Методические приемы на уроке информатики. Использование приемов тркм на уроках информатики. Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития

Реформа отечественной школы, которая продолжается уже не одно десятилетие, вышла на новый виток. Сегодня можно сказать, что реальность намеченных в школе преобразований во многом зависит от реальности широкого применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Однако процесс информатизации – это не только обеспечение школ средствами вычислительной техники, но и решение проблем содержания, внедрение новых педагогических технологий, новых методов и организационных форм учебной работы.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка» (1). Поэтому не случайно одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.

Особое внимание в своей работе мы, педагоги, уделяем проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе.

Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа:

“В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.

Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу “Зачем мне информатика? - я не собираюсь быть тем-то и тем-то”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, методы вычислений и тд).

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Мы заметили, что, не смотря на декларации некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, мы взяли на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой .

Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, основы логики, аппаратное обеспечению компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. С другой стороны, необходимость изучения информатики после окончания школы при дальнейшем получении образования, является положительным внутренним мотивом.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого ко все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.

Развитие познавательных интересов на уроках информатики и ИКТ я обеспечиваю, ежеурочно ставя перед собой и стараясь выполнить следующие задачи:

    виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);

    активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;

    искусство учителя, как лектора, оратора;

    искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);

    создание благоприятного психологического климата

Рассмотрим некоторые приёмы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.

Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности . Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.

Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Пример1:

Тема урока: Компьютерное моделирование физических процессов (8 класс)

Цель: ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента. …

Краткий рассказ учителя:

Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая: V=корень(2gh), то есть: скорость = корень(2 * ускорение *высоту)

Ученики подсчитывают и получают скорость = 400 м/с

Но капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело?

Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем.

В качестве парадоксальной ситуации мы также используем софизмы .

Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

Пример2:

2 х 2 = 5.

Доказательство:

Имеем числовое тождество 4:4=5:5

Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1)

Числа в скобках равны, их можно сократить,

Получим: 4=5 (!?)

Парадокс…

Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на наш взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Что такое алгоритм” - вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Обычно деловые игры удобно проводить по решению задач экономического профиля. Что мы и делаем при проведении интегрированных уроков ИВТ + Экономика.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

По-другому, такой вид работы мы называем “Ломаем голову”

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

Вот некоторые из таких задач:

Пример1. Шифр Цезаря

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ , закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

Пример 2.

При изучении программирования мы предлагаем стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С.А., в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)

Начало светлое весны

Лесов зеленые массивы

Цветут. И липы, и осины

И ели помыслы ясны.

Себе присвоил этот май

Права одеть листвою ветки ,

И целый месяц в душе метки

Он расставляет невзначай…

И пишется легко строка ,

И на этюдник рвутся кисти,

Уходит ложь в обличье истин ,

И говорю я ей: пока !

Пример3. Классическая задача: “чай - кофе”

Даны значения двух величин а и b. Произвести обмен их значений.

Решение “в лоб” а = b , b = a результата не даст. Как быть?

А так как происходит обмен содержимого двух чашек в одной из которых находится кофе, а в другой - чай. Нужна третья чашка! То есть требуется третья вспомогательная переменная. Тогда: с=а, а=b, b= c.

Но оказывается третью переменную можно не использовать. Обычно дети говорят: “Не может быть!”.о оказывается, может, да еще и несколькими способами, например: a=a+b, b=a-b, a=a-b.

Красиво, правда?! Еще существует, по крайней мере, 7 способов, которые мы предлагаю детям найти самостоятельно. А заодно решить такую задачу: даны значения трех переменных величин a, b, c. Составить программу, после выполнения которой величина b будет иметь значение a , c=b, a=c. Дополнительные переменные не применять. Сколько способов найдут дети?!

Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы мы предлагаем игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

Пример1: Игра “Веришь, не веришь”

Верите ли вы, что…

    Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

    Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

    В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

    Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’

Пример2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

    “Этот процесс ор нитологи называют миграцией”

    “Этот старинный комод ем у достался в наследство от бабушки”

    “Он всегда имел запас каль куляторов”

В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке мы предлагаем сюрпризы - потайные игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также помогает ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой.

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки , фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.

