Как образуются звонкие согласные. Согласные звуки и буквы. Непарные глухие согласные звуки

Много с буквами хлопот, вот такой они народ.

Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.

Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие согласные ?

Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.

О я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять?

Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.

Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками .

В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного . На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.

Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.

Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.

Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные .

Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.

А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Глухие и звонкие согласные

Глухие и звонкие согласные

§ 79. Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими), а также перед j (на письме - перед разделительными ъ и ь , см. § 27-28). Примеры:

Согласные в корнях и суффиксах:

1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок ), глуп (глупа, глупый ), грабь (грабить ), сыпь (сыпать ), нос (носы ), воз (возы ), год (года ), крот (крота ), женат (женатый ), рукав (рукава ), кровь (крови, кровью ), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый ), синяк (синяки ), мог (могут, могла ), малыш (малыша, малышня ), монтаж (монтажа, монтажный ), дрожь (дрожи, дрожать ); ср. изморозь (изморози, морозы, морозить ) и изморось (измороси, моросить );

2) перед согласными:

а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок ), тряп ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), куп ца (купец ), ов ца (овец ), лов кий (ловок ), рукав чик (рукава ), шкаф чик (шкафы ), низ кий (низок ), мис ка (мисок ), Вась ка (Вася ), Кузь ка (Кузя, Кузьма ), кад ка (кадок ), мет кий (меток ), ког ти (коготь ), лок ти (локоть ), бег ство (бегу, беглый ), лож ка (ложек, ложечка ), комнатуш ка (комнатушек ), крылыш ко (крылышек ); ср. вперемеж ку (перемежаться ) и вперемеш ку (перемешать ), суп чик (супы ) и суб чик (субъект );

б) перед парными звонкими (кроме в ): молоть ба (молотить ), свадь ба (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать ), ходь ба (ходить ), прось ба (просить ), резь ба (резать ), волш ба (волшебный ), бож ба (божиться ), враж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ), ж дать (поджидать ).

Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ), разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке-источнике (латинском). О соотношениях типа прогноз - прогностический, диагноз - диагностика см. § 81, п. 2, Примечание 1.

Примечание. В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги ), лёгкий, легче (лёгок ), мягкий, мягче (мягок, мягонький ). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать .

Согласные в приставках (перед глухим или парным звонким согласным, кроме в ): в ходить, в бивать (ср. войти, влезать ), над колоть (надрезать, надорвать ), об тесать, об жарить (оборвать, обрубить, объехать ), от говорить, от зыв, от советовать (отучить ), под кинуть, под бросить, под сылать (поднести, подослать ), с делать, с хитрить (суметь, смочь, свалить ), Пред карпатье (Предуралье ).

Примечание. О правописании приставок, оканчивающихся на з , см. § 82.

§ 80. Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр.: аб сент, аб солютный, анек дот, ап тека, ап сида, ас бест, аф ганцы, в друг, вок зал, в торой, г де, зиг заг, космонав т, об щий, оп том, оф сет, рюк зак, с бруя, тог да, ф тор, фут бол, эк замен .

Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях.

Приставки. Буква к пишется в приставках экс- и экстра-: экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс . Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс ; ср., однако, дизассоциация, дизъюнкция , где перед гласным и перед j произносится и пишется з .

Суффиксы. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий ?вш (ий ), ?вши, ?в: отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав ; буква ж - в суффиксе наречий ?жды: дважды, единожды, четырежды ; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на ?дцать, ?надцать: двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать .

Окончания. Буква в пишется на конце форм род. п. мн. ч. существительных типа домов, городов, стульев ; буква т - на конце форм 3-го лица ед. и мн. ч. глаголов: знает, спит, пишут, рисуют, ходят, ворчат ; буквы шь - на конце формы 2-го лица ед. ч. наст. - буд. времени: знаешь, пишешь, ходишь, дашь .

§ 81. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд . В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

1. В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд , а есть только основы на зг, зд (ь ); пишутся: мозг (мозга ), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно ), здесь, здоровье, здание ; исключение: сдоба, сдобный .

2. На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст (ь ); пишутся: пуск (пуска ), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск , прилагательные с суффиксом ?ск- (царский, приморский, заводской ); хвост, лист, крест, куст, место, покамест, простой, чистый, месть, зависть, ненависть , слова с суффиксами ?ист (гитарист, футболист ), ?ость (смелость, жадность ), ?ист (ый ) (холмистый, прерывистый ), ?аст (ый ) (глазастый, зубастый ). То же сочетание ст - в суффиксах ?ств (о ) (богатство, колдовство, казачество ), ?ственн (ый ) (женственный ), ?ствова (ть ) (злобствовать, бодрствовать ), в приставке пост- (постмодернизм, постсоветский ), в окончании ?ст (даст, надоест ).

