Внутриутробное развитие. Ситуационные задачи по эмбриологии Дополните предложения зародыш становится плодом после образования

Развитие человеческого организма начинается с самого первого дня оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Стадии эмбриогенеза отсчитываются с момента начала развития клетки, которая впоследствии образует зародыш, а из него появляется полноценный эмбрион.

Развитие эмбриона полноценно начинается только со второй недели после оплодотворения, а начиная с 10-й недели в материнском организме уже осуществляется плодный период.

Первая стадия зиготы

Абсолютно все соматические клетки человеческого организма имеют в себе двойной набор хромосом, и только половые гаметы содержат в себе единичный набор. Это приводит к тому, что после оплодотворения и слияния мужской и женской половых клеток, набор хромосом восстанавливается и снова становится двойным. Образованная при этом клетка называется "зигота".

Характеристика эмбриогенеза такова, что развитие зиготы так же делится на несколько этапов. Первоначально новообразованная клетка начинает делиться на разные по размеру новые клетки, называемые морулами. Межклеточная жидкость также распределяется неодинаково. Особенностью данной стадии эмбриогенеза является то, что образованные в результате деления морулы не растут в размерах, а лишь увеличиваются в количестве.

Второй этап

Когда деление клеток заканчивается из них образуется бластула. Она представляет собой однослойный зародыш размером с яйцеклетку. Бластула уже несет в себе всю необходимую ДНК-информацию и содержит неодинакового размера клетки. Происходит это уже на 7-й день после оплодотворения.

После этого однослойный зародыш проходит через стадию гаструляции, которая представляет собой передвижение имеющихся клеток в несколько зародышевых листов - слоев. Сначала их образуется 2, а потом между ними появляется третий. В этот период у бластулы образуется новая полость, называемая первичный рот. Имеющаяся ранее полость полностью исчезает. Гаструляция дает возможность будущему эмбриону четко распределить клетки для дальнейшего формирования всех органов и систем.

Из первого образовавшегося внешнего слоя в будущем формируются все кожные покровы, соединительные ткани и нервная система. Нижний, образовавшийся вторым, слой становится основой для образования органов дыхания, выделительной системы. Последний, средний клеточный слой представляет собой основу для скелета, кровеносной системы, мышц и других внутренних органов.

Называются слои в научной среде соответственно:

  • эктодерма;
  • энтодерма;
  • мезодерма.

Третья стадия

После того как все перечисленные этапы эмбриогенеза пройдены, зародыш начинает расти в размерах. За короткое время он начинает представлять собой цилиндрический организм с четким распределением на головной и хвостовой концы. Рост готового зародыша продолжается до 20 дня после оплодотворения. В это время образованная ранее из клеток пластина, предшественница нервной системы, преобразуется в трубку, в дальнейшем представляющую спинной мозг. От нее постепенно отрастают и другие нервные окончания, заполняющие весь зародыш. Изначально отростки делятся на спинной отдел и брюшной. Так же в это время клетки распределяются и на дальнейшее деление между мышечными тканями, кожными покровами и внутренними органами, которые образуются из всех клеточных слоев.

Внезародышевое развитие

Все начальные этапы эмбриогенеза проходят параллельно развитию внезародышевых частей, которые в дальнейшем будут обеспечивать эмбриону и плоду питание и поддерживать жизнедеятельность.

Когда зародыш уже полностью сформировался и вышел из труб, осуществляется прикрепление эмбриона к матке. Этот процесс очень важен, поскольку от правильного развития плаценты зависит жизнедеятельность плода в дальнейшем. Именно на этом этапе осуществляется перенос эмбрионов при ЭКО.

Начинается процесс с образования вокруг зародыша узелка, который представляет собой двойной слой клеток:

  • эмбриопласт;
  • трофобласт.

Последний является внешней оболочкой, поэтому отвечает за эффективность прикрепления зародыша к стенкам матки. С его помощью эмбрион проникает в слизистые оболочки женского органа, вживляясь прямо в их толщу. Только надежное прикрепление эмбриона к матке дает начало следующему этапу развития - образованию детского места. Развитие плаценты осуществляется параллельно с его разделением от помета. Процесс обеспечивается наличием туловищной складки, которая как бы отталкивает стенки от тела зародыша. На данной стадии развития эмбриона единственной связью с плацентой становится пупочный стебель, который в дальнейшем образует канатик и обеспечивает питание малыша весь оставшийся внутриутробный период его жизни.

Интересно, что ранние стадии эмбриогенеза в области пупочного стебля имеют еще и желточную протоку и желточный мешок. У неплацентарных животных, птиц и рептилий, этот мешок представляет собой желток яйца, через который эмбрион получает питательные вещества во время своего формирования. У человека же данный орган хоть и образуется, никакого влияния на дальнейшее эмбриональное развитие организма не имеет, и со временем просто редуцируется.

Пупочный канатик имеет в себе кровеносные сосуды, по которым осуществляется сообщение крови от эмбриона к плаценте и обратно. Таким образом зародыш получает от матери питательные вещества и выводит продукты обмена. Образуется эта часть связи из аллантоиса или части мочевого мешка.

Развивающийся внутри плаценты зародыш защищен двумя оболочками. В полости внутренней находится белковая жидкость, которая представляет собой водную оболочку. В ней и плавает малыш до своего рождения. Называется этот мешок амнион, а его наполнение - амниотической жидкостью. Все заключены в еще одну оболочку - хорион. Она имеет ворсинчатую поверхность и обеспечивает эмбриону дыхание и защиту.

Поэтапное рассмотрение

Чтобы более подробно разобрать эмбриогенез человека понятным для большинства языком, необходимо начать с его определения.

Итак, Данное явление представляет собой внутриутробное развитие плода со дня его оплодотворения до самого рождения. Начинается данный процесс только после прохождения 1 недели после оплодотворения, когда клетки уже закончили делиться и готовый зародыш перемещается в полость матки. Именно в это время начинается первый критический период, поскольку его имплантация должна пройти максимально комфортно и для материнского организма, и для самого эмбриона.

Осуществляется данный процесс в 2 этапа:

  • плотное прикрепление;
  • проникновение в толщу матки.

Крепиться зародыш может в любой, кроме нижней, части матки. Важно понимать, что осуществляется весь этот процесс не менее 40 часов, поскольку только постепенными действиями можно обеспечить полную безопасность и комфорт для обоих организмов. Место крепления зародыша после присоединения постепенно наполняется кровью и зарастает, после чего и начинается важнейший период развития будущего человека - эмбриональный.

Первые органы

Присоединенный к матке зародыш уже обладает органами, которые чем-то напоминают голову и хвост. Самым первым после удачного крепления эмбриона развивается защитный орган - хорион. Чтобы более точно представить, что он из себя представляет, можно провести аналогию с тонкой защитной пленкой куриного яйца, которая располагается прямо под скорлупой и отделяет ее от белка.

После этого процесса образуются органы, обеспечивающие дальнейшее питание крошки. Уже после второй недели беременности можно наблюдать появление аллантоиса, или пупочного канатика.

Третья неделя

Перенос эмбрионов в стадию плода осуществляется только по завершению его формирования, но уже на третьей неделе можно заметить появление четких очертаний будущих конечностей. Именно в этот период обосабливается тело эмбриона, становится заметной туловищная складка, выделяется голова и, самое главное, начинает биться собственное сердце будущего малыша.

