Урок по биологии на тему "Мочевыделительная система. Строение и функции почек" (8 класс). Строение и функции мочевыделительной системы Урок с использованием опорного конспекта

Задачи:

Сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы.

Изучить строение почек и выполняемые ими функции .

Продолжить воспитание у учащихся заботы о собственном здоровье.

Оборудование: таблица «Строение мочевыделительной системы», карточки с групповыми заданиями, карточки с рисунком почки, тестовые задания.

Ход урока биологии в 8 классе

I. Актуализация знаний.

Изучив достаточно много органов нашего организма, мы часто упоминаем термин «жизненно важный орган». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться ещё одним органом, который входит в состав выделительной системы – почек. Познакомившись со значением, строением и работой почек, мы должны подтвердить или опровергнуть их статус «жизненно важные органы».

II. Изучение нового материала.

Этапы урока записываются на доску:

Значение выделительной системы (группа 1)

Строение органов мочевыделения (группа 2)

Микроскопическое строение почки (группа 3)

Кровоснабжение почки (группа 4)

Образование мочи (группа 5)

Необычные цифры (группа 6)

Ученикам в начале урока дается время ознакомиться с индивидуальными групповыми заданиями, а затем в течение урока каждая группа делает маленькое сообщение по прочитанному материалу на разных этапах урока.

Скачать сообщения для учащихся

1. Значение выделительной системы.

Группа №1 делает сообщение о значении выделительной системы. Обратить особое внимание на конечные продукты, выделяемые из организма (мочевина, мочевая кислота, аммиак, соли аммония). На доску вывешивается карточка с перечнем этих химических веществ, подготовленная учениками. Остальные записывают в тетрадь (Значение –удаление жидких продуктов распада – аммиака, мочевины и других).

2. Строение органов мочевыделения .

Группа №2 делает сообщение о строении системы органов. Учащиеся перечисляют органы, изображенные на плакате, определяют, какие из них относятся к мочеобразующим и мочевыводящим и составляют на доске схему мочевыделительной системы (остальные ученики записывают её в тетрадь).

Учитель по ходу заполнения схемы объясняет строение органов (рис. 69).

Скачать сообщение о почках

3. Микроскопическое .

Ученик из группы №3 рассказывает о строении почки и показывает на плакате. Другой ученик рассказывает и показывает строение нефрона. Учащиеся по учебнику (с. 157) знакомятся с устройством нефрона. Запись в тетрадь (Структурная единица почки – нефрон).


Ученики работают со своими карточками (рисунок почки) и отмечают самостоятельно перечисленные части почки, а затем сдают учителю.

4. Кровоснабжение почек.

Группа №4 рассказывает о кровоснабжении нефрона (по плакату у доски).

5. Образование мочи.

По ходу рассказа учеников группы №5 заполняется таблица в тетрадях.

Этапы

Процессы

Где образуется

Состав

1. Образование первичной мочи

Фильтрация

В капсуле

Плазма без белка

2. образование вторичной мочи

Обратное всасывание

Методические материалы Баркан О.Ю. МАОУ лицей № 102 г. Челябинска Разработки уроков биологии

КОНСПЕКТ УРОКА

по реализации технологии проблемного обучения
Тема урока: Строение и функция почек

8 класс


  1. Цель : представить заключительную стадию обмена веществ в организме, происходящую в почках и органах мочевыделения.

  2. Задачи :
Обучающие:

  1. Подвести учащихся к выявлению роли почек в удалении из организма продуктов распада;

  2. объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом;
Развивающие:

3. содействовать развитию умений учащихся выявлять и формулировать учебную проблему (тему урока) и находить пути ее решения;

4. продолжить развитие умений учащихся выделять главное и делать вывод по изученному материалу;

Воспитательные:

5. создать положительное эмоциональное отношение к учебе.

3. Тип урока : формирование новых знаний и умений

4. Логический подход : индуктивный

5. Методы :

Общий – проблемно-диалогический

Частный – словесно-наглядный

Конкретный – объяснение, просмотр видеофрагментов, беседа.