В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст , напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна .

Примечание 1. Буквосочетание ст в составе основ существительных и прилагательных пишется также в тех словах, где на месте ст в других родственных словах имеется сочетание зм , напр.: саркастический (ср. сарказм ), спастический, спастика (спазм ), атавистический (атавизм ), афористический, афористика (афоризм ), снобистский (снобизм ), большевистский (большевизм ), энтузиаст (энтузиазм ); в нескольких словах (иноязычных заимствованиях) сочетанию ст соответствует в однокоренных словах согласная з : прогностический, прогностика (прогноз ), диагностический, диагностика, диагност (диагноз ), парафрастический (парафраза ), перифрастический (перифраза ).

Примечание 2. Буквосочетание зт встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк - только на стыке корня и суффикса ?к- , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка . Во всех этих случаях согласная з проверяется по общему правилу § 79.

§ 82. Приставки, оканчивающиеся на з/с . Приставки без-, вз-, воз-, из-, низ-, раз- (роз- ), через- (чрез- ) пишутся по особому правилу: перед буквами, передающими глухие согласные (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ), в них пишется буква с , а в остальных случаях - буква з , напр.: бесполезный, вспахать, воспользоваться, искусать, иссохнуть, исчислить, ниспровергнуть, растоптать, расфасовать, расхожий, расценка, расшевелить, расщепление, роспись, чересполосица; но: бездарный, безвольный, безвкусный, безотказный, вздремнуть, возбудить, избить, износить, низвести, разрубить, розыск, череззерница, чрезмерный .

Примечание. В составной приставке испод- пишется буква с : исподлобья, исподтишка, исподнизу .

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги автора

2.15. Звонкие и глухие согласные Согласные различаются не только по твердости / мягкости, но и по звонкости / глухости. При произнесении конечные звонкие согласные оглушаются: дуб – ду[п], залив – зали[ф], стог – сто[к]. Однако замена при произношении звонкого согласного [г]

Из книги автора

§ 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка – смазать, молотьба –

Из книги автора

§ 8. Звонкие и глухие согласные 1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка - смазать, молотьба -

Все согласные звуки в русском языке разделяются по нескольким признакам, в том числе и по принципу звонкости-глухоты. Эта произносительная характеристика влияет на то, используется ли при выговаривании звука голос или нет. Изучение данной темы очень важно для понимания основных принципов работы фонетической системы, ведь глухие согласные звуки являются очень важной ее частью.

Что такое глухой согласный звук

Глухие согласные звуки производятся только шумом, без участия голоса. При их произнесении голосовые связки полностью расслабляются, гортань не вибрирует.

Парные и непарные глухие согласные

Большинство звуков, которые относятся к этой категории, имеют звонкую пару. Какие это звуки, можно узнать из таблицы “Глухие согласные звуки в русском языке”.

Таким образом, в русском языке есть 11 глухих согласных, имеющих звонкую пару. Но есть и непарные – это такие звуки, как [х], [х’], [ч’] и [щ’].

Они не могут стать звонкими вне зависимости от позиции.

Запомнить все глухие согласные, которые есть в русском языке, помогает специальная мнемоническая фраза: “Степка, хочешь щец? – Фу!”. Но запомнить их парность по твердости-мягкости она не поможет, так как глухие согласные, имеющие пару, представлены в ней только в одной разновидности – или твердой, или мягкой.

Правило оглушения согласных

В русском языке нередки случаи, когда на письме пишется звонкая согласная буква, а в речи она превращается в глухой согласный звук. Это происходит, например, когда звонкая буква оказывается в самом конце слова, как в слове гриб, транскрипция которого будет выглядеть как [грип].

Из-за того, что звонкие согласные на конце оглушаются, часто возникают сложности при воспроизведении таких слов на письме. Однако есть простой способ проверить, какую букву использовать: нужно так изменить слово, чтобы согласная оказалось перед гласной, например, гриб – гриба. Тогда сразу станет понятно, что нужно писать. То же самое касается случаев, когда на конце стоит глухой согласный, а на письме его озвончают “по общему правилу”. Проверить, какая буква пишется, можно тем же способом: крик – крика, лот – лота.

Также могут оглушаться звонкие согласные, располагающиеся в позиции в начале и в середине слова, если после них идет глухой согласный. Это легко понять на примере: будка [б́утка].

