Различные варианты впр по физике. ВПР по физике: разбираем задания с учителем. Структурные особенности ВПР по физике

1. Задание 17 №

Солнечная система

2. Задание 1 №

Название группы понятий

Перечень понятий

3. Задание 18 №

4. Задание 2 №

Выберите два

5. Задание 4 №

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

m

6. Задание 5 №

7. Задание 5 №

1) температура газа;

3) масса частицы газа;

4) давление газа;

5) импульс частицы газа;

6) температура газа.

8. Задание 7 №

Показания электрометра А

Показания электрометра Б

9. Задание 9 №

1) B

2) C

3) D

10. Задание 6 №

11. Задание 10 №

12. Задание 12 №

- мультиметр;

- линейка;

В ответе:

13. Задание 13 №

ПРИМЕРЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) молния

A

14. Задание 14 №

15. Задание 15 №

16. Задание 16 №

Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

Ответы

1. Задание 17 №

Определите длительность года на Марсе. Ответ выразите в днях и округлите до целого числа, за год на Земле считать не високосный.

Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

Солнечная система

Центральным объектом Солнечной системы является звезда Солнце. В Солнце сосредоточена подавляющая часть всей массы системы (около 99,866%); оно удерживает своим тяготением планеты и прочие тела, принадлежащие к Солнечной системе и вращающиеся вокруг Солнца. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

Между орбитами Марса и Юпитера находится главный пояс астероидов - малых планет. Астероидов много; они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении пересекают орбиту Земли.

Прохождение осколков (метеорных тел) через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как «падающие звезды». В редких случаях прохождения более крупных осколков можно наблюдать летящий по небу огненный шар. Это явление называют болидом.

Двигаясь в атмосфере, твёрдое тело нагревается вследствие торможения, и вокруг него образуется обширная светящаяся оболочка, состоящая из горячих газов. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается, и его осколки - метеориты с грохотом падают на Землю.

Пояснение.

Из таблицы находим, что длительность года на Марсе составляет 1,88 от длительности года на Земле: 1,88 · 365 дней ≈ 686 дней.

Ответ: 686 дней.

2. Задание 1 №

Прочитайте перечень понятий, с которыми вы сталкивались в курсе физики:

заряд, сила реакции опоры, трение, электрометр, ускорение, электроёмкость.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий

Пояснение.

Возможный ответ:

Понятия из динамики - сила реакции опоры, трение, ускорение.

Понятия из электростатики - заряд, электрометр, электроёмкость.

3. Задание 18 №

Можно ли наблюдать такое явление, как болид, находясь на Луне? Ответ поясните.

Пояснение.

Возможный ответ:

1. Нельзя.

2. У Луны отсутствует собственная атмосфера. Космические тела, падающие на поверхность Луны, в процессе падения не будут нагреваться (и светиться) из-за отсутствия сил сопротивления.

4. Задание 2 №

Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Первые 3 с автомобиль стоит на месте, а затем движется равноускоренно.

2) Первые 3 с автомобиль движется равномерно, а затем - равноускоренно.

3) Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 54 км/ч.

4) Через 10 с автомобиль остановился.

5) Через 5 с автомобиль поехал в другую сторону.

Пояснение.

1) Первые 3 с автомобиль движется равномерно, а затем движется равноускоренно. Утверждение не верно.

2) Первые 3 с автомобиль движется равномерно, а затем - равноускоренно. Утверждение верно.

3) Максимальная скорость автомобиля наблюдается в момент с и составляет: км/ч. Утверждение верно.

4) Через 10 с автомобиль движется равномерно. Утверждение не верно.

5) Через 5 с автомобиль движется равнозамедленно, его модуль скорости линейно уменьшался, а направление вектора скорости было противоположно направлению вектора ускорения. Утверждение не верно.

Ответ: 23.

5. Задание 4 №

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

С вершины наклонной плоскости из состояния покоя соскальзывает без трения груз массой m . При спуске кинетическая энергия груза __________, потенциальная энергия груза__________, полная механическая энергия груза __________.

Пояснение.

При уменьшении высоты тела над уровнем Земли, его потенциальная энергия уменьшается. При этом по закону сохранения энергии, полная энергия системы остается неизменной, а кинетическая энергия должна увеличиться.

Ответ: 213.

6. Задание 5 №

Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 90 °С, 80 °С, 50 °С, 30 °С. Какой из брусков имеет температуру 80 °С?