Смена питания

Знаменуется данный период развития и еще одним важным этапом. Начиная с третьей недели жизни, эмбрион перестает получать питание по старой системе. Дело в том, что запасы яйцеклетки к этому моменту истощаются, и для дальнейшего развития зародышу необходимо получать нужные для дальнейшего формирования вещества уже из крови матери. К этому моменту для обеспечения эффективности всего процесса аллантоис начинает преобразовываться в пупочный канатик и плаценту. Именно эти органы все оставшееся внутриутробное время будут обеспечивать плод питанием и освобождать от продуктов жизнедеятельности.

Четвертая неделя

В это время уже можно четко определить будущие конечности и даже места глазных впадин. Внешне эмбрион меняется незначительно, поскольку основной упор развития дан на формирование внутренних органов.

Шестая неделя беременности

В это время будущей матери следует уделить особое внимание собственному здоровью, поскольку в данный период формируется вилочковая железа ее будущего малыша. Именно этот орган в дальнейшем всю жизнь будет отвечать за работоспособность иммунной системы. Очень важно понимать, что от здоровья матери будет зависеть и способность ее ребенка всю самостоятельную жизнь противостоять внешним раздражителям. Следует не только уделять внимание профилактике инфекций, но и предостеречь себя от нервных ситуаций, следить за эмоциональным состоянием и окружающей средой.

Восьмая семидневка

Только начиная с данного порога времени, будущей маме можно узнать пол ее ребенка. Исключительно на 8 неделе начинают закладываться половые признаки плода и выработка гормонов. Конечно, узнать пол можно, если ребенок сам этого захочет и на УЗИ повернется нужной стороной.

Заключительный этап

Начиная с 9-й недели заканчивается и начинается плодный. К этому моменту у здорового малыша уже должны быть сформированы все органы - им остается только расти. В это время активно набирается масса тела ребенка, увеличивается его мышечный тонус, активно развиваются органы кроветворения; плод начинает хаотично двигаться. Интересно, что мозжечок к этому моменту обычно еще не сформирован, поэтому координация движений плода происходит со временем.

Опасности во время развития

Разные стадии эмбриогенеза имеют свои слабые места. Чтобы в этом разобраться нужно более подробно их рассмотреть. Так, в одни периоды эмбриогенез человека чувствителен к инфекционным заболеваниям матери, а в другие - к химическим или радиационным волнам из внешней среды. Если в такой критический период возникнут проблемы, то вырастет риск развития у плода врожденных дефектов.

Чтобы избежать данного явления следует знать все стадии развития эмбриона и опасности каждой из них. Так, особой чувствительностью ко всем внешним и внутренним раздражителям является период бластулы. В это время погибает большая часть оплодотворенных клеток, но, поскольку проходит данный этап в первые 2 большинство женщин о нем даже не догадываются. Общее количество погибающих в это время зародышей - 40%. в данный момент очень опасен, поскольку есть риск отторжения зародыша материнским организмом. Поэтому в этот период нужно максимально беречь себя.

Перенос эмбрионов в полость матки знаменуется началом периода наибольшей ранимости эмбриона. В это время риск отторжения уже не так велик, но с 20-го по 70-й дни беременности закладываются все жизненно важные органы, при любых негативных воздействиях на материнский организм в это время вероятность развития у будущего малыша врожденных отклонений со здоровьем повышается.

Обычно к окончанию 70-го дня все органы уже сформированы, но бывают и случаи запоздалого развития. В таких ситуациях с началом плодного периода появляется опасность для этих органов. В остальном же, плод уже полностью сформирован и начинает активно увеличиваться в размерах.

Если вы хотите, чтобы ваш будущий ребенок родился без каких-либо патологий, то следите за своим здоровьем и до, и после момента зачатия. Ведите правильный образ жизни. И тогда никаких проблем возникнуть не должно.

Между 18-м и 25-м днем со дня зачатия (3-4 недели беременности) у ребенка начинает биться сердце. К 20-му дню формируются основы нервной системы. После пяти с половиной недель ребенок двигает головкой, а в шесть недель - и всем телом, подобно уже рожденному ребенку. Но женщина почувствует эти движения гораздо позже, на 16- 20-й неделе. В 43 дня уже можно снять энцефалограмму мозга. В 9-10 недель беременности малыш уже двигает глазными яблоками, глотает, шевелит язычком, икает, бодрствует и спит. На 11-й неделе - сосет большой палец, реагирует на звуки, внешний шум может его разбудить. К 11-12 неделям появляются ногти, к 16 неделям - ресницы. С 10-11-й недели беременности у ребенка функционируют все системы организма.
---------

В конце 40-х гг. XX века, еще не существовало научного знания об эмбрионе. В то время думали, что нерожденный ребенок, плод - это нечто находящееся в матке. И считать или не считать его человеческим существом, единственной в своем роде личностью было вопросом веры. Отношение к нерожденному ребенку изменилось в 70-е гг., когда изучением плода занялась наука и результаты этого изучения сделались достоянием медицины. Открытия в данной области стали возможными благодаря внедрению новейших технологий, таких, как УЗИ, электронный контроль за сердцем эмбриона, радиационная иммунохимия и другие. Ультразвуковая интроскопия в реальном времени, т.е. получение изображения ребенка в движении, существует как метод клинического исследования с 1976 г. Ультразвуковой прибор работает настолько точно, что позволяет различить даже крошечные, открывающиеся и закрывающиеся во время сердечных сокращений сердечные клапаны. Эта совершенная аппаратура дает возможность родителям увидеть своего ребенка еще до рождения. Благодаря технологиям, приборам и оборудованию, применяемым современной медициной, мы убедились в том, что нерожденный ребенок - человеческое существо , еще один член человеческого сообщества, не отличающийся от других людей.

Высказывается мнение, что эмбрион является частью тела матери. Это не так по многим причинам. Во-первых, генетически он отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки - существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, заражение ребенка, как правило, может произойти только с момента родов. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона, по ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе.

Профессор Kафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ,
доктор биологических наук Д.В. Попов

Во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании - после 12 недель, в Швеции - после 20, во многих странах жизнь юридически защищена только после рождения. Лауреат Нобелевской премии Ждеймс Уотсон предложил охранять жизнь ребенка через три дня после рождения... Когда же в действительности начинается человеческая жизнь? Кому верить? Или, может быть, французские дети начинают быть людьми через 10 недель после зачатия, маленькие датчане - через 12 недель, шведы - через 20 недель, а дитя Джеймса Уотсона сделается человеком только через три дня после рождения?..

Сегодня это уже бесспорно установленный научный факт: человеческая жизнь начинается в тот самый момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки: мужская и женская, и в результате этого соединения образуется одна клетка. И вот, в этой одной микроскопически маленькой клеточке заложено уже все будущее человека: его пол, группа крови, даже цвет глаз и волос - все это в данной клеточке есть и в дальнейшем будет только развиваться и выявляться. Все, что необходимо для образования из этой маленькой клеточки взрослого человека - это пища, кислород и время. Это - все. Каждая такая клеточка - зародыш есть уже уникальный и неповторимый человек. Другого такого еще никогда не было в мировой истории; и сколько бы веков или тысячелетий эта история еще ни продолжалась - другого такого уже никогда не будет.