Что мы узнали?

Глухие согласные звуки – это такие звуки, при образовании которых не вибрирует гортань, то есть не участвует голос. Состоят они только из шума. У большинства глухих согласных есть звонкая пара, однако есть четыре непарных звука такого типа – это [х], [х’], [ч’] и [щ’]. Из-за правила оглушения согласных при произнесении те согласные, которые на письме являются звонкими, переходят в свою глухую пару. Так происходит, если они оказываются в конце слова, а также когда перед ними стоит другой глухой согласный.

КГБОУ «Славгородская общеобразовательная школа­интернат»
Алтайский край г. Славгород
Учите детей различать и правильно употреблять в речи звуки
П­Б, Т­Д, К­Г
(Консультация для родителей)
Учитель­логопед Гурова И.Н.

Учите детей различать и правильно употреблять в речи звонкие и глухие
согласные звуки
В процессе формирования звукопроизношения у детей наблюдаются различные
замены звуков. Эти замены бывают неустойчивыми и постепенно, с увеличением
словарного запаса и улучшением фразовой речи, исчезают. К 4 – 5 годам могут
оставаться более стойкие замены тех звуков, которые дети не умеют произносить. Дети
заменяют их звуками, сходными с ними по звучанию или артикуляции (способу
произношения). При нормальном формировании звукопроизношения ребёнок должен к
6 годам все звуки родного языка произносить правильно и не смешивать их в речи.
Однако встречаются дети, которые правильно умеют произносить звонкие (Б, Д, Г) и
глухие (П, Т,К) звуки, но иногда ошибаются и смешивают их в речи, то есть вместо
одного из этих звуков употребляют другой (Б – П, Д – Т, Г – К). Эти звуки имеют
одинаковую артикуляцию. Звонкие отличаются от глухих в основном участием голоса
при их образовании.
Ребёнку это можно объяснить примерно так: «У тебя в горле в домике живёт
голосок. Когда он спит, то в домике тихо, а когда проснётся и запоёт, то и стенки
домика задрожат. Давай послушаем как поёт голосок».
Приложите тыльную сторону руки ребёнка к передней поверхности своей шеи,
поочерёдно произносите звонкий и глухой звуки (сначала лучше взять пару звуков Ви
Ф, так как их можно произносить длительно, и поэтому легче будет ощутить участие
голоса в образовании звонкого звука). Последовательно произнося эти звуки, вы дадите
ребёнку возможность ощутить вибрацию от колебания голосовых связок, когда будите
произносить звук В (так как в образовании звонкого звука участвует голос – «голосок
проснулся и поёт так громко, что стенки домика дрожат»), и ребёнок не будет ощущать
вибрации от колебания голосовых связок, когда вы будите произносить звук Ф (так как
в образовании глухого звука голос не участвует – «голосок спит, песенок не поёт, и
стенки домика не дрожат»).
После этого попросите ребёнка приложить тыльную сторону одной руки к
передней поверхности своей шеи, другой – к вашей и сравнивать своё произношение с
вашим. Таким же методом вы можете научить ребёнка различать и другие пары звуков
(Б – П, Д – Т, Г – К).
При обучении грамоте неумение различать эти звуки может отразиться на
письме: дети будут писать так, как говорят. Необходимо ещё до поступления в школу
научить ребёнка различать и правильно употреблять эти звуки (то есть
дифференцировать их). Для этого взрослые должны хотя бы через день заниматься с
ним в течение десяти – пятнадцати минут.
При работе с детьми необходимо учитывать следующее:

1. Нельзя принуждать ребёнка заниматься, надо его заинтересовать, увлечь, а для
этого занятие лучше проводить в форме игры.
2. К последующим упражнениям ребёнку следует переходить, лишь усвоив
предыдущие.
3. Начинать каждое занятие лучше всего с повторения отработанных ранее
упражнений, которые ребёнок легко выполняет, и только после этого дать одно новое
упражнение.
4. Заниматься с ребёнком должен тот, кто сам правильно произносит звуки П – Б,
Т – Д, К – Г и не смешивает их.
Приводимые ниже описания упражнений – игр предназначены для родителей.
Ребёнок должен проводить их под руководством взрослых в последовательности,
данной в описании каждого управления.
Прежде чем приступить к дифференциации двух смешиваемых звуков, убедитесь,
что ребёнок может правильно произносить их изолированно и в словах. Разобраться в
этом вы сумеете при внимательном проведении первых двух упражнений.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Т – Д
1. «ПОЕХАЛИ В ВАГОНЕ»
звука Т и одновременно обратить внимание
ребёнка на то, что в образовании звука Т голос
не участвует.
произнести звук Т (напоминающий звук,
который издают колёса, когда трогается вагон
– ТТТ…). Обратите внимание ребёнка на то,
что когда мы произносим звук Т, то голос
«спит», и стенки домика не дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, приложите
тыльную сторону его руки к передней поверхности шеи. Следите, чтобы ребёнок
произносил звук Т тихо и без добавления гласных (то есть не ТЭ, ТА, ТУ, ТЫ, а Т), так
как в образовании гласных звуков участвует голос, и тогда ребёнок ощутит вибрацию