Пояснение.

Теплопередача идёт от более нагретого тела к менее нагретому. Направление стрелок показывает, что t a > t c , t a > t b , t b > t c , t b > t d , t c > t d или, объединяя, t a > t b > t c > t d .

Значит, температуру 80 °С имеет тело B.

Ответ: B.

7. Задание 5 №

Идеальный газ в молекулярной физике - это теоретическая модель газа, в которой размерами частиц газа можно пренебречь, средняя кинетическая энергия частиц газа во много раз больше потенциальной энергии их взаимодействия, столкновения частиц газа между собой и со стенками сосуда являются абсолютно упругими. Идеальный газ можно описать с помощью макро- и микропараметров. Выберите из предложенного списка три физические величины, которые можно отнести к микропараметрам:

1) температура газа;

2) средняя кинетическая энергия частиц газа;

3) масса частицы газа;

4) давление газа;

5) импульс частицы газа;

6) температура газа.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.

Пояснение.

К микропараметрам идеального газа относятся характеристики, относящиеся к отдельным молекулам. Из предложенного списка микропараметрами являются средняя кинетическая энергия частиц газа, масса частиц газа и импульс частиц газа.

Ответ: 235.

8. Задание 7 №

На рисунке изображены два одинаковых электрометра. Шар электрометра А заряжен положительно и показывает 1 единицу заряда, а шар электрометра Б не заряжен. Каковы будут показания электрометров, если их шары соединить тонкой эбонитовой палочкой?

Показания электрометра А

Показания электрометра Б

Пояснение.

При соединении шаров тонкой эбонитовой палочкой перераспределения зарядов между шарами не произойдет, так как эбонит не является проводником. Значит, показания электрометров останутся неизменными: электрометр А будет показывать 1 ед., электрометр Б - 0 ед.

Ответ: 1;0.

9. Задание 9 №

В трансформаторе, изображённом на рисунке, на вход А подают переменное напряжение. На обмотках B, C и D возникает ЭДС индукции. Количество витков равно изображённому на рисунке. Расположите обмотки B, C и D в порядке увеличения ЭДС индукции. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) B

2) C

3) D

Пояснение.

Для обмоток трансформатора справедливо следующее соотношение для напряжения (ЭДС):

Это можно переписать как:

Где 1 и 2 - соответствует первой и второй обмотке, U - напряжение на обмотке, n - количество витков соответствующей обмотки. Запишем соотношение витков на разных контурах к контуру A (по формуле, A у нас будет всегда первым контуром, а все остальные - вторым):

Чем больше соотношение витков, тем больше ЭДС индукции, возникающее в контуре.

Тогда по увеличению ЭДС контуры расположатся таким образом: C, D, B.

Ответ: 231.

10. Задание 6 №

Что происходит с ядром при α-распаде?

1) Заряд ядра увеличивается на единицу

2) Заряд ядра уменьшается на 2 единицы

3) Массовое число уменьшается на 2 единицы

4) Массовое число увеличивается на 2 единицы

Пояснение.

При α-распаде заряд ядра уменьшается на 2 единицы. Второе утверждение верно.

Ответ: 2.

11. Задание 10 №

Скорость измеряют при помощи спидометра. Погрешность измерения скорости при помощи данного спидометра равна его цене деления.

Запишите в ответ показания спидометра в миль/ч (mph) с учётом погрешности измерений через точку с запятой. Например, если показания спидометра (51 ± 3) миль/ч, то в ответе следует записать «51;3».

Пояснение.

Из рисунка видно, что между метками «40» и «60» укладывается 2 деления, значит, цена деления составляет 10 миль/ч. По условию погрешность измерения равна цене деления. Стрелка находится на отметке 50 миль/ч. Таким образом, показания спидометра: (50 ± 10)  миль/ч.

Ответ: 50;10.

12. Задание 12 №

Вам необходимо исследовать, как зависит емкость конденсатора от площади обкладок. Имеется следующее оборудование:

- мультиметр;

- набор из четырех конденсаторов с разными обкладками, но одинаковым расстоянием между ними;

- линейка;

- источник постоянного напряжения.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

Пояснение.

Возможный ответ:

1. Измеряем мультиметром напряжение источника.

2. Берем первый конденсатор, измеряем линейкой площадь его обкладок.

3. Подключаем конденсатор к источнику.

4. Замеряем емкость конденсатора с помощью мультиметра.