Как смотрит на этот вопрос Православная церковь? Церковные законы (каноны) всегда защищали человеческое существо уже в материнском лоне: "Умышленно погубившая зачатый, во утробе плод подлежит осуждению, как за убийство", - пишет святитель Василий Великий (канон 2-й). О возрасте плода, как видим, нет ни слова: безразлично когда зачатый - хоть 10 недель назад, хоть вчера, хоть час назад, хоть минуту. В этом единомысленны все святые отцы, высказывавшие свои мнения по этому предмету. Назовем среди них, кроме святителя Василия Великого, еще таких столпов Православия, как святитель Григорий Богослов,святитель Иоанн Златоуст, святой Ефрем Сирин, преподобный Максим Исповедник.

С церковной точки зрения, человеческая жизнь начинается не рождением и кончается не смертью. Этими двумя вехами ограничивается лишь один из этапов человеческой жизни. Этому этапу предшествует внутриутробная жизнь, за этим этапом следует загробная жизнь.

Самое быстрое развитие и бурный рост ребенка совершается сразу после имплантации (внедрения) зародыша в стенку матки.

Ученые подсчитали, что если бы рост и развитие ребенка во все время беременности протекали так интенсивно, как в первые 7 недель - к моменту рождения вес новорожденного составлял бы 14 тонн - это вес двух слонов...

В 10-11 недель (к середине третьего месяца беременности) все системы органов человеческого организма полностью сформированы. С этого времени во Франции жизнь ребенка начинает охраняться законом. Законы других стран разрешают убивать этого уже сформировавшегося человечка. Почему? На том основании, что он, хоть и сформировался, но не успел еще окончательно развиться?.. Но развиваться он будет и после появления на свет еще ни много, ни мало 12-14 лет. Если можно убивать по этой причине: недостаточной развитости - тогда вместе с внутриутробными младенцами давайте разрешим убивать и всех детей до окончания подросткового возраста. Или введем градацию и в Уголовный Кодекс: за убийство трехлетнего ребенка давать меньший срок, чем за убийство десятилетнего - ибо тот менее развит... Дикость? А это не дикость: за убийство новорожденного младенца - в тюрьму, а за убийство внутриутробного младенца - оплачиваемый больничный, хотя и зародыш, и младенец являются людьми только потенциально. Мы чувствуем омерзение к той матери, которая после рождения своего ребенка тайком выбрасывает его в мусорный ящик, и несем цветы другой, которая выбрасывает свое дитя в мусорный ящик прилюдно, в медицинской палате, с помощью врачей.

В одном американском журнале рассказывалось о женщине, родившей 5-месячного ребенка и умолявшей врачей спасти ему жизнь. Вся больница была поставлена на ноги, чтобы ребенок выжил. Для спасения работали самые опытные врачи, были выделены большие денежные средства... И в этой же больнице, в тот же день и час - только в другой комнате - другая женщина абортирует своего 5-месячного ребенка. В одной комнате 5-месячный ребенок воспринимается как человек, а в соседней комнате такой же 5-месячный ребенок расценивается как кусок мяса.

На одной феминистской демонстрации за легализацию абортов женщины скандировали: "Все законы прочь от нашего тела!" Эти женщины очевидно считают, что аборт является их сугубо личным делом, а в такие дела никто не вправе вмешиваться. Таким женщинам нужно сказать: - Нет, аборт не является вашим личным делом. Это дело было бы Вашим личным, если бы касалось только Вашей личности. Но оно касается еще и другой личности - личности Вашего ребенка... Представьте себе, что на Вас напал бандит и хочет убить. Подбегает милиционер, пытается защитить Вас, а бандит ему говорит: "А ну, отлезь! Убивать ее или не убивать- это мое личное дело. Ты не вправе вмешиваться в мои личные дела." Станете ли вы вслед за бандитом уговаривать милиционера отойти и не вмешиваться?.. Почему же, когда убивают Вас - Вы взываете о помощи и признаете необходимость государственных законов, защищающих Вашу жизнь, а когда убиваете Вы - "все законы прочь" и "никто не вправе вмешиваться"?.. Вашу жизнь защищать надо - а жизнь беззащитного младенчика защищать не надо? Надо защищать и его жизнь!

Есть люди, считающие, что аборт все же нельзя приравнивать к обычному убийству - ибо внутриутробный младенчик никакая еще не "личность", а даже и нежизнеспособен.

Личность или не личность - это, конечно, вопрос веры, решаемый в зависимости от общефилософских и религиозных убеждений человека. Для атеиста и материалиста - впрямь не личность. Но при материалистическом расплывчатом понимании личности вообще трудно выяснить, когда человек ею становится - иной становится в 5 лет, иной в 25, а иной и всю жизнь проживет, да так и не станет... Христианская вера отвечает на данный вопрос однозначно: безспорно, личность! Как же не личность, когда у этого внутриутробного младенчика уже есть своя индивидуальная и безсмертная душа?! Да, мамочка- бессмертная душа! Которую, в отличие от тельца, ты ни расчленить, ни убить не властна. И которая будет предстоять на Страшном Суде перед Всевышним рядом с твоей, тоже безсмертной душой. "Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам (во всеобщем Воскресении)... Не видавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это - ея сын, и сын узнает, что это - его матерь..." (св. Ефрем Сирин. Изд. 1900г., ч.4.стр.105, "О страхе Божием и о последнем суде"). Может быть, только тогда эта горе-мама вполне поймет весь ужас ею содеянного. "Любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтоб не видел он здешнего мира, не даст Он (Судия) увидеть новый век, - пишет далее св.Ефрем Сирин. - Как она не дозволила ему (своему ребенку) насладиться жизнию и светом в этом веке, так и Он (Бог) лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы сокрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешнюю. Таково воздаяние любодеям и любодейкам, которые посягают на жизнь детей своих."

Что же касается "жизнеспособности", то следует уточнить: что понимать под термином "жизнеспособность". Если понимать способность к самостоятельному и ни от кого не зависимому существованию, так к такому существованию ребенок и после рождения явно не способен. И долго еще небудет способен. Попробуйте двухлетнего или даже пятилетнего малыша предоставить самому себе - проживет ли он самостоятельно, без посторонней помощи хоть неделю?..

священник Александр Захаров
из книги "

МОСКВА, 29 ноя - РИА Новости . Молекулярные биологи из Британии впервые смогли превратить стволовые клетки в миниатюрный аналог плацентарной ткани, изучение которой поможет уменьшить число выкидышей и улучшить здоровье ребенка. Результаты первых опытов с ней были представлены в журнале Nature .

За последние два десятилетия биологи научились превращать стволовые клетки в ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. Такие ткани могут стать "запчастями" на случай повреждения тела или лекарством для ряда дегенеративных заболеваний. К примеру, культуры "стволовых" нейронов могут стать панацеей для лечения болезней Альцгеймера и Паркинсона, а другие их версии помогут вернуть утерянные конечности или органы.

В частности, в апреле 2012 года ученые смогли превратить стволовые клетки в волосяные луковицы и успешно пересадили их на затылок "лысых" мышей. Три года назад японские ученые собрали полноценные копии различных органов, таких как почки или печень, из стволовых клеток, а также вырастили ногу крысы и "подключили" ее к телу грызуна.

Как объясняют биологи, плацента состоит из двух типов клеток, синцитиотрофобластов и цитотрофобластов. Первые отвечают за формирование особого барьера, отделяющего кровеносную систему зародыша от организма матери, а вторые - за организацию обмена веществ между ними.