имеется звук Т, и предложите ребёнку назвать их, например: тапочки, тыква, тополь,
туфли, кофта, утка, конфеты, пальто, билет, буфет и др. Напомните ребёнку, что звук
Т произносится тихо, без голоса. Затем попробуйте предложить ему самому придумать
и произнести слова со звуком Т.

2. «ЧЕЙ ОТБОЙНЫЙ МЛОТОК ЛУЧШЕ РАБОТАЕТ?»
Цель упражнения: проверить произношения звука Д
и одновременно обратить внимание ребёнка на то, что в
образовании звука Д участвует голос.
Предложите ребёнку несколько раз, не спеша,
произнести звук Д (как отбойный молоток работает –
ДДД…). Обратите внимание ребёнка на то, что когда мы
произносим звук Д, то голос «поёт», и стенки домика
дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, приложите
тыльную сторону его руки к передней поверхности шеи.
Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых
имеется звук Д, и предложите ребёнку назвать их, например: дача, дыня, дом, дуб,
вода, подушка, ягоды, заводы и др. При этом нельзя брать слова, где звук Д стоит в
конце слова (лёд) или перед глухим согласным (лодка), так как в этих случаях звук Д
оглушается и произносится тихо, без голоса, как Т.
Напомните ребёнку, что звук Д произносится громко, с голосом. Затем
попробуйте предложить ребёнку самому придумать и произнести слова со звуком Д.
3. «УГАДАЙ ЧТО ЭТО?»
Цель упражнения: научить ребёнка различать
звуки Т и Д при их сопоставлении.
Приложите тыльную сторону руки ребёнка к
передней поверхности своей шеи и не спеша,
поочерёдно произносите звуки Т и Д; ребёнок
соответственно должен показывать или на
картинку, на которой изображён вагон (Если
слышит звук Т), или на картинку, на которой
изображён отбойный молоток (если слышит звук
Д). Потом вы показываете то на картинку с
вагоном, то на картинку с отбойным молотком, а ребёнок соответственно называет или
звук Т, или звук Д, контролируя своё произношение тыльной стороной руки,
4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО»
Цель упражнения: научить ребенка выделять звуки Т и Д из слова и не смешивать
их.
Положите справа от ребенка картинку, на которой нарисован отбойный молоток,
а слева - картинку, на которой нарисован вагон.


которых есть звук Т или Д (например: дом, туфли,
дача, дыня, утка, тополь, ягоды, конфеты и т. д.).

разложить их в две стопки (под картинками с
отбойным молотком и вагоном). Если в названии
картинки есть звук Д (который при быстром
многократном произнесении напоминает дробь
отбойного молотка), то ее надо положить под
картинку с отбойным молотком, а если есть звук Т (который напоминает стук колес
вагона), то ее надо положить под картинку с вагоном.

которых нарисованы вагон и отбойный молоток. Взрослый произносит различные слова.
Если ребенок услышит в слове звук Т, он должен показать на картинку с вагоном, а
если услышит звук Д - то на картинку с отбойным молотком.
5.«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ,
БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ»
Цель упражнения: научить ребенка различать и правильно
произносить звуки Т и Д в слогах.
Предложите ребенку повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая
данную родителями последовательность: ТА­ДА, ТО­ ДО, ТУ­ДУ, ТЫ­
ДЫ. При повторении взрослый должен менять последовательность
слогов: ДА­ТА, ТО­ДО, ДУ­ТУ, ТЫ­ДЫи т. д.
Произносить звуки надо громко, четко. При повторении упражнения взрослый
прикрывает листком бумаги свой рот (держа бумагу на расстоянии 15-20 см ото рта),
чтобы ребенок не видел его артикуляции, а повторял по слуху.