Виды и формы урока также играют немаловажную роль. Однажды мне удалось с помощью простенькой десятиминутной игры разбудить в учениках настоящий, и заодно достигнуть дидактических целей самоконтроля и самооценки. Изучение операций с файлами и папками считается у учителей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Пришлось для этой операции и маленькую теорию изложить в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и игру небольшую придумать – «Секрет». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет послание, а затем прячут его в любой папке (как в детской игре прячут «Секрет»). Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого учащиеся меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание. Оказалось, что найти файл – просто дело чести для каждого. И сколько было радости, когда файл был найден, и веселья, когда прочитан. Но были и «неправильные» записки. Тогда ученик не мог найти файла и частенько «по-свойски» высказывал предыдущему товарищу, что о нем думает. Но обид не возникало, так как всем было уже интересно «А как найти такой файл?» И это уже решали сообща, потому что найти файл, о котором почти ничего не известно – тоже решаемая задача.

Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.

Ученики выполняют следующие проектные работы: «Рецензия на высказывание» (текстовый редактор MS WORD ), «У природы нет плохой походы» (табличный процессор MS Excel ), «Моя база данных» (СУБД MS Access ), «Встречают по одежке» (сравнительный анализ операционных систем)

Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.

Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:

    Успех в работе по развитию познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

    В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной активности.

    Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.

    Работая над развитием познавательной активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.

    Важным педагогическим условием развития познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.

    Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).

    В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.

    Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.

    Подчеркивая достоинства предлагаемых нами условий развития познавательной активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Наше исследование показало, что успех в решении задачи развития познавательной активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

«Фантастическая добавка»

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Например, учитель говорит: «Ребята, некоторое время назад я узнала, что на нашей планете приземлился инопланетный космический корабль, на борту которого обнаружены сенсационные записи: номцяифраи, ифраианомтк, кптоьемюр. Давайте попробуем расшифровать, что здесь написано. (информация, информатика, компьютер). Давайте объясним инопланетянам, прибывшим с другой планеты, что это такое.

«Высказывания великих»

Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

Кто владеет информацией, тот владеет миром
У. Черчилль

Хорошо информированный человек стоит двух
Французская пословица

Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника
Ноберт Вине

Информация, в отличие от ресурсов, задумана, чтобы ею делились
Роберт Киосаки

Информация – движущая сила развития общества. Не владеть компьютером – быть безграмотным

Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией
Б. Дизраэли

Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь
Билл Гейтс

«Проблемная ситуация»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Например,

  1. расположите единицы измерения длины в порядке их увеличения: километр, метр, миллиметр, сантиметр
  2. расположите единицы измерения массы в порядке их увеличения: грамм, тонна, килограмм, тонна
  3. расположите единицы измерения информации в порядке их увеличения: терабайт, байт, мегабайт, бит.

«Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

«Ассоциативный ряд»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
  • затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

«Тройка»

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

«Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«Группировка»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Например, распределить устройства компьютера на устройства ввода и вывода информации. «Лишними» останутся несколько устройства хранения информации. Далее формулируем тему урока «Хранение информации»

«Домысливание»

Предлагается тема урока и слова “помощники”: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. С помощью слов “помощников” учащиеся формулируют цели урока.

«Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллек­туальной разминки - два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление.

  1. Какое устройство лишнее? Монитор, мышь, сканер, микрофон, джойстик (монитор, т.к. это устройство вывода информации)
  2. Опишите одним словом. Монитор, колонки, наушники, принтер (устройства вывода информации)
  3. Укажите соответствие. Человек – записная книжка, компьютер – … (долговременная память)

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

«Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«Отсроченная отгадка»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Например, дома перед изучением темы «Кодирование информации» учащимся предлагается расшифровать код Шерлока Холмса «Пляшущие человечки»

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)

«Линии сравнения»

Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

Например, сравнение отношений между понятиями

Этап первичной проверки понимания изученного

«Своя опора»

Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

«Работа в группах»

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

«Работа по дидактическим карточкам»

Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

При выборе карточки ребята проходят три этапа:

  • 1 этап – выбор задания (по содержанию)
  • 2 этап – по степени сложности (* – легкое, ** – сложное)
  • 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)

Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из 6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

«Решение ситуационных задач»

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ. Например:

Какие заболевания, могут быть спровоцированы длительной работой за компьютером?

