Лазурский александр федорович вклад в пенитенциарную психологию. Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог. «Психология общая и экспериментальная»

(1874 - 1917) – отечественный врач и психолог. Сотрудник В.М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института в Петербурге.

Разработал "характерологию" – психологическую концепцию индивидуальных различий. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого. Лазурский выступал горячим поборником использования психологических знаний в педагогической практике. Наиболее ярко это отразилось в его книге "Школьные характеристики", где он, используя разработанную им программу изучения личности, создает типологию детских характеров.

Лазурский А.Ф. чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

(1874–1917) - русский врач и психолог. Придерживаясь естественнонаучной ориентации, разработал «характерологию» - психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в тесной связи с деятельностью нервных центров («Очерк науки о характерах», 1909).

В психической реальности выделял две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности, включающую темперамент , характер и ряд других психофизиологических особенностей; экзопсихику, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру («Общая и экспериментальная психология», 1912). На этой основе построил систему классификации личностей. Л. одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Литература

  • Программа исследования личности. - СПб., 1908
  • Очерк науки о характерах. - 1909
  • Школьные характеристики, 2 изд., СПБ, 1913
  • Общая и экспериментальная психология. - 1912; 2-е испр. изд. - 1915
  • К учению о психической активности. - М., 1916.
  • Очерк науки о характерах, 3 изд., П., 1917;
  • Естественный эксперимент и его школьное применение. [Сб. ст.], под ред. А.Ф. Лазурского, П., 1918
  • Классификация личностей. - Л., 1924
  • Психология общая и экспериментальная, 3 изд., Л., 1925
  • Статьи в журнале «Вопросы философии и психологии». - PDF, 150 с.

назад в раздел .

Русский врач и психолог.

В 1906 году вышла его работа «Очерк науки о характерах», где автором было предложено разрабатывать характерологию – психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматривавшихся в связи с деятельностью нервных центров.

В 1916 году А.Ф. Лазурский выдвинул идею изучения личности на основе выделения 2-х сфер: врождённых особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика» ), и складывающихся на протяжении жизни в форме отношений человека к окружающему миру («экзопсихика» ).

«А.Ф. Лазурским был выпущен труд «Классификация личностей» (1921), в которой он выделил понятие «психической энергии» и активности, которая лежит в основе всех душевных процессов и проявлений. Уровень проявления активности - основной критерий классификации личности.
Их три :
- низший психический уровень - индивид недостаточно приспособлен к внешней среде, которая подчиняет себе слабую психику малоодаренного человека;
- средний уровень - индивид хорошо приспосабливается к внешней среде и находит в ней место, соответствующее внутреннему психическому складу «эндропсихике»;
- высший уровень - индивид отличается стремлением переделать внешнюю среду согласно своим влечениям и потребностям. На этом уровне ярко выражен процесс творчества. К высшему уровню им отнесены таланты и гении».

Волкова А.И., Дмитриева И.А., Кукушкин В.С., Пижугийда В.В., Психология и педагогика, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2005 г., с. 21.

«… попытку дать количественное объяснение одарённости сделал Лазурский, утверждавший, что одаренность человека «сводится в конце концов к общему (потенциальному) запасу его нервно-психической энергии, или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности» (Лазурский А.Ф. Классификация личностей, Пг., 1921 г,. с. 13).
Правда, Лазурский стремился найти в одарённости и моменты качественных различий, но механистические позиции, на которых он стоял, и убеждение в том, что исходным является момент количественный, а качественные различия должны быть выведены из количественных, привели его к совершенно ложному решению вопроса о качественных различиях в одарённости. Это нашло выражение в учении о психических уровнях.
Психические уровни - высший, средний и низший - являются, по Лазурскому, различными количественными ступенями одарённости , но притом такими ступенями, между которыми имеются уже качественные различия .
«Проявления различных уровней отличаются друг от друга не только в количественном, но и в качественном отношении», что является, по мнению автора, «ярким случаем превращения количества в качество» (там же, с. 15).
Качественные различия между отдельными уровнями Лазурский ищет в следующих направлениях:
а) богатство личности,
б) сила психических проявлений,
в) их сознательность и идейность,
г) степень концентрации личности,
д) характер приспособления личности к окружающему миру,
е) цельность мировоззрения».