Цель упражнения: показать ребенку, что с изменением звука может
изменяться и смысл слова.
Предложите ребенку правильно повторять за взрослым два слова, в
которых с изменением дифференцируемых звуков Т и Д меняется
смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их
смысловое значение и указать, в каком слове звук Т, а в каком звук Д:
«туш­душ, точка­дочка, Том­ дом, катушка­кадушка, тень­день, уточка­
удочка, трава­дрова, тина­Дина и др.».


Цель упражнения: научить ребенка не смешивать
звуки Т и Д, когда они встречаются в одном и
том же слове.
Ребенок должен повторять за взрослым слова (а
лучше взрослым подобрать картинки с такими
предметами, в названии которых одновременно
встречаются звуки Т и Д, и правильно их
называть): доктор, дети, детсад, следопыт,
дятел,родители и др.
8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?»
Цель упражнения: научить ребенка
правильно употреблять звуки Т и Д во
фразах.

По картинкам, использованным в
предыдущем упражнении, ребенок должен
составить предложения и правильно произне­
сти их. Надо добиваться, чтобы предложения
были
а
распространенными,
содержательными,
интересными и не похожими друг на друга.
Умение составить предложение по картинке,
на которой изображен один предмет, необходимо ребенку для школы. Если нет нужных
картинок, то взрослый называет слово, а ребенок придумывает с этим словом
предложение. Можно внести в упражнение элемент игры, предложив соревноваться,
кто интереснее или длиннее составит предложение с данным словом. Сначала
предложение должен составить взрослый, а затем предложить это сделать ребенку.
Например, со словом «дятел» можно составить такие фразы: «на прогулке в лесу мы
слышали, как дятел долбил дерево» или «дятел очищает деревья от гусениц, жучков и
других насекомых».
односложными,


предмета на одной из них должен быть звук Т, в названии другого - звук Д. Сначала

Боль­
ше слов со звуками Т и Д, а ребенок должен правильно повторять их.

Люда купила две катушки ниток.
Тома дала Толе удочку.
В кадушку Наташа налила много воды.
Таня загадала Даше загадку.
Футболисты идут на стадион.
9. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ ЗАГАДКИ
(Ребенок должен правильно произносить звуки Т и Д во всех словах).
Две ветки выросли в лесу,
Две ветки прятались в грозу,
Две ветки по лесу гуляли,
Две ветки что­то в нем искали.
(Олень)
«Чудесный дом»
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что­то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П - Б
1. «ПАРОВОЗ ПЫХТИТ»
Цель упражнения: проверить произношение звука П,
одновременно обратить внимание ребенка на то, что в
образовании звука П голос не участвует.
Предложите ребенку неоднократно, не спеша,
произнести звук П (как паровоз пыхтит - ППП...).
Обратите внимание ребенка на то, что когда мы произносим
звук П, голос «спит», н стенки домика не дрожат. Чтобы
ребенок убедился в этом, приложите тыльную сторону его
руки к передней поверхности шеи. Следите, чтобы ребенок
произносил звук П тихо и без добавления гласных (то есть
не ПЭ, ПА, ПЫ, ПУ, а П), так как в образовании гласных
звуков участвует голос, и тогда ребенок ощутит вибрацию
от колебания голосовых связок.
Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых
имеется звук П, и предложите ребенку назвать их, например: палка, папка, печка,
платье, кепка, капуста, липа, антилопа, суп и др. Напомните ребенку, что звук П

произнести слова со звуком П.
2. «БАРАБАН ГРЕМИТ»
Цель упражнения: проверить произношение звука Б и одновременно обратить
внимание ребенка на то, что в образовании звука Б участвует голос.

Предложите ребенку несколько раз
произнести звук Б (как ударяют палочкой в
барабан - БББ...). Обратите внимание ребенка на
то, что когда мы произносим звук Б, то голос
«поет», и стенки домика дрожат. Чтобы ребенок
убедился в этом, приложите тыльную сторону его
руки к передней поверхности шеи.
Потом подберите картинки с изображением
предметов, в названии которых имеется звук Б, и
предложите ребенку назвать их, например: бант,
банан, боты, бочка, бабочка, бусы, булка, собака, альбом, бобы и др. При этом нельзя
брать слова, где звук Б стоит в конце слова (гриб) или перед глухим согласным
(рыбка), так как в этих случаях звук Б оглушается и произносится тихо, без голоса, как
П. Напомните ребенку, что звук Б произносится громко, с голосом. Затем попробуйте
предложить ребенку самому придумать и произнести слова со звуком Б.
3. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?»
Цель упражнения: научить ребенка различать звуки
П и Б при их сопоставлении.
Приложите тыльную сторону руки ребенка к своей
гортани и не спеша, поочередно произносите звуки П и Б.
Ребенок соответственно должен показывать или на
картинку, на которой изображен паровоз (если слышит
звук П), или на картинку, на которой изображен барабан
(если слышит звук Б). Потом вы показываете то на
картинку с паровозом, то на картинку с барабаном, а
ребенок соответственно называет или звук П, или звук Б, контролируя свое
произношение тыльной стороной руки, приложенной к передней поверхности своей
шеи.
4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!»
Цель упражнения: научить ребенка выделять звуки
П и Б из слова и не смешивать их.
Положите справа от ребенка картинку, на которой
нарисован барабан, а слева - картинку, на которой
нарисован паровоз. Подберите картинки с предметами, в
названии которых есть звук П или Б (например: белка,
палка, панама, батон, суп, собака, капуста, липа, бусы и
др.). Предложите ребенку, беря и называя картинки, разложить их в две стопки (под

