Какое значение в жизни человека имеет речь. Речь и ее роль в жизни человека. Язык. Его функции. Общение

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Краткое содержание

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речь и ее функции. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их назначение. Отличие речи от языка. Значение и смысл. Слово как понятие. Сокращение и развернутая речь, их психологические особенности. Теории усвоения языка и развития речи. Теория научения в речевом развитии. Нативистская и когнитивная теории. Освоение речи как развитие значений и смыслов. Психолингвистическая модель порождения и функционирования речи.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речь как средство общения. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Информационный обмен — первоначальная функция речи. Коммуникации у человека и обезьян. Экспрессивно-выразительная и контекстная функции речи животных. Отличие человеческой речи от средств общения у обезьян. Означенность единиц человеческой речи, ее понятийный строй. Проблема врожденности и приобретенное™ человеческой речевой способности. Опыт обучения животных человеческой речи.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речь как инструмент мышления. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Связь мысли со словом. Участие голосового аппарата человека в решении интеллектуальных задач. Экспериментальные доказательства существования внутренней речи и ее участия в процессах мышления.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Соотношение мышления и речи. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Значение слова как единицы мышления и речи. Особенности начального периода развития мышления и речи у ребенка,

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">311

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Представление о внутренней речи, ее структура и значение. Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внутренней и внешней речью. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о сущности и судьбе эгоцентрической речи. Становление и функционирование детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи ребенком.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">РЕЧЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предьщущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">полиморфной деятельностью, ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="uk-UA" lang="uk-UA">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Язык ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речь ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">же — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Связывающим звеном между языком и речью выступает ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">значение слова. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Со значением слов непосредственно связано представление о них как о ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">понятиях. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то тот словарный запас, которым мы

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">313

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык — недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">К счастью, дело обстоит таким образом, что нам вовсе нет необходимости для каждого отдельно существующего предмета или явления придумывать свое специфическое название, самостоятельное слово. В своем общении и в мышлении мы вполне удовлетворительно обходимся весьма ограниченным их количеством, и наш словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, т.е. выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки. Все сказанное входит в представление об объеме и содержании понятия. Знать его — значит уметь правильно указать на объем и содержание соответствующего понятия.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания. Новое знание поэтому может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает необходимость придумывать совершенно новые слова для того, чтобы выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю языка мы имеем возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически необозримое количество явлений и предметов. Этой цели, в частности, служат многозначные слова и выражения. Именно такими является большинство слов, составляющих основу современных развитых языков. Пользуясь весьма условной аналогией из области математики, можно было бы сказать, что число слов в языке растет по арифметической, а выражаемый с их помощью объем знаний — по геометрической прогрессии.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Владея понятием, мы знаем о предмете или явлении очень многое. Если нам показали какой-либо незнакомый предмет и назвали его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному предмету все те, пусть даже еще реально не

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">314

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">увиденные в нем качества, которые заключены в содержании и объеме соответствующего понятия.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых слов и максимальных операций.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из множества качеств и признаков предмета или явления, заключенных в слове-понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процесс формирования понятия начинается у ребенка задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речь человека может быть сокращенной и развернутой как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В слу-

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">315

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">чае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них — ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">теория научения. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения (по крайней мере до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребенка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Автором следующей теории речевого развития является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">специфические задатки к усвоению речи ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сензитивным ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">для формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">316

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рис 55. Психологическая модель порождения и функционирования речи

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">317

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Еще одна популярная теория усвоения языка называется ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">когнитивной. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж.Пиаже). Установлено — и это одно из основных исходных положений данной теории, — что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребенка.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Развитие речи можно рассмотреть и с психолингвистических позиций (рис. 55) в плане становления все более совершенной структуры речи. Под этим углом зрения процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение, без дальнейшего лингвистически тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного процесса движения от слова к мысли. Затем этот процесс разворачивается по вертикали (так, как это показано на рис. 55) и по горизонтали. Последнее движение характеризуется расширением возможностей представления мысли в словах на разных уровнях. Например, на уровне предложения и фразы одна и та же мысль может быть выражена по-разному людьми с богатой речью.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">318