5. Берем следующий конденсатор, проводим те же измерения площади и емкости.

6. Полученные значения емкостей сравниваются.

13. Задание 13 №

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти при-меры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) молния

Б) свет от лампочки освещает комнату

1) магнитные свойства металлов

2) распространение света в атмосфере

3) накопление электрического заряда в атмосфере

4) переход из жидкого состояния в газообразное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Пояснение.

Молния - это гигантский электрический разряд в атмосфере. (А - 3)

Свет от лампочки освещает комнату из-за свойств света распространяться в атмосфере. (Б - 2)

Ответ: 32.

14. Задание 14 №

Какое физическое явление обусловлено работой двигателя внутреннего сгорания?

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

Двигатель внутреннего сгорания

Главная особенность любого двигателя внутреннего сгорания состоит в том, что топливо воспламеняется непосредственно внутри его рабочей камеры, а не в дополнительных внешних носителях. В процессе работы химическая и тепловая энергия от сгорания топлива преобразуется в механическую работу. Принцип работы ДВС основан на физическом эффекте теплового расширения газов, которое образуется в процессе сгорания топливно-воздушной смеси под давлением внутри цилиндров двигателя.

При пуске двигателя в его цилиндры через впускные клапаны впрыскивается воздушно-топливная смесь и воспламеняется там от искры свечи зажигания. При сгорании и тепловом расширении газов от избыточного давления поршень приходит в движение, передавая механическую работу на вращение коленвала. Работа поршневого двигателя внутреннего сгорания осуществляется циклически. Данные циклы повторяются с частотой несколько сотен раз в минуту. Это обеспечивает непрерывное поступательное вращение выходящего из двигателя коленчатого вала.

Такт - это рабочий процесс, происходящий в двигателе за один ход поршня, точнее, за одно его движение в одном направлении, вверх или вниз. Цикл - это совокупность тактов, повторяющихся в определённой последовательности. По количеству тактов в пределах одного рабочего цикла ДВС подразделяются на двухтактные (цикл осуществляется за один оборот коленвала и два хода поршня) и четырёхтактные (за два оборота коленвала и четыре ходя поршня). При этом, как в тех, так и в других двигателях, рабочий процесс идёт по следующему плану: впуск; сжатие; сгорание; расширение и выпуск.

В двухтактных ДВС работа поршня ограничивается двумя тактами, он совершает гораздо меньшее, чем в четырёхтактном двигателе, количество движений за определённую единицу времени. Минимизируются потери на трение. Однако выделяется большая тепловая энергия, и двухтактные двигатели быстрей и сильнее греются. В двухтактных двигателях поршень заменяет собой клапанный механизм газораспределения, в ходе своего движения в определённые моменты открывая и закрывая рабочие отверстия впуска и выпуска в цилиндре. Худший, по сравнению с четырёхтактным двигателем, газообмен является главным недостатком двухтактной системы ДВС. В момент удаления выхлопных газов теряется определённый процент не только рабочего вещества, но и мощности. Сферами практического применения двухтактных двигателей внутреннего сгорания стали мопеды и мотороллеры; лодочные моторы, газонокосилки, бензопилы и т. п. маломощная техника.

Пояснение.

Возможный ответ: расширение газов при нагревании.

15. Задание 15 №

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Главная особенность любого двигателя внутреннего сгорания состоит в том, что топливо воспламеняется в дополнительных внешних носителях.

2) Двигатель состоит из цилиндров.

3) В двухтактных ДВС работа поршня ограничивается двумя тактами.

4) Такт - это совокупность тактов, повторяющихся в определённой последовательности.

Пояснение.

Главная особенность любого двигателя внутреннего сгорания состоит в том, что топливо воспламеняется непосредственно внутри его рабочей камеры, а не в дополнительных внешних носителях. Первое утверждение не верно.

Двигатель состоит из цилиндров. Второе утверждение верно.

В двухтактных ДВС работа поршня ограничивается двумя тактами. Третье утверждение верно.

Цикл - это совокупность тактов, повторяющихся в определённой последовательности. Четвертое утверждение не верно.

Ответ: 23.

16. Задание 16 №

Что отображают два графика, что подтверждает вывод Андрея?

Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?

Живым организмам необходима энергия для жизни. Энергия, поддерживающая жизнь на Земле, приходит от Солнца, которое излучает энергию в космос. Крошечная часть этой энергии достигает Земли.