Теплов Б.М. , Избранные труды в 2-х томах, Том 1, М., «Педагогика», 1985 г., с. 25-26.

«Несомненно, и у гения могут быть различные недостатки, доходящие иной раз до очень значительных размеров. «Мы знаем, - говорит Лазурский, - гениев односторонних..., гениев порочных в других сторонах своей жизни, гениев заблуждающихся, колеблющихся, неустойчивых..; знаем и таких, которые отличались крайней неуравновешенностью, порывистостью..., наряду с пользой приносили человечеству также и вред. Именно эти столь часто встречающиеся дефекты гения и способствовали в значительной степени созданию теории Ломброзо и его последователей... Известная тенденция в переоценке роли извращённых и патологических черт в процессе творчества встречается и теперь очень часто».
Далее Лазурский разъясняет дефективность гениев: под дефектами гения часто подразумевают его односторонность. Но ведь односторонность гения и есть его своеобразие; если другие, не гениальные черты развить даже ниже среднего уровня, то это - вовсе не дефективность. Затем, конечно, и у гениев встречается психическая извращенность, «причём её проявления могут достигать, благодаря духовной мощи гения, огромных, иногда ужасных по своим последствиям размеров».
Причины и признаки извращённости - те же, что и у всех людей: «тяжелая наследственность, неправильность воспитания, гнетущая среда, порочность и испорченность окружающих, отсутствие образования...» Но всё это вовсе не даёт права говорить о непременной связи гения с помешательством. Вспомним слова гениального Паскаля (цитированные и д-ром Воскресенским): «Гений - головой выше всех окружающих, но ноги его так же низко стоят на земле, как ноги ребёнка». Очень метко и образно высказался наш знаменитый баснописец Крылов : «Орлу случается и ниже кур спускаться, но курам никогда превыше облак не подняться».

Наконец, душевные болезни среди гениев могут «встречаться ничуть не реже, чем у обыкновенных смертных» (Лазурский, там же). Сторонники патологической теории гениальности часто грешили тем, что смешивали в одну общую кучу все вообще явления психической дефективности гениев и, подставляя нередко «вместо настоящих болезненных симптомов явления психической извращенности и даже... односторонности гениев, делали отсюда выводы в пользу своей теории».

Но Лазурский правильно отмечает, что «если неблагоприятные внешние факторы одерживают верх..., то это неизбежно сказывается... и на процессе творчества, приводя к постепенному угасанию дарования». И мы знаем, как погибли таланты многих декабристов, но мы знаем также, как вышли победителями не без ран, Достоевский, Горький, Некрасов и многие другие, но сколько было побеждено!

Попов Н.В., К вопросу о связи одарённости с душевными болезнями / Сегалин Г.В., Клинический архив гениальности и одарённости, Том 1, выпуск 2, СПб, «Геликон Плюс», 2004 г., с. 176-177.

А.Ф. Лазурский работал в клинике В.М. Бехтерева и стажировался в Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге.

Его ученики: М.Я. Басов, В.Н. Мясищев.

Биография

Был сотрудником В. М. Бехтерева , профессором Педагогической академии и в Санкт-Петербурге. Разработал учение о личности и типах характера («характерологию ») на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В своей классификации опирался на известные к его времени данные о деятельности нервных центров. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Младший брат Владимира Федоровича Лазурского (1869-1947) - филолога и историка литературы, приват-доцента Новороссийского университета по кафедре западно-европейской литературы, мужа украинской актрисы Натальи-Михайловны Богомолец-Лазурской, члена украинского просветительского общества «Просвита» в г. Одесса, активного сторонника украинского языка и украинской независимости (поддерживал УНР).