6. Обеспечение урока :

Учитель : таблица, изображающая систему органов мочевыделения, почки и нефрона; видеофильм «Выделительная система», конспект урока; учебник; рабочая тетрадь к учебнику; подготовленные познавательные задания.

Ученики: учебник; рабочая тетрадь к учебнику; тетрадь.

Литература для учителя.

1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 272 с.: ил. (Глава 7. Мочевыделительная система. § 39. Строение и функции почек. стр. 157- 159).

3.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 288 с.: ил.

4. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах: Под ред. Е.А. Резановой. – М.: «Издат-Школа», 1998. – 208 с.

Литература для учащихся .

1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 272 с.: ил. (Глава 7. Мочевыделительная система. § 37. Строение и функции почек. стр. 157- 159).

2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология: Человек: Рабочая тетрадь №2 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 80 с.: ил.ХОД УРОКА


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид доски

1. Организационный момент – 1 мин.

– Звонок прозвенел. Садитесь. Начнем урок.

2. Этап создания проблемной ситуации и формулирования проблемы (темы урока) – 7 мин.

- Повторим изученный нами материал. Работаем по рядам (сформируем 3 группы). В каждую группу я раздаю лист с заданиями по теме «Обмен веществ и энергии». Обратите внимание на шестое задание: вам необходимо написать 2-3 предложения, объясняющие выражение: «Питаться, значит извлекать энергию» и зачитать их (представитель от каждой группы). Задание выполняем в течение 3-4 мин.

Итак, прослушаем ваши объяснения к выражению.

Зрительное обращение к отдельным ученикам

Хорошо, молодцы. Все вы, конечно же, правы, пища является энергетическим источником для осуществления внутренних процессов синтеза веществ различной нашей деятельности (физической, умственной).



Временная активность учащихся после перемены.

Приступают к выполнению задания.

Ученики говорят о том, что с пищей организм получает различные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), которые являются источником энергии для осуществления процессов жизнедеятельности клеток (рост, развитие, синтез новых веществ и др.).


- Внимание, пока вы выполняли задания, на слайде высказывание знаменитого ученого-биолога Залманова Александра Соломоновича из его книги «Тайная мудрость человеческого организма». Внимательно прочитайте и прокомментируйте это высказывание.

- Какие мысли у вас возникли? Какая жидкость, находящаяся в непрерывном движении поддерживает нашу жизнь?

Молодцы, конечно, как вы правильно отметили, движение крови обеспечивает транспорт питательных веществ и кислорода ко всем клеткам нашего организма.

Но помимо доставки различных веществ, кровь выполняет еще не важную функцию в организме. Как вы думаете, какую?

Совершенно правильно, кровь забирает ненужные клеткам вещества и продукты обмена. Но возникает тогда такой вопрос, как эти вещества обезвреживаются и удаляются из организма, ведь многие из них являются токсичными? - Пожалуйста, слушаю ваши предложения. (Если затрудняются: Вы знаете, что в организме каждую конкретную функцию выполняет тот или иной орган или система органов, например, пищеварение происходит в органах ЖКТ ).

– Вы совершенно правильно сказали, что существуют органы, которые выполняют функцию выделения или удаления ненужных и часто вредных для организма веществ.

Итак, сформулируйте тему нашего урока. (Как вы думаете, какова будет тема нашего урока ).


Читают высказывание А.С.Залманова.

Данное высказывание хорошо показывает роль крови и лимфы в нашем организме. Именно движение крови в организме обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ клеткам.


- Забирает из клеток продукты обмена (углекислый газ, ненужные вещества). Могут сказать об иммунной реакции.

Наверно, в специальные органы, где и происходит удаление вредных веществ.

Органы выделения.


«Жизнь – это вечное движение жидкостей между клетками и внутри клеток. Остановка этого движения приводит к смерти. Частичное замедление этого движения в каком-то органе вызывает частичное расстройство. Общее замедление внеклеточных жидкостей вызывает болезнь».