Предположите, какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить самостоятельно.

Установите, насколько ваше рабочее место за компьютером соответствует гигиеническим требованиям.

Проведите исследование кабинета информатики на предмет соответствия гигиеническим нормам.

Предложите варианты реконструкции своего рабочего места или кабинета информатики.

«Мини-исследование»

Провести исследование, сколько времени учащиеся класса проводят за компьютером. Данные представить в диаграмме (вид диаграммы выбрать самостоятельно).

«Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

Например,
Существенными будем называть свойства, перечисление которых позволяет без ошибки определить ______________________.
Все существенные ______________ объекта составляют содержание_________________ и входят в его ________________.

«Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Например, создание паспорта для понятия файл.

ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД

«Тест»

Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

«Своя опора»

Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

«Плюс – минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти положительные и отрицательные стороны всемирной компьютеризации.

ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

«Опрос по цепочке»

Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

«Три предложения»

Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«Табличка»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

«Пометки на полях»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

« Продолжи фразу»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

«Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.

Так что же такое современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, выбор, инициативность, уверенность. Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних учителей успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других учителей, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «заниматься урокодательством», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Несомненно одно: урок должен быть одушевлен личностью учителя.


краткое содержание других презентаций

«Познавательная активность на информатике» - Информатика. Прием повышения занимательности обучения. Метод опоры на жизненный опыт. Развитие познавательной активности. Творческий характер. Творческий характер деятельности. Яркие примеры-образы. Развитие познавательных интересов. Методы стимулирования учения. Основные противоречия. Развитие познавательной активности учащихся на уроке информатики.

«Критическое мышление на уроках информатики» - Исследовательские методы. Таблица «Знаю – Узнал – Хочу узнать». Пчелиный улей. Технология критического мышления. Учащиеся. Фазы развития технологии критического мышления. Критическое мышление. Информация. Метод синектики. Метод мозгового штурма. Кластеры. Умеющие мыслить. Циклические алгоритмы. Сократовский диалог. Модели. Методы и приемы. Корзина идей. Работа с ключевыми понятиями. Обучение критическому мышлению.

«Современный урок информатики» - Время. Методы, приемы и средства обучения. Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач. Методика системы анализа урока по В.П. Симонову. Содержательная часть. Примерная схема самоанализ урока. Образовательный аспект. Время урока. Подавай материал и учитывай время. Известны основные разделы урока. Структура урока. Организационный момент. Аналитическая часть – самоанализ урока. Пример таблицы план-конспект урока.

Занимательные задачи. Как организовать урок информатики. Уроки информатики с учетом профиля. Интеграция уроков информатики тесна связана с профилем обучающихся. Мультимедийные презентации. Различные формы уроков. Информатика. Логика. Word. Игровые элементы и занимательные задания. Зачетная работа.

«Особенности урока информатики» - Знания и умения по информатике. Персональный компьютер используется как объект изучения. Воспитательные цели. Работа за компьютером не может превышать 10-30 минут. Типы уроков. Систематическая работа учащихся на ПК. Организация современного урока информатики. Особенности урока информатики. Учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя. Структура урока. Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля.

«Контроль на уроках информатики» - Дисковод. При изучении темы «Основы процедурного программирования: разветвленные алгоритмы» можно предложить ряд заданий для решения и самопроверки. Самостоятельная работа. Командные файлы. Контрольная работа. Ребусы. Информация и информационные процессы. Не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Диктант. Дисковод. Компьютер. Организация и формы контроля на уроках информатики.

Золотова Анна Владимировна

В связи с надвигающейся реализацией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в основной школе, перед педагогами, преподающими в средней школе, наиболее актуально встаёт вопрос организации уроков открытия новых знаний. На наш взгляд для организации таких уроков большой интерес представляют проблемно-диалогические методы.

Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, учитель выступает в качестве организатора и координатора деятельности.

В данной технологии различают два вида диалога: побуждающий и подводящий, которые имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся (см. таблицу 1).

Таблица 1

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановки проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Сообщение темы

Поиска решения

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без проблемы диалог

Сообщение знаний

Подробнее о технологии проблемно-диалогического обучения, которую реализует образовательная система «Школа 2100», можно узнать, например, на сайте www.school2100.ru и в статье Е. Л. Мельниковой «Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения».