Сочинения

  • Программа исследования личности. - СПб., 1908.
  • Очерк науки о характерах. - 1909 . - PDF . Архивировано
  • Общая и экспериментальная психология. - 1912; 2-е испр. изд. - 1915 . - PDF . Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  • К учению о психической активности. - М., 1916.
  • Классификация личностей. - Л., 1924.
  • Статьи в журнале «Вопросы философии и психологии» . - PDF , 150 с. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.

Ученики

  • Басов, Михаил Яковлевич ( -) - российский и советский психолог, один из основателей объективной психологии и общих основ системной педологии, содержавшей наряду с подробно разработанной биолого-физиологической онтопсихологией, методологическую базу для исследования всех основных направлений «советской» общей психологии, психологии деятельности человека как активной индивидуальности - преобразователя окружающей природной и социальной среды и культуры.
  • Мясищев Владимир Николаевич ( -) - советский психолог, исследователь проблем человеческих способностей и отношений; разработал патогенетическую психотерапию неврозов.

Источники

    • Лазурский Александр Федорович (1874-1917) - психолог, психиатр.
  • На сайте, посвященном А. Ф. ЛАЗУРСКОМУ дана его интеллектуальная биография и подробная библиография научных трудов (по исследованиям проф. Е. В. Левченко, опубликованным в кн. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная / Вступ. ст., коммент., примеч. Е. В. Левченко) - СПб.: Алетея, 2001,-288 с.

Введение

Психология личности

Концепция личности А.Ф.Лазурского

Заключение


Введение


Исследованиям в области психологии личности уже более ста лет - ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения разнообразных практических задач.

В истории отечественной психологической мысли одно из важных мест занимает проблематика личности и индивидуальности. Многие известные русские и советские ученые внесли свой вклад в разработку различных аспектов становления, формирования и развития человека как индивида, личности и индивидуальности, как субъекта познания, деятельности и общения. Достаточно вспомнить имена М.М.Троицкого (1835-1899),В.И.Нссмелова (1863-1937), Г.И.Россолимо (1860-1928),А.П.Нечаева, Б.Г.Ананьева,Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна, B.C.Мерлина,А.Н.Леонтьева и др.В этом ряду одно из первых мест принадлежит Александру Федоровичу Лазурскому (1874-1917) - основоположнику отечественной индивидуальной психологии.«Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,- сказал о нем акад. В.М.Бехтерев.Все его научное творчество, по сути, было посвящено одной цели -«служению одной идее, привлекавшей его с юности и объединявшей многостороннюю и разнообразную деятельность его в качестве врача, психиатра, психолога и педагога» - постижению сущности личности. Начиная с собственно психологических работ, он последовательно и достаточно целеустремленно продвигался к изучению личности как сложного функционального образования, интегрирующего совокупность внутренних и внешних воздействующих факторов.

Цель данной работы: более подробно остановиться на характеристике концепции личности А.Ф.Лазурского.


1. Психология личности


Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.

Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются большей пестротой. Л.Хьелл и Д.Зиглер выделяют, по меньшей мере, девять направлений в теории личности. Это - психодинамическое (3.Фрейд), пересмотренный А.Адлером и К.Юнгом вариант этого направления, диспозиционное (Г.Олпорт, Р.Кеттел), бихевиористское (Б.Скиннер), социально-когнитивное (А.Бандура), когнитивное (Дж.Келли), гуманистическое (А.Маслоу), феноменологическое (К.Роджерс) и эго-психология, представленная именами Э.Эриксона, Э.Фромма и К.Хорни.

Б.Г.Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека.

По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки в целом.

Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин. Третья же особенность развития науки характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов изучения человека. Несколько позднее к аналогичным выводам приходит и Б.Ф.Ломов, подчеркивавший, что общей тенденцией развития научного знания стало возрастание роли проблемы человека и его развития. В 1941 году в книге - «Бегство от свободы» - Эрих Фромм провозглашает примат психологического изучения человека, поскольку понять динамику общественного развития можно только на основе понимания динамики психических процессов.