А.С.Залманов



3. Этап актуализации и коррекции опорных знаний и умений – 4 мин.

- Совершенно правильно. В организме человека образуются вещества, которые могут вызвать его отравление или нарушение функций. В удалении ненужных веществ участвуют различные органы (углекислый газ удаляется через легкие; избыток солей выводится с потом через кожу). Но основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы.

Открываем тетради и записываем тему урока «Мочевыделительная система. Строение и функции почек».


Записывают тему урока.



20.02.2007. Мочевыделительная система. Строение и функции почек

4. Этап открытия нового знания – 20 мин.

Объяснение по таблице «Строение почки».

У человека две почки. Величина каждой – с кулак человека. Расположение их легко определить: поставьте руки на пояс таким образом, чтобы большой палец был впереди, задние четыре пальца как раз показывают положение почек в нашем организме.

Итак, внимание, рассмотрим строение почки. В почке различают корковый и мозговой слой и почечную лоханку. В почки по почечным артериям поступают питательные вещества и продукты клеточного обмена. Очищение крови происходит в специальных образованиях, функциональных единицах почки – нефронах. В каждой почке человека около 1 млн. нефронов, в которых происходят основные процессы, приводящие к образованию мочи.

Каждый нефрон начинается с микроскопической капсулой с длинным канальцем. Капсула и часть канальца нефрона находятся в корковом слое почки, остальные в почечных пирамидах мозгового слоя (их 7-10). На вершине пирамиды имеется отверстия, из которых моча попадает в почечную лоханку. Почечная артерия разветвляется в почках на более мелкие артерии. В капсулу заходит артерия (которая называется, входящая артерия), образуя в ней капиллярный клубочек. Выходящая из клубочка артерия значительно тоньше входящей. – Как вы думаете, к чему это приводит? Конечно, вследствие этого в клубочке создается большое давление, благодаря чему в каналец просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные (вода, минеральные вещества, витамины, глюкоза), так и вредные вещества (мочевая кислота, мочевина), при этом белки плазмы крови и клетки остаются в сосуде; происходит образование первичной мочи.


Создается давление.





- Интересно отметить, что за сутки фильтруется около 180 л. плазмы крови, а образуется 1-1,5л. мочи. Как вы думаете, почему так происходит? Слушаю Ваши мнения по этому поводу. Заметьте, что в первичной моче содержатся полезные организму вещества (глюкоза, витамины, вода).

/Кто думает по-другому? Кто выразит … мысль поточнее/

Молодец, конечно же, в организме устроено все таким образом, чтобы максимально сохранить полезные вещества и извлечь ненужные.

Внимание, смотрим на таблицу, выходящая артерия из капсулы снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. При этом происходит обратное всасывание (реабсорбция) полезных веществ в кровь. Вредные вещества остаются в канальце и затем попадают в систему выносящих трубок и в почечную лоханку. Далее по мочеточникам моча накапливается в мочевом пузыре и через мочеиспускательный канал удаляется из организма.

Просмотр видеофильма.

Итак, нам важно понять, что благодаря почкам в организме человека поддерживается гомеостаз. - Кто помнит определение гомеостаза?


- Происходит дополнительная фильтрация. Нужные вещества возвращаются в артерию.

Гомеостаз – это постоянство внутренней среды.


Висят таблицы «Строение почек», «Органы мочевыделительной системы».

5. Этап применения нового знания – 5 мин.

- Кто внимательно работал на уроке, может задать такой вопрос: «Что происходит в организме человека с излишками питательных веществ, ведь они тоже могут нанести вред?» . Как вы ответите на этот вопрос?

Конечно, почки поддерживают постоянство внутренней среды организма.

Как вы думаете, какую информацию дает медицинский анализ мочи?

В настоящее время существуют различные аппараты «искусственная почка». Зная строение почки, вы можете предположить какие процессы должны производить эти аппараты.



- Видимо, помимо вредных токсических веществ почки удаляют часть лишних питательных веществ, которые также могут нанести вред организму.