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жесто-мимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты — приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обратим внимание еще на одну генетическую предпосылку развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайней мере в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">319

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи,.сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачньн опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Имеются определенные экспериментальные доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков, избирательно на нее реагировать и очень быстро обучаться. Если иметь в виду то, что основное отличие врожденных и приобретенных форм поведения состоит в том, что наследственно обусловленные (имеющие соответствующие задатки) его виды при наличии соот-

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">320

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ветствующих внешних условий развиваются быстрее, то вполне можно допустить, что какие-то генотипические факторы, способствующие быстрому усвоению ребенком столь сложной формы поведения, какой является речь, все же существуют.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и прогрессирует медленно, совсем не так, как это имеет место в случае усвоения речи. Сначала при его развертке появляются простейшие элементы приобретенного поведения, которые становятся своеобразными задатками, и только затем на их основе конструируются более сложные формы поведения. Этот процесс, как правило, длителен и охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому является процесс усвоения детьми понятий, который завершается лишь к подростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже в возрасте около трех лет.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Другим доказательством возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у человека является типичная последовательность стадий ее развития. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где, в какой стране и когда они родились, в условиях какой культуры развивались и на каком языке говорят. Дополнительным, косвенным доказательством той же самой мысли является следующий факт: речь ребенком, как известно, не может быть усвоена раньше определенного периода времени, например до одного года жизни. Это становится возможным лишь тогда, когда в организме созревают соответствующие анатомо-физиологиче-ские структуры.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основная трудность, которую необходимо разрешить для того, чтобы найти окончательный ответ на вопрос о наличии или отсутствии у человека прирожденных (генотипических) факторов, определяющих усвоение им языка, состоит в том, что факты, которые обычно используют для доказательства или опровержения положений, связанных с обсуждаемым вопросом, допускают различные толкования. Да и сами эти факты порой достаточно противоречивы. Приведем примеры.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. В США, в Калифорнии, был обнаружен ребенок в возрасте около 14 лет, с которым никто не общался по-человечески, т.е. с помощью речи, примерно с 2-месячного возраста. Естественно, что он не владел речью и не проявлял никакого знания языка. Несмотря на значительные затраченные усилия, обучить его пользоваться речью по-настоящему так и не удалось.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">11. Р. С. Немов, книга ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">321

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. В одном из проведенных психологами исследований изучался процесс речевого развития у шести глухих с рождения детей. Их родители имели вполне нормальный слух и долгое время не позволяли своим детям пользоваться в общении языком мимики и жестов. Однако еще до того, как эти дети получили возможность воспринимать и понимать речь людей по движениям губ, самостоятельно произносить звуки речи, т.е. прежде чем они приобрели какие бы то ни было знания в области своего родного языка, они уже начали пользоваться жестами. Эти дети, в конечном счете неплохо овладев речью, прошли в ее развитии те же стадии, что и здоровые дети. Сначала они научились правильно пользоваться жестами, обозначающими отдельные слова, затем перешли к двух-трехсловным жестам-предложениям, наконец, к целым многофразовым высказываниям.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Весьма интересен, но не менее сложен и следующий вопрос: в состоянии ли высшие животные осваивать человеческую речь? Многочисленные ранние опыты обучения речи обезьян не дали, как мы знаем, удовлетворительного ответа на данный вопрос. Антропоидов в этих опытах обучали вербальному языку и пользованию понятиями, но все эти попытки завершились неудачно.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Впоследствии ученые, занимающиеся этой проблемой, отказались от обучения животных высшей форме речи человека, связанной с мышлением, и решили попробовать научить животных пользоваться человеческим языком мимики и жестов, тем, который употребляют глухие от рождения люди. И опыт удался.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одно из наиболее известных и плодотворных исследований подобного типа было проведено в 1972 г. Его авторы, американские ученые Б.Т.Гарднер и РАХарднер, предприняли попытку обучить шимпанзе женского пола пользованию некоторыми специальными знаками, заимствованными из американского варианта языка глухих. Обучение началось, когда шимпанзе было около одного года (примерно то же время, когда начинает активно усваивать речь человеческий ребенок), и продолжалось в течение четырех лет. Все те, кто ухаживал за животными, должны были в общении с ними пользоваться только языком мимики и жестов.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Поначалу люди активно подкрепляли любые попытки обезьяны самостоятельно воспроизвести и практически использовать в общении с человеком тот или иной демонстрируемый ей жест. Позднее, после того как экспериментатор, взяв руки обезьяны в свои, в нужный момент изображал в течение достаточно длительного периода времени изучаемый жест, она научилась хорошо пользоваться подобного рода знаками. В конечном счете