Анализэтих концепций позволил выделить общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения. В большинстве определений:

Личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности;

Подчеркивается значение индивидуальных различиймежду людьми;

Личность характеризуется в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду;

Именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.

Сравнение обобщенных взглядов психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности. Следовательно, общее движение психологической мысли, фиксируемое в разных странах у разных исследователей внушает определенный оптимизм в отношении этой сложнейшей психологической проблемы - проблемы личности.


2. Концепция личности А.Ф.Лазурского


А.Ф.Лазурский родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В.М.Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней.

С 1895 г. Лазурский работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовал широкий кругозор и глубокая эрудированность А.Ф.Лазурского в области наук о человеке. Параллельно он изучал теории характера и темперамента, а также провел анализ попыток их классификации. В итоге он пришел к выводу о недостаточной разработанности этого раздела психологии человека.

Как же А.Ф.Лазурским понимается личность?

Взгляды А.Ф.Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева, по мнению которого «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая - с социальной сферой».

Рассматривая характер взаимоотношений между ними, В.М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями».

В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции».

Сопоставление концепции А.Ф.Лазурского с идеями В.М.Бехтерева позволяют предположить, что последние стали для А.Ф.Лазурского основополагающими концептуальными положениями, получившими теоретическую и эмпирическую развертку в самой концепции личности. По мысли А.Ф.Лазурского основная задача личности - это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т.п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях - низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А.Ф.Лазурского это единство двух психологических механизмов.

С одной стороны, это эндопсихика - внутренний механизм человеческой психики, которая обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т.е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А.Ф.Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия.

Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость - все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой и значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Таким образом, подводя итог пониманию личности А.Ф.Лазурским, мы приходим к следующим выводам.

Личность является целостностью, выражающейся в эндо- и экзопроявлениях.

Ядро личности составляют темперамент и характер.

Эндопсихика как основа личности не является только биологически обусловленной, равно как и экзопсихика - социально детерминированной.

Гармоничное сочетание эндо- и экзопсихики личности приводит к формированию полноценной индивидуальности, реализации в полной мере психического потенциала человека, конфликт же между ними приводит к «ломке личности», «уродует индивидуальность».

Опираясь на такое понимание личности, А.Ф.Лазурский разрабатывает собственную классификацию. При этом свою задачу он видит в создании не только психологической, но и «психосоциальной» классификации. Это предполагает, что каждый из выделяемых типов личности должен включать не только «субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию» в той мере, конечно, в какой они связаны с его характером. В основу классификации личностей А.Ф.Лазурским положены принципы активного приспособления личности к окружающей среде, что позволяет выделить два критерия классификации:

) степень активного приспособления личности к окружающей среде или собственным запросам и стремлениям, выражающаяся в том или ином психологическом уровне,

) степень одаренности, развития отдельных психических функций или способностей, характеризующая индивидуальные различия во взаимодействии индивидуума с окружающей средой.

Применение указанных критериев позволило Лазурскому выделить три последовательно повышающихся психологических уровня и целый ряд основных типов личностей и их разновидностей.

А.Ф.Лазурский в связи с этим выделяет три психических уровня. Прежде чем перейти к характеристике этих уровней несколько слов о признаках, характеризующих повышение психического уровня.

Богатство личности, которое обозначает общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью (или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.

Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.

Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов - нравственных, социальных и т. п.

Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении.

Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися.

На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний - приспособившихся, а высший - приспособляющихся.

Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности - со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А.Ф.Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.

На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные - «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные - энергичные, покорно-деятельные и упрямые.

На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндо- и экзопсихики. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А.Ф.Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты - ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты - человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них по мнению А.Ф.Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Что же принципиально нового содержится в классификации А.Ф.Лазурского, каковы ее характерные особенности?