Прежде всего, анализ показывает состояние работы почек, но и, что более важно, процессы обмена веществ в других тканях, органах и в организме в целом.



6. Этап информации о домашнем задании – 1 мин.

Дома § 39, стр. 157- 159 прочитать, в рабочей тетради № 2 выполнить задания 129, 130,131.

7. Этап подведения итога урока (рефлексия) – 2 мин.

Итак, подведем итог нашей работы. Заметьте, Вы сегодня сами совершенно правильно сформулировали тему урока. Это уже о многом говорит. Пожалуйста, кто желает сделать вывод по уроку: «что мы узнали? чему научились?»
22.01.2015 3812 0

Цели урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особен­ностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека.

Оборудование: таблицы «Органы выделения», модель «Строение почки млекопи­тающего», муляжи почек, свежие или зафиксированные почки свиньи (кошки или собаки), лупы, схематичные рисунки поперечного разреза почки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Письменная проверочная работа по теме «Обмен веществ и энергии» (см. тест в конце книги)

III. Изучение новой темы

Выделение - это важнейшая составная часть обмена веществ, завершение про­цесса, начинающегося в момент поступления пищи в организм. Удаление продуктов распада потребленных питательных веществ обеспечивает постоянство внутренней среды человека - гомеостаз. Без этого разладился бы точный и чуткий механизм поддержания баланса различных веществ, без которого невозможна сама жизнь.

Процесс выделения - это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений.

Какие же вещества удаляются из организма?

Гетеротрофные организмы главным образом метаболизируют белки, жиры и уг­леводы.

С углеводами и жирами все достаточно просто: их избыток запасается в виде гли­когена в печени и мышцах или в жировых депо либо они, по мере необходимости, утилизируются в реакциях распада (диссимиляции) до С0 2 и НгО.

А вот с белками (и нуклеиновыми кислотами) возникают определенные трудности.

Белки и нуклеиновые кислоты не могут «откладываться про запас» - в природе нет такого механизма. Кроме того, эти соединения содержат азот, поэтому в про­цессе расщепления белков и нуклеиновых кислот образуется токсичный аммиак, который в печени превращается в мочевину и мочевую кислоту. К числу азотистых продуктов обмена относятся креатин и креатинин.

Освобождение организма от «отходов», образовавшихся при обмене веществ, состав­ляющее основу выделения, было названо экскрецией (от лат. excretum - выделение).

У простейших продукты выделения выводятся путем диффузии или с помощью сократительных вакуолей.

Труднее приходится многоклеточным организмам: продуктов обмена веществ у них много, а размеры тела не позволяют «выбрасывать мусор» из клеток прямо в окружающую среду. Поэтому даже у примитивных животных появляются специа- лизированные органы, образующие выделит ельную систему.

I Составлен на основе урока ЕА. Евсеевой, учителя биологии школы № 462 г. Москвы // Биология в школе № 2 - 2003.


Выделительные функции у позвоночных, в т. ч. и у человека, выполняют легкие (удаляют С0 2 и Н 2 0), кожа (НгО, мочевину, соли натрия и др.). Однако основным органом выделения являются почки.

Вспомните из раздела «Животные» строение мочевыделительной системы у мле­копитающих ми перечислите органы, изображенные на таблице, определите, какие из них относятся к мочеобразующим, а какие - к мочевыводящим.

Учитель обобщает ответы учащихся и рисует на доске схему мочевыделительной системы, демонстрирует расположение органов выделения на торсе человека.


Мочеобразующий орган : почки - парный орган бобовидной формы, сверху рас­положены надпочечники. Верхний конец доходит до уровня 11 грудного позвонка, а нижний - до верхнего края третьего поясничного позвонка. На правую почку «да­вит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. Вес почки 300 г, снаружи она покрыта прочной и эластичной капсулой.