В данной методической разработке мы предлагаем примеры применения технологии для организации уроков открытия новых знаний с помощью побуждающего диалога, в котором объединим побуждающий от проблемной ситуации диалог и побуждающий к выдвижению гипотез диалог. Методическую разработку в первую очередь адресуем учителям информатики, но любой учитель-предметник без труда сможет адаптировать её к своему предмету.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог - это метод, который представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Представим детальное описание побуждающего диалога (см. таблицу 2):

Таблица 2

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения

Что вас удивило?

Что интересного заметили?

Какое противоречие налицо?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

Вопрос был один?

А мнений сколько? или Задание было одно?

А как вы его выполнили?

Почему так получилось?

Чего мы не знаем?

Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопро-сом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетами, экспериментом, наглядностью

Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Вы смогли выполнить задание?

В чем затруднение?

Чем это задание не похоже на предыдущее?

Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг. 2. Доказать, что задание не выполнено

Какое было дано задание?

Какое знание вы применили? Удалось выполнить задание верно? Почему так получилось?

Пример 1: Информатика, 5 класс. Виды информации по форме представления (см. таблицу 3).

Проблемная ситуация создаётся вопросом или практическим материалом на новый материал, сталкивающим мнения обучающихся.

Таблица 3

Анализ

Учитель

Ученики

Сегодня главным героем урока станет одна очень известная особа... Для представления её я использую два способа:

Сначала я опишу внешность этой особы: Высок, строен, музыкален и носит шляпу. У него необычный цвет кожи. Кто это?

Скажите, благодаря описанию вы получили информацию?

Теперь я представлю этого героя с помощью фото.

Кто же это?

Ребята высказывают свои мнения, скорее всего они догадаются о том, кто этот герой.

Да.

Крокодил Гена.

Задание на новый материал

Скажите, вы в обоих случаях получили информацию?

Да.

Побуждение к осознанию

Вы одинаково воспринимали информацию?

Информация была представлена в одинаковом виде?

Нет.

Нет.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

В каком виде можно представить информацию?

Тема

Виды информации…

Пример 2: Информатика, 6 класс. Единицы измерения информации (см. таблицу 4).

Проблемная ситуация создаётся предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

Таблица 4

Анализ

Учитель

Ученики

Ваня попросил Максим записать их проект, объемом 701440 Кб на диск объемом 700Мб. - Максим утверждает, К - это означает кило-, то есть в 1Мб ровно 1000 Кб, поэтому объем проекта 701,44 Мб и на диск он не поместится.

Ваня утверждает, кило- в измерении информации 1024, то есть в 1Мб ровно 1024 Кб, поэтому объем проекта меньше 685 Мб и на диск он поместится.

Побуждение к осознанию

Кто из мальчиков прав?

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Как выразить 1Мб в килобайтах?

Что означает приставка кило- в информатике?

Тема

Можете сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Измерение информации…

Пример 3: Информатика, 5 класс. Что умеет компьютер (см. таблицу 5).

Проблемная ситуация создаётся в два шага. Первым шагом вопросом или практическим заданием обнажается житейское (т. е. ошибочное или ограниченное) представление обучающихся. Вторым шагом любым способом (сообщением, экспериментом, наглядностью, расчётами) предъявляется научный факт.

Таблица 5

Анализ

Учитель

Ученики

Вопрос на «ошибку»

Вася просит маму купить ему компьютер. Он утверждает, что на большом экране компьютера мама сможет даже смотреть новости и кино.

Согласны ли вы с мнением Васи?

Ответы учеников будут разными, поскольку многие из них считают, что компьютер - это монитор…

Предъявление научного факта расчетами

В магазине Консультант Пётр сказал, что главное хороший системный блок с качественным содержимым. Тогда компьютер будет уметь всё.

Что вы думаете об этом мнении?

Учащиеся высказываются.

Побуждение к осознанию

Что вы предположили?

А как на самом деле?

Что и Вася прав, и консультант Пётр тоже.

Может быть компьютер - это что-то особенное?

Побуждение к проблеме

В чём же возникла проблема?

Не знаем точно что-такое компьютер и что он умеет делать.