картинками с барабаном и паровозом). Если в названии картинки есть звук Б, то ее
надо положить под картинку с барабаном, а если есть звук П, то - под картинку с
паровозом.
Эту игру следует потом провести по­другому. Ребенку даются картинки, на
которых нарисован барабан и паровоз. Взрослый произносит различные слова. Если
ребенок услышит в слове звук П, он должен показать на картинку с паровозом, а если
услышит звук Б - на картинку с барабаном.
5. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ, БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ»
Цель упражнения: научить ребенка различать и правильно произносить звуки П и
Б в слогах.
Ребенок должен повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая такую
последовательность: ПА­БА, ПО­БО, ПУ­БУ, ПЫ­ БЫ. При повторении упражнения
нужно располагать слоги в ином порядке: БА­ПА, ПО­БО, БЫ­ПЫ, ПУ­БУ и т. д.
6. «ЕСЛИ ЗВУК УГАДАЛ, ВЕРНО СЛОВО ТЫ НАЗВАЛ»
Цель упражнения: показать ребенку, что с
изменением звука может изменяться и смысл слова.
Предложите ребенку правильно повторять за
взрослым два слова, в которых с изменением
дифференцируемых звуков П и Б меняется смысл: палка
- балка, почка - бочка, пашня - башня, Паня - баня,
запирай - забирай и др. После повторения каждой пары
слов ребенок должен раскрыть их смысловое значение и
указать, в каком слове звук П, а в каком звук Б.
7. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ»
Цель упражнения: научить ребенка не смешивать звуки П и Б, когда они
встречаются в одном и том же слове.

Ребенок должен правильно повторять за
взрослым слова (а лучше взрослым подобрать
картинки с такими предметами, в названии которых
одновременно встречаются звуки П и Б, и правильно
их называть): палуба, полушубок, пломба, бронепо­
езд, прибой, беспорядок, победа и т. д.
8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?»
Цель упражнения: научить ребенка правильно употреблять звуки П и Б во
фразах.
По картинкам, использованным в предыдущем упражнении, ребенок должен
составить предложения. Если нет нужных картинок, то взрослый называет слово, а
ребенок придумывает с этим словом предложение. Например, со словом «палуба»
можно составить такие фразы: «пассажиры парохода гуляли на палубе» или «матросы
моют палубу швабрами».
Можно составлять предложения и по двум картинкам, причем в названии
предмета на одной из них должен быть звук П, в названии другого - звук Б. Сначала
взрослые сами придумывают по картинкам предложения, стараясь вводить в них
больше слов со звуками П и Б, а ребенок должен правильно повторять их.
Предложения могут быть такими:
Коля поймал бабочку и посадил ее в банку.
Люба подала бабушке белый платок.
Собака Бобик принесла Боре палку.
Бэлла плавала в бассейне.
Петя был на палубе теплохода «Победа».

(Ребенок должен правильно произносить звук П и Б во всех словах).
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березнячку - березовики,
По сосновым пням - опеночки,
А под елкой - белый гриб­боровик.

«Банька»
Истопила мама баньку,
Паньку на руки взяла.
Через все сугробы Паньку Мама в баньку понесла.
От каши березовой Стала Панька розовой.
Волосы от щелока Стали мягче шелка.
Вот пришла из баньки Панька,
Села около стола,
Говорит:
- Сегодня банька Шибко жаркая была.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ К - Г
1. «КАТОК ПЫХТИТ»
Цель упражнения: проверить произношение звука К и одновременно обратить
внимание ребенка на то, что в образовании звука К голос не участвует.