Атмосфера Земли действует как защитное одеяло, покрывающее поверхность планеты, и защищает её от перепадов температуры, которые существовали бы в безвоздушном пространстве.

Большая часть излучаемой Солнцем энергии проходит через земную атмосферу. Земля поглощает некоторую часть этой энергии, а другая часть отражается обратно от земной поверхности. Часть этой отражённой энергии поглощается атмосферой.

В результате этого средняя температура над земной поверхностью выше, чем она могла бы быть, если бы атмосферы не существовало. Атмосфера Земли действует как парник, отсюда и произошёл термин «парниковый эффект».

Считают, что парниковый эффект в течение двадцатого века стал более заметным.

То, что средняя температура атмосферы Земли увеличилась, является фактом. В газетах и другой периодической печати основной причиной повышения температуры в двадцатом веке часто называют увеличение выброса углекислого газа в атмосферу.

Школьник по имени Андрей заинтересовался возможной связью между средней температурой атмосферы Земли и выбросами углекислого газа в атмосферу Земли.

В библиотеке он нашёл следующие два графика.

На основе этих двух графиков Андрей сделал вывод, что повышение средней температуры атмосферы Земли действительно происходит за счёт увеличения выбросов углекислого газа.

ВПР по физике для одиннадцатиклассников включает в себя 18 заданий, из которых к базовому уровню сложности относятся 14 номеров, а к повышенному – 4. Работа отражает все аспекты, изучаемые в школьном курсе физики: молекулярную и квантовую физику, механику и электродинамику.

Система оценок

На написание ВПР по физике отводится 90 минут, то есть 2 урока. Учащимся разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором. Максимальный балл за работу – 26, перевод баллов в оценки осуществляется на усмотрение руководства образовательной организации.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание заключается в группировке физических терминов. В условии дается список из шести понятий – например:

  • динамометр, транспортир, фокусное расстояние линзы, сила тока, манометр, ускорение
  • фарад, полет самолета, ньютон, ампер, таяние льда, электромагнитная волна

Нужно разделить их на две группы, дать им название и записать понятия в ту группу, к которой они относятся, в таблицу вида:

Название группы Перечень понятий

Название группы не должно быть слишком сложным. Чаще всего это «физические величины» либо «физические явления», или же просто указание на раздел физики в виде «понятия, относящиеся к кинематике».

Если все графы таблицы заполнены правильно – ученик получает 2 балла. 1 балл ставится в следующих случаях:

  • понятия распределены верно, но одна из групп названа неправильно
  • группы названы верно, но при распределении понятий допущено 1-2 ошибки

В остальных случаях ученик не получает баллы за первое задание.

Задание 2

Задание под номером 2 связано с различными графиками движения, отображающими, например, зависимость скорости или ускорения от времени. Пример графика:


  1. Автомобиль движется равномерно с 30 по 40 секунду
  2. С 30 по 40 секунды автомобиль покоится
  3. В течение 50 секунд наблюдения скорость движения автомобиля все время увеличивается
  4. За 50 секунд направление движения автомобиля изменялось
  5. На этапе разгона автомобиль движется с ускорением 3м/с2

Нужно выбрать два утверждения, соответствующих графику. Если оба выбранных утверждения верны – ставится 2 балла, если верно лишь одно – 1 балл, если ни одного – 0.

Задание 3

В третьем задании приводится рисунок, иллюстрирующий какой-либо физический процесс. Нужно дополнить его, изобразив действующие на определенный предмет силы и возможное направление его ускорения. Рисунок может быть таким:

Если верно изображено все, что требуется в условии – ученик получает 2 балла. Если же соотношение величин сил нарисовано не так, как нужно, либо допущена одна другая ошибка – 1 балл. В остальных случаях ученик не получает баллы за третье задание.

Задание 4

В данном задании приводится небольшой текст (3-4 предложения), в котором допущено три пропуска слов. Поскольку это задание направлено на проверку знаний выпускников в области законов сохранения в механике, чаще всего пропущены либо слова «сохраняется, уменьшается, увеличивается», либо названий энергий. В тексте не обязательно используются все данные слова, поскольку они могут повторяться. Текст может быть следующим:

При выстреле из ружья пуля и ружье начинают движение в противоположные стороны с различными скоростями. При этом модель импульса пули ___________. Модуль импульса ружья при выстреле ____________. Суммарный импульс системы ружье-пуля ____________ и равен 0.