Тема

Как можем сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Что такое компьютер и что он умеет делать.

Пример 4: Информатика, 7-8 класс. Сложение чисел в двоичной системе счисления (см. таблицу 6).

Проблемная ситуация создаётся в два шага. Первым шагом предъявляется практическое задание, сходное с предыдущим, выполняя которое обучающиеся применяют уже имеющиеся у них знание и допускают ошибку. Вторым шагом доказывается, что задание школьниками выполнено неверно.

Таблица 6

Анализ

Учитель

Ученики

Предъявление противоречивых мнений

Петя складывает два числа:

В десятичной системе счисления 10 10 + 11 10 = 21 10 .

В двоичной системе счисления больших отличий не будет, так как она также является позиционной, но так как цифры 2 в двоичной системе нет, то 2 2 = 11 2 , поэтому 10 2 + 11 2 = 111 2 .

Коля утверждает, что Петя на прав.

В двоичной системе счисления переполнение разряда происходит, когда в одной позиции собирается 2 единицы. Обычно при переполнении разряда мы пишем 10, поэтому 10 2 + 11 2 = 101 2 .

Слушают (или читают текст) задачу. Осмысливают ситуацию.

Побуждение к осознанию

Кто из мальчиков прав?

Высказывают предположения. Понимают, что возникло противоречие.

Побуждение к проблеме

Какой возникает вопрос?

Как правильно сложить числа в двоичной системе счисления?

Тема

Можете сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сложение чисел в двоичной системе счисления…

Пример 5. Информатика, 7-9 класс. Вещественные числа (см. таблицу 7).

Проблемная ситуация создаётся практическим заданием, сходным с предыдущим.

Таблица 7

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на новый материал

VAR A,B,C:INTEGER;

BEGIN

C:= A * B;

WRITE (C);

End.

Поменяйте третью строчку программы так, чтобы с стало частным чисел Aи B. Проверьте результат на компьютере.

Задание выполняют легко, но большинство учащихся испытывают затруднение, так как не понимают, что С обязательно должно стать вещественным. Среда программирования выдаёт ошибку.

Побуждение к осознанию

В чем затруднение?

Может быть нужно обратить внимание на типы переменных?

Не знаем, что делать.

Учащиеся высказываются

Побуждение к проблеме

Действия с вещественными числами.

Тема

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сразу после формулирования темы (постановки главного вопроса, проблемы) педагог побуждает учащихся к формулированию плана по поиску решения проблемы.

Пример 6. Информатика, 7-9 класс. Цикл с постусловием (см. таблицу 8).

Проблемная ситуация создаётся практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Таблица 8

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на известный материал

VAR A,B,C,N,I:INTEGER;

BEGIN

I:= 0; N:= 0;

WHILE N<100 DO

BEGIN

READ(A); N:= N+A; INK(I);

END;

WRITE(I);

END.

Какую задачу можно решить с помощью алгоритма?

Ребята высказываются. Формулировки, безусловно, могут отличаться.

Задание на новый материал

Измените алгоритм, чтобы с помощью него можно было решить такую задачу: С клавиатуры вводят числа до тех пор, пока их сумма не станет большей 100. Сколько чисел вводят?

Проверьте результат на компьютере.

Задание выполняют легко, но с ошибкой, так как понимают, что цикл с предусловием здесь «не поможет».

Побуждение к осознанию

В чем затруднение?

Почему не можете использовать эту конструкцию?

Не знаем, что делать.

Потому что надо сначала сделать, а потом проверять условие.

Побуждение к проблеме

Как вы можете сформулировать тему урока?

Цикл с последующей проверкой условия.

Тема

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сразу после формулирования темы (постановки главного вопроса, проблемы) педагог побуждает учащихся к формулированию плана изучения темы урока, то есть по поиску решения проблемы.

Пример 7. Информатика, 7-8 класс. Сложение чисел в двоичной системе счисления (см. таблицу 9).

Таблица 9

Анализ

Учитель

Ученики

Тема

Можете сформулировать тему урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Сложение чисел в двоичной системе счисления.

Действия с числами в двоичной системе счисления.

Побуждение к формулированию плана

Обучающиеся высказываются.

Повторить, что такое двоичная система счисления.