Во-первых, широкое использование понятия «активность» как основы типологии. При этом активность рассматривается через категорию «отношение», а с позиций современной науки мы могли бы дополнить, - и «адаптацию». Переход с одного на другой психический уровень знаменует возрастание способностей человека не только «приноровиться к окружающей среде», но и активно, сознательно воздействовать на нее, преобразуя в соответствии со своими потребностями и особенностями. Тем самым человек из пассивного объекта социальных воздействий превращается в действующего субъекта, творца окружающей среды.

Во-вторых, использование гуманистического подхода в понимании процессов развития личности. На каждом из психических уровней видоизменяется соотношение между экзо- и эндопсихикой.

При этом в отличие от других классификаций значение экзопсихики на высшем психическом уровне возрастает. А.Ф.Лазурский специально подчеркивает: несмотря на то что представители высшего психического уровня характеризуются «большим богатством душевной жизни», тем не менее абсолютно неприемлемым является вывод о том, что и в социальном отношении эти люди оказываются более полезными и в этническом смысле лучшими. Он указывает, что критерием моральности должна выступать тенденция к повышению психического уровня, т.е. стремление человека к самосовершенствованию. А сила этой тенденции у людей низшего уровня может быть нисколько не меньшей, чем у представителей высшего психического уровня.

В-третьих, генетическое понимание трансформации типов личностей и их разновидностей. Лазурский не только дает яркие и точные описания «чистых» и «извращенных» типов, но и показывает те направления, в которых может изменяться каждый тип. И с этой точки зрения классификация Лазурского оказывается практически очень значимой: она позволяет не только определить место каждого конкретного человека в типологии, но и показать, если хотите, прогнозировать перспективные линии его развития. В этом отношении, один из упреков, который высказывался в адрес классификации личностей А.Ф.Лазурского, состоял в определении ее как реакционной.

А.Ф.Лазурский неоднократно подчеркивал естественность, жизненность своей классификации, ее ориентированность на практику. При этом он реально демонстрировал ее прикладные возможности. Наиболее ярко это отражено в его книге «Школьные характеристики», в которой он, используя разработанную им программу изучения личности (построенную в соответствии с предложенной им типологией личностей), демонстрирует на примере изучения учащихся возможности собственного подхода в создании характеристик. Поставив целью получить «полные, фактически обоснованные и психологически проанализированные характеристики мальчиков школьного возраста», он фактически получает в итоге типологию детских характеров.

При этом как хороший методист, он предлагает и собственный метод составления детских характеристик - «экспериментальные уроки» как вариант естественного эксперимента. Суть этих уроков состояла в том, что в естественной для ученика обстановке (урок, занятие) наблюдатель (а им мог быть и подготовленный соответствующим образом учитель), используя программу Лазурского, фиксировал индивидуальные проявления личности, специфические для данного вида уроков. А затем разрабатывал такой план урока, на котором было бы собрано все то, что дало бы возможность обнаружиться в наиболее яркой форме индивидуальным особенностям ребенка. Вместе с коллективом своих учеников А.Ф.Лазурский разработал несколько планов таких уроков: по арифметике, русскому языку, естествознанию, рисованию. И несмотря на то что составление планов таких уроков оказалось делом достаточно трудоемким, тем не менее данные, полученные в ходе их реализации, оказались не только интересными, но и имели характер строго научных наблюдений.

Таким образом, Лазурский как истинный ученый не только предлагал теоретические построения (классификация личностей, например), но и проверял их на практике на основе специально разработанных методических приемов. И можно сказать, что он в значительной мере одним из первых в отечественной психологии в конкретной научной разработке сумел реализовать принцип единства теории, эксперимента и практики, принцип, ставший одним из исходных уже в методологии советской психологии.


Заключение

личность психический индивид человек

Завершая данную работу, кратко отметим, что А.Ф.Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования.

Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие.

Значение концепции Лазурского в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов.

Его вклад в индивидуальную психологию огромен. Попытка Лазурского создать основательную классификацию личностей была, по сути, первой в России. Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.