й> Мочевыводящие органы: - мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре, впадают в мочевой пузырь. Плавными движениями мочеточники препро­вождают образующуюся в почках мочу к мочевому пузырю. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи. Мышечные волокна мочеточников сокра­щаются по спирали, что препятствует обратному току мочи.

Мочевой пузырь - непарный орган, не слишком большой и не слишком малень­кий - зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качес­твами. Емкость мочевого пузыря составляет 500-7850 мл.

- Осмыслите следующий факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и че­ловек погибает уже через 5 дней.

Объясните: а) какими веществами отправляется человек с поврежденными поч­ками, хотя никакие яды в организме из среды не поступали; б) какую функцию вы­полняют почки.

В ходе обсуждения формулируются основные функции почек:

1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических ве­ществ, продукты азотистого обмена);

2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

3) участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды организма. Самостоятельная работа учащихся с рельефной таблицей почки.

Цели", дать конкретное представление об особенностях строения почки, связан­ных с ее выделительной функцией.

Материалы и оборудование", муляжи почек, свежие или зафиксированные почки свиньи, кошки или собаки, лупы, настенные таблицы.

Ход работы.

Вариант I. Изучение строения почки с использованием натурального объекта (почки животного).

1. Рассмотрите зафиксированные почки животных. Найдите капсулу, покрыва­ющую почку, опишите форму и цвет почки.

2. Отыщите мочеточник (тонкую спавшуюся трубку), акротерию (сосуд с упру­гой стснкой) и вену (более широкую спавшуюся трубку).

3. Выяснить, используя настенную таблицу или муляж, как почка связана с большим кругом кровообращения.

4. Рассмотрите почку в поперечном разрезе и найдите корковое вещество (на­ружный слой), мозговое вещество - пирамидки с сосочками и почечную ло­ханку (см. рис. 71, с. 128 Уч. Б., Уч. К. с. 214).

5. С помощью лупы изучите корковое вещество, найдите клубочки капилляров с капсулами.

6. Обратите внимание на кровоснабжение почки и укажите, с чем это связано.

Вариант II . Изучение строения почки с использованием рисунков учебника, тек­ста «Анатомическое строение мочевыделительной системы».

2. Найдите на модели «Строение почки млекопитающего» мочеточники, круп­ные кровеносные сосуды, почечную лоханку.

3. На поперечном разрезе почки модели найдите более темный наружный слой (корковое вещество) и более светлый внутренний слой (мозговое вещество).

4. Найдите во внутреннем слое пирамидки, состоящие из тоненьких трубочек и заканчивающиеся сосочками. Посчитайте количество пирамидок.

5. Выясните, какие образования располагаются в корковом слое почки.

6. Ответьте на вопрос: почему почку можно назвать сложным биологическим фильтром.

После выполнения работы организуется обсуждение результатов деятельности, подводятся итоги и формулируются выводы.

1. Почки млекопитающих, в т. ч. и человека, имеют сложное строение.

2. Корковое вещество почки образовано множеством капиллярных клубочков и капсул, а мозговое вещество - из канальцев.

3. Моча из множества извитых канальцев поступает в собирательные трубочки, от­крывающиеся сосочком в почечную лоханку, откуда моча стекает в мочеточник, а затем в мочевой пузырь и через мочеиспускательный канал выходит наружу.

На следующем этапе урока учитель акцентирует внимание учащихся на микро­скопическом строении почки.

Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. В каждой почке их около 1 млн. Нефрон можно сравнить с жемчужиной, россыпь которых хранит в себе почка, или драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук.

Схема строения нефрона представлена на рис. 71 с. 128, Уч. Б., Уч. К.

IV. Закрепление изученного материала

Прокомментируйте следующее стихотворение:

Они как два больших боба На связках закрепились,

У позвоночного столба Уютно разместились Фильтруют почки нашу крови С невиданным упрямством,

Чтобы во внутренней среде Держалось постоянство.

Нефрон содержит капсулы,

Канальцы и клубочки.

Нефронов целый миллион Содержат наши почки.

Прохолодить кровь через нефрон,

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в организм,

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши почки тоже.