Вспомнить правила выполнения действий в позиционных системах счисления.

Узнать особенности действий с числами в двоичной системе счисления.

Рассмотреть примеры.

Основной этап урока, который следует сразу после формулирования плана - это поиск решения проблемы. На этом этапе урока педагог организовывает побуждающий к гипотезам диалог.

Считается, что это наиболее сложный для реализации метод поиска решения. Метод представляет собой сочетание специальных вопросов стимулирующих выдвижение и проверку гипотез по поводу сформулированной проблемы.

Пример 8. Информатика, 6 класс. Различные подходы к измерению информации (см. таблицу 10).

Урок с общей и частными проблемами.

Таблица 10

Анализ

Учитель

Ученики

Актуализация знаний

ПОСТАНОВКА

Создание проблемной ситуации

Примите сообщение:

Завтра в 20.00 по каналу СТС покажут фильм «красная шапочка».

Для кого из вас это сообщение информативно?

Вспомните, что это означает?

Совершенно верно.

В таком случае: Можно ли измерить информацию?

В чём у вас затруднение?

Отвечают, поднимают руки. Некоторые испытывают затруднение.

Это значит, пополняет наши знания…

Испытывают затруднение.

Информацию можно измерить, так как объем знаний может увеличиться.

Информацию нельзя измерить, так как мы ничего «не можем потрогать».

Какой будет тема урока?

Корректирует и фиксирует тему урока на доске.

Измерение информации.

Измерение информации.

Что же нам необходимо сделать?

Выслушивает ответы обучающихся, корректирует, кратко фиксирует на доске (или, например, на слайде)

Обучающиеся высказываются.

Узнать можно ли измерить информацию.

Если можно измерить информацию, то какими способами.

Существуют ли единицы измерения информации.

Рассмотреть примеры.

ПОИСК

Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез

2. Проверка гипотез.

ПОИСК

Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез

2. Проверка гипотез.

ЗАДАНИЯ

Формулирование нового знания

Какие у вас есть предположения по поводу измерения информации?

Выслушивает ответы обучающихся, кратко фиксирует.

Что вы узнали?

Мы будем придерживаться того, что информацию можно измерить.

Рассмотрим две ситуации:

1. Петя: Коля, ты придёшь ко мне в гости?

Коля: Петя, да, я приду.

Это сообщение для Пети информативно.

Сколько информации получил Петя после ответа Коли?

2. Петя набрал сообщение «Коля, приходи ко мне в гости. Жду.» для отправки по электронной почте. Сколько информации будет отправлено?

Как вы считаете, информацию будут измерять одинаково в обоих случаях?

Возможно, педагог подскажет обучающимся направления формулирования гипотез.

Проверьте правильность своих гипотез.

Организует самостоятельную работу учащихся по проверке гипотез.

Что вы узнали?

Итак, к измерению информации существует два подхода: содержательный и алфавитный.

Информацию можно измерить.

Информацию нельзя измерить.

Какую-то информацию можно измерить, а какую-то - нельзя.

Проверяют гипотезы.

Высказываются.

Высказываются.

Высказываются.

Высказывают гипотезы.

Проверяют гипотезы.

Высказываются.

Сколько информации получил Петя после ответа Коли?

Сколько информации получит Коля?

Воспользуемся содержательным подходом к измерению информации. Ответ на альтернативный вопрос несёт 1 бит информации.

1 символ компьютерного алфавита несёт в себе 1 байт информации, поэтому сообщение, которое получил Коля несёт в себе 34 байта.

В данном примере предполагается, что для проверки гипотез учащимся предложен соответствующий материал (если в учебнике нет достаточного количества информации, то предоставлен дополнительный раздаточный материал, даны адреса сайтов в Интернете и т.п.).

Пример 9. Информатика, 7 класс. Объекты и модели. Информационные модели (см. таблицу 11).

Урок с соподчинёнными проблемами.

Таблица 11

Анализ

Учитель

Ученики

ПОСТАНОВКА

Создание проблемной ситуации

Разделите слова на 2 группы:

Человек, компьютер, манекен, кот, фотография кота, движение поездов, автомобиль, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, скелет человека, скелет кота, автомодель, расписание движения поездов, манекенщица.

Что у вас получилось?