Список используемой литературы


1.Аверин В.А.Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Вклад А.Ф.Лазурского в разработку проблем личности / Б.Г.Ананьев; отв. ред. А.В.Брушлинский.- М. : Наука, 2000 .- 352 с.

.Журавель В.А. История психиатрии.Роль А.Ф.Лазурского в создании отечественной медицинской психологии / В.А.Журавель// Журнал невропатологии и психиатрии имени С.Корсакова. - 1977. - №6.

.Куликов Л. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.Куликов. - СПб.: Изд-во: Питер, 2009

.Психология личности: Учебное пособие / Авт.- сост. О.А.Ахвердова, И.В.Белашева, И.В.Боев, А.Н.Каргалева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 592 с.

.Степанов С.С. Психология в лицах/ С.С.Степанов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля 1874 г. в городе Переяславле Полтавской губернии в небогатой семье. Он окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. Под руководством Владимира Михайловича Бехтерева А.Ф. Лазурский изучал психические и нервные болезни, получил отличную нейро-анатомическую и нейрофизиологическую подготовку, провел целый ряд самостоятельных исследований.

С 1895 г. Лазурский работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Параллельно он изучал теории характера и темперамента, а также провел анализ попыток их классификации. В итоге он пришел к выводу о недостаточной разработанности этого раздела психологии человека. В 1897 г. Лазурский окончил академию и был оставлен в клинике Бехтерева, где заведовал лабораторией и проводил лечебную практику. Через два года он был избран действительным членом Петербургского общества психиатров. К этому времени он уже сдал более 20 экзаменов на степень доктора медицины. Диссертацию, посвященную влиянию мышечных движений на мозговое кровообращение, он защитил 30 ноября 1900 г. Все необходимые исследования для нее были выполнены в анатомо-физиологической лаборатории Бехтерева.

В 1901 г. он отправился в командировку за границу, где провел 2 года. Первые полгода Лазурский жил в Лейпциге, где занимался в Психологическом институте Вильгельма Вундта. Затем он жил в Гейдельберге и работал в лаборатории экспериментальной психологии при психиатрической клинике Гейдельбергского университета. Этой лабораторией в то время заведовал Эмиль Крепелин, один из основателей экспериментальной психиатрии, который первым стал применять методы современной экспериментальной психологии клинически. Еще около полугода Лазурский провел в Берлине, где слушал лекции К. Штумпфа по психологии, учился у крупнейших неврологов того времени.

В 1903 г. А.Ф. Лазурский возвратился в Петербург и был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии «по душевным и нервным болезням», где в дальнейшем читал курс общей психологии. Члены Русского общества нормальной и патологической психологии избрали его своим ученым секретарем. Занимая эту должность, он сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его кафедру общей психологии.

С 1904 г. А.Ф. Лазурский сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. Там же он начал проводить конкретные характерологические исследования. Со временем на основе лаборатории возникли курсы, а затем - Педагогическая академия, где Лазурский читал лекции по характерологии.

В 1906 г. вышла его работа «Очерк науки о характерах». Ученый подчеркивал необходимость создания характерологии как важного шага на пути к решению проблем общей психологии. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Анализ этих различий был проведен А.Ф. Лазурским в отношении понятия «наклонность», введенного им самим. Основой его формирования он считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса.

Ученый признавал, что с помощью современных методов анализа невозможно объяснить факторы, обусловливающие существование наклонностей. Основную задачу характерологии он понимал как создание научно обоснованного описания индивидуальности.

Книга «Школьные характеристики», выпущенная в 1908 г., представляет собой результат применения этой теории на практике. Ла-зурский экспериментально изучал характеры учащихся одной из закрытых школ В эту книгу были включены характеристики детей от 10 до 15 лет, дополненные данными экспериментальных психологических исследований. Кроме того, в ней был проведен подробный психологический анализ некоторых сложных проявлений личности.