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">322

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">животное самостоятельно стало осваивать новые жесты, просто наблюдая за тем, как их использует человек.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">К возрасту около 4 лет Уоши (так звали обезьяну) могла уже вполне самостоятельно воспроизводить около 130 различных жестов, а понимала еще больше. Подобного рода положительный результат затем был получен и другими исследователями. Например, Ф.Г.Паттерсон, обучая жестовому языку обезьяну-гориллу по имени Коко с 1 года и до 7 лет, научил ее пользоваться в общении с людьми 375 знаками.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Эти исследования, конечно, окончательно не доказывают, что животные — в данном случае высшие человекообразные обезьяны — в состоянии усваивать именно человеческую речь, понимать и пользоваться ею на уровне понятий. Высшие, понятийные формы речи им все же недоступны, а те знаки, которыми они учатся пользоваться, не выходят за пределы реализации коммуникативной функции. Более того, до сих пор нет каких-либо убедительных фактов, свидетельствующих о том, что животные в состоянии складывать из знаков предложения, менять порядок слов для выражения одной и той же мысли. Иначе говоря, в мире животных не установлено пока никакого движения вперед к слиянию мысли и слова.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ МЫШЛЕНИЯ

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков/

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Электромиографическое ;font-family:"Times New Roman";vertical-align:super" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1 ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> исследование работы голосового аппарата в связи с мыслительной деятельностью показало, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эта активность выступает в двух формах: фазической и тонической. Первая фиксируется в виде высокоамплитудных и нерегулярных вспышек речедвигательных потенциалов, а вторая — в форме постепенного нарастания амплитуды электромиограммы. Экс-

;font-family:"Times New Roman";vertical-align:super" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">х ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Электромиограмма ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— техническая запись движений голосовых связок.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="en-US" lang="en-US">II ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">*

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">323

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">периментально доказано, что фазическая форма речедвигатель-ных потенциалов связана со скрытым проговариванием слов про себя, в то время как тоническая — общим повышением речедвигательной активности.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной им-пульсации, а привычные и повторные мыслительные действия ее редукцией. Существует, по-видимому, некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и точно.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">СООТНОШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Но слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">324

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление — речевым.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это, в свою

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">325

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относительно поздно, примерно к тому времени, к которому Ж.Пиаже отнес стадию формальных операций, т.е. к среднему возрасту от 11—12 до 14—15 лет. Следовательно, весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение ребенком важнейшей для развития как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории — понятия.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частых смысловых единиц, таких как отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической (звучащей) сторон речи идет разными, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами «потому что», «несмотря на», «так как», «хотя», чем смысловыми высказываниями, соответствующими им. Это значит, писал Л.С.Выготский, что движение семантики и звучания слова в овладении сложными синтаксическими структурами не совпадают в развитии.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Еще более отчетливо это несовпадение выступает в функционировании развитой мысли: далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения идентичны. Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает понятиями, происходит лишь частичное их слияние.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней ре-

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">326

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">чи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре». Таким людям нет, например, никакой необходимости иногда обмениваться словами вообще, называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: оно им в большинстве случаев и так хорошо известно. Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индивидуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи — и в этом состоит ее главная отличительная особенность — преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С.Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">327

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">А.Н.Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие ;font-family:"Times New Roman";vertical-align:super" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1 ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, «ба-ба» или «ля-ля»), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Письменный текст — это наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложньш путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал А.Н.Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух,