Ученых давно интересует то, как возникают обе группы плацентарных клеток и как нарушения в их работе могут быть связаны с выкидышами, различными осложнениями и гибелью зародыша еще до его прикрепления к стенке матки.

Британские исследователи сделали первый шаг к получению этих ответов. Они подобрали особый "коктейль" из различных гормонов и сигнальных молекул, заставляющий стволовые клетки, содержащиеся внутри особых "ворсинок" в плаценте, превращаться в полноценные миниатюрные копии этого органа.

Для этого ученые проанализировали то, какие гены были наиболее активны внутри плаценты на 6-9 неделе беременности, и выделили вещества, связанные с "взрослением" стволовых клеток. Объединив их со смесью молекул из уже сформировавшейся плаценты, Турко и ее коллеги получили препарат, заставляющий эти "заготовки" превращаться в полноценные аналоги плаценты, сохраняющие стабильность почти неограниченно долго.

Эти миниатюрные органы, по словам ученых, обладают всеми важными чертами плаценты. В них присутствуют оба типа клеток, внутри них есть "ворсинки", участвующие в обмене газами и питательными веществами, и они вырабатывают все критически важные гормоны и сигнальные молекулы.

Как надеются биологи, эксперименты с этими мини-органами помогут не только раскрыть секреты бесплодия и причины развития выкидышей, но и понять, почему некоторые редкие патогены, к примеру, вирус Зика, могут проникать через нее.

Изучение развития человеческого организма от момента образования одноклеточной зиготы, или оплодотворенной яйцеклетки, до рождения ребенка. Эмбриональное (внутриутробное) развитие человека длится примерно 265–270 дней. В течение этого времени из исходной одной клетки образуется более 200 миллионов клеток, а размеры эмбриона увеличивается от микроскопического до полуметрового.
В целом развитие человеческого эмбриона можно разделить на три стадии. Первая – это период от оплодотворения яйцеклетки до конца второй недели внутриутробной жизни, когда развивающийся эмбрион (зародыш) внедряется в стенку матки и начинает получать питание от матери. Вторая стадия длится с третьей до конца восьмой недели. В течение этого времени формируются все основные органы и эмбрион приобретает черты человеческого организма. По окончании второй стадии развития он уже называется плодом. Протяженность третьей стадии, называемой иногда фетальной (от лат. fetus – плод), – от третьего месяца до рождения. На этой заключительной стадии завершается специализация систем органов и плод постепенно приобретает способность существовать самостоятельно.

ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ И ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

У человека зрелая половая клетка (гамета) – это сперматозоид у мужчины, яйцеклетка (яйцо) у женщины. Перед слиянием гамет с образованием зиготы эти половые клетки должны сформироваться, созреть и затем встретиться.

Половые клетки человека по структуре сходны с гаметами большинства животных. Принципиальное отличие гамет от остальных клеток организма, называемых соматическими, заключается в том, что гамета содержит только половину от числа хромосом соматической клетки. В половых клетках человека их 23. В процессе оплодотворения каждая половая клетка привносит в зиготу свои 23 хромосомы, и таким образом зигота имеет 46 хромосом, т. е. двойной их набор, как это присуще всем соматическим клеткам человека. См. также КЛЕТКА.

Будучи сходны по главным структурным признакам с соматическими клетками, сперматозоид и яйцеклетка в то же время высоко специализированы для своей роли в репродукции. Сперматозоид – небольшая и очень подвижная клетка (см. СПЕРМАТОЗОИД). Яйцеклетка, напротив, неподвижна и гораздо крупнее (почти в 100 000 раз), чем сперматозоид. Бóльшую часть ее объема составляет цитоплазма, содержащая запасы питательных веществ, необходимые эмбриону в начальный период развития (см. ЯЙЦО).

Для оплодотворения необходимо, чтобы яйцеклетка и сперматозоид достигли стадии зрелости. Более того, яйцеклетка должна быть оплодотворена в течение 12 часов после выхода из яичника, в противном случае она погибает. Человеческий сперматозоид живет дольше, около суток. Быстро двигаясь с помощью своего кнутообразного хвоста, сперматозоид достигает соединенного с маткой протока – маточной (фаллопиевой) трубы, куда попадает из яичника и яйцеклетка. Обычно это занимает менее часа после совокупления. Считается, что оплодотворение происходит в верхней трети маточной трубы.

Несмотря на то, что в норме эякулят содержит миллионы сперматозоидов, только один проникает в яйцеклетку, активируя цепочку процессов, приводящих к развитию эмбриона. В силу того, что сперматозоид весь целиком проникает в яйцеклетку, мужчина привносит потомку, помимо ядерного, и некоторое количество цитоплазматического материала, в том числе центросому – небольшую структуру, необходимую для клеточного деления зиготы. Сперматозоид определяет и пол потомка. Кульминацией оплодотворения считается момент слияния ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки.

ДРОБЛЕНИЕ И ИМПЛАНТАЦИЯ

После оплодотворения зигота постепенно спускается по маточной трубе в полость матки. В этот период, в течение примерно трех дней, зигота проходит стадию клеточного деления, известную как дробление. При дроблении число клеток увеличивается, но общий их объем не меняется, так как каждая дочерняя клетка мельче, чем исходная. Первое дробление происходит примерно через 30 часов после оплодотворения и дает две совершенно одинаковые дочерние клетки. Второе дробление наступает через 10 часов после первого и приводит к образованию четырехклеточной стадии. Примерно через 50–60 часов после оплодотворения достигается стадия т. н. морулы – шара из 16 и более клеток.

По мере продолжения дробления наружные клетки морулы делятся быстрее, чем внутренние, в результате наружный клеточный слой (трофобласт) отделяется от внутреннего скопления клеток (т. н. внутренней клеточной массы), сохраняя с ними связь только в одном месте. Между слоями образуется полость, бластоцель, которая постепенно заполняется жидкостью. На этой стадии, наступающей через три–четыре дня после оплодотворения, дробление заканчивается и эмбрион называют бластоцистой, или бластулой. В течение первых дней развития, эмбрион получает питание и кислород из секрета (выделений) маточной трубы.

Примерно через пять–шесть дней после оплодотворения, когда бластула находится уже в матке, трофобласт образует пальцевидные ворсинки, которые, энергично двигаясь, начинают внедряться в ткань матки. В то же время, по-видимому, бластула стимулирует выработку ферментов, способствующих частичному перевариванию слизистой (эндометрия) матки. Примерно на 9–10 день эмбрион имплантируется (врастает) в стенку матки и оказывается полностью окруженным ее клетками; с имплантацией эмбриона прекращается менструальный цикл.

В дополнение к своей роли в имплантации, трофобласт участвует также в образовании хориона – первичной мембраны, окружающей эмбрион. В свою очередь хорион содействует образованию плаценты, губчатой по структуре мембраны, через которую эмбрион в дальнейшем получает питание и выводит продукты обмена.

ЭМБРИОНАЛЬНЫЕ ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

Эмбрион развивается из внутренней клеточной массы бластулы. По мере увеличения давления жидкости внутри бластоцеля клетки внутренней клеточной массы, которая становится компактной, формируют зародышевый щиток, или бластодерму. Зародышевый щиток разделяется на два слоя. Один из них становится источником трех первичных зародышевых листков: эктодермы, энтодермы и мезодермы. Процесс обособления сначала двух, а затем и третьего зародышевого листка (т. н. гаструляция) знаменует превращение бластулы в гаструлу.