Если все пропуски заполнены верно, ответ оценивается в 1 балл, при наличии хотя бы одной ошибки – в 0 баллов.

Задание 5

Пятое задание ВПР по физике – небольшая задача, которая иногда бывает проиллюстрирована рисунком или графиком. Она относится к разделу молекулярной физики.

Чаще всего требуется либо найти изменение внутренней энергии, либо определить температуру, либо – количество теплоты. Приводим примеры задач:

  1. Идеальный газ получает от внешнего источника 500 Дж и совершает работу 200 Дж. На какую величину изменяется внутренняя энергия газа?
  2. 4 металлических бруска, нагретых до разной температуры, соединили друг с другом согласно рисунку. Стрелки указывают на направление теплопередачи от бруска к бруску. В некоторый момент времени температура брусков составляла 140, 95, 93 и 90 градусов Цельсия. Какой брусок имеет температуру 93 градуса Цельсия?

За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.

Задание 6

Этот номер также построен на знании молекулярной физики. Объясняется какая-либо ситуация, часто проиллюстрированная, после чего приводится 6 утверждений, из которых нужно выбрать верные. Количество верных утверждений не указывается, что несколько усложняет задачу. Приводим пример задания:

Паук-серебрянка хватает на поверхности пруда пузырек воздуха и утаскивает его на глубину для постройки дома. Температура воды во всем пруду одинаковая. Выбери те утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пузырьке:

  1. Объем воздуха в пузырьке уменьшается
  2. Объем воздуха в пузырьке увеличивается
  3. Масса воздуха в пузырьке остается неизменной
  4. Масса воздуха в пузырьке снижается
  5. Давление воздуха в пузырьке повышается
  6. Давление воздуха в пузырьке понижается

Если в ответе приведены все верные цифры, ставится 1 балл. Если же хоть одна цифра написана неверно (или наряду с верными вариантами присутствует и неверный) – 0 баллов.

Задание 7

Седьмое задание относится к другому разделу предмета – электростатике. Оно представляет собой небольшую задачу, к которой дается рисунок. Чаще всего задача про показания электрометров или про заряды каких-либо тел, например, кубиков, например:

Стеклянные кубики 1 и 2 сложили вместе, после чего поднесли к кубику 2 положительно заряженное тело. Затем, не удаляя это тело, кубики разъединили. Какие заряды будут у каждого кубика?

Правильный ответ на задание приносит одиннадцатикласснику 1 балл.

Задание 8

В данном номере нужно решать задачу с использованием формул для расчета физических величин – например, ЭДС, сопротивления, силы тока, скорости электрона. Примеры задач:

  1. Утюг работает от напряжения 220В. За 5 минут работы его нагреватель выдал количество теплоты 30 кДж. Вычислите электрическое сопротивление нагревателя.
  2. Сколько времени нужно нагревателю с сопротивлением 10 Ом, чтобы произвести 250 кДж теплоты, если через него течет электрический ток с силой 10А?

Если в ответе правильно записана нужная формула и получен верный ответ, в котором указаны единицы измерения, он оценивается 2 баллами. Если же формула записана правильно, но в расчетах есть ошибка – 1 баллом; во всех иных ситуациях – 0 баллами.

Задание 9

Девятый номер ВПР по физике направлен на проверку знаний учащихся по такой теме, как электромагнитные волны и индукция. Задания не очень трудные – чаще всего требуется расположить виды волн в порядке возрастания или убывания их частоты либо длины их волны.

Верный ответ приносит ученику 1 балл.

Задание 10

Это задание относится к квантовой физике. В условии дается рисунок – чаще всего это схема энергетических уровней атома либо фрагмент периодической таблицы Менделеева. Нужно ответить на вопрос по этому рисунку – к примеру, если рисунок вот такой

потребуется указать, в каком из переходов будет поглощен квант с наименьшей частотой. Если приводится фрагмент таблицы, обычно просят определить, какой элемент образуется после распада какого-либо изотопа.

Если это сделано правильно – ставится 1 балл.

Задание 11

Одиннадцатое задание начинает блок, относящийся к методам научного познания в физике. В нем нужно определять показания различных приборов – мензурки, барометра, амперметра, вольтметра или динамометра. Приводится какая-либо ситуация, отображенная на схеме; так же дается размер погрешности измерения. Примеры:


Необходимо записать показания изображенного прибора, учитывая погрешность. За верный ответ ученик получает 1 балл, за неверный – 0.

