Понятие формы и виды межличностного взаимодействия. Межличностные взаимодействия. Основные научные взгляды на взаимодействие и ее структуру

В обществе в процессе социальной жизни образуется система взаимодействий личностей. Разнообразные социальные отношения, субъектами которых они являются, обусловленные разнообразием социальных интересов. Социальные отношения имеют объективный характер, но для каждого человека они, отражаясь в его внутреннем мире, приобретают личностный смысл, что проявляется в индивидуальных поведении, чувствах, настроениях и др.

Особенности взаимодействия в социальной психологии

Непременной особенностью социальных отношений является между-личностный социально-психологический аспект. Межличностные отношения определяют тип взаимодействия (соперничество, сотрудничество), степень их выраженности (более или менее успешное, эффективное сотрудничество). На их формирование влияют условия жизнедеятельности человека, эмоциональная окрашенность. Эмоции побуждают к действию, играют важную роль в таких отношениях, как дружба, любовь, брак. С помощью эмоций (испуг, смех и др.) человек может влиять на партнера по взаимодействию, соответственно изменяя его реакцию на предмет обсуждения.

Человека с обществом связывает разветвленная система связей. Основными их элементами являются субъекты связи, предмет связи - то, по поводу чего осуществляется связь, и механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами. Конкретный связь происходит в форме контакта и собственно взаимодействия, но контакт является первой ступенью реального взаимодействия. Он может быть и самостоятельным явлением, которое во взаимодействие не перерастает. Такой контакт поверхностный, мимолетный, лишенный системы родственных действий субъектов друг с другом. Собственно взаимодействие являются систематическими, регулярными действиями субъектов, направленными друг на друга, имеющие целью вызвать соответствующую реакцию, которая будет предопределять новую реакцию того, кто осуществляет воздействие.

Взаимодействие - взаимосвязанный обмен действиями, организация людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности.

Во время взаимодействия происходит обмен действиями, зарождаются родство, координация действий обоих субъектов, а также устойчивость их интересов, планирование совместной деятельности" распределение функций и тому подобное. С помощью действий происходят взаимное регулирование, взаимный контроль, взаимовлияние, взаимопомощь. Это означает участие каждого участника взаимодействия в решении общей задачи с корректировкой своих действий, учетом предыдущего опыта, активизацией собственных способностей и возможностей партнера.

Общаясь, обмениваясь информацией, человек вырабатывает формы и нормы совместных действий, организует и координирует их. Это позволяет избежать разрыва между коммуникацией и взаимодействием.

Виды взаимодействия

Традиционно виды взаимодействия разделяют на две группы:

1. Сотрудничество. Оно предусматривает такие действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивающих ее успешность, согласованность, эффективность. Этот вид взаимодействия обозначают также понятиями "кооперация", "согласие", "приспособление", "ассоциация".

2. Соперничество. Эту группу образуют действия, которые в определенной степени расшатывают совместную деятельность, создают преграды на пути к взаимопониманию. их обозначают также понятиями "конкуренция", "конфликт", "оппозиция", "диссоциация".

Эта классификация в основе имеет дихотомическое разделение видов взаимодействий. Другая - количественный аспект, то есть ориентируется на количество субъектов, участвующих во взаимодействии. В соответствии с ней различают взаимодействие между. группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).

Основные научные взгляды на взаимодействие и ее структуру

Широкий спектр особенностей взаимодействия как социально-психологического феномена, различные формы ее протекания в различных социальных средах, влияния на личность, неодинаковые гносеологические основы ученых, которые исследовали эту проблематику, выкристаллизовывались в соответствующих теоретических конструкциях. Одной из самых известных среди них была теория социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.), которая в разных вариантах описывала индивидуальный акт действия, а также компоненты взаимодействия: люди, связь между ними, влияние друг на друга. Главную свою задачу она видела в поиске доминирующих факторов мотивации действий. Широкий контекст человеческой деятельности, по мнению ее сторонников, является результатом единичных действий (элементарных актов), которые и образуют системы действий. Элементами акта (единичного действия) есть деятель (тот, кто осуществляет действие); другой (тот, на кого направлено действие); нормы, согласно которым организуется взаимодействие; ценности, которых придерживается каждый из участников; ситуация, в которой осуществляется действие.

Американские социальные психологи Дж. Тибо и Г. Келли обосновали модель диадической взаимодействия (взаимодействие в диаде), сущность которой сводится к следующим положениям:

Любые межличностные отношения являются взаимодействием, реальным обменом поведенческими реакциями в пределах определенной ситуации;

Взаимодействие с большей вероятностью будет продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они будут иметь выгоды из нее;

Для выяснения наличия или отсутствия выгоды каждый участник оценивает взаимодействие с точки зрения знака и величины результата, который является суммой вознаграждений и потерь вследствие обмена действиями;

Взаимодействие будет продолжаться, если вознаграждения ее участников будут превышать потери;

Процесс получения выгоды участника осложняется возможностью участников влиять друг на друга, то есть контролировать вознаграждения и потери.