Зародышевые листки вначале различаются лишь по расположению: эктодерма – самый наружный слой, энтодерма – внутренний, а мезодерма – промежуточный. Формирование трех зародышевых листков завершается примерно через неделю после оплодотворения.

Постепенно, шаг за шагом, каждый зародышевый листок дает начало определенным тканям и органам. Так, эктодерма формирует наружный слой кожи и ее производные (придатки) – волосы, ногти, кожные железы, выстилку ротовой полости, носа и заднего прохода, – а также всю нервную систему и рецепторы органов чувств, например сетчатку глаза. Из энтодермы образуются: легкие; выстилка (слизистая оболочка) всего пищеварительного тракта, кроме рта и заднего прохода; некоторые примыкающие к этому тракту органы и железы, такие, как печень, поджелудочная железа, тимус, щитовидная и паращитовидные железы; выстилка мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Мезодерма – источник системы кровообращения, выделительной, половой, кроветворной и иммунной систем, а также мышечной ткани, всех типов опорно-трофических тканей (скелетной, хрящевой, рыхлой соединительной и т. д.) и внутренних слоев кожи (дермы). Полностью развившиеся органы обычно состоят из нескольких типов тканей и поэтому связаны своим происхождением с разными зародышевыми листками. По этой причине проследить участие того или иного зародышевого листка можно только в процессе формирования ткани.

ВНЕЗАРОДЫШЕВЫЕ ОБОЛОЧКИ

Развитие эмбриона сопровождается образованием нескольких оболочек, окружающих его и отторгаемых при рождении. Самая наружная из них – уже упоминавшийся хорион, производное трофобласта. Он соединен с эмбрионом с помощью телесного стебелька из соединительной ткани, происходящей из мезодермы. Со временем стебелек удлиняется и образует пупочный канатик (пуповину), соединяющий эмбрион с плацентой.

Плацента развивается как специализированный вырост плодных оболочек. Ворсинки хориона прободают эндотелий кровеносных сосудов слизистой оболочки матки и погружаются в кровяные лакуны, заполненные кровью матери. Таким образом, кровь плода отделена от крови матери лишь тонкой наружной оболочкой хориона и стенками капилляров самого зародыша, т. е. непосредственного смешения крови матери и плода не происходит. Через плаценту диффундируют питательные вещества, кислород и продукты обмена веществ. При рождении плацента отбрасывается как послед и ее функции переходят к пищеварительной системе, легким и почкам.

Внутри хориона зародыш помещается в мешке, называемом амнионом, который формируется из эмбриональной эктодермы и мезодермы. Амниотический мешок наполнен жидкостью, увлажняющей зародыш, защищающей его от толчков и удерживающей в состоянии, близком к невесомости.

Другая дополнительная оболочка – аллантоис, производное энтодермы и мезодермы. Это место хранения продуктов выделения; он соединяется с хорионом в телесном стебельке и способствует дыханию эмбриона.

У эмбриона существует еще одна временная структура – т. н. желточный мешок. В течении какого-то времени желточный мешок снабжает эмбрион питательными веществами путем диффузии из материнских тканей; позднее здесь формируются родоначальные (стволовые) клетки крови. Желточный мешок является первичным очагом кроветворения у эмбриона; впоследствии эта функция переходит сначала к печени, а затем к костному мозгу.

РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА

Во время образования внезародышевых оболочек органы и системы эмбриона продолжают развиваться. В определенные моменты одна часть клеток зародышевых листков начинает делиться быстрее, чем другая, группы клеток мигрируют, а клеточные слои изменяют свою пространственную конфигурацию и местоположение в эмбрионе. В отдельные периоды рост некоторых типов клеток очень активен и они увеличиваются в размерах, в то время как другие растут медленно или вовсе перестают расти.

Первой после имплантации развивается нервная система. В течение второй недели развития эктодермальные клетки задней стороны зародышевого щитка быстро увеличиваются в числе, вызывая формирование выпуклости над щитком – первичной полоски. Затем на ней образуется желобок, в передней части которого возникает небольшая ямка. Спереди от этой ямки клетки быстро делятся и образуют головной отросток, предшественник т. н. спинной струны, или хорды. По мере удлинения хорда образует у зародыша ось, обеспечивающую основу симметричной структуры человеческого тела. Выше хорды расположена нервная пластинка, из которой образуется центральная нервная система. Примерно на 18-й день мезодерма по краям хорды начинает формировать спинные сегменты (сомиты), парные образования, из которых развиваются глубокие слои кожи, скелетные мышцы и позвонки.

После трех недель развития средняя длина эмбриона лишь немного больше 2 мм от темени до хвоста. Тем не менее уже присутствуют зачатки хорды и нервной системы, а также глаз и ушей. Уже есть сердце S-образной формы, пульсирующее и прокачивающее кровь.

После четвертой недели длина эмбриона равна примерно 5 мм, тело имеет С-образную форму. Сердце, составляющее самую большую выпуклость на внутренней стороне изгиба тела, начинает подразделяться на камеры. Формируются три первичные области мозга (мозговые пузыри), а также зрительный, слуховой и обонятельный нервы. Образуется пищеварительная система, включая желудок, печень, поджелудочную железу и кишечник. Начинается структурирование спинного мозга, можно рассмотреть маленькие парные зачатки конечностей.

Четырехнедельный человеческий эмбрион уже имеет жаберные дуги, которые напоминают жаберные дуги зародыша рыбы. Они скоро исчезают, но их временное появление – один из примеров сходства строения человеческого зародыша с другими организмами (см. также ЭМБРИОЛОГИЯ).

В возрасте пяти недель у эмбриона есть хвост, а формирующиеся руки и ноги напоминают культи. Начинают развиваться мышцы и центры окостенения. Голова представляет собой самую крупную часть: головной мозг представлен уже пятью мозговыми пузырями (полостями с жидкостью); имеются также выпуклые глаза с хрусталиками и пигментированной сетчаткой.

В период от пятой до восьмой недели завершается собственно эмбриональный период внутриутробного развития. В течение этого времени эмбрион вырастает от 5 мм до примерно 30 мм и начинает напоминать человека. Его внешность изменяется следующим образом: 1) уменьшается изгиб спины, хвост становится менее заметным, частично из-за уменьшения, частично потому, что скрывается развивающимися ягодицами; 2) голова выпрямляется, на развивающемся лице появляются внешние части глаз, ушей и носа; 3) руки отличаются от ног, уже можно увидеть пальцы рук и ног; 4) пуповина вполне определена, площадь ее прикрепления на животе зародыша становится меньше; 5) в области живота сильно разрастается печень, становясь столь же выпуклой, как и сердце, и оба эти органа формируют бугристый профиль средней части тела вплоть до восьмой недели; в это же время в полости живота становится заметен кишечник, который делает живот более округлым; 6) шея становится более узнаваемой в основном за счет того, что сердце опускается ниже, а также из-за исчезновения жаберных дуг; 7) появляются наружные половые органы, хотя еще не полностью приобретшие окончательный вид.