Задание 12

Это задание относится к тому же блоку, что и предыдущее, однако, в отличие от него, относится к повышенному уровню сложности. Его суть состоит в планировании исследования по данной гипотезе. В условии дается гипотеза и имеющееся оборудование. Нужно описать алгоритм действий во время исследования, а также – нарисовать экспериментальную установку. Приводим пример:

Вам нужно исследовать зависимость электрического сопротивления проводника от его длины. Имеется такое оборудование:

  • источник постоянного тока;
  • вольтметр;
  • амперметр;
  • источник питания;
  • соединительные провода;
  • ключ;
  • реостат.

Если экспериментальная установка описывается правильно, и порядок проведения опыта также расписан верно – ставится 2 балла, если в описании хода проведения опыта присутствует ошибка – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 13

Этим заданием начинается блок из трех номеров, связанный с устройством и действием технических объектов, а также – физическими явлениями в жизни. В нем необходимо установить соответствие между примерами из жизни и физическими явлениями. Приводится 2 примера – скажем, нагревание насоса при накачивании велосипедной шины и притяжение двух параллельных проводов с сонаправленными электрическими токами. Явлений дается 4, из-за чего угадать ответ очень сложно. Если явления к обоим примерам подобраны верно, ответ оценивается в 2 балла, если только к одному – 1 баллом, и если ответ неверен, за него ставится 0 баллов.

После этого в работе приводится текст (размер – около страницы) о каком-либо физическом приборе – к примеру, двигателе внутреннего сгорания. Описывается история создания прибора, принцип его работы и основные характеристики. С ним связаны два следующих задания.

Задание 14

В четырнадцатом задании необходимо ответить на один вопрос, связанный с содержанием текста и принципом работы описываемого прибора – например, «какое преобразование энергии происходит в двигателе внутреннего сгорания » или «какое физическое явление лежит в основе действия вингсъюта ». Прямого ответа на вопрос в тексте не дается. Если ответ верен, ученик получает 1 балл.

Задание 15

В пятнадцатом номере нужно выбрать из пяти приведенных утверждений, относящихся к теме текста, два верных. Если оба элемента выбраны правильно, ответ оценивается 2 баллами, если только один – 1 баллом, если ни одного – 0 баллами.

Далее в тексте работы приводится еще один текст, с которым будут связаны три последних задания. Размер текста примерно такой же – около страницы. Темы текста могут быть самыми разными – например, «аномальное расширение воды», «радиоактивные изотопы в медицине» или «гидросфера Земли ». Текст сопровождается иллюстративным материалом – таблицей или графиком.

Задание 16

В данном задании ученику предстоит выделять информацию, которая в явном виде представлена в тексте или в иллюстративном материале, поэтому оно является одним из самых легких во всей работе. Например, если в тексте идет речь о тропосфере и указывается средняя плотность воздуха в ней, в 16 задании могут задать вопрос «какова примерная плотность воздуха в тропосфере », то есть нужно будет просто переписать величину из текста. Или, если приводится вот такая схема –


Могут спросить, какие три газа являются самыми распространенными в атмосфере. Правильный ответ приносит ученику 1 балл.

Задание 17

Это задание несколько сложнее предыдущего, но оно также относится к базовому уровню сложности. В нем нужно делать выводы на основе текста и интерпретировать полученную информацию. Для приведенной таблицы вопрос этого задания будет звучать так: Масса какого газа – азота или кислорода – больше в атмосфере Земли? Во сколько раз? Округлите ответ до десятых долей. Правильный ответ также оценивается одним баллом.

Задание 18

Последнее задание работы относится к повышенному уровню сложности. Для его успешного выполнения нужно применять не только данную в тексте информацию, но и собственные знания по предмету. В нем задается какой-либо не очень простой вопрос по теме текста, иногда даже нужно выдвигать какие-либо собственные предложения – например, «как можно защитить Землю в том случае, если к ней приближаются астероиды». Другие примеры вопросов:

  1. Промерзает ли до дна вода в водоемах средней полосы России?
  2. Нужно ли ставить фильтры, улавливающие частицы сажи во время сгорания топлива, на тепловых электростанциях?
  3. Бывают ли на побережье океанов резкие температурные скачки?