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">■См.: ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Соколов АН. ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психофизиологическое исследование внутренней речи // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">328

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С.Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней. Ему возражал Ж.Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь — это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю. В самой такой речи он видел проявление несоци-ализированности, аутизма мысли ребенка. Постепенное исчезновение эгоцентрической речи было для него признаком приобретения мыслью ребенка тех качеств, которыми обладает логическое мышление взрослого. Спустя много лет, познакомившись с контраргументами Л.С.Выготского, Ж.Пиаже признал правильность его позиции.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">До сих пор мы говорили о развитии речевого мышления, т.е. той формы интеллектуализированной речи, которая рано или поздно в конечном счете превращается в мысль. Мы убедились в том, что мышление в своем развитии имеет собственные, независимые от речи истоки и" следует собственным законам в течение длительного периода времени, пока мысль не вливается в речь, а последняя не становится интеллектуализированной, т.е. понятной. Мы также знаем, что даже на самых высоких уровнях своего развития речь и мышление не совпадают полностью. Это означает, что свои корни и законы онтогенетического развития должны быть и у речи. Рассмотрим некоторые из них.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Опыт исследования процесса речевого развития у детей, принадлежащих разным народам, странам, культурам и нациям, показывает, что, несмотря на то, что различия в структуре и содержании современных языков разительны, в целом процесс усвоения ребенком своей родной речи везде идет по общим законам. Так, например, дети всех стран и народов с

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">329

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">удивительной легкостью усваивают в детстве язык и овладевают речью, причем этот процесс у них начинается и завершается примерно в одно и то же время, проходя одинаковые стадии. К возрасту около 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет от роду ребенок уже говорит двух-трехсловными предложениями. Примерно к 4 годам все дети оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одногодовалые дети имеют обычно уже довольно богатый опыт взаимодействия с окружающей действительностью. У них есть четкие представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках, с которыми они играют. Еще задолго до того, как дети практически начинают пользоваться речью, их образный мир имеет уже представления, соответствующие усваиваемым словам. В таких подготовленных предыдущим опытом социализации условиях для овладения речью ребенку остается сделать не так уж много: мысленно связать имеющиеся у него представления и образы действительности с сочетаниями звуков, соответствующими отдельными словами. Сами эти звуковые сочетания к однолетнему возрасту также уже неплохо известны ребенку: ведь он их неоднократно слышал от взрослого.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно 1,5—2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (двух-трех-словные), причем от использования таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">После двух-трехсловных фраз ребенок переходит к употреблению других частей речи, к построению предложений в соответствии с правилами грамматики. На предыдущем и данном этапах речевого развития существуют три пути усвоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям; формирование условнорефлекторных, ассоциативных по своей природе связей между образами предметов, действиями, воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями; постановка и проверка гипотез о связи слова и образа эмпирическим путем (так называемое ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">операн-тное обусловливание). ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать новые слова,

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">330

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">произносить такие фразы, которые от взрослого он никогда не слышал.

«Речь - это канал развития интеллекта

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Н.И. Жинкин

Речь имеет очень большое значение в жизни человека. С ее помощью мы общаемся друг с другом, познаем мир. Речевая деятельность для человека и общества имеет огромное значение. Это среда обитания человека. Так как без общения человек не может существовать. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы. Таким образом, общество достигло высокого уровня цивилизации, полетело в космос, спустилось на дно океана.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя -- средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог -- двустороннего обмена информацией.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык -- это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же -- это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

речь психология малый группа

23.03.2015

Снежана Иванова

Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности...

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Структура речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией. Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Виды речи

В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Особенности речи человека

Выражение эмоциональной составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения. Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Значение речи в жизни человека

Способность к обучению

Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания. Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика. Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Самосовершенствование

Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства. Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь. Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя — она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение. Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.

Которые он несет - это очень важная сторона существования социума. Он хранит в себе духовные и людей. Посредством языка народ высказывает свои мысли, выражает эмоции. Слова выдающихся людей цитируют и превращают их из личного достояния в людское, создавая духовное богатство общества.