V. Домашнее задание

Уч. Б.: § 40, работа с терминами.

Уч. К.: § 42.

Уч. Д.: §3.9.

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о заболеваниях мочевыделитель­ной системы.

Тема урока «Мочевыделительная система. Строение и функции почек» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями. Задачи урока: Образовательные Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями Воспитательные Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Развивающие Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами Умение давать объяснения биологическим терминам Оборудование: карточки (раздаточный материал) презентация «строение и функции почек» видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи» Формы и методы обучения: - фронтальная беседа; - выполнение дифференцированных заданий; - постановка и решение проблемных вопросов; - творческая самостоятельная работа Основные термины и понятия: Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка. Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек. Первичная и вторичная моча. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.Тема урока «Мочевыделительная система. Строение и функции почек» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями. Задачи урока: Образовательные Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями Воспитательные Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Развивающие Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами Умение давать объяснения биологическим терминам Оборудование: карточки (раздаточный материал) презентация «строение и функции почек» видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи» Формы и методы обучения: - фронтальная беседа; - выполнение дифференцированных заданий; - постановка и решение проблемных вопросов; - творческая самостоятельная работа Основные термины и понятия: Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка. Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек. Первичная и вторичная моча. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.

150.000₽ призовой фонд 11 почетных документов Свидетельство публикации в СМИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

План-конспект открытого урока по биологии в 8 А классе по теме «Строение и функции почек»

Выполнила:

Студентка естественно – технологического факультета,

группа 559 - 60

Седых Дарья Сергеевна

Челябинск, 2014

Тема урока «Строение и функции почек»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.

Задачи урока:

Образовательные

    Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы

    Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями

Воспитательные

    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.

Развивающие

    Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами

    Умение давать объяснения биологическим терминам

Оборудование:

    карточки (раздаточный материал)

    презентация «строение и функции почек»

    видеоматериал: « мочевыделительная система», « процесс образования и выделения мочи»

Формы и методы обучения:

Фронтальная беседа;

Выполнение дифференцированных заданий;

Постановка и решение проблемных вопросов;

Творческая самостоятельная работа

Основные термины и понятия:

Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка.

Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек.

Первичная и вторичная моча.

Мочеточники.

Мочевой пузырь.

Мочеиспускательный канал.

Литература для учителя:

    2011;

    Интернет-ресурсы

Литература для ученика:

    Учебное пособие Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф , 2011;

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна. Я рада приветствовать вас на уроке, эпиграфом к которому будет высказывание афинского драматурга Софокла

«Много есть чудес на свете, человек - их всех чудесней!» (слайд 1)

Актуализация знаний

И вы уже имели возможность в этом убедиться, путешествуя по телу человека. И, казалось бы, ну все уже знаем! Но нет, каждый урок открывает вам все новые и новые тайны человеческого тела. Вот и сегодня мы посетим еще один неизведанный уголок, еще одну систему органов, отвечающую за очищение организма.

А какие системы органов, избавляющие наш организм от лишнего и ненужного ему, вы уже знаете? (они называют, картинки показываешь, почки в последнюю очередь)

Системы органов с выделительной функцией (слайд 2)

Выделительная Дыхательная Пищеварительная

Изучение новой темы

Тема нашего урока «Строение и функции почек». (слайд 3)

И я твердо убеждена, что к концу урока вы с легкостью сможете ответить на следующие вопросы: (слайд 4)

Каковы функции мочевыделительной системы?
Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?

Но для того чтобы ответить на вопросы нам с вами необходимо поставить цель на данный урок. Перед вами на доске перемешаны слова из этих слов вам необходимо составить цель урока – изучить строение и функции почек.

Строение мочевыделительной системы (видео мочевыделительная система ) (слайд 5,6) посмотрите видео строение почек и используя учебник на стр 157-158 (рис. 69, 70) сделайте подписи к рисункам. (приложение 1)

Знаете ли вы: (слайд 7)

Человека с крепкими почками можно узнать по большим ушам. Маленькие и просвечивающиеся уши наоборот говорят о слабости почек.