К концу восьмой недели почти все внутренние органы хорошо сформированы, а нервы и мышцы настолько развиты, что эмбрион может производить спонтанные движения. С этого времени и до родов основные изменения плода связаны с ростом и дальнейшей специализацией.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПЛОДА

В течение последних семи месяцев развития вес плода увеличивается с 1 г до примерно 3,5 кг, а длина – с 30 мм до примерно 51 см. Величина ребенка на момент родов может значительно варьировать в зависимости от наследственности, питания и здоровья.

В ходе развития плода сильно изменяются не только его размеры и вес, но и пропорции тела. Например, у двухмесячного плода голова составляет почти половину длины тела. В оставшиеся месяцы она продолжает расти, но медленнее, так что к моменту рождения составляет только четверть длины тела. Шея и конечности становятся длиннее, при этом ноги растут быстрее, чем руки. Другие внешние изменения связаны с развитием наружных половых органов, ростом волос на теле и ногтей; кожа становится более гладкой из-за отложения подкожного жира.

Одно из наиболее значительных внутренних изменений связано с заменой хряща костными клетками в процессе становления зрелого скелета. Отростки многих нервных клеток покрываются миелином (белково-липидным комплексом). Процесс миелинизации вместе с формированием связей между нервами и мышцами приводит к увеличению подвижности плода в матке. Эти движения хорошо ощущаются матерью примерно после четвертого месяца. После шестого месяца плод поворачивается в матке таким образом, что его голова оказывается внизу и упирается в шейку матки.

К седьмому месяцу плод полностью покрывается первородной смазкой, белесоватой жирной массой, которая сходит после родов. Преждевременно родившемуся в этот период ребенок выжить труднее. Как правило, чем ближе роды к нормальному сроку, тем больше шансов у ребенка выжить, поскольку в последние недели беременности плод получает временную защиту от некоторых заболеваний за счет антител, поступающих из крови матери. Хотя роды отмечают конец внутриутробного периода, биологическое развитие человека продолжается в детском и подростковом периоде.

ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПЛОД

Врожденные пороки могут быть следствием разнообразных причин, таких, как болезнь, генетические отклонения и многочисленные вредные вещества, влияющие на плод и организм матери. Дети с врожденными пороками могут на всю жизнь остаться инвалидами из-за физической или умственной неполноценности. Рост знаний об уязвимости плода, особенно в первые три месяца, когда формируются его органы, привел в настоящее время к повышенному вниманию к дородовому периоду.

Болезни. Одна из наиболее частых причин врожденных пороков –вирусное заболевание краснуха. Если мать заболевает краснухой в первые три месяца беременности, это может привести к непоправимым аномалиям развития плода. Маленьким детям иногда делают прививку против краснухи, чтобы уменьшить вероятность заболевания контактирующих с ними беременных женщин. См. также КРАСНУХА.

Потенциально опасны и венерические болезни. Сифилис может передаваться от матери плоду, следствием чего бывают выкидыши и рождение мертвого ребенка. Обнаруженный сифилис нужно незамедлительно лечить антибиотиками, что важно для здоровья матери и ее будущего ребенка.

Эритробластоз плода может стать причиной рождения мертвого ребенка либо тяжелой анемии новорожденного с развитием умственной отсталости. Заболевание возникает в случаях резус-несовместимости крови матери и плода (обычно при повторной беременности резус-положительным плодом). См. также КРОВЬ.

Еще одним наследственным заболеванием является муковисцидоз, причина которого – генетически обусловленное нарушение обмена веществ, сказывающееся прежде всего на функции всех экзокринных желез (слизистых, потовых, слюнных, поджелудочной железы и других): они начинают вырабатывать чрезвычайно вязкую слизь, которая может закупоривать как протоки самих желез, препятствуя выделению ими секрета, так и мелкие бронхи; последнее приводит к тяжелому поражению бронхолегочной системы с развитием в конечном итоге дыхательной недостаточности. У части больных нарушается преимущественно деятельность пищеварительной системы. Болезнь обнаруживается вскоре после рождения и иногда вызывает кишечную непроходимость у новорожденного в первый же день жизни. Некоторые проявления этого заболевания поддаются лекарственной терапии. Наследственным заболеванием является и галактоземия, обусловленная отсутствием фермента, необходимого для метаболизма галактозы (продукта переваривания молочного сахара) и приводящая к образованию катаракты и повреждениям мозга и печени. До недавнего времени галактоземия была частой причиной детской смертности, но сейчас разработаны методы ранней диагностики и лечения посредством специальной диеты. Синдром Дауна (см. ДАУНА СИНДРОМ), как правило, обусловлен наличием в клетках лишней хромосомы. Человек с этим заболеванием обычно низкого роста, со слегка раскосыми глазами и сниженными умственными способностями. Вероятность синдрома Дауна у ребенка растет с увеличением возраста матери. Фенилкетонурия – заболевание, вызываемое отсутствием фермента, необходимого для метаболизма определенной аминокислоты. Оно тоже может быть причиной умственной отсталости (см. ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ).

Некоторые врожденные пороки удается частично или полностью исправить хирургическим путем. В их число входят родимые пятна, косолапость, пороки сердца, лишние или сросшиеся пальцы на руках и ногах, аномалии в строении наружных половых органов и мочеполовой системы, расщепление позвоночника, «заячья» губа и «волчья пасть». К порокам относятся также пилорический стеноз, т. е. сужение перехода от желудка к тонкому кишечнику, отсутствие заднепроходного отверстия и гидроцефалия – состояние, при котором в черепе накапливается избыток жидкости, приводящий к увеличению размеров и деформации головы и умственной отсталости (см. также ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ).

Лекарственные средства и наркотики. Накоплены данные – многие в результате трагического опыта, – что некоторые лекарственные средства могут быть причиной отклонений в развитии плода. Наиболее известное из них – успокаивающее средство талидомид, которое вызывало недоразвитие конечностей у многих детей, чьи матери принимали это лекарство во время беременности. В настоящее время большинство врачей признает, что лекарственное лечение беременных должно быть сведено к минимуму, особенно в первые три месяца, когда происходит формирование органов. Использование беременной женщиной каких-либо лекарств в виде таблеток и капсул, а также гормонов и даже аэрозолей для ингаляций допустимо только под строгим контролем гинеколога.

Потребление больших количеств алкоголя беременной женщиной увеличивает риск развития у ребенка многих отклонений, называемых в совокупности алкогольным синдромом плода и включающих задержку роста, умственную отсталость, аномалии сердечно-сосудистой системы, маленькую голову (микроцефалия), слабый мышечный тонус.

Наблюдения показали, что употребление кокаина беременными приводит к серьезным нарушениям у плода. Потенциально опасны и другие наркотики типа марихуаны, гашиша и мескалина. Была обнаружена связь между употреблением беременными женщинами галлюциногенного средства ЛСД и частотой спонтанных выкидышей. Согласно экспериментальным данным, ЛСД способен вызывать нарушения структуры хромосом, что указывает на возможность генетических повреждений у еще не родившегося ребенка (см. ЛСД).

Неблагоприятное действие на плод оказывает и курение будущих матерей. Исследования показали, что пропорционально числу выкуриваемых сигарет учащаются случаи преждевременных родов и недоразвития плода. Возможно, курение повышает и частоту выкидышей, рождения мертвых детей, а также детскую смертность непосредственно после родов.