Если ученик дает верный ответ на вопрос и приводит полную аргументацию, в которой нет ошибок – он получает 2 балла. 1 балл ставится, если ответ верен, но приведенной аргументации недостаточно, либо наоборот – рассуждения в аргументациях правильные, а вот ответ не сформулирован так, как нужно. В иных случаях баллы за это задание не начисляются.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения).
Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) по физике для учащихся 11-х классов.
Сборник предназначен для обучающихся 11-х классов, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе по физике.

Примеры.
Тело совершает прямолинейное движение вдоль оси х. На графике представлена зависимость проекции его скорости vх от времени t на выбранное направление.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение тела, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 10 секунд тело двигается равномерно.
2) Тело всё время двигается равномерно.
3) С 10 по 20 секунду движения тело двигается равномерно.
4) С 20 по 30 секунду движения тело двигается ускоренно.
5) Модуль максимального ускорения тела равен 3 м/с2.

Металлический баллон заполнили гелием при атмосферном давлении и комнатной температуре и подключили тонкой трубкой к манометру. После этого баллон поместили в сосуд с водой с температурой 0 °С.
Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с гелием в баллоне, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Объём гелия в баллоне не изменяется.
2) Объём гелия в баллоне уменьшается.
3) Температура гелия понижается.
4) Температура гелия повышается.
5) Давление гелия в баллоне повышается.
6) Давление гелия в баллоне понижается.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ВПР, Физика, 11 класс, 10 вариантов, Типовые задания, ФГОС, Легчилин А.Ю., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Следующие учебники и книги:

Всероссийскую проверочную работу ВПР по физике написали 10 апреля 2018 года учащиеся 11 классов российских школ.

Данная проверочная работа не является обязательной и проводится в 2018 году по решению школы. Проверочная работа предназначена для выпускников, не выбравших физику для сдачи ЕГЭ.

В конце декабря 2017 года на официальном сайте ФИПИ опубликованы демонстрационные варианты ВПР для 11 классов 2018 года .

После проведения работы в сети появились реальные варианты с ответами.

Варианты ВПР по физике 11 класс с ответами 2018 г.

Вариант 1 ответы + критерии оценивания
Вариант 2 ответы + критерии оценивания
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5 ответы + критерии оценивания
Вариант 6 ответы + критерии оценивания
Вариант 9 ответы + критерии оценивания
Вариант 10 ответы + критерии оценивания
Вариант 11
Вариант 12

Проверочная работа по физике включает в себя 18 заданий, на ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут). Участникам ВПР по физике разрешено пользоваться калькулятором.

Работа проверяет усвоение всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики.

Выполняя задания ВПР по физике, одиннадцатиклассники должны продемонстрировать понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики, умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознания изученных явлений и процессов в окружающем мире. Также в рамках ВПР проверяется умение работать с текстовой информацией физического содержания.

Рекомендуемая шкала перевода суммарного балла за выполнение ВПР по физике в отметку по пятибалльной шкале

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, организованные по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания.

ВПР не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне.

Результаты могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися. Итоги ВПР не влияют на получение аттестата и перевод в следующий класс. Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся.

– контрольное мероприятие, проводимое на общероссийском уровне по единому стандарту. Когда новый способ контроля знаний был официально утвержден, Минобразования пояснило его важность следующим образом: ВПР позволит мониторить не только уровень знаний, но и эффективность методического аппарата, который применяют учителя в той или иной школе РФ.

Впрочем, эти благие намерения не отменяют того факта, что введение ВПР стало неприятным сюрпризом для выпускников. Мало того, что их ожидает множество труднейших , так нужно учить еще и несколько дополнительных предметов, многие их которых даже не пригодятся при . Одной из самых сложных дисциплин, вынесенных на всероссийский замер знаний, является физика – наука, характеризующаяся объемным категориальным аппаратом, многочисленными законами и непростыми расчетами.

Тем, кто и так сдает физику, волноваться из-за ВПР точно не придется. Ну а школьникам, которые не планируют связывать свою жизнь с точными науками, будет полезно узнать все тонкости оценивания и написания ВПР, включая структуру и содержание работы. Несмотря на то, что ВПР не влияет на возможность получить аттестат, вам вряд ли захочется вызвать учительский гнев, написав контрольную работу с неудовлетворительным результатом.