произнести звук К (как каток пыхтит, когда
асфальтирует улицу - ККК...). Обратите внимание
ребенка на то, что когда мы произносим звук К, то
голос «спит», и стенки домика не дрожат. Чтобы ре­
бенок убедился в этом, приложите тыльную сторону
его руки к передней поверхности шеи. Следите,
чтобы ребенок произносил звук К тихо и без
добавления гласных (то есть не КЭ, КА, КЫ, КУ, а
К), так как в образовании гласных звуков участвует голос, и тогда ребенок ощутит
вибрацию от колебания голосовых связок.

Потом подберите картинки с изображением предметов, в названии которых
имеется звук К, и предложите ребенку назвать их, например: камень, кофта, кукла,
клоун, колокол, утка, белка, мак, паук, молоток и др. Напомните ребенку, что звук К
произносится тихо, без голоса. Затем попробуйте предложить ему самому придумать и
произнести слова со звуком К.
2. «ГУСИ ГОГОЧУТ»
Цель упражнения: проверить произношение
звука Г и одновременно обратить внимание ребенка на
то, что в образовании звука Г участвует голос.
Предложите ребенку несколько раз, не спеша,
произносить звук Г (как гуси разговаривают - ГГГ...).
Обратите внимание ребенка на то, что когда мы
произносим звук Г, то голос «поет», и стенки домика
дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, приложите
тыльную сторону его руки к передней поверхности
шеи. Потом подберите картинки с изображением
предметов, в названии которых имеется звук Г, и
предложите ребенку назвать их, например: газета, голубь, гусь, гуталин, гусеница,
гвоздь, угол, вагон, нога и др. При этом нельзя брать слова, где звук Г стоит в конце
слова (пирог) или перед глухим согласным (ногти), так как в этих случаях звук Г
оглушается и произносится тихо, без голоса, как К или X. Напомните ребенку, что звук
Г произносится громко, с голосом.
Затем попробуйте предложить ребенку самому придумать и произнести слова со
звуком Г.
3. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО?»
Цель упражнения: научить ребенка различать звуки К и Г при их сопоставлении.
Приложите тыльную сторону руки ребенка к передней поверхности своей шеи и
не спеша, поочередно произносите звуки К и Г, ребенок соответственно должен
показывать или на картинку, на которой изображен каток (если слышит звук К) или на
картинку, на которой изображены гуси (если слышит звук Г). Потом вы показываете то
на картинку с катком, то на картинку с гусями, а ребенок соответственно называет или
звук К или звук Г, контролируя свое произношение тыльной стороной руки,
приложенной к передней поверхности своей шеи.
4. «СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО!»

Цель упражнения: научить ребенка выделять
звуки К и Г из слова и не смешивать их.
Положите справа от ребенка картинку, на
которой нарисован гусь, а слева - картинку, на
которой нарисован каток.
Подберите картинки с предметами, в названии
которых есть звук Г или К (например: кофта, голубь,
колокол, вагон, гвоздь, утка, платок и т. д.).
Предложите ребенку, беря и называя картинки,
разложить их в две стопки (под картинками с гусем и катком). Если в названии
картинки есть звук Г, то ее надо положить под картинку с гусем, а если есть звук К, то
ее надо положить под картинку с катком.
Эту игру следует провести потом по­другому. Ребенку даются картинки, на
которых нарисован гусь и каток. Взрослый произносит различные слова. Если ребенок
услышит в слове звук К, он должен показать на картинку с катком, а если услышит звук
Г, то - на картинку с гусем.
5. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, СМОТРИ,
БЕЗ ОШИБКИ ПОВТОРИ»
Цель упражнения: научить ребенка различать и
правильно произносить звуки К и Г в слогах.
Предложите ребенку повторять за взрослым попарно
слоги, соблюдая такую последовательность: КА­ГА, КО­ГО,
КЫ­ГЫ, КУ­ГУ. При повторении упражнения нужно
располагать слоги в ином порядке: ГА­КА, КА­ГА, ГЫ­КЫ,
КУ­ГУ, ГО­КО и т. д.
6. «ЕСЛИ ЗВУК УГАДАЛ, ВЕРНО СЛОВО ТЫ НАЗВАЛ»
Цель упражнения: показать ребенку, что с изменением звука может изменяться и
смысл слова.
Предложите правильно повторять за взрослым два слова, в которых с изменением
дифференцируемых звуков К и Г меняется смысл: калина - Галина, кол - гол, кости
- гости, икра - игра, кора - гора, колос - голос и т. д. После повторения каждой
пары слов ребенок должен раскрыть их смысловое значение и указать, в каком слове
звук К, а в каком звук Г.