Дальнейшие исследования в рамках этой теории касались типов контроля и особенностей социального поведения участников взаимодействия.

Рассмотрение взаимодействия с позиций концепции символического интеракционизма связано с именем американского социального психолога Дж.-Г. Мида. Взаимодействие в ней рассматривается как исходный пункт любого социально-психологического анализа. Решающую роль она играет в становлении человеческого "Я", но не потому, что люди являются совокупностью простых реакций на мнения других, а потому, что в ситуациях взаимодействия формируется личность, осознает себя" действуя вместе с другими. Моделью таких ситуаций является игра, в которой индивид выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он им воспринимается. Главная идея концепции символического интеракционизма заключается в следующих положениях: личность формируется во взаимодействии с другими людьми; механизмом этого процесса является контроль действий личности, которая имеет в своей основе представление окружающих о человеке. Согласно этой концепции, общество - это совокупность индивидов, которые взаимодействуют друг с другом в значимых социальных ситуациях. Упрощенно эту связь можно рассматривать по такой схеме: "Я - социальная ситуация - символическая интерпретация ситуации - другой человек".

Структурное описание взаимодействия представлен и в транс-акционном анализе Бы. Берна, который рассматривал ее через динамику межличностных позиций партнеров, обозначив их как Ребенок, Взрослый, Родитель. их взаимодействие является эффективной, если трансакции совпадают (имеют "дополнительный" характер), то есть когда, например, коммуникатор обращается к реципиенту как Взрослый и тот отвечает в такой же позиции. Показателем эффективности является также адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.

По утверждениям Г. Андреевой, взаимодействие как организация совместной деятельности людей способствует раскрытию смысла их конкретных действий. Интерактивный аспект общения заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, которые помогают партнерам осуществлять совместную деятельность. Взаимодействие фиксирует обмен информацией, организацию совместных действий, то есть коммуникация организуется в процессе совместной деятельности, по ее поводу. Разрыв общения (его стороны) с деятельностью отграничивает эти процессы от широкого социального фона, на котором они происходят. То есть теряется содержательный фактор общения. Единственным условием "улавливание" этого смыслового момента 6 взаимодействие как форма организации конкретной деятельности людей.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я-Он», «Мы-Они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты между индивидами, изменения их поведения, деятельности, отношении и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

Наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия,

Эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми,

Рефлексивная многозначность - зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения . Процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих факторов и условий.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению, а также от их конкретных деятельностей и соответствующих им социальных ролей.

Приятельские отношения формируют готовность/неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению.


Дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются) и одновременно предполагают взаимную привязанность.

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью (Кон, 1987). Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых. Важной характеристикой дружеских отношений является доверие.

Условия развития межличностных отношений также влияют на их широту и глубину и во многом определяют их динамику. В частности, в городских условиях по сравнению с сельской местностью более высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате - большее количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Поэтому поддержание тесных межличностных отношений в городе связано со значительной потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные ситуации, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с характером ситуации (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. Общеизвестно, что межличностные отношения быстро развиваются в определенных местах (например, в больнице, поезде и др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. Значение временного фактора в межличностных отношениях зависит и от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются (Росс, Нис- бетт, 1999).

Благоприятной предпосылкой для успешного развития межличностных отношений является взаимная информированность партнеров друг о друге, возникающая на основе межличностного познания. При этом многое обусловливается индивидуальными особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Фактор пола проявляется, в частности, в том, что у женщин круг общения обычно значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, в отличие от мужчин, для которых более значимы в жизни деловые качества. В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Женской дружбе свойственна близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их. Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки (Кон, 1987). С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Национальность обусловливает общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастного статуса, принадлежности к социальным группам и пр. (Триандис, 2006).

На формирование межличностных отношений влияют и некоторые свойства темперамента . Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком», «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» (Обозов, 1979).

Внешние физические недостатки и хронические заболевания , как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений. Временные заболевания снижают общительность и интенсивность интерперсональных контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенной возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., - все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми чаще всего являются те из них, которые появляются в процессе совместной трудовой деятельности . В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер.

Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков развития межличностных отношений, основанных на социальных нормах регуляции с представителями разных групп в обществе (Бобнева, 1978). Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и осуществлять целенаправленный контроль за проявлением своих эмоций.