Радиация. Врачи и ученые все чаще указывают на опасность, связанную с непрерывным ростом числа источников радиации, которая способна вызывать повреждения генетического аппарата клеток. На ранних стадиях беременности женщины не должны без необходимости подвергаться воздействию рентгеновского излучения и других форм радиации. В более широком смысле строгий контроль медицинских, промышленных и военных источников радиации жизненно необходим для сохранения генетического здоровья будущих поколений. См. также РАЗМНОЖЕНИЕ; РЕПРОДУКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА; ЭМБРИОЛОГИ

Http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/EMBRIOLOGIYA_CHELOVEKA.html

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЭМБРИОЛОГИИ

    На занятии студенты обсуждают вопрос о значении внезародышевых органов при эмбриональном развитии человека и, в частности, о желточном мешке. Известно, что в эволюции желточный мешок выполнял трофическую функцию. У человека он содержит очень небольшое количество желтка. почему? обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы

    Какие внезародышевые органы образуются в эмбриогенезе у человека

    Функция желточного мешка у рыб, птиц

    Какими структурами (клетками) образован желточный мешок человека

    Почему желточный мешок у человека утрачивает трофическую функцию

    Какие функции выполняет желточный мешок у человека

    В ходе доклада на конференции на тему «Этапы эмбрионального развития человека» студенты обсуждают следующие вопросы. ответьте и вы на них

    Оплодотворение (3 фазы)

    Тип дробления и образование бластоцисты

    Типы гаструляции у человека и образование зародышевых листков и осевых органов

    Гистогенез и органогенез

    Системогенез

    В эксперименте на животном поврежден источник развития мозгового вещества надпочечников. При обсуждении возникли вопросы. ответьте и вы на них

    Какие зародышевые листки возникают в результате гаструляции

    Во время какого процесса возникает этот источник

    Какой зародышевый листок дает начало развитию этого источника

    Из какой части эктодермы развивается этот источник

    Как называется часть эктодермы, идущей на развитие источника

    Произошла преждевременная отслойка плаценты, в результате чего погиб плод. в чем причина? В ходе обсуждения ситуации ответьте на вопросы

    Какие внезародышевые органы развиваются у человека в эмбриогенезе

    За счет какого органа обеспечивается связь зародыша с организмом матери

    Какой тип плаценты у человека

    Какие две части хориона формируются у человека

    По какой причине произошла преждевременная отслойка плаценты

5. При обсуждении темы «Половые клетки» возникли вопросы о классификации яйцеклеток. ответьте и вы на них

    Как называется период, в котором происходит образование яйцеклеток

    Что является характерным для яйцеклеток

    Как классифицируются яйцеклетки по количеству желтка

    Как классифицируются яйцеклетки по расположению желтка

    От каких условий зависит количество желтка в цитоплазме яйцеклетки

6. При воспалительном процессе бластоциста на 7 день эмбриогенеза находилась в маточной трубе. обсудите исход беременности в ходе ответов на следующие вопросы

    Строение бластоцисты (5-6 сутки)

    Стадии имплантации

    Какие изменения происходят в бластоцисте на 7-е сутки

    Что может произойти с бластоцистой в маточной трубе после седьмых суток

    Каков исход беременности

7. Студенты обсуждают на занятии период эмбрионального развития, когда начинают обособляться и специализироваться клетки при активности определенных генов. Возникли следующие вопросы. ответьте и вы на них

    Как называется этот период

    Какие 4 этапа здесь имеются

    На каком этапе появляются неодинаковые бластомеры

    Когда возникают зародышевые листки

    На каком этапе появляются зачатки разных тканей

8. На какой стадии эмбриогенеза и как (способы) зародыш становится многослойным. обсудите это в ходе ответов на следующие вопросы

    Как называется эта стадия и что образуется в ее результате

    Какие способы существуют у ланцетника и амфибий

    С помощью каких способов идет гаструляция у человека

    Какие органы образуются у зародыша человека между двумя стадиями гаструляции

    Сроки формирования у зародыша человека всех 3-х зародышевых листков

9. При вскрытии женщины, погибшей во время автомобильной катастрофы в матке обнаружен, имеющий вид пузырька, эмбрион. какая стадия развития и каков срок беременности? обсудите ситуацию в ходе ответов на следующие вопросы

    Стадии эмбрионального развития и их суть

    Тип яйцеклетки человека

    Место полового пути оплодотворения

    Тип дробления у человека и локализация процесса

    Бластоциста человека (строение, место и время образования после оплодотворения)

10. Плод родился в «рубашке». Что это значит? чем образована эта «рубашка»? обсудите ситуацию в ходе ответов на вопросы

    Гаструляция у человека

    Внезародышевые органы человека. Образование между фазами гаструляции

    Провизорные органы, образовавшиеся после гаструляции у человека

    Структура амниона

    Значение амниона (действия акушера, если плод рождается в «рубашке»)

ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ ПО ЭМБРИОЛОГИИ

      У человека в эмриогенезе образуются внезародышевые органы: амнион, желточный мешок, хорион, аллантоис, плацента.

      У рыб и птиц желточный мешок выполняет трофическую и кроветворную функции.

      У человека желточный мешок образован внезародышевой энтодермой и внезародышевой мезодермой (мезенхимой).

      Желточный мешок появляется на второй неделе развития, а с третьей недели начинается гемотрофное питание, поэтому желточный мешок утрачивает трофическую функцию.

      Желточный мешок – орган, в основном выполняющий кроветворную функцию и образование первичных половых клеток у человека.

      В оплодотворении различают три фазы.

    Дистантное взаимодействие. С помощью химических веществ предотвращается проникновение многих сперматозоидов в яйцеклетку.

    Контактное взаимодействие – происходит объединение цитоплазмы контактирующих гамет.

    Проникновение сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки, уплотнение периферической части цитоплазмы яйцеклетки и формирование оболочки оплодотворения.

      Дробление полное, неравномерное, асинхронное. Одни бластомеры крупные, темные, дробятся медленно. Это эмбриобласт. Из него образуется тело зародыша и внезародышевые органы, кроме трофобласта. Второй тип бластомеров – мелкие, светлые, быстро делящиеся – это трофобласт. Через 50-60 часов дробящийся зародыш приобретает вид плотного шара – морулы. На третьи сутки начинает формироваться бластоциста, которая представляет собой полый пузырек, образованный снаружи трофобластом, и заполненного жидкостью, с эмбриобластом в виде узелка клеток, который прикреплен изнутри к трофобласту на одном полюсе бластоцисты.

      У человека гаструляция проходит в две фазы. В результате деляминации образуются два листка: наружный – эпибласт (первичная эктодерма) и внутренний – гипобласт (первичная энтодерма). На второй стадии в результате образования первичной полоски и иммиграции клеточных масс образуются мезодерма и хорда. К 17 суткам у эмбриона человека сформированы 3 зародышевых листка. На 20 – 21 сутки окончательно формируется хорда, нервная трубка (из эктодермы), замыкающаяся к 25 суткам. Формируется кишечная трубка.

      Образование тканевых зачатков происходит за счет детерминации и коммитирования, дифференцировка, пролиферация и гибель клеток. Детерминация – генетически запрограммированный путь развития клеток и тканей. На стадии гаструляции клетки недостаточно детерминированы, поэтому они являются источником развития нескольких тканей. Коммитирование – это ограничение возможных путей развития клеток. Дифференцировка – это изменения в структуре клеток, которые связаны с их функциональной специализацией, обусловленные активностью определенных генов. В процессе дифференцировки происходит специализация тканевых зачатков и формирование различных видов тканей.