По какому принципу вы делили слова и словосочетания на группы?

Каким одним словом можно назвать условное представление любого объекта?

Пытаются выполнить задание.

Высказываются.

В 1 группе названия объектов.

Во второй группе различные представления этих объектов.

Высказываются.

Автомодель можно просто назвать моделью.

Манекенщицу просто называют моделью.

Формулирование проблемы (темы и целей урока)

Какой будет тема урока?

На уроках информатики мы будем изучать только те модели, которые «нельзя потрогать», они являются описаниями объектов.

Описание объекта об этом объекте несёт какую-то информацию. Как тогда называют модели-описания?

Фиксирует тему урока на доске.

Модели и виды моделей.

Может быть информационными?

Информационные модели.

Что же нам необходимо сделать?

Выслушивает ответы обучающихся, корректирует, кратко фиксирует на доске (или, например, на слайде)

Обучающиеся высказываются.

Узнать что такое модель.

Узнать какие бывают модели.

Узнать, что такое информационная модель.

Рассмотреть примеры.

ПОИСК

Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотез

2. Проверка гипотез.

Что такое модель? Что называется и является информационной моделью? Какие у вас есть предположения?

Проверьте правильность своих гипотез.

Организует самостоятельную работу учащихся по проверке гипотез.

Высказывают гипотезы.

Проверяют гипотезы.

ЗАДАНИЯ

Формулирование нового знания

Первичное применение нового знания

Что вы узнали?

По ответам обучающихся строит на доске (или слайде) схему-классификацию информационных моделей.

Вернёмся к исходному заданию.

По какому принципу делятся слова и словосочетания?

Высказываются.

Фиксируют схему в тетради.

В 1 группе - объекты-прототипы, во 2 группе - модели объектов. Можно выделить информационные модели (фотография кота, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, расписание движения поездов)

В заключении отметим, что приведенные примеры ситуаций универсальны, они могут быть модифицированы в зависимости от преподаваемого предмета, значения изучаемого материала, ситуации в классе и др.

Источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. (http://standart.edu.ru/).

2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. (http://www.school2100.ru/).

3. http://pdo-mel.ru/.

4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М. : ФГАОУ АПКиППРО 2012. - 168 с.

5. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. - М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013. - 138 с.

6. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2013. - 144 с.

7. Планируемые результаты. Система заданий. Математика. 5 - 6 классы. Алгебра. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений; под ред. Г. С. Ковалёвой.О. Б. Логиновой. - М. Просвещение, 2013. - 176 с.

8. Геометрия. Планируемые результаты. Система заданий. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций; под ред. Г. С. Ковалёвой.О. Б. Логиновой. - М. Просвещение, 2014. - 107 с.

9. http://www.panoramaphoto.biz/

Информатика как наука о различных способах получения, хранения, передачи и обработки информации предоставляет учителю много возможностей для развития мышления учащихся. В частности, на своих уроках я использую некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ ). С возможностями данной технологии я познакомилась на курсах повышения квалификации «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» в апреле 2012 года.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) .

Через ТРКМ на уроках информатики формируются:

  • образовательная мотивация – активное восприятие учебного материала;
  • ключевая компетентность – формирование коммуникативных навыков;
  • информационная грамотность – развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией.

Базовая модель ТРКМ включает следующие стадии (этапы):

  • вызов – актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.
  • осмысление – получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми.
  • рефлексия – рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения .

Существует большое множество приемов технологии развития критического мышления, но не все они подходят для уроков информатики. В настоящее время я использую на различных этапах урока следующее приемы:

I. Классификация . Перед классом демонстрируются некоторые предметы, учащимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение .

II. Перепутанные логические цепочки. Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления .

III. Кластер. Выделение смысло­вых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим прие­мом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему .

В данной статье я хочу рассмотреть (на конкретных примерах) некоторые методические особенности использования вышеназванных приемов ТРКМ на различных этапах урока информатики. Кроме того, в своей статье я остановлюсь на возможностях такого инструмента, поддерживающего динамическое взаимодействие учителя и учащихся на уроке, каким в настоящее время является электронная интерактивная доска.