Весьма интересно влияние на развитие межличностных отношений самооценки каждого из участников общения. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера и с ситуацией, выбирать соответствующий уровень межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнеров по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.

В ходе исследований были также выделены личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, самодовольство и тщеславие. Ко второй группе относятся догматизм и постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность (Куницына и др., 2001).

В связи с анализом процесса развития межличностных отношений целесообразно рассмотреть еще два важных социально-психологических явления: аттракцию и межличностную совместимость.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения (Андреева, 2000). Другие полагают, что аттракция - это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Гозман, 1987). В. Н. Куницына под аттракцией понимает процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. По ее мнению, аттракция обусловлена внешними факторами (в частности пространственной близостью места проживания или работы общающихся) и внутренними, собственно межличностными детерминантами (физической привлекательностью, демонстрируемым стилем поведения, фактором сходства между партнерами, выражением личного отношения к партнеру в процессе общения) (Куницына и др., 2001).

В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат - появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости - это несовместимость а чувства, вызываемые ею, - антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Межличностная совместимость - это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Еще раз отметим, что формирование взаимоотношений, а точнее говоря, процесс актуализации, реализации и развития общественных и межличностных отношений взаимодействующих субъектов является важнейшим компонентом общения. При восприятии другого человека в качестве представителя определенной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформировавшиеся отношения к этой группе и к этой роли. И в зависимости от содержания и характера, этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных индивидов, их сотрудничество или противодействие.

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Предмет социальной психологии.

2. Общение и деятельность.

3. Общение и личностные взаимодействия.

4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью.

5. Зарождение социальной психологии на Западе («психология народов», «психология масс», «теория инстинктов социального поведения»).

6. Социальная психология и социология.

7. Социальные установки.

8. Руководство как форма межличностных взаимодействий.

9. Виды межличностных отношений: деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные.

10. Общее понятие о межличностном познании.

11. Понятие социальных групп.

12. Манипуляция как форма межличностных взаимодействий.

13. Феномены групповой дифференциации: положение личности в группе (роль групповых ожиданий, статуса и роли, лидерства, установок, самочувствия личности) и мотивы межличностного выбора (количественная и качественная стороны).

14. Формирование первого впечатления о другом человеке.

15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий.

16. Развитие социальной психологии в России, Советском Союзе, постсоветской России.

17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий.

18. Развитие социальной психологии в Европе и США.

19. Классификация групп.

20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность.

21. Эффекты межличностного восприятия и понимания: «ореола», «стереотипизации», «первичности», «новизны».

22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный, сверхличностный.

23. Разновидности общения:субъект – реальный партнер, субъект – субъективированный объект, субъект – воображаемый партнер.

24. Транзактный анализ.

25. Лидерство в группе.

26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность.

27. Эксперименты Аша: исследования давления группы.

28. «Психологическая» социальная психология и «социологическая» социальная психология.

29. Функции общения: обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.

30. Общая характеристика общения.

31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.

32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.

33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком.

34. Психологическая характеристика конфликта.

35. Понятие об индивидуальном стиле общения.

36. Виды межличностных отношений: субъект – объектные, объект – субъектные, субъект – субъектные.

37. Социальная фасилитация.

38. Фундаментальная ошибка атрибуции.

39. Сопротивление групповому давлению.

40. Деиндивидуализация в группе и борьба за уникальность.

41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.

42. Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

43. Взаимоотношения подростков.

44. Отношения с людьми в ранней юности.

45. Общение и воспитание.

46. Развитие личности в школе.

47. Семья и воспитание.

48. Формирование и изменение социальных установок.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выс-. тупает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и явлений и процессов.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных , позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие - случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их , отношений и .

Наличие внешней цели по отношению к взаимодействующим индивидам, достижение которой предполагает взаимные усилия.

Эксплицированностъ (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми.

Ситуативностъ - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом.

Рефлексивная многозначность - зависимость восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей.

Процесс взаимодействия людей делится на три основных этапа (уровня).

На первом этапе (начальномуровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей. Между ними имеет места лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Оно в силу конкретных причин может не достигнуть своей цели и не получить дальнейшего развития.

Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами - одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу, или нет. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции (жесты) отвержения.

Контакт прекращается.

И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией; к тому, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, приятие или неприятие друг друга партнерами по взаимодействию имеет более глубокие корни.

Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени подобия - контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство - различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий - антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство - различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет эффект конгруэнции, т.е. подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может проявиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле достигнуть конгруэнции следует стремиться с первых минут контакта.

Переживание сопринадлежности, которое возникает:

  • когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
  • когда существует основа для межличностного сближения;
  • в случае принадлежности субъектов к одной .