Язык может выражаться в прямой или косвенной форме. Прямая - непосредственно в контакте с человеком, людьми в реальном времени, а косвенная - это общение с временным разрывом, так называемое пространственно-временное общение, когда ценности общества передаются из поколения в поколение. Таким образом, формируется духовное наследие человечества - насыщение внутреннего мира людей идеалами.

Роль языка в жизни общества поистине велика. Он выполняет функцию передачи социальной наследственности. С помощью языка люди могут представлять мир, описывать различные процессы, получать, хранить и воспроизводить информацию, свои мысли.

Речь - визитная карточка человека, а также самая надежная рекомендация в его профессиональной деятельности. В трудовой сфере язык стал помогать в управлении (отдавать приказы, давать оценку), а также стал эффективным мотиватором.

Значение языка в жизни общества огромно: с помощью него происходит развитие науки, искусства, техники и т.д. Народы говорят на разных языках, но преследуется одна цель - достижение взаимопонимания.

Но чтобы общество не деградировало, каждый должен соблюдать правила хорошего тона - так называемую культуру речи. Она помогает людям грамотно и правильно общаться. И здесь находит свое отражение значимая роль языка в жизни общества.

Существует 3 нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный включает в себя различные правила и нормы человеческой речи: то, как люди должны говорить. Коммуникативный представляет собой правильное взаимодействие с другими людьми - участниками общения. А этический являет собой соблюдение определенных правил: «Где, с кем и как можно разговаривать».

С течением времени роль языка в жизни общества только усиливается. Все больше нужно передать, сохранить. Также язык превратился в некую науку, которую нужно постигать. Есть определенные правила, системы понятий, знаки и символы, теории и термины. Это все усложняет язык. Поэтому проявляются «семена» деградации общества. Все больше людей хотят «схалявить» и не уделять языку должного внимания.

Потому в последнее время наблюдается усиленная вульгаризация речевой практики. Общество выходит за пределы литературного языка, все больше людей используют жаргон, блатные выражения, ненормативную лексику.

Это актуальная проблема на сегодняшний день, ибо без поставленной невозможно решение общесоциальных, культурных и экономических вопросов.

Происходит криминализация человечества, что выражается в речи. Роль языка в жизни общества обычно недооценивается - это не считается наивысшим благом, которое у нас есть. Но нужно отдавать себе отчет в следующем: как человек говорит, так он и действует, и мыслит.

<<Речь – это канал развития интеллекта…

Чем раньше будет усвоен язык,

Тем легче и полнее будут

Усваиваться знания.>>

Н. И. Жинкин

<<Заговори, чтобы я тебя увидел.>>

Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли. Вспомним, что утверждал Антон Павлович Чехов: <<…Для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать>>. Речь является средством общения людей. Вся наша жизнь связана с общением – так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учёбе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Вряд ли кто сомневается в том, что в современном обществе человек, умеющий хорошо говорить, конкурентоспособнее остальных людей. Поэтому, если мы думаем о будущем наших детей, то необходимо заниматься развитием речи ребёнка. Вне речи немыслимо овладение ребёнком знаниями и формированием его сознания, без речи невозможно освоить ни одну область профессионального и общечеловеческого знания. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности в целом. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришёл к такому выводу:<<Есть все практические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личность в целом находятся в непосредственной зависимости от речи>> (Выготский Л. С., 2003). Следовательно, важным условием речевой активности является развитие познавательной сферы ребёнка. Поэтому необходимо не только поддерживать естественное возрастное любопытство <<почемучек>>, но и специальным педагогическими приёмами стимулировать познавательную и речевую активность детей. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. К сожалению, в настоящее время довольно редко можно встретить ребёнка, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих. Для того чтобы избавить ребёнка от существующих проблем, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им необходимо усвоить. Чтобы помочь ребёнку справиться с ожидающими его сложными задачами, нужно своевременно позаботиться о полноценном формировании речи.