Почки весят от 120 до 200 грамм, причем правая весит несколько больше левой.

С 2006 года отмечается День почки - второй четверг марта.

Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. (слайд 8) (приложение 2)

Словарик:

У человека две почки.

Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.

По форме почка напоминает боб.

Величина почки – с кулак человека.

Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из

Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь - непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?)

Ответ: (слайд 9)

(проверка взаимообмен 9-10правильно – 5нефронов; 6-8 правильно – 3нефрона; 3-5правильно – 1нефрон)

Как вы думаете, что вы сейчас получили за правильные ответы?

Нефроны – структурно функциональная единица почки.

В каждой почке человека их насчитывается 1млн и поэтому каждый зарабатывает свои нефроны (приложение 3)

«Нефрон - структурно-функциональная единица почки». (слайд 10)

Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).

В тетради записываем : Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация плазмы крови (стр. 157 учебника).

Итак, изучаем строение нефрона (рис. 70 стр. 158)

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой .

От капсулы отходит извитой каналец , который делает петлю , а потом впадает в собирательную трубочку . Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек . Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры , которые оплетают стенки канальца . Очищенная кровь собирается в почечные вены.

Уберите лишнее (слайд 11)

    Извитой каналец

    Петля

    Лоханка

    Собирательная трубочка

    Капиллярный клубочек

    Мочеточник

    Извитой каналец

    Капсула

Работа нефрона (слайд 12)

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. (слайд 13)

    Мочевой пузырь

    Мочеточники

    Лоханка

    Почечные чашки

    Мочеиспускательный канал

ОТВЕТ:4,3,2,1,5

Функции почек (слайд 14)

Осмыслите следующий факт:

при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

Объясните:

а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из среды не поступали; б) какие функции выполняют почки?

В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек :

1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена);

2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

Сейчас просмотрите видео и по ходу заполните таблицу по тому, что увидите и услышите (видео процесс образования и выделения мочи) (слайд 15)

Образование мочи (приложение 4)

Этапы мочеобразования

Процессы (фазы)

Где образуется

Состав

1.Образование первичной мочи

фильтрация

В почечной капсуле

Вода, мочевина, соли и др.

2.Образование вторичной мочи

Обратное всасывание (реабсорбция)

В канальцах

Мочевина, мочевая кислота, вода

(проверка всем классом 6 ответов -5 нефронов; 4 ответа – 3 нефрона; 2ответа – 1нефрон)

Ответьте на вопросы… (слайд 16)

Каковы функции мочевыделительной системы?

Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?

Какие вещества не удаляются из крови с мочой?

Почему важно заботиться о здоровье почек?

Итог урока кого больше нефронов – медаль) (приложение 5)

Домашнее задание (слайд 17)

1. Изучить § 39 учебника.

2. 3 вопроса (приложение 6)

Рефлексия (слайд 18)

    Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение.

    Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное.

    Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи.

Приложение 1

Приложение 2

Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ТЕКСТ:

У человека ? почки. Расположены они на уровне ? , с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? – с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь - ? орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую

полезными качествами?

Приложение 3

Приложение 4

Образование мочи

Этапы мочеобразования

Процессы (фазы)

Где образуется

Состав

1.Образование первичной мочи

2.Образование вторичной мочи

Приложение 5

Приложение 6

1. Известно, что у человека за 1 сутки образуется 180 л первичной мочи. Как определена эта величина?

2. Известно, что скорость образования почками вторичной мочи зависит от двух факторов: скорости фильтрации в почечных клубочках и интенсивности обратного всасывания в почечных канальцах. При болевом раздражении количество образующейся вторичной мочи уменьшается. Каковы могут быть конкретные физиологические механизмы этого явления? Предположите эксперименты, с помощью которых можно выявить участие некоторых из задействованных регуляторных механизмов.

3. Объясните, почему употребление 1 л пива вызывает более обильное образование мочи, чем употребление такого же количества воды.

Поделиться