      Из тканей формируются зачатки органов и систем.

      У человека гаструляция проходит в две фазы. В результате деляминации образуются два литка: наружный – эпибласт (первичная эктодерма) и внутренний – гипобласт (первичная энтодерма). На второй стадии в результате образования первичной полоски и иммиграции клеточных масс образуются мезодерма и хорда.

      Источник возникает в процессе дифференцировки.

      Первичная эктодерма.

      Зародышевая эктодерма.

      Зачатки симпатических ганглиев.

4.1. У человека в эмбриогенезе образуются внезародышевые органы: амнион, желточный мешок, хорион, аллантоис, плацента.

4.2. Связь зародыша с организмом матери обеспечивается за счет плаценты.

4.3. Плацента человека гемохориальная дискоидальная ворсинчатая.

4.4. Различают ветвистый хорион, ворсинки которого сильно разрастаются и ветвятся. Гладкий хорион – ворсинки отсутствуют. Он находится в области пристеночной и сумочной частей отпадающей оболочки.

4.5. На границе гладкого и ветвистого хориона часть основной отпадающей оболочки по краю плацентарного диска плотно прирастает к хориону и не разрушатся, образуя замыкательную пластинку. При нарушении образования этой пластинки кровь из лакун с материнской кровью истекает и плацента отслаивается.

      Процесс развития и созревания яйцеклеток называется прогенез.

      Для яйцеклеток характерно наличие желтка, который представляет собой белково-липидный комплекс. Это включение находится в цитоплазме и используется для питания зародыша.

      По количеству желтка различают безжелтковые (алецитальные). Маложелтковые (олиголецитальные). Среди них различают первичные (у ланцетника) и вторичные (у плацентарных млекопитающих и человека). Полилецитальные (многожелтковые) (у птиц).

      В маложелтковых яйцеклетках желточные гранулы распределены равномерно – называются изолецитальными. У полилецитальных яйцеклеток желток часто расположен у одного полюса. Такие яйцеклетки называются телолецитальными. Среди них различают умеренно телолецитальные (мезолецитальные у амфибий) и резко телолецитальные (у птиц). Если желток находится в центре клетки, то клетки называются центролецитальными.

      Количество желтка в яйцеклетке зависит от условий развития (во внешней или внутренней среде) и продолжительности развития. У человека малое количество желтка объясняется тем, что развитие зародыша происходит в организме матери и питание осуществляется за счет матери через плаценту.

      На пятые сутки бластоциста поступает в матку и свободно в ней располагается. Сначала бластоциста имеет вид полого пузырька, который снаружи образован трофобластом и эмбриобластом в виде узелка прикрепленного изнутри к трофобласту. Пузырек заполнен жидкостью. С пятых суток в трофобласте увеличивается количество лизосом, появляются выросты трофобласта. Зародышевый узелок превращается в зародышевый щиток. Идет подготовка к первой фазе гаструляции.

      В имплантации различают две стадии: адгезия (прилипание) и инвазия (проникновение). На образующихся ворсинках трофобласта формируются два слоя: внутренний цитотрофобласт и наружный – симпластотрофобласт, который продуцирует протеолитические ферменты, которые подплавляют слизистую оболочку матки. В ней появляются имплантационная ямка, куда проникает бластоциста.

      На 7 сутки из зародышевого щитка выселяются отростчатые клетки – внезародышевая мезодерма. Она участвует в образовании амниона (вместе с внезародышевой эктодермой), желточного мешка (вместе с внезародышевой энтодермой) и хориона (вместе с трофобластом).

      Готовая к имплантации бластоциста может погрузиться в слизистую оболочку маточной трубы.

      Разрыв трубы с внутрибрюшным кровотечением; оперативное вмешательство (тубэктомия)

      Стадия называется дифференцировка зародышевых листков.

      Различают 4 этапа дифференцировки:

    Оотипическая дифференцировка – на стадии зиготы представлена предположительными зачатками – участками оплодотворенной яйцеклетки.

    Бластомерная дифференцировка на стадии бластулы.

    Зачатковая дифференцировка на стадии ранней гаструлы.

    Гистогенетическая дифференцировка на стадии поздней гаструлы.

      На стадии бластомерной дифференцировки появляются неодинаковые бластомеры (бластомеры крыши, дна…).

      Зародышевые листки возникают на стадии ранней гаструляции.

      Зачатки разных тканей появляются на стадии гистогенетической дифференцировки. Из тканей начинают формироваться зачатки органов и систем.

8.1. Зародыш становится многослойным на стадии гаструляции.

8.2. У ланцетника гаструляция идет способом инвагинации (впячивание), а у амфибий в основном эпиболией (обрастание) плюс частичная инвагинация.

8.3. У человека гаструляция идет двумя способами: деляминацией (расщепление – образуются два листка: наружный листок – эпибласт (первичная эктодерма) и внутренний гипобласт (первичная энтодерма)). Второй способ – иммиграция (выселение, перемещение клеточного материала).

8.4. Между двумя стадиями гаструляции образуются внезародышевые органы: амниотический и желточный пузырьки, хорион – органы, обеспечивающие условия для развития зародыша.

8.5.К 17 суткам у эмбриона сформированы все 3 зародышевых листка – эктодерма, энтодерма и мезодерма.

      Оплодотворение – образование одноклеточного организма – зиготы. В результате дробления зародыш становится многоклеточным. Гаструляция – образование многослойного зародыша. Гистогенез, органогенез и системогенез - у зародыша появляются ткани, из комбинации которого формируются органы и системы. Образуется организм человека.

      Вторичноизолецитальная яйцеклетка

      В маточных трубах

      Полное, неравномерное, асннхронное. Начинается в маточной трубе и заканчивается в матке.

      Бластоциста – зародышевый пузырек. На стадии ранней бластоцисты (3 – 4 сутки), образовавшейся в маточной трубе, зародыш поступает в полость матки. Там, за стадией свободной бластоцисты (5 – 6 сутки) следует имплантация (6 – 7 сутки), продолжающаяся 40 часов. В бластоцисте – снаружи трофобласт (наружная клеточная масса), внутри – полость с жидкостью. На одном полюсе пузырька – эмбриобласт (внутренняя клеточная масса), прикрепленная к трофобласту. Срок беременности – конец первой недели от оплодотворения (около 6 суток).

      Гаструляция у человека идет в две фазы: 1 фаза – деляминация на 7 сутки с образованием эпи- и гипобласта; 2 фаза на 14 сутки (иммиграция). У зародыша образуются три зародышевых листка и закладываются основные органы (осевые).

      Амнион, желточный мешок, хорион возникают между двух фаз гаструляции

      После второй стадии образуется аллантоис и начинает формироваться плацента

      Состав амниона: внезародышевые эктодерма и мезодерма (мезенхима)

      Амнион – водная оболочка – полый орган, заполненный выработанным его эпителием жидкостью. В нем развивается плод, совершает движения. Амнион предохраняет от высыхания плод и оказывает воздействия, необходимые для формирования органов пищеварения и дыхания. Плод заглатывает амниотическую жидкость и выделяет в него мочу. Акушер вскрывает амнион для нормального ведения родов (если он сам не вскрылся).

Поделиться