Это – основное условие успешного обучения. Известно, что развитее мышления не посредственно связано с освоением ребёнком речи, с помощью слов мы выражаем свои мысли. Чем больше словарный запас ребёнка, тем богаче его речь и тем совершеннее его мышлении. Достаточный уровень развития речи является необходимой основой для формирования навыков чтения и грамотного письма. При этом важно понимать, что занятия по развитию речи будут полезны и ребёнку без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует формированию мышления, памяти, внимания, регуляции поведения, а умение красиво говорить, точно и правильно излагать свои мысли – необходимое условие эффективного обучения в школе и успехов в будущей карьере и взрослой жизни. Хорошо сформированная речь имеет большое значение не только для обучения в школе, но и для общения со взрослыми и детьми, развития личностных качеств ребёнка.

Литература :

Организуя дома свободное время ребёнка, не заменяйте живое общение просмотром телевизора и игрой в компьютерные игры. Рекомендации постоянно общаться с ребёнком по-прежнему актуальна. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т.д Всё это поможет ребёнку активно пополнять словарный запас.

Обращайте внимание на то, насколько связано, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

Помогите описывать предметы, события и явления как можно более подробно и детально. Это позволит расширить границы познаний ребёнка, обогатить его речь, увеличить словарный запас.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка – принадлежность для письма, ручка – фурнитура двери).

Очень полезно рассказывать ребёнку сказки <<с продолжением>>. Это такой вариант, в котором каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остаётся возможность развития событий. Посоревнуйтесь, чья история окажется интереснее.

Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, что ваше произношение должно было чётким, ясным и выразительным. Обогащают словарный запас ребёнка также колыбельные и потешки, они легче запоминаются.

Вместо того чтобы смотреть <<глупый>> мультфильм, выключите звук, и пусть ребёнок выскажет свою версию того, о чём говорят герои. Придумайте вместе с ребёнком свой мультфильм.

При разучивании стихов и песенок ребёнок не должен создавать видимость, что он <<как бы поет>>, не понимая смысл слов и произнося нечленораздельно какие-то слоги. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому – пойте вместе с ним.

Учите ребёнка находить и придумывать рифмы. Например: голос-волос; чашка-Чебурашка; подушка лягушка.

Чаще применяйте сами и поощряйте использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.

Учите ребёнка придумывать и загадывать загадки.

Учите рассказывать анекдоты, понимать юмор и придумывать смешные истории.

Разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Не говорите с ребёнком очень громко и очень тихо, также избегайте быстрого темпа речи. Не используйте <<детские>> словечки, подлаживаясь под малыша (больно, а не бо-бо; часы, а не тик-так т.д), давайте ему образцы правильной речи.

Старайтесь использовать в общении с ребёнком новые, ещё совсем не понятные для него слова и выражения, доступные для его возраста, непременно объясните ему их значение. Таким образом, ребёнок сможет обогатить свой словарный запас и понять ту информацию, которую вы хотите до него донести.

Чаще предлагайте ребёнку разгадывать загадки. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребёнку загадки, объясняя, что, например, <<тысяча одёжек>> - это капустные листы, Если ребёнок отгадывает загадки с трудом, то помогите ему. Например, загадайте загадку и покажите несколько картинок, среди которых он сможет выбрать загаданный предмет. Как вариант игры в загадки – загадывание литературных персонажей описывайте героя сказки, раскладывайте книжки, и малыш выбирает нужную. Литература:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь и её значение в развитии человека.

Чем раньше будет усвоен язык,

Тем легче и полнее будут

Усваиваться знания.>>

Н. И. Жинкин

Сократ

Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли. Вспомним, что утверждал Антон Павлович Чехов: >. Речь является средством общения людей. Вся наша жизнь связана с общением – так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учёбе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Вряд ли кто сомневается в том, что в современном обществе человек, умеющий хорошо говорить, конкурентоспособнее остальных людей. Поэтому, если мы думаем о будущем наших детей, то необходимо заниматься развитием речи ребёнка. Вне речи немыслимо овладение ребёнком знаниями и формированием его сознания, без речи невозможно освоить ни одну область профессионального и общечеловеческого знания. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности в целом. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришёл к такому выводу: Есть все практические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личность в целом находятся в непосредственной зависимости от речи>> (Выготский Л. С., 2003). Следовательно, важным условием речевой активности является развитие познавательной сферы ребёнка. Поэтому необходимо не только поддерживать естественное возрастное любопытство >, но и специальным педагогическими приёмами стимулировать познавательную и речевую активность детей. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. К сожалению, в настоящее время довольно редко можно встретить ребёнка, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих. Для того чтобы избавить ребёнка от существующих проблем, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им необходимо усвоить. Чтобы помочь ребёнку справиться с ожидающими его сложными задачами, нужно своевременно позаботиться о полноценном формировании речи.