7. «НА КАРТИНКУ ПОСМОТРИ, ЕЕ ВЕРНО НАЗОВИ»
Цель упражнения:
научить
ребенка не смешивать звуки К и
Г, когда они встречаются в
одном и том же слове.
правильно
за
Ребенок должен
взрослым подобрать картинки с
взрослым слова (а лучше
названии которых одновременно
такими предметами, в
встречаются звуки К и Г, и правильно их называть): гамак, губка, иголка, гвоздика,
гайка, книга, гусенок, гадюка и др.
повторять

8. «КТО ЛУЧШЕ ПРИДУМАЕТ?»
Цель упражнения: научить ребенка правильно употреблять звуки К и Г во фразах.
Предложите ребенку по картинке, на которой в названии предмета имеются оба
дифференцируемых звука, составить предложения. Можно использовать картинки из
предыдущих упражнений. Если нет картинок, то взрослый произносит слово, и ребенок
с этим словом придумывает предложение. Например, со словом «книга» можно
составить такие фразы: «Коле и Гале к новому году подарили интересные книги» или
«Катя читает книгу Гайдара «Чук и Гек».
Можно составлять предложения и по двум картинкам, причем в названии
предмета на одной из них должен быть звук К, в названии другого - Г. Сначала
взрослые сами придумывают по картинкам предложения, стараясь вводить в них
больше слов со звуками К и Г, а ребенок должен правильно повторять их.
Предложения могут быть такими:
Галя помогает копать грядки.
Гена скатал из снега ком.
Галина села под калину.
Галки громко кричали.
Катя мыла куклу Галю мягкой губкой.
9. ВЫУЧИТЕ С РЕБЕНКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ
(Ребенок должен правильно произносить звуки К и Г во всех словах).

«Костины гости»
Для гостей На окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.
Гости пьют И едят,
Прыгают, дерутся.
Улетать Не хотят,
В руки,
Не даются.
Кто же эти гости на окне у Кости?
«Ку­ку»
Я гуляю на лугу
И кукушку стерегу.
На высоком на суку
Где ты прячешься? - Ку­ку!
Ку­ку, ку­ку, ку­ку!
Я присяду на пенек
Твой послушать голосок.
На высоком на суку
Спой мне песенку: ку­ку!
Ку­ку, ку­ку!
Если при систематических занятиях, проводимых в течение 2-3 месяцев,
ребенок продолжает смешивать звуки или заменять один и тот же звук разными
звуками, то необходимо обратиться к логопеду.

В русском языке существуют звонкие и глухие согласные звуки. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук является глухим, а какой звонким.

Для чего это нужно?

Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Также бывают случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются звонко. Правильное соотнесение буквы и звука существенно поможет в изучении правил написания слов.

Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

  • К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
  • Однако в фонетике из данного ряда звуков выделяют еще так называемые сонорные, которые максимально приближены по своим характеристикам к гласным звукам: их можно пропеть, продлить в речи. К таким звукам относятся й, р, л, н, м.

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, только при помощи шума, голосовые связки при этом расслаблены.

  • Данные буквы и звуки включают в себя следующие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, необходимо выучить фразу: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!». Все согласные звуки в ней являются глухими.

Пары звонких и глухих согласных

Звонкие и глухие звуки и обозначающие их буквы противопоставлены в русском языке и образуют пары:

  1. б-п,
  2. в-ф,
  3. г-к,
  4. д-т,
  5. з-с,
  6. ж-ш.

Если учесть, что согласные в этих парах могут быть еще и мягкими (кроме ж-ш), то всего наберется 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, ц, ч, щ. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.

Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными звуками

Как же получается, что буквы в русском алфавите могут обозначать несколько звуков?

Особенности произношения звука часто предопределены его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая позиция звука называется «слабой». Оглушение может происходить и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Пишем звонкие согласные, а произносим: прут , бут ка.

И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если после него идет звонкий звук: молотьба, но произносим маладь ба. Зная данную особенность русской фонетики, мы проверяем написание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молотба – молотить, пруд-пруды, будка – будочка. Проверочное слово подбираем так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная.

Чтобы запомнить, каким является звук по своей характеристике, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звучанием. Например, звук ш похож на шуршание листьев, а звук ж – на гудение пчел. Ассоциация поможет вовремя сориентироваться. Еще один способ – создание фразы с определенным набором звуков.

Таким образом, знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучение и правильное восприятие мелодики языка.

Видео-урок про звонкие и глухие согласные:

Тралик и Валик о звонких и глухих согласных звуках

Еще один видео-урок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные звуки

Поделиться