I. Классификация . Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). Например, во 2 классе при изучении темы «Одинаковые и разные цепочки» (УМК Семенова А.Л., Рудченко Т.А. ) на стадии вызова учащимся предлагается следующее задание (см. скрин-шот экрана доски на рис. 1). Учащиеся выдвигают свои гипотезы по поводу признаков, существенных для объектов, изображенных на доске. После того, как все мнения выслушаны, учитель предлагает учащимся выполнить задание на доске (у доски успевают поработать двое учеников, остальные подсказывают работающим у доски, исправляют их ошибки). После выполнения задания (см. скрин-шот экрана доски на рис. 2) учащиеся самостоятельно формулируют тему (см. выше) и цели занятия (сравнивать цепочки, находить в наборе одинаковые и разные цепочки).

II. Перепутанная логическая цепочка. Данный приемможно использовать на этапе вызова и осмысления нового материала. Например, в 6 классе при изучении темы «Алгоритм» (УМК Босовой Л.Л. ) на стадии осмысления учащимся предлагается восстановить правильную последовательность заварки чая (см. скрин-шот экрана доски на рис. 3). При выполнении задания у доски могут поработать несколько человек, строя различные правильные (по их мнению) алгоритмы заварки чая (см. скрин-шот экрана доски на рис. 4). После обсуждения каждого из алгоритмов учитель выводит на экран страницу флипчарта с правильным решением (см. скрин-шот экрана доски на рис. 5), и учащиеся могут сравнить свои алгоритмы с образцом (эталоном). Использование интерактивной доски в данном случае обеспечивает более эффективную отработку новых понятий за счет наглядности, путем вовлечения детей в активную познавательную деятельность, что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.

III. Кластер. Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). Например, в 8 классе при изучении темы «Основные компоненты компьютера» (УМК Босовой Л.Л. ) на стадии рефлексии учащимся предлагается составить кластер, помогающий понять иерархическую структуру групп устройств компьютера (см. скрин-шот экрана доски на рис. 6). Данное задание позволяет поработать у доски, по крайней мере, пяти ученикам, остальные подсказывают работающим у доски, а при необходимости могут выйти к доске и исправить недочеты своих одноклассников. После построения правильной (на взгляд учащихся) схемы и ее обсуждения (см. скрин-шот экрана доски на рис. 7) учитель открывает страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свой кластер с эталоном (см. скрин-шот экрана доски на рис. 8). Задания подобного рода помогают учащимся выполнять в дальнейшем задания на систематизацию информации не только на уроках информатики, но и на других школьных предметах.

Можно сделать вывод, что использование на уроках информатики вышеназванных приемов помогает систематизировать изучаемую информацию, т.е. информация приводится к определенному виду, отображается в определенной завершенной форме, что наполняет ее определенным смыслом и значением. Это помогает учащимся более наглядно воспринимать учебный материал, интерпретировать учебную информацию, сводить ее до упрощенных синтезированных образов и категорий.

В заключение хочу отметить следующие преимущества использования интерактивной доски в рамках применения ТРКМ:

1) приобретение учащимися новых навыков работы с интерактивным оборудованием;
2) активное вовлечение учащихся в познавательную деятельность;
3) улучшение темпа и течения урока (на выполнение заданий требуется меньше времени);
4) повышение мотивации, заинтересованности учеников за счет новизны способа изложения материала.

Конечно, используя интерактивную доску в образовательном процессе, нужно иметь в виду и минусы данного технического средства:

1) большие временные затраты учителя на подготовку к уроку (поиск в Интернете подходящих презентаций, Flash-роликов, программ, тестов, разработка собственных презентаций и флипчартов);
2) иногда урок превращается в игру (для 5-6-х классов это еще допустимо, но для 7-9-х, а тем более 10-11-х нежелательно и даже недопустимо);
3) ухудшение зрения учащихся (необходимо соблюдать нормы САНПИНа при работе с доской – не более 20 минут);
4) возможны технические сбои в оборудовании (может быть нарушена калибровка доски, «сесть» батарейки в указке и т.п.).

Используемые ресурсы:

1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И . Апольских, М.В. Афонина . – Барнаул: БГПУ, 2006.
5. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActiveBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2012.
6. ТРКМ – технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib
7. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm
8. Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409
9. Интерактивные доски Hitachi // Инфологика.

Поделиться