Эмпатия (эмоциональное сопереживание собеседнику) реализуется:

  • при установлении эмоционального контакта;
  • при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
  • при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
  • когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются).

Идентификация (проекция своих взглядов на собеседника), которая усиливается:

  • при разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
  • когда человек видит в другом черты своего характера;
  • когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
  • при ссылках на прежние случаи;
  • при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия, в ходе которого осуществляется как намеренное, так и ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.

  • - в виде речевого сообщения.
  • - осуществляемая посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.

В форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной .

Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть яркой, эмоционально окрашенной и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций (Соловьева О.В., 1992). В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с разворачивающимся процессом взаимоотношений.

На среднем этапе (уровне) взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности :

  • каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
  • общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  • имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия - несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом осуществляется распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия, которая связана либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень и личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости - несовместимости (или срабатываемости - несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость считаются его особыми составляющими элементами (Обозов Н.Н., 1980). Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом».

  • Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
  • Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.
  • Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников.
  • Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический, социально-психологический и социально-идеологический климат, имеют очевидные различия (Обозов Н.Н., 1980).

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить: двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает, прежде всего, мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми).

  • Кооперация - максимизации общего выигрыша.
  • Индивидуализм - максимизации собственного выигрыша.
  • Конкуренция - максимизации относительного выигрыша.
  • Альтруизм - максимизации выигрыша другого.
  • Агрессия - минимизации выигрыша другого.
  • Равенство-минимизации различий в выигрышах (БитяноваМ.Р., 2001).

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование их устойчивости, сближение позиций приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентации, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Под их воздействием изменяются мнения, отношения партнеров по взаимодействию. Регуляторы взаимовлияния формируются на базе глубокого свойства психики - подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение - такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно.
Конформность - сознательное изменение мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать.
Убеждение - процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, и особенно общения, их конвергенция-дивергенция представляет собой своеобразный регулятор межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движущей силы развития межличностных отношений и групп.

Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание - одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность . Она зависит от целого ряда факторов:

  • типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений);
  • товарищеских (деловых по сути отношений);
  • знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений);
  • степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения).

В адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, большую роль играют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора - социометрический статус и степень подобия по нему. При этом необходимо учитывать:

  • устойчиво взаимодействуют (дружат) друг с другом лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе;
  • отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, телица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок.

Таким образом, взаимодействие - сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей.

Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология .

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление:

  • кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае, как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.
  • Дополнительное взаимодействие - партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга.
  • Пересекающееся взаимодействие - партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой, ярко проявляют собственные намерения и действия.
  • Скрытое взаимодействие - включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов :

  • Содержание - определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
  • Стиль - указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.

В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития » взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия - неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Под непродуктивностью стиля взаимодействия обычно понимается конкретное воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым по крайней мере одним из участников взаимодействия.

Характер активности в позиции партнеров:

  • в продуктивном стиле - «рядом с партнером», т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности;
  • в непродуктивном - «над партнером», т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого.

Характер выдвигаемых целей:

  • в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели;
  • в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером.

Характер ответственности:

  • в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия;
  • в непродуктивном - вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру.

Характер отношений, возникающих между партнерами:

  • в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие;
  • в непродуктивном - агрессия, обида, раздражение.

Характер функционирования механизма и обособления:

  • в продуктивном стиле - оптимальные формы идентификации и отчуждения;
  • в непродуктивном - крайние формы идентификации и отчуждения.

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.

Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

Ритуальное взаимодействие - одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие основано на отношении: "Родитель-Родитель". Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Английский ученый В. Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как "систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией". Ритуальные действия важны для осуществления преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы.

Ритуальное взаимодействие - это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство поддержания стабильности, прочности, преемственности социальных связей, механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы,

Рис. 6.9.

Рис. 6.10.

обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.

Человечество выработало па протяжении своей истории огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.

Ритуал - это жестко фиксированная последовательность трансакций, которые производятся с Родительской позиции и обращены к ней, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в признании хотя бы на минимальном уровне.

В следующем виде взаимодействий - операциях - трансакция осуществляется с позиций "Взрослый-Взрослый". С операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает одобрение окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

Соревнование - форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута. Все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт друг с другом. При этом сам человек, придерживаясь установки другого игрока команды, стремится добиться лучших результатов, чем другие члены команды. Поскольку человек принимает установки других людей, то мнения, установки, ожидания членов команды влияют па то, что он совершит в следующий момент с учетом какой-то общей цели, так как он становится органическим членом своей группы, общества, принимая его мораль.