Это – основное условие успешного обучения. Известно, что развитее мышления не посредственно связано с освоением ребёнком речи, с помощью слов мы выражаем свои мысли. Чем больше словарный запас ребёнка, тем богаче его речь и тем совершеннее его мышлении. Достаточный уровень развития речи является необходимой основой для формирования навыков чтения и грамотного письма. При этом важно понимать, что занятия по развитию речи будут полезны и ребёнку без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует формированию мышления, памяти, внимания, регуляции поведения, а умение красиво говорить, точно и правильно излагать свои мысли – необходимое условие эффективного обучения в школе и успехов в будущей карьере и взрослой жизни. Хорошо сформированная речь имеет большое значение не только для обучения в школе, но и для общения со взрослыми и детьми, развития личностных качеств ребёнка.

Литература:

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 2001

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.

Организуя дома свободное время ребёнка, не заменяйте живое общение просмотром телевизора и игрой в компьютерные игры. Рекомендации постоянно общаться с ребёнком по-прежнему актуальна. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т.д Всё это поможет ребёнку активно пополнять словарный запас.

Обращайте внимание на то, насколько связано, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

Помогите описывать предметы, события и явления как можно более подробно и детально. Это позволит расширить границы познаний ребёнка, обогатить его речь, увеличить словарный запас.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка – принадлежность для письма, ручка – фурнитура двери).

Очень полезно рассказывать ребёнку сказки >. Это такой вариант, в котором каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остаётся возможность развития событий. Посоревнуйтесь, чья история окажется интереснее.

Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, что ваше произношение должно было чётким, ясным и выразительным. Обогащают словарный запас ребёнка также колыбельные и потешки, они легче запоминаются.

Вместо того чтобы смотреть > мультфильм, выключите звук, и пусть ребёнок выскажет свою версию того, о чём говорят герои. Придумайте вместе с ребёнком свой мультфильм.

При разучивании стихов и песенок ребёнок не должен создавать видимость, что он >, не понимая смысл слов и произнося нечленораздельно какие-то слоги. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому – пойте вместе с ним.

Учите ребёнка находить и придумывать рифмы. Например: голос-волос; чашка-Чебурашка; подушка лягушка.

Чаще применяйте сами и поощряйте использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.

Учите ребёнка придумывать и загадывать загадки.

Учите рассказывать анекдоты, понимать юмор и придумывать смешные истории.

Разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Не говорите с ребёнком очень громко и очень тихо, также избегайте быстрого темпа речи. Не используйте > словечки, подлаживаясь под малыша (больно, а не бо-бо; часы, а не тик-так т.д), давайте ему образцы правильной речи.

Старайтесь использовать в общении с ребёнком новые, ещё совсем не понятные для него слова и выражения, доступные для его возраста, непременно объясните ему их значение. Таким образом, ребёнок сможет обогатить свой словарный запас и понять ту информацию, которую вы хотите до него донести.

Чаще предлагайте ребёнку разгадывать загадки. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребёнку загадки, объясняя, что, например, > - это капустные листы, Если ребёнок отгадывает загадки с трудом, то помогите ему. Например, загадайте загадку и покажите несколько картинок, среди которых он сможет выбрать загаданный предмет. Как вариант игры в загадки – загадывание литературных персонажей описывайте героя сказки, раскладывайте книжки, и малыш выбирает нужную. Литература: Соболева А.Е., Краснова С.В. Чтение с увлечением. – М.: Экскомо, 2009.

Соколова Т.Н. Школа развития речи. – М.: Росткнига, 2007

Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарёв В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1977.


Поделиться