К этому времени уже было накоплено огромное количество эмпирических данных, и Лазурский предпринял попытку создания собственной классификации личностей. При этом он подчеркивал необходимость создания не чисто психологической, а «психосоциальной» классификации. Пытаясь добиться такого результата, он положил в ее основу два основных принципа: разделение людей по психическому уровню активности на 3 разряда, а также разделение их по психическому содержанию на несколько типов.

Критерием деления на разряды служила степень развития нервно-психологической организации личности. Под этим Лазурский понимал интенсивность, сложность, координированность и сознательность ее проявлений. Определялась эта степень унаследованными способностями и условиями жизни.

В своей научной деятельности Лазурский занимался не только прикладными характерологическими исследованиями, но и разрабатывал общепсихологичеекие проблемы. Так, большую часть своей жизни он посвятил проблеме метода в психологии. Изначально ученый признавал наличие трех возможных методов: эксперимента, наблюдения и самонаблюдения. Для решения общепсихологических задач он признавал полезность метода самонаблюдения, а в характерологии предлагал использовать наблюдение и эксперимент, которые являются более объективными. Анализируя возможности, достоинства и недостатки каждого метода, ученый пришел в 1910 г. к созданию нового метода - «естественного эксперимента», сочетавшего в себе достоинства систематического наблюдения и лабораторного эксперимента. Особое значение для этого метода имеет изучение условий и такая их организация, чтобы в этих условиях выявлялись именно те наклонности изучаемых людей, которые интересны наблюдателю.

В 1912 г. Лазурский выпустил книгу «Психология общая и экспериментальная», в которой в общих чертах изложил свое понимание психологии. Он рассматривал психические феномены как реально существующие, а психику считал закономерным этапом эволюции. По его мнению, психологическое и физиологическое - это две стороны единого биологического процесса. Местом, где разворачивается этот процесс, Лазурский считал кору головного мозга. В результате у ученого сложилось собственное понимание психологии. Основу его системы психологии составила биологически обусловленная активность психики, а также принцип рефлекса как способ существования психического.

Очень важными понятиями в характерологии Лазурского являются понятия «эндопсихики» и «экзопсихики», введенные им в 1916 г. Под эндопсихикой он понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную одаренность и темперамент. Экзопсихика - это отношения личности ко внешним объектам и среде в целом. В понятие среды здесь входят природа, люди, различные социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида.

После определения этих фундаментальных понятий Лазурский предпринял еще одну попытку классификации личности. В ее основу он положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на уровни и типы.

Личности низшего уровня подчиняются влияниям среды и с большим трудом приспосабливаются к ее требованиям. Этот уровень в классификации Лазурского был назван «неприспособленные». К среднему уровню относятся люди, основной характеристикой которых является способность к получению образования, а в дальнейшем - к ведению успешной деятельности в условиях любой среды. Этих людей ученый назвал «приспособленными». Высший уровень людей получил название «приспособляющие». Эти люди способны приспосабливать среду к своим запросам, которые обычно превышают круг запросов представителей низших уровней и имеют большое социальное значение.

Важную роль в этой классификации Лазурский уделял соотношению экзо- и эндопсихики на всех уровнях, которое определяет «чистоту» типа. К «чистому» типу ученый относил тех, чьи интересы, приобретенные знания и навыки, профессиональная деятельность соответствуют природным особенностям их нервно-психологической организации. Экзопсихика и эндопсихика здесь находятся в гармоничном единении. Есть также и «комбинированные», «переходные» типы, в которых нарушено исходное равновесие эндо- и экзопсихики.

В том же году вышла в свет еще одна книга - «К учению о психической активности». В ней были обобщены результаты более чем 6 лет исследований, приведены способы изучения внутренних механизмов личности объективными методами.

Этот труд стал для него итоговым. 26 марта 1917 г. Александр Федорович Лазурский умер. Его вклад в индивидуальную психологию огромен. Попытка Лазурского создать основательную классификацию личностей была, по сути, первой в России. Кроме прикладных исследований, он занимался также проблемами метода и предмета характерологии. Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.

В главное меню

Поделиться