В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем - такое специфическое взаимодействие называют уход. Уход - довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология-психоз.

Времяпрепровождение - следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий, обеспечивающих хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, "поглаживания" между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение - фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самые распространённые времяпрепровождения с позиции "Родитель-Родитель": обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы в поведении детей, женщин, мужчин, власти, телевидение и пр., или времяпрепровождение на тему: "вещи" (сравнение имеющихся в собственности автомашин, телевизоров и пр.), "Кто вчера выиграл" (футбольные и другие спортивные результаты) - это мужское времяпрепровождение. "Кухня", "Магазин", "Платье", "Дети", "Сколько стоит?", "Вы знаете, что она..." - преимущественно женское времяпрепровождение. Во время подобных видов взаимодействия происходит оценка партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие дружескую поддержку и чувство (т.е. мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что близкие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. "Дружба - сильнейшее противоядие от всех напастей" - говорил Сенека.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

  • - частота взаимных социальных контактов, близость - географическое соседство (большинство людей вступают в дружбу и брак с теми, кто живет по соседству, учился в одном классе, работает в одной фирме, т.е. с теми, кто жил, учился, работал неподалеку; близость людям позволяет часто встречаться, открывать друг в друге черты сходства, обмениваться знаками внимания);
  • - физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины);
  • - феномен "ровни" (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности. Э. Фромм писал: "Часто любовь - это не что иное, как взаимовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей".

В парах, где привлекательность была различной, обычно менее привлекательный имеет компенсирующее качество. Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности, а женщины чаще делают обратное, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе;

  • - чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положительных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности - что красиво, то и хорошо; люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые являются счастливее, сексуальнее, общительнее, умнее и удачливее, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Более привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают);
  • - отрицательно на аттракцию может влиять "эффект контраста" -например, мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и их жены кажутся менее привлекательными, понижается сексуальная удовлетворенность собственным партнером после просмотра порнографических фильмов;
  • - "эффект усиления" - когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательными для нас; чем более двое любят друг друга, тем более физически привлекательными они находят друг друга и тем менее привлекательными кажутся им все другие люди противоположного пола;
  • - сходство социального происхождения, интересов, взглядов важно для установления отношений. ("Мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы" - указывал Аристотель.);
  • - для продолжения взаимоотношений необходимы взаимодополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам;
  • - нам нравятся те, кому мы нравимся;
  • - если чувство собственного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжелательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее отверг другой, затронув тем самым их самолюбие);
  • - вознаграждающая теория привлекательности: теория, согласно которой нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события;
  • - принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш партнер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас в них вкладывает.

Если двух и более людей многое связывает, то формируется фактор близости, если их связи улучшаются, они делают друг для друга приятное, зарождается симпатия, если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, - фактор уважения.

Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в признании. Дружба и любовь внешне похожи на времяпрепровождение, однако здесь всегда есть четко фиксированный партнер, по отношению к которому испытывается симпатия. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т.е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение, в случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции "Дитя-Дитя", выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, тем не менее в каждом их слове и жесте будет проглядываться: "Ты мне нравишься".

Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). ("Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой" - Ф. Крэйн.)

Э. Берн исследовал такой тип взаимодействия между людьми, как игра, манипуляция. Игра - это искаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные потребности человека преобразуются в одну - потребность контроля, и тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации, игра предлагает только силовой вариант решения.

Игры (или английское слово "геймы") - это стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Геймы в отличие от всех других видов взаимодействий - ритуалов, времяпрепровождений, операций, дружбы, любви - нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.

Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя параметрами: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша. Каждый участник гейма, даже потерпевший поражение, получает выигрыш, но крайне специфический - в форме негативных чувств обиды, страха, вины, ненависти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, что служит своеобразным подтверждением правоты жизненной позиции этих людей, согласно которой "люди - плохие, я - плохой, жизнь - плоха".

Э. Берн отмечал, что многие люди играют в эти бессознательные игры, получая специфические негативные выигрыши, поскольку эти игры являются важной частью неосознаваемого плана жизни или сценария человека. Каждый гейм начинается с приманки, которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному участнику с учетом его особенностей характера - "слабинки". Затем следует серия двойных трансакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному результату. Начав гейм, практически невозможно из него выйти, особенно если вы пассивный участник, в результате чего наступает расплата или выигрыш.

Чтобы выйти из гейма и не стать жертвой чужих манипуляций, важно постараться заменить двойные трансакции в открытые, прямые, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, трансакциях.

Механизмы и приемы социального психологического воздействия, особенности конфликтного взаимодействия представлены на рис. 6.11, 6.12, 6.13.

Поделиться