учебные предметы

Примечания

Приветствую вас, дорогие читатели! Мы с вами затронем такую болезненную для многих детей и родителей тему, как буллинг: что это такое, знают не все. Если вы впервые слышите слово «буллинг», это еще не означает, что вы или ваш ребенок не сталкивались с этим явлением в реальности. Разберемся, что подразумевается под необычным иностранным названием.

Буллинг в школе

Удивительно, но аналогов слову «буллинг» в русском языке нет. Так собирательно называют сознательный террор, направленный против ребенка со стороны одного или нескольких детей из его окружения. Само английское слово означает «хулиган, драчун, забияка» и т.д. Иными словами, это моральные или физические издевательства, которым может подвергнуться любой школьник.

Впервые буллинг как социальное явление заметили в Англии в 1905 году, хотя нельзя сказать, что травля отдельно выбранного человека в детских и подростковых коллективах не существовала до этого времени. С тех пор разговоры о нем не утихают в среде педагогов и психологов. По статистике, от 4 до 50% детей сталкиваются с травлей. Это могут быть единичные случаи или регулярная тактика.

Последнее время буллинг имеет место не только в начальной школе, но даже в детских садах. Дети по своей природе жестоки и пока не умеют сдерживать эмоции и находить компромиссы. Если они кого-то невзлюбили, жертву ожидают нападки и даже побои.

Подростковый буллинг может быть еще более жестоким, поскольку в этот период дети подвергаются меньшему контролю со стороны родителей. В то же время идет становление отношений между полами, и для некоторых детей этот процесс проходит болезненно.

Существует несколько видов травли в рамках одного коллектива:

  • Физический . Он может колебаться от побоев до серьезного членовредительства.
  • Поведенческий . С ребенком сознательно не вступают в контакт, не разговаривают, распускают сплетни, крадут или портят личные вещи, наговаривают.
  • Вербальный . Выражается в подколах, кличках, обзывательствах, оскорблениях.
  • Кибербуллинг . Это атака в соц. сетях, выкладывание в интернет неприглядных видео, фото, текстов.

Причиной буллинга может стать что угодно: внешний вид жертвы, особенности поведения, манера говорить и т.д. Слабые в моральном или физическом отношении дети, не умеющие себя защищать, тоже могут стать предметом травли.

В качестве агрессоров, как принято считать, выступают дети из неблагополучных семей. Но сегодня ситуация изменилась. Ситуацию буллинга могут создать и малыши из богатых семей, где родители ощущают собственную вседозволенность и одновременно мало занимаются детьми и не уделяют им внимание.


Вопрос о том, как бороться с буллингом, довольно сложный, ведь диагностика явления затруднена. Одно дело, если ситуация закончилась побоями (в качестве доказательства их можно представить в детской комнате милиции), и совсем другое дело, если травля происходит по интернету или в разговорах.

В последнем случае требуется очное разбирательство в присутствии родителей обидчика и жертвы, педагогов, психологов. Если факт буллинга будет признан большинством, в том числе специалистами, необходима срочная профилактика в группе.

Работа должна проводиться педагогами, психологами, иногда требуется вмешательство других специалистов, в частности медиков. Буллинг – проблема не одного человека, а группы. Если ваш ребенок стал жертвой, ни в коем случае не обвиняйте его. Виновата группа, а не отдельный человек.

Ситуация ухудшается еще и тем, что родители и педагоги сами потакают агрессорам. Если в семье родители страдают нарциссизмом, считают себя успешными и лучшими во всем, или занимаются рукоприкладством, их стиль поведения будет копировать ребенок.

Наоборот, чересчур интеллигентные родители, которые не умеют за себя постоять, не стремятся решать конфликты, а предпочитают их обходить стороной, потенциально воспитывают жертву.

Масла в огонь подливают и педагоги, выделяя в классе лучших учеников или показывая мимикой, поведением, что какой-то ребенок их не устраивает. Так потенциально детская группа делится на агрессоров и жертв.

Канистерапия, как профилактика буллинга


В последнее время популярность набирает технологии канистерапия как средство профилактики буллинга. Это психотерапия, где лечение проводят собаки под руководством тренеров. Чтобы заслужить уважение животного, человек должен уважать себя и других, но при этом не ощущать себя жертвой.

Общаясь с собаками, дети учатся равноправию и признанию прав других людей. Методика уже получила негласное признание, хотя официально как метод психотерапии в России пока не утверждена.

О себе и буллинге

От себя хочу сказать, что испытала это явление на себе в школе. Со стороны одноклассницы я слышала издевательства в свою сторону, а последней каплей стало то, что она повытирала ноги об мою одежду. В прямом смысле этого слова. Конечно, у меня была паника и что делать я не знала.

Я приходила домой и плакала. И тогда мама отправила меня в секцию карате. Вы знаете, там нашлись люди, тренеры, которые показали, что я сильная, многое могу, меня уважают и это прибавило мне уверенности на 1000%.

Как сейчас помню, последнее ее издевательство было в спортивном зале на уроке физкультуры. Я треснула ее, захватила и сказала что-то очень грозное. Слов не помню. Помню что мальчишки нас разнимали, а после этого все прекратилось. И отношения в классе стали на много лучше.

Я была другая, уверенная. Я уже ничего не боялась.

Прошло уже много лет, вспоминая все это, могу сказать, что такие ситуации очень закаляют. В жизни такого на много больше и этот первый жизненный урок я прошла уже в школе на «отлично».

Моббинг и буллинг

Моббинг – понятие, очень похожее на буллинг. Их часто путают, поскольку суть их действительно тяжело различить. Проводя границу между понятиями, психологи говорят о том, что моббинг – это коллективная травля, а буллинг осуществляется один на один.

В чем отличие, сможет сказать только специалист, поскольку сегодня в употреблении понятия часто путают и вместо моббинга употребляют буллинг как более популярное и распространенное.


Говоря о моббинге, чаще подразумевают травлю коллег по работе. Но явление встречается и в ученическом коллективе. Есть и другое обозначение. Моббинг – противостояние, направленное против группы, пользующейся преимуществом, более слабой или имеющей отличительные черты. Встречается и расовый моббинг, если в школе учатся дети разных национальностей.

Причины и технологии предупреждения явления тесно взаимосвязаны. В школьном коллективе должны регулярно проводиться беседы с родителями и детьми, в которых участвуют профессиональные психологи.

Сами педагоги должны исключить всяческое выделение отдельных учеников в классе и способствовать живой, непосредственной атмосфере общения.

Родители должны позаботиться о теплой атмосфере воспитания в семье, исключить издевки и телесные наказания. Только здоровым, доброжелательным отношением в коллективе можно исключить моббинг и буллинг как социальные явления.

Дорогие читатели, мы с вами рассмотрели, какие последствия может иметь травля человека в коллективе. Не стоит терпеть это, нужно всегда искать выход и никогда не чувствовать себя жертвой. Если у вас есть комментарии, оставляйте их на сайте или поделитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях.

Поделиться