Демо-вариант ВПР по физике

Дата и регламент ВПР-2018 по физике

В расписании ВПР на 2017/2018 учебный год для контрольной работы по физике отведено 10 марта 2018 года . Регламент ВПР по физике гласит, что ученик должен справиться со своим вариантом за 90 минут. При решении контрольной работы школьники смогут применять для проведения расчетов калькулятор, в котором отсутствует функция программирования и возможность хранения информации. Первичный балл, набранный одиннадцатиклассником за ВПР, переводится в оценки так, как определит педсовет каждой конкретной школы.

Данная работа произведет итоговый замер знаний у выпускников 11 классов. Базовый уровень подготовки предполагает, что ученики могут без труда понимать и пояснять физические термины, а также применять свои познания в обычной жизни. По итогам контрольной работы профильное ведомство сделает вывод о том, целесообразно ли вносить изменения в школьную программу, и нужно ли повышать профессиональное мастерство учителей-предметников.

В качестве основных разделов, вынесенных на проверку в рамках ВПР, профильная комиссия назвала механику, молекулярную и квантовую физику, элементы астрофизики, а также раздел, изучающий электродинамику. При оценивании контрольных работ комиссия будет проверять:

  • знание категориального аппарата данной науки (т.е. явлений, величин и единиц их измерения, целей физики и способов их достижения путем применения различного оборудования);
  • умение интерпретировать полученную информацию и данные, представленные в графической и табличной форме;
  • понимание того, как действуют законы физики;
  • умение описать и охарактеризовать процессы при помощи физических величин;
  • готовность применять формулы, используемые в физике;
  • умение считать показания приборов (мензурки, динамометра, барометра, вольтметра и амперметра), провести наблюдения и опыты согласно предложенным гипотезам;
  • способность пояснить физические явления, которые происходят в окружающем мире.

На ВПР по физике вас ожидают 18 заданий, на которые отведено 90 минут

Структурные особенности ВПР по физике

В каждом варианте контрольной работы школьникам будет предложено 18 заданий, отличающихся по форме и сложности решения:

  • задания с 1 по 10 – базовые, проверяющие знание терминологии, основных величин и главных законов физики. Три задания относятся к разделу, изучающему механику, два имеют отношение к разделу о молекулярной физике, три являются заданиями по электродинамике, а одно затрагивает квантовую физику;
  • задания 11 и 12 проверят методологические умения школьников. В первом нужно будет записать показания прибора, опираясь на предложенное фото, а во втором – набросать план простого эксперимента, придерживаясь определенной гипотезы;
  • задания 13-15 проверяют, насколько хорошо одиннадцатиклассники умеют использовать физические знания при описании различных устройств и приборов (включая те, которыми они пользуются в обычной жизни), и могут ли охарактеризовать принцип их работы;
  • задания 16-18 проверят навыки работы с физическими текстами и информацией в виде таблицы, схемы или графика.

13 заданий контрольной работы предполагают, что школьник напишет короткий ответ в виде числа, символа, правильного слова или словосочетания, либо просто выберет верный ответ из предложенного списка. На 5 заданий нужно будет дать развернутый ответ – это могут быть несколько предложений, описывающих этапы проведения эксперимента, или заполнение пропусков в в таблице.

Всего за контрольную работу можно будет набрать 26 баллов, 19 (или 73%) из которых можно получить за решение 14-ти простых заданий, а 7 баллов (27%) – за работу с 4 сложными заданиями.

Как подготовиться к ВПР по физике?


Уделите время не только учебникам, но и проработке демоверсии ВПР

Из структуры билета понятно, что набрать высокий балл, выучив лишь физические термины и законы, точно не получится. Если ваша цель – заработать максимум баллов, то нужно хорошенько разобраться в логике вычислений, запомнить и понять формулы, разобрать механизм действия и проявления физических законов. Школьники, которые писали ВПР по физике в прошлом году, а также учителя-предметники дают такие рекомендации по подготовке:

  • непременно скачайте и решите демо-версию ВПР 2018 года, которую разработали специалисты из ФИПИ (см. ссылки в начале статьи). Так вы поймете, как построен билет, и оцените свой уровень подготовки;
  • если вы не выбрали , то для подготовки к ВПР будет достаточно повторить материалы, изложенные в школьных учебниках;
  • ученикам, которые не сильны в экспериментах и не знают, как работает тот или иной прибор, стоит проконсультироваться с репетитором или посмотреть видеозаписи, наглядно демонстрирующие работу с различным оборудованием и считывание показаний;
  • для закрепления терминологии пройдите несколько онлайн-тестов.
Поделиться